г. Казань |
|
05 сентября 2017 г. |
Дело N А06-9044/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 сентября 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ольховикова А.Н.,
судей Егоровой М.В., Мухаметшина Р.Р.,
при участии представителей:
заявителя - Яловенко С.Н., доверенность от 05.07.2017,
ответчика - Нургалиева Т.Р., доверенность от 23.01.2017 N 10,
в отсутствие:
третьих лиц - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области "Областная клиническая психиатрическая больница"
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 25.01.2017 (судья Шарипов Ю.Р.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2017 (председательствующий судья Акимова М.А., судьи Александрова Л.Б., Веряскина С.Г.)
по делу N А06-9044/2016
по заявлению государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области "Областная клиническая психиатрическая больница" (г. Астрахань, ОГРН 1023000871453, ИНН 3015044944) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (г. Астрахань, ИНН 3015011410, ОГРН 1023000863390), третьи лица: саморегулируемая организация союз предприятий безопасности "Партнерство" (г. Астрахань, ОГРН 1103000000333, ИНН 3017063318), общество с ограниченной ответственностью охранное агентство "Аргус" (г. Астрахань, ОГРН 1033000810072, ИНН 3018017900) о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Астраханской области обратилось государственное бюджетное учреждение здравоохранения Астраханской области "Областная клиническая психиатрическая больница" (далее - Учреждение, ГБУЗ АО "Областная клиническая психиатрическая больница") с заявлением о признании незаконным решения комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - антимонопольный орган, УФАС России по Астраханской области) от 02.08.2016 по делу N 125-К-03-15, прекращении производства по делу о нарушении антимонопольного законодательства.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 25.01.2017, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2017, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ГБУЗ АО "Областная клиническая психиатрическая больница" обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Астраханской области от 25.01.2017 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2017 по делу N А06-9044/2016 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом извещены.
В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), жалоба рассматривается в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителей сторон, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, 02.08.2016 УФАС России по Астраханской области вынесено решение по делу N 125-К-03-15 о признании Учреждения нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) путём установления цен на платные услуги медицинского освидетельствования врачебной комиссией (включающего освидетельствование врачом-психиатром) пациента для выдачи или продления лицензии на право приобретения (хранения) оружия, а также нарушения порядка ценообразования на платную услугу ежегодного медицинского освидетельствования врачебной комиссией (включающего освидетельствование врачом-психиатром) пациента на наличие или отсутствие заболеваний, препятствующих исполнению обязанностей частного охранника.
Заявителю выдано предписание о прекращении нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в части установления цен на платные услуги медицинского освидетельствования граждан (включающего освидетельствование врачом-психиатром) пациента для выдачи/для продления лицензии на право приобретения (хранения) оружия, для чего в течение десяти дней с момента получения предписания отменить пункт 2.11 прейскуранта "Освидетельствование врачебной комиссией пациента для выдачи или продления лицензии на право приобретения (хранения) оружия", а также прекратить применение цен, установленных с нарушением порядка ценообразования на ежегодное медицинское освидетельствование врачебной комиссией пациента на наличие или отсутствие заболеваний, препятствующих исполнению обязанностей частного охранника.
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения Учреждения в суд.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, признали, что действия ГБУЗ АО "Областная клиническая психиатрическая больница" привели к ущемлению интересов неопределённого круга лиц на рынках оказания услуг медицинского освидетельствования граждан врачом-психиатром на наличие медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника в целях получения удостоверения частного охранника, ежегодного медицинского освидетельствования граждан врачом-психиатром на наличие или отсутствие заболеваний, препятствующих исполнению обязанностей частного охранника, оказания услуг медицинского освидетельствования граждан клинико-экспертной комиссией на наличие медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника в целях получения удостоверения частного охранника, ежегодного медицинского освидетельствования граждан клинико-экспертной комиссией на наличие или отсутствие заболеваний, препятствующих исполнению обязанностей частного охранника.
Суд кассационной инстанции соглашается с такими выводами судов первой и апелляционной инстанций по следующим основаниям.
В соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, утверждённым приказом Федеральной антимонопольной службы от 25.05.2012 N 339, Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утверждённым приказом Федеральной антимонопольной службы от 25.05.2012 N 345 (далее - Регламент), Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утверждённым приказом Федеральной антимонопольной службы от 28.04.2010 N 220 (далее - Порядок) антимонопольным органом проведён анализ состояния конкуренции на рынке оказания услуг медицинского освидетельствования граждан для выдачи лицензии на право приобретения оружия на территории г. Астрахани в период с 01.01.2014 по 01.01.2015.
В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ) и постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 N 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг" утверждены административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче юридическому лицу или гражданину Российской Федерации разрешения на хранение оружия и (или) патронов и административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче юридическому лицу или гражданину Российской Федерации разрешения на приобретение оружия и (или) патронов.
