г. Казань |
|
23 августа 2017 г. |
Дело N А65-26434/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 августа 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Карповой В.А.,
судей Ананьева Р.В., Муравьева С.Ю.,
при участии представителей:
заявителя - Соловьева Ю.А. (доверенность от 26.10.2016),
заинтересованного лица - Абзаловой Ф.Ф. (доверенность от 09.01.2017),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Челны Медиа Холдинг"
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2017 (председательствующий судья Филиппова Е.Г., судьи Кувшинов В.Е., Драгоценнова И.С.)
по делу N А65-26434/2016
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Челны Медиа Холдинг", Республика Татарстан, г. Набережные Челны (ОГРН 1041616009930, ИНН 1650114374) к Набережночелнинскому отделу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г.Набережные Челны, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г.Казань, о признании незаконным решения от 13.09.2016 N 16/099/005/2016-7867 об отказе государственной регистрации,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Челны Медиа Холдинг" (далее - ООО "Челны Медиа Холдинг", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Набережночелнинскому отделу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (далее - Управление Росреестра по РТ) о признании незаконным решения от 13.09.2016 N 16/099/005/2016-7867 об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости завершенного строительства - караульное помещение, назначение: нежилое, количество этажей - 2, площадь: 33,1 кв. м, расположенное по адресу: Республика Татарстан, г. Набережные Челны, проспект Автозаводский, 25 микрорайон, кадастровый N 16:52:020701:3427.
Определением суда от 12.12.2016 на основании статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле привлечен соответчик Управление Росреестра по РТ.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 22.03.2017 заявление удовлетворено, решение Управления Росреестра по РТ об отказе в государственной регистрации права собственности на караульное помещение с кадастровым номером 16:52:020701:3427 от 13.09.2016 N 16/099/005/2016-7867 признано незаконным. На Управление Росреестра по РТ возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Челны Медиа Холдинг".
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2017 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 22.03.2017 отменено. Принят новый судебный акт. В удовлетворении заявления ООО "Челны Медиа Холдинг" отказано.
В кассационной жалобе ООО "Челны Медиа Холдинг" просит постановление апелляционной инстанции от 31.05.2017 отменить, решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 22.03.2017 оставить в силе, по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела и установлено судом, постановлением администрации города Набережные Челны от 02.07.1999 N 670 обществу с ограниченной ответственностью РСУ "Катарус" (далее - ООО РСУ "Катарус") предоставлен в аренду сроком на 3 года земельный участок площадью 0,4123 га под платную стоянку на 25 микрорайоне по Автозаводскому проспекту (л.д.27).
Между администрацией города Набережные Челны и ООО РСУ "Катарус" был заключен договор на аренду земли от 20.09.1999 N 429, которым ООО "РСУ "Катарус" предоставлен в аренду земельный участок общей площадью 0,4123 для автостоянки сроком на 3 года (л.д.25-26).
В последующем, между администрацией города Набережные Челны и ООО "РСУ "Катарус" был заключен договор на аренду земли от 05.06.2002 N 633, которым ООО "РСУ "Катарус" предоставлен в аренду земельный участок общей площадью 0,4123 для платной автостоянки сроком на 3 года (л.д.25-26).
Управлением государственного архитектурно-строительного надзора ООО РСУ "Катарус" 24.09.1999 выдано разрешение N 6 на производство строительно-монтажных работ по автостоянкам в 22 микрорайоне по проспекту Мира и в 25 микрорайоне по Автозаводскому проспекту (л.д.55).
Актом Управления государственного архитектурно-строительного надзора от 13.06.2001 принят законченный строительством объект - открытая автостоянка, состоящая из земельного участка площадью 0,4423 кв. м и караульного помещения площадью 33,1 кв. м, согласно которому эксплуатационной организацией является общество с ограниченной ответственностью "Чачкале" (л.д.57- 60).
По договору субаренды земельного участка от 03.05.2001 ООО РСУ "Катарус" сдал потребительскому автостояночному кооперативу "Чачкале" земельный участок по договору на аренду земли от 20.09.1999 N 429, общей площадью 0,4123 га, расположенный в комплексе по Автозаводскому проспекту, поскольку ООО "Чачкале" выдана лицензия на организацию платных стоянок, хранения и парковки автотранспортных средств. Из выписки из Единого государственного реестра юридического лица от 22.06.2006 N 05-14/103 следует, что 15.11.2005 ООО РСУ "Катарус" прекратило деятельность путем реорганизации в форме присоединения к ООО "Челны Медиа Холдинг" (л.д.28-29).
