г. Казань |
|
12 сентября 2017 г. |
Дело N А06-7564/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 сентября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 сентября 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ольховикова А.Н.,
судей Мухаметшина Р.Р., Хабибуллина Л.Ф.,
при участии представителей в Арбитражном суде Астраханской области:
публичного акционерного общества "Астраханская энергосбытовая компания" - Назариной М.А., доверенность от 01.06.2017 N 47
Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области - Потылицына П.Л., доверенность от 09.01.2017 N 2,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 28.02.2017 (судья Аюпова А.Н.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2017 (председательствующий судья Веряскина С.Г., судьи Акимова М.А., Луговской Н.В.)
по делу N А06-7564/2016
по заявлению публичного акционерного общества "Астраханская энергосбытовая компания", заинтересованные лица: Управление Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (г. Астрахань), общество с ограниченной ответственностью Производственно-энергетическое предприятие "МВМ-2" (г. Астрахань), открытое акционерное общество "Каспрыбхолодфлот" (г. Астрахань), о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Астраханская энергосбытовая компания" (далее - ПАО "Астраханская энергосбытовая компания", общество) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением о признании незаконными и отмене решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - УФАС России по Астраханской области, антимонопольный орган, Управление) от 06.07.2016 N 04-К-03-16.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью Производственно-энергетическое предприятие "МВМ-2" (далее - ООО ПЭП "МВМ-2"), открытое акционерное общество "Каспрыбхолодфлот" (далее - ОАО "Каспрыбхолодфлот").
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 28.02.2017, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2017, признаны незаконными и отменены решение и предписание УФАС России по Астраханской области о прекращении нарушений антимонопольного законодательства от 06.07.2016 по делу N 04-К-03-16.
В кассационной жалобе УФАС России по Астраханской области просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Определением суда кассационной инстанции от 17.08.2017 судебное разбирательство по рассмотрению кассационной жалобы отложено в порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) на 09 часов 15 минут 07.09.2017.
В соответствии со статьей 153.1 АПК РФ судебное заседание проведено с использованием систем видеоконференц-связи, организованной Арбитражным судом Астраханской области.
Представители ООО ПЭП "МВМ-2", ОАО "Каспрыбхолодфлот" в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом извещены.
В соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ, жалоба рассматривается в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителей сторон, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, 28.12.2016 прокуратурой Советского района в адрес УФАС России по Астраханской области были направлены материалы проверки для рассмотрения вопроса о принятии мер ответственности в пределах предоставленной компетенции к ПАО "Астраханская энергосбытовая компания".
Антимонопольным органом в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) в отношении общества возбуждено дело N 04-К-03-16 в связи с неуведомлением потребителей (покупателей), с которыми у общества заключены договоры купли-продажи электрической энергии о необходимости заключения договора об оказании услуг по передаче электрической энергии на очередной расчетный период регулирования с территориальной сетевой организацией.
06.07.2016 комиссией Управления принято решение по делу N 04-К-03-16 о признании бездействия ПАО "Астраханская энергосбытовая компания" нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, обществу выдано предписание от 06.07.2016 N 04-К-03-16 о прекращении нарушений антимонопольного законодательства.
ПАО "Астраханская энергосбытовая компания", не согласившись с вынесенными решением и предписанием, обратилось в арбитражный суд с вышеизложенными требованиями.
Суды, удовлетворяя заявленные требования, пришли к выводу о том, что оспариваемые решение и предписание антимонопольного органа не соответствуют положениям действующего законодательства и нарушают права и законные интересы общества.
На основании части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение, совершил действия (бездействие), характеризующиеся как злоупотребление этим положением, и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению прав лиц.
Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим (часть 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции).
Судами установлено, что ПАО "Астраханская энергосбытовая компания" является гарантирующим поставщиком электрической энергии, с которым Ивановым К.А., Амадулиным Р.А., ООО "Каспиан-СК", ООО "Донбункер", ООО "Саксесс", ООО "Элит-А Групп", Астраханской таможней заключены договоры энергоснабжения, соответственно, от 01.11.2015 N 1603, от 01.11.2012 N 595, от 01.11.2012 N 910, от 01.12.2012 N 969, от 24.12.2015 N 1716, от 01.11.2015 N 1564, от 01.02.2016 N 473.