Правоотношения, возникающие при обороте гражданского и служебного оружия, в том числе связанные с обеспечением защиты жизни и здоровья граждан, собственности, общественной безопасности, регулируются Федеральным законом от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии" (далее - Закон об оружии).
Статьей 9 Закона об оружии установлено, что лицензии на приобретение оружия выдаются органами внутренних дел. Основаниями для отказа в выдаче лицензии являются непредставление заявителем необходимых сведений, отсутствие условий для обеспечения безопасности производства или полного учета оружия, а также другие основания, предусмотренные законом.
В соответствии с частью 7 статьи 11.1 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 2487-1) (в редакции, действующей с 24.07.2015), перечень заболеваний, препятствующих исполнению обязанностей частного охранника, определяется Правительством Российской Федерации, а порядок проведения медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника, включающего в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, и форма медицинского заключения об отсутствии медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Из пункта 1 приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11.09.2000 N 344 "О медицинском освидетельствовании граждан для выдачи лицензии на право приобретения оружия" (далее - Приказ N 344) следует, что с 01.12.2000 в лечебно-профилактических учреждениях, осуществляющих амбулаторно-поликлинический прием, введена учетная форма N 046-1 "Медицинское заключение по результатам освидетельствования гражданина для выдачи лицензии на право приобретения оружия".
Порядок медицинского освидетельствования граждан для выдачи лицензии на право приобретения оружия установлен в пункте 2 Приказа N 344, согласно которому в освидетельствовании принимают участие врач-терапевт с привлечением имеющейся медицинской документации, а также специалисты - психиатр, нарколог, окулист. Заключение специалистов утверждается клинико-экспертной комиссией медицинского учреждения и скрепляется печатью.
Согласно пункту 27 Перечня услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 352, медицинское освидетельствование с выдачей справки в целях предоставления государственных услуг федеральными органами исполнительной власти входит в Перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг.
В силу части 3 статьи 9 Федерального закона N 210-ФЗ размер платы за оказание услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг, устанавливается Правительством Российской Федерации, если это предусмотрено федеральным законом, или федеральными органами исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Учитывая, что федеральным законом Правительству Российской Федерации не предоставлено право устанавливать размер платы за оказание услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг, суды пришли к верному выводу, что в настоящее время указанный размер платы может быть установлен только федеральными органами исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 352 утверждены Правила определения размера платы за оказание услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления федеральными органами исполнительной власти, государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" государственных услуг (далее - Правила).
Данным постановлением Правительства Российской Федерации не определён федеральный орган исполнительной власти, который уполномочен устанавливать методику определения размера платы за оказание необходимых и обязательных услуг, а также предельные размеры платы за оказание необходимых и обязательных услуг медицинскими организациями, не подведомственными федеральным министерствам, федеральным службам или федеральным агентствам.
Субъект Российской Федерации, а также у подведомственные ему медицинские учреждения, которым является ГБУЗ АО "Областная клиническая психиатрическая больница", правом определения размера платы за оказание услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг, не наделен.
Однако Учреждение утвердило цены на платные услуги, включающие освидетельствование врачом психиатром пациента для выдачи или продления лицензии на право приобретения (хранения) оружия, ввиду отсутствия утверждённой уполномоченным органом методики определения размера платы за оказание необходимых и обязательных услуг для выдачи или продления лицензии на право приобретения (хранения) оружия.
В соответствии с пунктом 2.11 прейскуранта стоимость услуги "Освидетельствование врачебной комиссией пациента для выдачи или продления лицензии на право приобретения (хранения) оружия" составляет 1268 руб.
Судами установлено, что ГБУЗ АО "Областная клиническая психиатрическая больница" взимает плату в размере 1268 руб. за ежегодное медицинское освидетельствование на наличие или отсутствие заболеваний, препятствующих исполнению обязанностей частного охранника.
Письмом от 15.09.2015 N 11-01-10/2563 Учреждение представило калькуляцию стоимости освидетельствования врачебной комиссией пациента для выдачи или продления лицензии на право приобретения (хранения) оружия.
Суды признали верным вывод антимонопольного органа о двукратном учёте в расчёте стоимости цены освидетельствования врачебной комиссией пациента для выдачи или продления лицензии на право приобретения (хранения) оружия затрат на медицинского регистратора.
Согласно распоряжению министерства здравоохранения Астраханской области от 10.07.2014 N 982р "О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 04 октября 2012 года N 1006 "Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг" (далее - распоряжение) для расчёта стоимости услуги (тарифа) структурные подразделения организации здравоохранения делятся на основные и вспомогательные.
В соответствии с частью 1 распоряжения к основным подразделениям медицинского учреждения относятся профильные отделения (палаты) стационаров, отделения (кабинеты) поликлиник, диагностических центров, лечебно-диагностические и другие параклинические подразделения, в которых пациенту обеспечивается непосредственное оказание платной услуги. К вспомогательным подразделениям относятся общеучрежденческие службы, обеспечивающие деятельность основных подразделений по оказанию платных услуг (администрация, отдел кадров, бухгалтерия, кабинет медицинской статистики, регистратура, аптека, стерилизационная, хозяйственные службы и т.д.). Для расчёта стоимости платной услуги расходы организации делятся на прямые и косвенные.