ООО "Челны Медиа Холдинг" 28.07.2016 обратилось в Управление Росреестра по РТ с заявлением о государственной регистрации права собственности на нежилое здание, общей площадью 33,1 кв. м, расположенное по адресу: Республика Татарстан, г. Набережные Челны, проспект Автозаводский 25 микрорайон.
Уведомлением от 09.08.2016 N 16/099/005/2016-7867 Управление Росреестра по РТ приостановило государственную регистрацию. Сообщением от 13.09.2016 N 16/099/005/2016-7867 Управление Росреестра по РТ отказало в государственной регистрации права собственности, сославшись на пункт 1 статьи 16, статью 25 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ, Закон о регистрации), в связи с отсутствием права на земельный участок, на котором расположено караульное помещение; несоблюдением порядка введения данного объекта недвижимости в эксплуатацию; отсутствием подлинника договора аренды.
Отказ в регистрации явился основанием для обращения в суд с вышеуказанными требованиями.
Проверив законность оспариваемого судебного акта, коллегия кассационной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения ввиду следующих обстоятельств.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 16 Федерального закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, к которому должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Основаниями для государственной регистрации являются, в частности, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объекта недвижимого имущества на момент совершения сделки, иные акты передачи прав на недвижимое имущество заявителю от прежнего правообладателя в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент передачи, иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав (статья 17 Федерального закона N 122-ФЗ).
В статье 20 Федерального закона N 122-ФЗ содержится перечень оснований для отказа в государственной регистрации прав.
В частности, в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если: правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Согласно пункту 1 статьи 25 Федерального закона N 122-ФЗ право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения.
Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если на основании данного документа ранее было зарегистрировано право заявителя (право лица, представителем которого является заявитель, если документы на государственную регистрацию представлены представителем) на указанный земельный участок в установленном настоящим Федеральным законом порядке. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения, запрашивается органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в органе, выдавшем такое разрешение, при условии, что заявитель не представил такое разрешение по собственной инициативе.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции мотивировал тем, что на государственную регистрацию заявитель был обязан представить правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен объект недвижимого имущества, а также разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Такой правоустанавливающий документ на земельный участок заявитель не представил. Представленный заявителем договор на аренду земли от 20.09.1999 N 429 заключен между администрацией города Набережные Челны и ООО РСУ "Катарус", согласно которому ООО РСУ "Катарус" администрация сдала в аренду земельный участок общей площадью 4123 кв. м, расположенный: Автозаводский пр-т, 25 микрорайон, сроком на три года.
При этом в пункте 4.2 договора указано, что арендатор обязан после окончания срока действия договора предать участок арендодателю в состоянии и качестве не хуже первоначального.
По утверждению регистрирующего органа, на государственную регистрацию в Набережночелипский отдел Управления Росреестра не был представлен подлинник договора аренды, что заявителем не опровергнуто.
Суд первой инстанции необоснованно принял во внимание в качестве документа о вводе эксплуатацию акт приемки законченного строительством объекта от 13.06.2001, поскольку из него невозможно установить факт строительства объекта недвижимого имущества (караульного помещения) и его характеристики, в том числе этажность. В качестве объекта строительства указана автостоянка для легкового автотранспорта.
Между тем разрешение на строительство автостоянки от 22.09.1999 N 6 не содержит сведений о строительстве каких-либо зданий на территории автостоянки.
Согласно акту приемки законченного строительством объекта от 13.06.2001 общая площадь КПП - 33,1 кв. м. Однако согласно техническому паспорту на здание автостоянки его площадь составляет 42,4 кв. м (1 этаж - 22, 4 кв. м, 2 этаж - 20,0 кв. м). При этом в техническом паспорте указано: площадь земельного участка по документам - 4123 кв. м., фактически - 4400 кв. м.
Согласно пункту 1 Временного положения по приемке законченным строительством объектов (приложение к письму Госстроя России от 09.07.1993 N БЕ-19-11/13) (далее - Временное положение) настоящее Временное положение распространяется на объекты строительства производственного и жилищно-гражданского назначения всех форм собственности, осуществляемого в соответствии с Законом "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" и другими законодательными актами Российской Федерации, и устанавливает порядок приемки объектов после окончания строительства, включая реконструкцию, расширение и техническое перевооружение.
Исходя из пункта 5 Временного положения исполнитель работ предъявляет к приемке объект (очередь, пусковой комплекс, здание, сооружение) после завершения всех предусмотренных договором подряда работ по объекту (очереди, комплексу и т.д.) в соответствии с проектом на строительство. В пункте 6 Временного положения указано, что органы государственного надзора в течение 15 дней после письменного обращения заказчика (или по его поручению исполнителя работ) дают заключение о соответствии предъявляемого к приемке объекта утвержденному проекту. Такое заключение заявителем в материалы дела не представлено.
