г. Казань |
|
29 августа 2017 г. |
Дело N А06-7560/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 августа 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Вильданова Р.А.,
судей Плотникова Д.О., Хакимова И.А.,
в отсутствие:
истца - извещен надлежащим образом,
ответчиков - извещены надлежащим образом,
третьих лица - извещены надлежащим образом,
заинтересованного лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Дорожное ремонтно -строительное предприятие "Лиманское" и общества с ограниченной ответственностью "АВТ-Дорстрой"
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 22.02.2017 (судья Колмакова Н.Н.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2017 (председательствующий судья Камерилова В.А., судьи Телегина Т.Н., Цуцкова М.Г.)
по делу N А06-7560/2015
по иску Федерального казенного учреждения "Управление Федеральных автомобильных дорог "Каспий" Федерального дорожного агентства" к обществу с ограниченной ответственностью "АВТ-Дорстрой", ООО ДРСП "Лиманское", третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: ЗАО "ТРЕСТ КАМДОРСТРОЙ", ФКУ "Управление Федеральных автомобильных дорог "Азов" Федерального дорожного агентства", временный управляющий ООО "АВТ-Дорстрой" Клочков А.Л., об обязании произвести гарантийный ремонт,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение "Управление Федеральных автомобильных дорог "Каспий" Федерального дорожного агентства" (далее -истец, ФКУ "УФАД "Каспий" ФДА) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "АВТ -Дорстрой" (далее - ответчик, ООО "АВТ -Дорстрой") об обязании в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу произвести гарантийный ремонт автомобильной дороги А-153 Астрахань-Кочубей-Кизляр-Махачкала на участке Лиман - граница Республики Калмыкия, Астраханская область в границах км 105+97 - км 133+797,53, а именно устранить следующие дефекты:
- поперечную трещину на а/б покрытии на всю ширину проезжей части (106+152);
- поперечную трещину на а/б покрытии на всю ширину проезжей части (106+767);
- разрушение кромки обочины укрепленной а/б покрытием (107+037, 107+148, 107+308, 107+378, 107+383);
- просадку укрепленной а/6 покрытием обочины (107+168, 107+255 -107+263, 107+273 - 107+287, 107+300 - 107+321, 107+346-107+361, 107+417 -107+425, 107+570-107+582);
- поперечную трещину на а/6 покрытии на всю ширину проезжей части (107+663);
- поперечную трещину на а/6 покрытии на всю ширину проезжей части (107+895);
- продольную трещину на а/б покрытии на кромке проезжей части (108+175-108+314);
- поперечную трещину на а/б покрытии на 1/2 ширину проезжей части (108+341);
- продольную трещину на а/б покрытии на кромке проезжей части (108+566- 108+667);
- продольную трещину на а/б покрытии на кромке проезжей части (108+723 - 108+730);
- просадку укрепленной а/б покрытием обочины (109+503 -109+519);
- просадку а/б покрытия у туалета (109+816);
- деформацию бортового камня (ПО);
- поперечную трещину на а/б покрытии на всю ширину проезжей части (110+293);
- поперечную трещину на а/б покрытии на 1/2 ширину проезжей части (110+745);
- просадку а/б покрытия тротуара (111+949);
- поперечную трещину на а/б покрытии на 1/2 ширину проезжей части (113+496);
- просадку укрепленной а/б покрытием (115+046);
- просадку водоприемного колодца с решеткой (115+117);
- просадку водоприемного колодца с решеткой (115+213);
- просадку водоприемного колодца с решеткой (115+379);
- просадку водоприемного колодца с решеткой (115+696)
- поперечную трещину на а/б покрытии на 1/2 ширину проезжей части (121+012);
- поперечную трещину на а/б покрытии на всю ширину проезжей части (121 +143);
- поперечную трещину на а/б покрытии на всю ширину проезжей части (121 +234);
- просадку укрепленной а/б покрытием (0+174-0+254);
- просадку укрепленной а/б покрытием (0+210-0+345);
- просадку укрепленной а/б покрытием (0+363-0+399, 0+420-0+475);
- поперечную трещину на а/б покрытии на 1/2 ширину проезжей части (0+713 (до путепровода);
- поперечную трещину на а/б покрытии на всю ширину проезжей части (0+740,0+835, 1+029 (после путепровода);
- поперечную трещину на а/б покрытии на всю ширину проезжей части (0+208);