Поставка электрической энергии осуществлялась посредством электрических сетей ОАО "Каспрыбхолодфлот", арендованных на основании договора аренды электрического оборудования и электрических сетей от 02.03.2015 с ООО ПЭП "МВМ-2".
Письмом от 01.10.2015 исх. N СТ/02-21-3404 Служба по тарифам Астраханской области сообщила ООО ПЭП "МВМ-2" о несоответствии критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям и об отсутствии оснований для установления (пересмотра) цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии на 2016 год.
Согласно данным, размещенным на официальном сайте Службы по тарифам Астраханской области по адресу http://www.astrtarif.ru, информация о территориальных сетевых организациях, оказывающих услуги по передаче электрической энергии в текущем (2015 году) расчетном периоде регулирования, в отношении которых на территории Астраханской области не устанавливаются (не пересматриваются) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на очередной (2016 год) расчетный период регулирования, была размещена Службой по тарифам Астраханской области 29.10.2015.
Следовательно, ПАО "Астраханская энергосбытовая компания" является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на соответствующем товарном рынке и при осуществлении своей деятельности обязано соблюдать требования антимонопольного законодательства.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию. К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539-547 ГК РФ) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними (пунктом 3 статьи 539 ГК РФ). Согласно пункту 1 статьи 38 Федерального закона Российской Федерации от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон N 35-ФЗ) субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
Основой системы надежного обеспечения потребителей электрической энергией являются надежная схема энергоснабжения и выполнение всех требований правил технической эксплуатации электростанций и сетей, а также наличие на розничных рынках специализированных организаций - гарантирующих поставщиков (пункт 2 статьи 38 Федерального закона N 35-ФЗ).
В соответствии с Федеральным законом N 35-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 утверждены Правила N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (далее - Правила N 442).
Пунктом 45 данных Правил предусмотрено, что гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация) на основании опубликованной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов информации о территориальных сетевых организациях, оказывающих услуги по передаче электрической энергии в текущем расчетном периоде регулирования, в отношении которых не устанавливаются (не пересматриваются) цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии на очередной расчетный период регулирования, обязан уведомить потребителей (покупателей), с которыми у него заключены договоры купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), о необходимости заключения договора об оказании услуг по передаче электрической энергии на очередной расчетный период регулирования с территориальной сетевой организацией, в отношении которой устанавливаются (пересматриваются) цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии на очередной период регулирования в соответствии с порядком заключения и исполнения договора, установленным Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
Указанное уведомление направляется в течение 10 дней со дня опубликования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов информации о территориальных сетевых организациях в соответствии с пунктом 30(1) Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178.
По мнению антимонопольного органа, между ПАО "Астраханская энергосбытовая компания" и потребителями были заключены договоры купли-продажи электрической энергии, в связи с чем обществу следовало уведомить потребителей о необходимости заключения договора об оказании услуг по передаче электрической энергии на очередной 2016 год расчетный период регулирования с территориальной сетевой организацией.
Суды признали данный вывод антимонопольного органа необоснованным, указав, что между ПАО "Астраханская энергосбытовая компания" и его потребителями (Иванов К.А., Амадулин Р.А., ООО "Каспиан-СК", ООО "Донбункер", ООО "Саксесс", ООО "Элит-А Групп", Астраханская таможня) сложились отношения, возникающие из договоров энергоснабжения, являющихся разновидностью договора купли-продажи, отношения по которым регулируются параграфом 6 главы 30 ГК РФ и общими положениями гражданского законодательства об обязательствах и договорах).
Как усматривается из пункта 27 Правил N 442 электрическая энергия (мощность) реализуется на розничных рынках на основании следующих видов договоров, обеспечивающих продажу электрической энергии (мощности): договор энергоснабжения; договор купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности).
В силу пункта 28 Правил N 442 по договору энергоснабжения гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, а потребитель (покупатель) обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги.
В отношении одного энергопринимающего устройства может быть заключен только один договор энергоснабжения.
Для надлежащего исполнения договора энергоснабжения гарантирующий поставщик обязан в порядке, установленном Правилами N 861, урегулировать отношения, связанные с передачей электрической энергии, путем заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии с сетевой организацией.