Представленный в материалы дела акт приемки в эксплуатацию (т.1 л.д.107, 108) не отвечает требованиям законодательства. В частности, имеется согласование только с органом Госархстройнадзора и отсутствуют согласования с другими органами надзора, которым этот объект подконтролен. Не представлено заключение органа государственного надзора о соответствии предъявляемого к приемке объекта утвержденному проекту. Акт по форме хотя и соответствует требованиям, изложенным в приложении N 1 Временного положения, однако в нем отсутствуют сведения о том, кто принимал участие в строительстве (пункт 3), заключение органа государственной вневедомственной экспертизы (пункт 6).
Также отсутствуют приложения к акту в соответствии с приложением N 2 Временного положения, которые являются неотъемлемой составной частью акта, на что прямо указано в пункте 14 акта.
Между тем следует отметить, что функциональное назначения караульного помещения позволяет квалифицировать его в качестве строения вспомогательного использования.
Согласно представленного акта, приемка объекта проводилась как сложной вещи - автостоянки, на регистрацию заявлено караульное помещение КПП - вспомогательная вещь, которое не имеет самостоятельного функционального значения и не может существовать в обороте отдельно от основной вещи автостоянки.
Согласно статье 135 Гражданского кодекса Российской Федерации вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной, вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежность), следует судьбе главной вещи, если договором не предусмотрено иное.
Представленные на регистрацию документы подтверждают, что спорный объект КПП не имеет самостоятельного практического значения и предназначен исключительно для обеспечения деятельности главной вещи - автостоянки.
Исходя из определения и функционального назначения данное сооружение носит вспомогательный характер и не может быть использовано при отсутствии автостоянки, для обслуживания которой оно предназначено.
В связи с отсутствием у караульного помещения качеств самостоятельного объекта недвижимости право собственности на него не подлежит регистрации независимо от его физических характеристик и наличия отдельных элементов, обеспечивающих прочную связь этого сооружения с соответствующим земельным участком.
Так как караульное помещение не имеет самостоятельного хозяйственного назначения, не является отдельным объектом гражданского оборота, выполняя лишь обслуживающую функцию по отношению к соответствующему земельному участку и находящейся на нем автостоянки, выводы суда апелляционной инстанции о правомерном отказе в регистрации права собственности на караульное помещение являются обоснованными.
Данные правовые подходы определены и в определении Верховного Суда Российской Федерации от 18.11.2014 N 310-КГ14-4639.
Оставляя обжалуемый судебный акт без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, суд кассационной инстанции, исходит из того, что фактические обстоятельства установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств; оснований полагать, что выводы апелляционного суда о применении нормы права применительно к установленным ими по данному делу фактическим обстоятельствам ошибочны, не усматривается, земельный участок под строительство не предоставлялся.
Приведенные в кассационной жалобе доводы противоречат приведенным правовым нормам и не опровергают вывода суда апелляционной инстанции, свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами.
Иных доводов, являющихся в соответствии со статьей 288 АПК РФ основанием для отмены либо изменения обжалованного судебного акта, из кассационной жалобы также не усматривается.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2017 по делу N А65-26434/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Председательствующий судья |
В.А. Карпова |
Судьи |
Р.В. Ананьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 1 Временного положения по приемке законченным строительством объектов (приложение к письму Госстроя России от 09.07.1993 N БЕ-19-11/13) (далее - Временное положение) настоящее Временное положение распространяется на объекты строительства производственного и жилищно-гражданского назначения всех форм собственности, осуществляемого в соответствии с Законом "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" и другими законодательными актами Российской Федерации, и устанавливает порядок приемки объектов после окончания строительства, включая реконструкцию, расширение и техническое перевооружение.
Исходя из пункта 5 Временного положения исполнитель работ предъявляет к приемке объект (очередь, пусковой комплекс, здание, сооружение) после завершения всех предусмотренных договором подряда работ по объекту (очереди, комплексу и т.д.) в соответствии с проектом на строительство. В пункте 6 Временного положения указано, что органы государственного надзора в течение 15 дней после письменного обращения заказчика (или по его поручению исполнителя работ) дают заключение о соответствии предъявляемого к приемке объекта утвержденному проекту. Такое заключение заявителем в материалы дела не представлено.
...
Согласно статье 135 Гражданского кодекса Российской Федерации вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной, вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежность), следует судьбе главной вещи, если договором не предусмотрено иное."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 23 августа 2017 г. N Ф06-24047/17 по делу N А65-26434/2016