г. Казань |
|
28 августа 2017 г. |
Дело N А06-9331/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 августа 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Мосунова С.В., Савкиной М.А.,
при участии представителя:
заявителя - Мартыновой В.Р. (доверенность от 25.07.2017 N 01-08-01-1221),
в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Астраханской области
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 22.02.2017 (судья Аюпова А.Н.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2017 (председательствующий судья Веряскина С.Г., судьи Акимова М.А., Кузьмичев С.А.)
по делу N А06-9331/2016
по заявлению Управления образования администрации муниципального образования "Город Астрахань" к Министерству финансов Астраханской области (г. Астрахань) о признании недействительными разделов 2 и 4 представления от 07.10.2016 N 02-02-32-346-27, заинтересованные лица: Министерство образования и науки Астраханской области, г. Астрахань, Финансово-казначейское управление администрации г. Астрахани, г. Астрахань,
УСТАНОВИЛ:
Управление образования администрации муниципального образования "Город Астрахань" (далее - Управление образования) обратилось в арбитражный суд Астраханской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительными разделов 2, 4 представления Министерства финансов Астраханской области (далее - Министерство финансов) от 07.10.2016 N 02-02-32-346-27.
Решением арбитражного суда Астраханской области от 22.02.2017, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2017 заявленные требования в части выводов, изложенных в разделах 2, 4 удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Министерство финансов обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные отменить, принять по делу новый судебный акт, признав законными разделы 2, 4 представления.
В предоставленном отзыве на кассационную жалобу Управление образования просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, поскольку считает их законными и обоснованными.
Представитель Управления образования, явившийся в судебное заседание, поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, просил отменить обжалуемые судебные акты.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 АПК РФ не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, считает кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Предметом судебных разбирательств в суде первой инстанции, апелляционном суде явилось законность и обоснованность представления Министерства финансов от 07.01.2016 N 02-02-32-346-27, вынесенное по результатам плановой выездной проверки, проходившей в период с 22.06.2016 по 02.08.2016 по вопросу соблюдения целей и условий предоставления межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджета Астраханской области, в том числе, на реализацию комплексных программ поддержки развития дошкольных образовательных учреждений муниципального образования "Город Астрахань" в 2015 году.
Удовлетворяя заявленные Управлением образования требования, суды нижестоящих инстанций, руководствуясь частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ, статьей 34, пунктами 1, 3 статьи 139, статьями 289, 306.1, 306.4, 306.8 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), Постановлением Правительства Астраханской области от 27.07.2010 N 324-П, Постановлением Правительства Астраханской области от 25.09.2014 N 402-П, Постановлением администрации города Астрахани от 08.02.2013 N 1003, Решением Городской Думы муниципального образования "Город Астрахань" от 04.12.2014 N 231, Решением Городской Думы муниципального образования "Город Астрахань" от 28.12.2015 N 71 об утверждении бюджета муниципального образования "Город Астрахань", пунктом 2.1.24 Положения о финансово-казначейском управлении администрации муниципального образования "Город Астрахань", утвержденного Решением Городской Думы муниципального образования "Город Астрахань" от 18.06.2015 N 44, а также соглашением Министерства образования и науки Астраханской области и муниципального образования "Город Астрахань" N 53 и N 106, пришли к выводу о том, что оспоренные разделы представления Министерства финансов от 07.10.2016 N 02-02-32-346-27 не отвечают требованиям действующего законодательства Российской Федерации и незаконно возлагают на Управление образования обязанности по принятию мер по недопущению в дальнейшем нарушений бюджетного законодательства.
Суды указали, что Министерством финансов в нарушение пункта 5 статьи 200 АПК РФ не представлено достаточных доказательств, свидетельствующих о допущенных Управлением образования нарушениях, а именно: не доказан ни факт нецелевого использования бюджетных средств, ни нарушение условий, предусмотренных Соглашениями N 53 и N 106.
