г. Казань |
|
12 сентября 2017 г. |
Дело N А06-6568/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 сентября 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,
судей Коноплевой М.В., Петрушкина В.А.,
при участии представителя:
общества с ограниченной ответственностью "Производственно-коммерческая фирма "Урожай" - Фадеевой А.В., доверенность от 10.06.2017,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Город Астрахань"
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 22.12.2016 (судья Бочарникова Г.Н.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2017 (председательствующий судья Землянникова В.В., судьи Комнатная Ю.А., Кузьмичев С.А.)
по делу N А06-6568/2016
по заявлению администрации муниципального образования "Город Астрахань" (ОГРН 1033000821809, ИНН 3015009178) к филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Астраханской области (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340) о признании незаконными действий по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка; об обязании снять с государственного кадастрового учета земельный участок; об исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о земельном участке, с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: общества с ограниченной ответственностью "Производственно-коммерческая фирма "Урожай" (ОГРН 1023000854249, ИНН 3015053811); Устюгова Сергея Венедиктовича, г. Астрахань; общества с ограниченной ответственностью "Земельный геоинформационный центр" (ОГРН 1053000601279, ИНН 3016044560),
УСТАНОВИЛ:
администрация Муниципального образования "Город Астрахань" (далее - администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением к филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Астраханской области (далее - Кадастровая палата) о признании незаконными действий по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 30:12:000000:7961; об обязании снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 30:12:000000:7961; об исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о земельном участке площадью 3725 кв. м с кадастровым номером 30:12:000000:7961.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Производственно-коммерческая фирма "Урожай" (далее - ООО "ПКФ "Урожай"), Устюгов Сергей Венедиктович, г. Астрахань; общество с ограниченной ответственностью "Земельный геоинформационный центр".
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 22.12.2016, оставленным без изменения постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2017, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой и постановлением апелляционной инстанций, администрация обратилась в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, заявление удовлетворить в полном объеме, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушение судами норм процессуального права.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, выслушав представителя общества, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных актов.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в адрес администрации муниципального образования "Город Астрахань" 01.04.2016 поступило заявление ООО "ПКФ "Урожай" N 33-01-7417 о проведении аукциона в отношении земельного участка с кадастровым номером 30:12:000000:7961, площадью 3735 кв. м.
Администрация проанализировала документы в отношении указанного земельного участка с кадастровым номером 30:12:000000:7961. Посчитав, что Кадастровая палата поставила на государственный кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером 30:12:000000:7961 без законных на то правовых оснований, поскольку проектом планировки и межевания территории, утвержденным постановлением администрации муниципального образования "Город Астрахань" от 15.06.2012 N 5124-м, предусмотрено образование земельного участка площадью 11 889 кв. м под размещение торгово-административного комплекса, а образование земельного участка площадью 3725 кв. м не предусмотрено, администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды пришли к выводу, что оспариваемые действия Кадастровой палаты соответствуют закону и не нарушают прав и законных интересов органа местного самоуправления, и отказали в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
Судебная коллегия кассационной инстанции соглашается с выводами судов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Заявитель по смыслу части 1 статьи 65 АПК РФ должен доказать факт нарушения обжалуемыми актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов.
Согласно статье 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: 1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; 2) проектная документация лесных участков; 3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Таким образом, согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Судами обеих судебных инстанций установлено, что ООО "ПКФ "Урожай" в соответствие с постановлением мэра города Астрахани от 02.12.2010 N 9657-м "О разработке документации по планировке и межеванию территории в границах улиц Кр. Набережной, Красной, Крупской в Советском районе г. Астрахани" за счет собственных средств выполнило проект планировки и межевания территории улиц Кр. Набережной, Красной, Крупской в Советском районе г. Астрахани, который после согласования Комитетом по градостроительству и архитектуре Администрации г. Астрахани утвержден постановлением мэра города Астрахани от 15.06.2012 N 5124-м.