ГБУЗ АО "Областная клиническая психиатрическая больница" в стоимость прямых затрат включило годовой фонд оплаты труда медрегистратора в размере 1 777 725 руб. 72 коп., в расчёт стоимости косвенных затрат на платную услугу освидетельствования врачебной комиссией пациента для выдачи или продления лицензии на право приобретения (хранения) оружия включило расходы на зарплату медрегистратора в размере 16 руб. 46 коп. умноженные на коэффициент накладных расходов. Коэффициент накладных расходов составил 0,376.
В расчёт коэффициента включены затраты на оплату труда общеучрежденческого (вспомогательного) персонала, начисления на оплату труда общеучрежденческого (вспомогательного) персонала, затраты общехозяйственного назначения, расходы на командировки и служебные разъезды; прочие расходы.
Таким образом, является правильным вывод о том, что Учреждение фактические дважды включило в расчёт стоимости цены освидетельствования врачебной комиссией пациента для выдачи или продления лицензии на право приобретения (хранения) оружия затраты на медицинского регистратора.
Приложением 1 к Номенклатуре работ и услуг в здравоохранении, утвержденной заместителем Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации 12.07.2004 установлено, что приём (осмотр, консультация) врача-психиатра первичный составляет 1,5 УЕТ, профилактический приём (осмотр, консультация) врача-психиатра составляет 1,0 УЕТ.
Из изложенного следует, что независимо от того, является ли оказываемая медицинским учреждением услуга простой или сложной, на приём (осмотр, консультация) врача-психиатра и работу медсестры предусмотрено 15 минут рабочего времени на каждого.
ГБУЗ АО "Областная клиническая психиатрическая больница" установлено следующее время оказания услуг: врачом-психиатром 90 минут, медсестрой 25 минут, медрегистратором 15 минут, председателем КЭК 30 минут.
Таким образом, время оказания услуги освидетельствования врачебной комиссией пациента для выдачи или продления лицензии на право приобретения (хранения) оружия данным Учреждением завышена.
Кроме того, приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.12.2011 N 1664н утверждена номенклатура медицинских услуг, в соответствии с пунктом 1 которой номенклатура медицинских услуг представляет собой перечень медицинских услуг. Указанной номенклатурой время оказания услуг не утверждено. При этом названный приказ не содержит положения об отмене номенклатуры от 12.07.2004.
Следовательно, время оказания услуг регламентировано номенклатурой от 12.07.2004, которая правомерно применена антимонопольным органом для расчёта времени оказания услуг.
ГБУЗ АО "Областная клиническая психиатрическая больница" самостоятельно утвердило цены на платные услуги освидетельствования врачебной комиссией пациента для выдачи или продления лицензии на право приобретения (хранения) оружия в целях получения удостоверения частного охранника, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг.
В связи с завышением норм времени, необходимого для проведения медицинского осмотра частных охранников, и включением дважды в расчёт стоимости цены (тарифа) на платную услугу освидетельствования врачебной комиссией пациента для выдачи или продления лицензии на право приобретения (хранения) оружия затрат на медрегистратора, стоимость услуги освидетельствования врачебной комиссией пациента для выдачи или продления лицензии на право приобретения (хранения) оружия в размере 1268 руб. за один приём завышена.
Суд кассационной инстанции полагает, что судами верно применены нормы права и установлены юридически значимые обстоятельства.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, выводы судов не опровергают, не подтверждают существенных нарушений норм материального права и норм процессуального права, повлиявших на исход дела. По существу доводы жалобы направлены на переоценку установленных фактических обстоятельств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
На основании вышеизложенного судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 25.01.2017 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2017 по делу N А06-9044/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.Н. Ольховиков |
Судьи |
М.В. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 352 утверждены Правила определения размера платы за оказание услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления федеральными органами исполнительной власти, государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" государственных услуг (далее - Правила).
...
ГБУЗ АО "Областная клиническая психиатрическая больница" установлено следующее время оказания услуг: врачом-психиатром 90 минут, медсестрой 25 минут, медрегистратором 15 минут, председателем КЭК 30 минут.
Таким образом, время оказания услуги освидетельствования врачебной комиссией пациента для выдачи или продления лицензии на право приобретения (хранения) оружия данным Учреждением завышена.
Кроме того, приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.12.2011 N 1664н утверждена номенклатура медицинских услуг, в соответствии с пунктом 1 которой номенклатура медицинских услуг представляет собой перечень медицинских услуг. Указанной номенклатурой время оказания услуг не утверждено. При этом названный приказ не содержит положения об отмене номенклатуры от 12.07.2004."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 5 сентября 2017 г. N Ф06-23910/17 по делу N А06-9044/2016