- просадку укрепленной а/б покрытием (0+208, 0+225-0+242);
- просадку укрепленной а/б покрытием (0+245-0+251);
а также к ООО "ДРСП "Лиманское" об обязании в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу произвести гарантийный ремонт на участке автомобильной дороги А-153 Астрахань-Кочубей-Кизляр-Махачкала км 106 - км 121, а именно устранить следующие дефекты:
- разрушение кромки обочины укрепленной а/б покрытием (106+399);
- просадку укрепленной а/б покрытием (106+250-106+360, 106+399, 106+645);
- промоины у основания опоры освещения (108+136);
- промоины в откосах земполотна в районе лотка (0+365, 0+475-0+492, 0+562-0+663, 0+736-0+740, 0+789-0+796, 0+838-0+980 (до путепровода);
- просадку укрепленной а/б покрытием обочин (106+839);
- размыв обочины (106+863);
- промоины под ж/б лотками (113+650);
- промоины под ж/б лотками (113+720);
- промоины под ж/б лотками (113+791);
- промоины под ж/б лотками (113+862);
- промоины под ж/б лотками (113+933);
- промоины под ж/б лотками (114+002);
- промоины под ж/б лотками (114+025);
- промоины под ж/б лотками (114+059);
- промоины под ж/б лотками (01+214, 01+390);
- промоины под ж/б лотками (0+136, 0+257);
- промоины под ж/б лотками (0+380, 0+558);
- промоины в откосах земполотна (114+067);
-промоины в откосах земполотна (114+253).
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 22.02.2017, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2017, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ООО "ДРСП "Лиманское" и ООО "АВТ-Дорстрой" обратились в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационными жалобами, в которых просят их отменить.
По мнению ООО "ДРСП "Лиманское", заключение экспертизы является недостоверным; наличие дефектов является прямым следствием нормального износа незавершенных строительством водоотводных сооружений и его частей.
По мнению ООО "АВТ-Дорстрой", заключение экспертизы является недопустимым доказательством; дефекты образовались вследствие обстоятельств непреодолимой силы; истец не представил информацию об организации, производившей работы по содержанию автомобильной дороги.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, проверив в соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалоб.
Как следует из материалов дела, между Федеральным казенным учреждением "Федеральное управление автомобильных дорог "Северный Кавказ" Федерального дорожного агентства" (ФКУ "Севкавуправтодор") и ООО "АВТ-Дорстрой" заключен государственный контракт от 04.12.2012 N 2 -СТР-12 на ликвидацию грунтовых разрывов на сети автомобильных дорог федерального значения. Строительство автомобильной дороги А-153 Астрахань - Кочубей - Кизляр - Махачкала на участке Лиман - граница Республики Калмыкия, Астраханская область (далее - Контракт).
Согласно распоряжению Федерального агентства от 29.12.2014 N 2648-Р "О прекращении права оперативного управления ФКУ Унрдор "Азов" на объекты Федерального недвижимого имущества и закреплении их в оперативном управлении ФКУ Упрдор "Каспий" автомобильной дорогой А-153 в (настоящее время Р - 215)" право оперативного управления, а также все права и обязательства по вышеуказанному государственному контракту переданы ФКУ Упрдор "Каспий". Соглашением от 24.07.2015 право гарантийного требования так же передано ФКУ Упрдор "Каспий".
Работы по контракту выполнялись ООО "АВТ-Дорстрой" в 2013 -2014 годах.
14 ноября 2013 года принят в эксплуатацию первый этап, 05.06.2014 принят в эксплуатацию второй этап, работы были выполнены и оплачены в полном объеме, замечания по качеству выполненных работ отсутствовали.
12 сентября 2014 года в районе принятой в эксплуатацию автомобильной дороги А-153 "Астрахань - Кочубей - Кизляр - Махачкала" выпали сверхнормативные ливневые осадки. Это факт указан в справке Астраханского ЦГМС N 10-05/915 от 03.06.2015 и признается (упоминается) в документах сторон. В справке N 10-05/915 от 03.06.2015 зафиксировано 5 кратное превышение месячной нормы осадков. Указанные природные воздействия по отношению в дороге, как к сооружению, могут быть признаны форс - мажорными обстоятельствами. Повреждения получил участок автодороги в границах км 106 - км 121.