Согласно пункту 3.1 подраздела 2 раздела 3 проекта планировки и межевания территории улиц Кр. Набережной, Красной, Крупской в Советском районе г. Астрахани, на рассматриваемой территории сформирован квартал для застройки объекта торгово-административного назначения, общая площадь планируемой территории (в пределах красных линий) под размещение торгово-административного комплекса составляет 11 889 кв. м.
Согласно сведениям Государственного кадастра недвижимости в состав территории, предусмотренной проектом, на момент образования спорного земельного участка, входили земельные участки, как находящиеся в собственности ООО "ПКФ "Урожай", так и в ведении Администрации муниципального образования "Город Астрахань".
Так, по результатам проведенных работ установлено, что в состав территории входят учтенные в Едином государственном реестре недвижимости земельные участки. Указанное следует и из пояснительной записки проекта планировки и межевания территории в границах улиц Кр. Набережной, Красной, Крупской в Советском районе г. Астрахани согласно которым в границы планируемой территории попадают земельные участки, в том числе, с кадастровыми номерами: 30:12:030617:49 площадью 676 кв. м. для эксплуатации торгового комплекса (собственность ООО "ПКФ "Урожай"); 30:12:030617:77 площадью 3414 кв. м для эксплуатации административно-торгового здания (собственность ООО "ПКФ "Урожай"); 30:12:030617:80 площадью 668 кв. м для эксплуатации рынка (собственность ООО "ПКФ "Урожай"); 30:12:030617:81 площадью 1211 кв. м для эксплуатации рынка (собственность ООО "ПКФ "Урожай"); 30:12:030617:82 площадью 328 кв. м. для эксплуатации индивидуального жилого дома (собственность ООО "ПКФ "Урожай"); 30:12:030617:83 площадью 3601 кв. м для эксплуатации торгового центра (собственность ООО "ПКФ "Урожай"); 30:12:030620:21 площадью 329 кв. м под эксплуатацию центрального склада (собственность Башиева Н.З.о); 30:12:030620:25 площадью 69,20 кв. м для строительства остановочного комплекса (аренда ТОО "Тепломонтаж"); 30:12:030620:31, площадью 45 кв. м для эксплуатации торгового павильона по продажи продовольственной группы товаров (аренда Зулфикаров Ф.К.).
Судами установлено, представленными доказательствами подтверждается, что проект межевания территории осуществлен в составе проекта планировки и составляет единый проект планировки и межевания территории в границах улиц Кр. Набережной, Красной, Крупской в Советском районе г. Астрахани, а спорный земельный участок с кадастровым номером 30:12:000000:7961, расположен в границах утвержденного постановлением мэра города Астрахани от 15.06.2012 N 5124-м проекта планировки и межевания территории в границах улиц Кр. Набережной, Красной, Крупской в Советском районе города Астрахани, в пределах планируемой территории под размещение торгово-административного комплекса общей площадью 11 889 кв. м.
В соответствии с частью 2 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) государственный кадастровый учет земельного участка осуществляется на основании заявления о государственном кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем.
Согласно части 2 статьи 20 Закона о кадастре, с заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица.
Постановка вновь образованных участков на кадастровый учет осуществляется на основании межевого плана земельного участка.
Пунктом 5 статьи 4 Закона о кадастре установлено, что сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов.
Состав документов, необходимых для государственного кадастрового учета объекта недвижимости, определен статьей 22 Закона о кадастре, в соответствии с которым необходимым для кадастрового учета документом является межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка).
В порядке, предусмотренном статьей 22 Закона о кадастре, заявление о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости в электронном виде от 24.12.2015 N 30-2839057 посредством отправки через официальный сайт Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: www.rosreestr.ru (далее - портал Росреестра) подал кадастровый инженер Устюгов Сергей Венедиктович.
В состав межевого плана кадастровым инженером были приложены копии постановлений о разработке и межеванию территории в границах улиц Кр. Набережная, Красной, Крупской в Советском районе г. Астрахани от 02.12.2010; от 18.10.2011 N 9917-м; от 15.06.2012 N 5124-м об утверждении проекта планировки и межевания территории в границах улиц Кр. Набережная, Красной, Крупской в Советском районе г. Астрахани и проект планировки и межевания территории.