Как следует из пункта 4 Правил N 861 потребителями услуг по передаче электрической энергии являются лица, владеющие на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики, технологически присоединенные в установленном порядке к электрической сети (в том числе опосредованно) субъекты оптового рынка электрической энергии, осуществляющие экспорт (импорт) электрической энергии, а также энергосбытовые организации и гарантирующие поставщики в интересах обслуживаемых ими потребителей электрической энергии (с 01.01.2013 - на условиях определения обязательств по оказанию услуг по передаче электрической энергии в отношении точек поставки каждого потребителя электрической энергии, обслуживаемого энергосбытовой организацией и гарантирующим поставщиком). Услуги по передаче электрической энергии предоставляются сетевой организацией на основании договора о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии (далее - договор).
В целях обеспечения исполнения своих обязательств перед потребителями услуг (покупателями и продавцами электрической энергии) сетевая организация заключает договоры с иными сетевыми организациями, имеющими технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства, с использованием которых данная сетевая организация оказывает услуги по передаче электрической энергии (далее - смежные сетевые организации), в соответствии с разделом III настоящих Правил (пункт 8 Правил N 861).
Согласно пункту 29 Правил N 442 по договору купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а потребитель (покупатель) обязуется принимать и оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность).
Вместе с тем из пункта 45 Правил N 442 следует, что обязанность уведомлять потребителей (покупателей) о необходимости заключения договора об оказании услуг по передаче электрической энергии на очередной расчетный период регулирования с территориальной сетевой организацией, в отношении которой устанавливаются (пересматриваются) цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии на очередной период регулирования, возникает у гарантирующего поставщика в случае наличия заключенного с потребителями (покупателями) договора купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), а не договора энергоснабжения.
На основании вышеизложенного судами сделан обоснованный вывод, что в случае заключения между гарантирующим поставщиком и потребителем договора энергоснабжения, гарантирующий поставщик самостоятельно обеспечивает подачу электрической энергии потребителю; в случае же заключения договора купли-продажи электрической энергии в целях осуществления непрерывной продажи электрической энергии покупателю на гарантирующего поставщика возложена обязанность по уведомлению потребителей.
Судами признали, что в рассматриваемом случае между ПАО "Астраханская энергосбытовая компания" и потребителями, электроснабжение которых осуществляется посредством электрических сетей ОАО "Каспрыбхолодфлот", заключены договоры энергоснабжения, а не купли-продажи электрической энергии, следовательно, обязанность по уведомлению потребителей и необходимости смены сетевой компании у ПАО "Астраханская энергосбытовая компания" отсутствует.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о том, что оспариваемое решение и, соответственно, предписание не соответствуют положениям действующего законодательства и нарушают права и законные интересы заявителя.
Суд кассационной инстанции считает, что судами при рассмотрении спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов сторон, и сделан правильный вывод по делу.
Иная оценка заявителем кассационной жалобы установленных судами фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
Основания для отмены или изменения судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебного акта (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 28.02.2017 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2017 по делу N А06-7564/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.Н. Ольховиков |
Судьи |
Р.Р. Мухаметшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В целях обеспечения исполнения своих обязательств перед потребителями услуг (покупателями и продавцами электрической энергии) сетевая организация заключает договоры с иными сетевыми организациями, имеющими технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства, с использованием которых данная сетевая организация оказывает услуги по передаче электрической энергии (далее - смежные сетевые организации), в соответствии с разделом III настоящих Правил (пункт 8 Правил N 861).
Согласно пункту 29 Правил N 442 по договору купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а потребитель (покупатель) обязуется принимать и оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность).
Вместе с тем из пункта 45 Правил N 442 следует, что обязанность уведомлять потребителей (покупателей) о необходимости заключения договора об оказании услуг по передаче электрической энергии на очередной расчетный период регулирования с территориальной сетевой организацией, в отношении которой устанавливаются (пересматриваются) цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии на очередной период регулирования, возникает у гарантирующего поставщика в случае наличия заключенного с потребителями (покупателями) договора купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), а не договора энергоснабжения."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 12 сентября 2017 г. N Ф06-24072/17 по делу N А06-7564/2016
Хронология рассмотрения дела:
12.09.2017 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-24072/17
30.08.2017 Определение Арбитражного суда Астраханской области N А06-7564/16
22.08.2017 Определение Арбитражного суда Астраханской области N А06-7564/16
27.07.2017 Определение Арбитражного суда Астраханской области N А06-7564/16
14.06.2017 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-4604/17