Участок автодороги в границах км 107 - км 134 повреждений не получил и восстановительные работы после проливных ливней там не выполнялись.
15 сентября 2014 года составлен комиссионный Акт обследования объекта "Строительство автомобильной дороги А-153 "Астрахань - Кочубей - Кизляр - Махачкала" на участке Лиман - граница Республики Калмыкия, Астраханская область" км 106 - км 121, введенного в 2014 г. после обильного выпадения атмосферных осадков в виде дождя 12.09.2014. К акту прилагается ведомость дефектов, выявленных комиссией на 1 листе. 18.09.2014 представителями ФКУ Упрдор "Азов", Астраханского филиала ФКУ Упрдор "Азов, ООО "ПСФ "ДОРПРОЕКТ", ООО "АВТ-Дорстрой", ЗАО "Трест Камдорстрой" и ЗАО "Лиманская ПМК" составлен комиссионный Акт обследование автомобильной дороги А-153 "Астрахань -Кочубей - Кизляр - Махачкала" на участке Лиман - граница Республики Калмыкия, Астраханская область" (км 106 - км 121) после выпадения атмосферных осадков в виде проливного дождя 12.09.2014. Комиссия составила также ведомость объемов работ по ликвидации выявленных разрушений и сметный расчет стоимости. При этом представитель ЗАО "Трест Камдорстрой" отразил в Акте особое мнение, что причиной указанных в акте дефектов является то, что принятые решения не рассчитаны на единовременный отвод воды в объеме выпавших осадков, значительно превышающие расчетные значения, а дефекты образовались в результате обстоятельств непреодолимых сил.".
В материалах дела имеются Положительные заключения проектной документации.
25 ноября 2014 года составлен комиссионный Акт дополнительного обследования участка автомобильной дороги "Астрахань - Кочубей - Кизляр - Махачкала" на участке Лиман - граница Республики Калмыкия, Астраханская область" (км 106 - км 121).
Комиссия установила необходимость включения в проектную документацию дополнительных объемов работ из пяти пунктов, связанных с улучшением отвода поверхностных вод на автомобильной дороге.
Однако указанные дополнительные объемы работ не были включены в проектную документацию.
Из материалов дела следует, что работы по восстановлению поврежденных осадками участков дороги после ливневого дождя, который прошел 12.09.2014, выполнялись ООО "ДРСП "Лиманское" в декабре 2014 на дороге Р-215 "Астрахань - Кочубей - Кизляр - Махачкала" км 106 --км 121 на основании государственного контракта от 16.12.2014 N 1 -ВР -14.
В силу пункта 8.2 контракта подрядчик принял обязательства обеспечить качество выполнения всех работ в соответствии с проектом, проектом производства работ, перечнем нормативно-технической документации, обязательной при выполнении дорожных работ.
В пунктах 10.1 контракта предусмотрено, что гарантии качества распространяются на все конструктивные элементы и работы, выполненные подрядчиком.
Стоимость работ по государственному контракту от 16.12.2014 N 1-ВР-14 составляла 7 053 066 руб. 09 коп.
Фактически работы были выполнены и оплачены на сумму 5 931 292 руб. 75 коп.
В связи с наличием недостатков выполненных работ составлен акт от 15.05.2015 с двумя дефектными ведомостями N 1-1 и N 2-1. Согласно акту на указанном участке автодороги выявлено наличие многочисленных размывов и промоин обочин и откосов земляного полотна, просадки асфальтобетонного покрытия, поперечные и продольные трещины покрытия, просадки укрепленных обочин, разрушение и просадка водоотводных лотков, многочисленные повреждения искусственных сооружений.
Комиссией предлагалось решение о том, что согласно гарантийным обязательствам заключенного государственного контракта от 04.12.2012 N 2-СТР-12 ООО "АВТ-Дорстрой" необходимо устранить вышеуказанные дефекты за счет собственных средств в срок до 16.06.2015. Комиссией составлено подробное описание дефектов в прилагаемых двух дефектных ведомостях с привязкой их к местоположению и выборочной фотофиксацией.
Ведомости дефектов к акту подписаны только представителем ФКУ Упродор "Каспий".