Судебная коллегия кассационной инстанции соглашается с правовой позицией судов ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, пунктами 2, 4 оспариваемого представления Управлению образования вменяется нарушение статьи 306.8 БК РФ, выразившееся в нарушении пункта 1.4 Соглашения N 53 о предоставлении субсидий из бюджета Астраханской области на софинансирование расходов по организации одноразового горячего питания для обучающихся 1 - 4 классов и пункта 1.4 Соглашения N 106 о предоставлении субсидий из бюджета Астраханской области на софинансирование расходов по ремонту, капитальному ремонту зданий, сооружений, помещений и приобретению оборудования для оснащения образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования, включенных в перечень объектов ввода мест, создаваемых в рамках модернизации региональных систем дошкольного образования.
Рассматривая спор, суды, проанализировав пункт 5 приложения N 3 к государственной программе, утвержденной Постановлением Правительства Астраханской области от 27.07.2010 N 324-П, в которой содержатся критерии предоставления субсидий, пришли к правомерному выводу о соблюдении Управлением образования всех условий предоставления межбюджетных трансферов.
Судами установлено, что во исполнение обязанности по софинансированию указанных по делу программ, муниципального образования "Город Астрахань" из местного бюджета направляло на питание начальных классов 31 958 078 руб. Данные сведения содержатся в приложении N 3 об отчете исполнения расходов к Решению Городской Думы муниципального образования "Город Астрахань" от 19.05.2016 N 55.
Во исполнение пункта 3.2 Соглашения муниципального образования "Город Астрахань" остаток неиспользованных средств субсидии в размере 3 558 678, 94 руб. возвращен заявкой от 14.01.2016 N 3 в бюджет Астраханской области.
Кроме того, в материалах дела содержится письмо Управления образования с отчетом, направленное в адрес Министерства образования о достижении показателей результативности использования субсидии муниципального образования "Город Астрахань", согласно которому доля детей, получивших горячее питание за счет софинансирования от общего числа обучающихся 1-4 классов, составила 100 %.
Указанные обстоятельства также были предметом проверки Министерства Финансов и Министерства образования, однако каких-либо нарушений выявлено не было, поскольку письмом от 26.08.2016 N 06-6543 Министерство образования подтвердило, что Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Астраханской области в ходе выездной проверки целевого использования субсидий из федерального бюджета не было выявлено нарушений условий предоставления и использования субсидий из бюджета Российской Федерации, а также условий, целей и порядка предоставления субсидии муниципального образования "Город Астрахань".
В соответствии со статьей 289 БК РФ нецелевое использование бюджетных средств - это направление и использование их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
Статьей 34 БК РФ установлен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках предоставленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
В соответствии с пунктом 23 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.
Таким образом, конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.
Между тем, Министерством финансов в нарушении части 1 статьи 65 АПК РФ не представлено бесспорных доказательств вменяемых Управлению образования о нарушении им норм бюджетного законодательства, в связи с чем суды обоснованно признали пункты 2 и 4 представления от 07.10.2016 N 02-02-32-346-27 недействительными.
Кроме того, приведенные Министерством образования доводы были предметом рассмотрения в суде первой и апелляционной инстанций, им была дана надлежащая правовая оценка.
В соответствии со статьей 286 АПК РФ в полномочия суда кассационной инстанции не входит переоценка имеющихся в деле доказательств и установление обстоятельств, отличных от установленных судами первой и апелляционной инстанций, в связи с чем доводы кассационной жалобы подлежат отклонению.
При таких обстоятельствах по результатам рассмотрения кассационной жалобы не установлено предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены судебных актов, в силу чего решение Арбитражного суда Астраханской области и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Кодекса подлежат оставлению без изменения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 22.02.2017 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2017 по делу N А06-9331/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
С.В. Мосунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 28 августа 2017 г. N Ф06-23498/17 по делу N А06-9331/2016