В пункте 2 статьи 11.3 ЗК РФ предусмотрено, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории только при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пункта 3 статьи 11.3 ЗК РФ.
Таким образом, земельный участок площадью 3725 кв. м был сформирован в пределах границ утвержденного проекта планировки и межевания территории в границах улиц Кр. Набережная, Красной, Крупской в Советском районе г. Астрахани, в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером 30:12:000000:7961 в установленном законом порядке, поэтому суды правомерно пришли к выводу о том, что у Кадастровой палаты, исходя из сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, не было законных оснований для отказа в постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 30:12:000000:7961 на основании заявления кадастрового инженера от 24.12.2015 N 30-2839057.
Доводы кассационной жалобы о том, что проект межевания территории должен содержать, но не содержит перечень и сведения о площади образуемых земельных участков со ссылкой на часть 5.2 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.
Указанная норма, также как и редакция части 2 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации (проект межевания территории разрабатывается в целях определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков) была введена Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в 2015 году и не могла быть учтена при разработке документации по планировке и межеванию территории в границах улиц Кр. Набережной, Красной, Крупской в Советском районе г. Астрахани" в 2010-2012 годах.
Кроме этого, суды указали, что согласно сведениям, представленным Кадастровой палатой сформировать земельный участок с кадастровым номером 30:12:000000:7961 в 2015 году в иной площади и конфигурации в границах утвержденного проекта планировки и межевания территории в границах улиц Кр. Набережная, Красной, Крупской в Советском районе г. Астрахани не предоставляется возможным, поскольку в этих границах (на планируемой территории под размещение торгово-административного комплекса площадью 11 889 кв. м) уже сформированы и поставлены на кадастровый учет и иные земельные участки, которые принадлежат на праве собственности ООО "ПКФ "Урожай", Башиеву Н.З.о, а также на праве аренды ТОО "Тепломонтаж", Зулфикарову Ф.К.
Таким образом, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ всесторонне, полно и объективно фактические обстоятельства и представленные в дело доказательства, суды пришли к правомерному выводу о том, что заявленные требования Администрации муниципального образования "Город Астрахань" о признании незаконными действий по постановке земельного участка на кадастровый учет, являются необоснованными, в связи с чем подлежат отклонению.
Другие доводы, приведенные в кассационной жалобе, противоречат приведенным правовым нормам и не опровергают выводов судов, свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судами доказательств. Переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 и части 2 статьи 287 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 АПК РФ), не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 22.12.2016 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2017 по делу N А06-6568/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Председательствующий судья |
Ф.В. Хайруллина |
Судьи |
М.В. Коноплева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 2 статьи 11.3 ЗК РФ предусмотрено, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории только при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пункта 3 статьи 11.3 ЗК РФ.
Таким образом, земельный участок площадью 3725 кв. м был сформирован в пределах границ утвержденного проекта планировки и межевания территории в границах улиц Кр. Набережная, Красной, Крупской в Советском районе г. Астрахани, в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером 30:12:000000:7961 в установленном законом порядке, поэтому суды правомерно пришли к выводу о том, что у Кадастровой палаты, исходя из сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, не было законных оснований для отказа в постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 30:12:000000:7961 на основании заявления кадастрового инженера от 24.12.2015 N 30-2839057.
Доводы кассационной жалобы о том, что проект межевания территории должен содержать, но не содержит перечень и сведения о площади образуемых земельных участков со ссылкой на часть 5.2 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.
Указанная норма, также как и редакция части 2 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации (проект межевания территории разрабатывается в целях определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков) была введена Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в 2015 году и не могла быть учтена при разработке документации по планировке и межеванию территории в границах улиц Кр. Набережной, Красной, Крупской в Советском районе г. Астрахани" в 2010-2012 годах."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 12 сентября 2017 г. N Ф06-23978/17 по делу N А06-6568/2016