В адрес ООО "АВТ-Дорстрой" 28.05.2015 направлена претензия с требованием в срок до 16.06.2015 устранить в рамках гарантийного срока указанные повреждения автодороги.
Невыполнение указанных в претензии требований послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Разрешая возникший спор, судебные инстанции руководствовались положениями статей 716, 720, 721, 722, 723, 755, 766 Гражданского кодекса Российской Федерации, и исходили из следующего.
С момента заключения контракта и до окончания выполнения работ ООО "ДРСП" Лиманское" не обращалось к заказчику с предупреждением об обстоятельствах, указанных в пункте 1 статьи 716 ГК РФ и пункте 8.14 контракта от 16.12.2014 N 1-ВР-14.
Соглашением от 31.12.2014 стороны расторгли государственный контракт N 1 -BP-14 на выполнение восстановительных работ на автомобильной дороге Р-215 "Астрахань-Кочубей-Кизляр-Махачкала км 106 - км 121 в Астраханской области.
Пунктом 3 соглашения от 31.12.2014 предусмотрено, что прекращение действия контракта по соглашению сторон не освобождает стороны от ответственности за нарушения, если таковые имели место при заключении или исполнении контракта.
Проведенной по делу строительно-технической экспертизой определены дефекты, согласно ведомостям объемов работ N 1-1 и 2-1 к дефектной ведомости с указанием их наименования и количества, что отражено в приложениях N 1, N 2 к заключению, установлены причины образования дефектов, указанных в ведомостях объемов работ N 1-1 и 2-1 к дефектной ведомости, установлены виды работ, необходимые к выполнению по гарантийному обязательству для приведения объекта строительства в соответствие с проектно-сметной документацией, СНИПами, ГОСТами.
Обязанности по устранению дефектов по гарантийным обязательствам согласно заключению экспертов должны взять на себя ООО "АВТ -Дорстрой" (по государственному контракту N 2-СТР-12 от 04.12.2012), ООО ДРСП "Лиманское" (по контракту N 1-ВР-14 от 16.12.2014), согласно приложениям N 1, N 2 заключения. Причины образования и гарантийные сроки устранения дефектов на автомобильной дороге отражены в приложениях N 3, N 4 заключения.
Экспертное заключение признано допустимым доказательством по делу.
Ходатайств о проведении дополнительной экспертизы сторонами не заявлялось.
Поскольку доказательства, подтверждающие, что выполненные работы являются качественными, ответчиками не представлены, подрядчики обязаны исполнить свои гарантийные обязательства.
Также отсутствуют доказательства отсутствия вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства ответчиками.
Таким образом, суды пришли к выводу о том, что в материалах дела имеются все необходимые доказательства, подтверждающие наличие совокупности условий, необходимых для обязания ответчиков произвести гарантийный ремонт.
Суд кассационной инстанции считает указанные выводы судов не противоречащими фактическим обстоятельствам дела и примененным нормам права.
Доводы заявителей кассационных жалоб, в том числе о недостоверности заключения судебной экспертизы, и иные являлись предметом исследования судов и получили надлежащую правовую оценку, они не опровергают их выводов и не свидетельствуют о нарушении норм права, а направлены на переоценку исследованных судами доказательств, что в силу статьи 286 АПК РФ, определяющей пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не входит в полномочия окружного суда.
В связи с рассмотрением настоящей кассационной жалобы с ООО "АВТ -Дорстрой" подлежит взысканию государственная пошлина, поскольку при подаче жалобы судом была предоставлена отсрочка по ее уплате.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 22.02.2017 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2017 по делу N А06-7560/2015 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "АВТ -Дорстрой" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 3000 рублей по кассационной жалобе.
Арбитражному суду Астраханской области выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Р.А. Вильданов |
Судьи |
Д.О. Плотников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Разрешая возникший спор, судебные инстанции руководствовались положениями статей 716, 720, 721, 722, 723, 755, 766 Гражданского кодекса Российской Федерации, и исходили из следующего.
С момента заключения контракта и до окончания выполнения работ ООО "ДРСП" Лиманское" не обращалось к заказчику с предупреждением об обстоятельствах, указанных в пункте 1 статьи 716 ГК РФ и пункте 8.14 контракта от 16.12.2014 N 1-ВР-14."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 29 августа 2017 г. N Ф06-23739/17 по делу N А06-7560/2015