г. Казань |
|
14 сентября 2017 г. |
Дело N А12-70027/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 сентября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 сентября 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,
судей Коноплевой М.В., Петрушкина В.А.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета финансов Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 05.04.2017 (судья Даншина Н.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2017 (председательствующий судья Жаткина С.А., судьи Волкова Т. В., Никитин А. Ю.)
по делу N А12-70027/2016
по исковому заявлению Комитета земельных ресурсов Администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области (ИНН 3435111294, ОГРН 1073435002464) к Комитету финансов Волгоградской области (ИНН 3444130624, ОГРН 1063444006922) о взыскании 383 955 рублей 99 копеек неосновательного обогащения, третьи лица: Управление Федерального казначейства по Волгоградской области, Комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области, общество с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания",
УСТАНОВИЛ:
Комитет земельных ресурсов администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области (далее - Комитет земельных ресурсов, истец) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с иском к Комитету финансов Волгоградской области (далее - Комитет финансов, ответчик) о взыскании за счет казны Волгоградской области неосновательного обогащения в виде излишне перечисленных в бюджет Волгоградской области денежных средств в размере 383 955 руб. 99 коп.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федерального казначейства по Волгоградской области, Комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области, общество с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания" (далее - ООО "ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания").
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 05.04.2017, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2017, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой и постановлением апелляционной инстанций, Комитет финансов обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушение судами норм процессуального права.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, представителей в судебное заседание не направили, что в силу статьи 284 АПК РФ не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы. Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru в порядке, предусмотренном статьей 121 АПК РФ.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных актов.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между Комитетом земельных ресурсов администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области и ООО "ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания" был заключен договор аренды земельного участка от 06.10.2003 N 2170аз.
В период пользования с 04.09.2012 по 31.12.2013 земельным участком ООО "ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания" вносило арендную плату в размере 2 424 047,21 руб. От суммы 2 424 048,21 руб., перечисленной ООО "ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания", в бюджет субъекта Российской Федерации поступило 20%, а в бюджет городского округа - город Волжский Волгоградской области поступило 80%. Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 24.11.2015 по делу N А12-41402/2015 удовлетворены исковые требования ООО "ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания" к Комитету земельных ресурсов о взыскании за счет казны городского округа - город Волжский Волгоградской области неосновательного обогащения в размере 3 235 646 руб. 55 коп. в виде переплаченной арендной платы по договору аренды земельного участка от 06.10.2003 N 2170аз за период с 04.09.2012 по 31.10.2014. Переплата составила сумму разницы между размером арендной платы, установленной формулой по условиям договора, и размером арендной платы установленного решением суда (исходя из 2% от кадастровой стоимости земельного участка).
Комитет земельных ресурсов решение арбитражного суда по делу N А12-41402/2015 исполнил в полном объеме, что подтверждается платежными поручениями: от 31.03.2016 N 153521 на сумму 235 646,55 руб., от 14.04.2016 N 289272 на сумму 400 000,0 руб., от 20.05.2016 N 700736 на сумму 400 000,0 руб., от 25.05.2016 N 744536 на сумму 200 000,0 руб., от 09.06.2016 N 17958 на сумму 400 000,0 руб., от 12.07.2016 N 367815 на сумму 500 000,0 руб., от 15.07.2016 N 428119 на сумму 550 000,0 руб., от 26.08.2016 N 892323 на сумму 550 000,0 руб., на общую сумму 3 235 646,55 руб.
С 01.01.2017 в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 03.12.2014 N 244-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" указанные доходы поступают в бюджеты городских округов по нормативу 100%.
Учитывая, что в бюджет городского округа - город Волжский Волгоградской области за счет оплаты ООО "ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания" арендной платы поступило 80%, а комитет земельных ресурсов администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области в пользу ООО "ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания" перечислены денежные средства в размере 100%, то Комитетом не дополучены денежные средства в виде 20% которые подлежат возмещению за счет казны Волгоградской области.
Переплата за период пользования земельным участком ООО "ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания" с 04.02.2012 по 31.12.2013 составляет 1 919 779,95 руб., что подтверждается расчетом неосновательного обогащения по договору аренды, представленного ООО "ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания" в рамках дела N А12-41402/2015, а также реестром платежных поручений.
Таким образом, 20% от 1 919 779,95 руб. составляет 383 955,99 руб.
Поскольку образовавшаяся задолженность ответчиком погашена не была, Комитет земельных ресурсов обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции при определении надлежащего ответчика в соответствии с нормами статей 57, 62, 158, 6, 21 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) пришел к правильному выводу, что финансовым органом Волгоградской области является Комитет финансов Волгоградской области, он же выступает от имени казны Волгоградской области.
Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
Судебная коллегия кассационной инстанции соглашается с выводами судов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо (далее - ГК РФ), которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица, обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Из указанной нормы следует, что основанием возникновения обязательства из неосновательного обогащения является юридический состав, образуемый совокупностью следующих элементов: обогащение приобретателя, выразившееся в увеличении его имущества либо сохранении им имущества, которое по законному основанию он должен утратить; обогащение является неосновательным, то есть происходит без оснований, установленных законом, иными правовыми актами или сделкой; обогащение приобретателя имеет место за счет потерпевшего.
В силу сказанного, иск о взыскании неосновательного обогащения подлежит удовлетворению, если будут доказаны факт получения или сбережения ответчиками имущества, отсутствие для этого правового основания, а также то, что неосновательное обогащение ответчиков произошло за счет истца.
Из смысла пункта 1 статьи 1102 ГК РФ следует, что кондикционное обязательство возникает между лицом, неосновательно обогатившимся, и лицом, за счет которого произошло неосновательное обогащение.
В соответствии со статьями 57, 62 БК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2014) доходы от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, поступают в бюджет субъекта Российской Федерации - по нормативу 20%, в бюджет городского округа - по нормативу 80%.
В соответствии со статьей 62 БК РФ (в редакции, действовавшей с 01.01.2014) доходы от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, городских округов с внутригородским делением, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков поступают в бюджет городского округа по нормативу 100%.
Поскольку в бюджет городского округа - город Волжский Волгоградской области за счет оплаты ООО "ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания" арендной платы поступило 80%, а комитетом земельных ресурсов администрации городского округа - город Волжский Волгоградской области в пользу ООО "ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания" перечислены денежные средства в размере 100%, то Комитетом земельных ресурсов не дополучены денежные средства в виде 20%, которые подлежат возмещению за счет казны Волгоградской области.
Учитывая, что с 01.01.2014 доходы зачисляются только в доход местного бюджета по нормативу 100% комитетом земельных ресурсов произведено следующее вычисление: переплата за период пользования земельным участком ООО "ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания" с 04.09.2012 по 31.12.2013 составляет 1 919 779,95 руб., что подтверждается реестром платежных поручений ООО "ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания" и самими платежными поручениями, которые представлены истцом в материалы настоящего дела.
20% от 1 919 779,95 руб. составляют 383 955,99 руб.
Расчет неосновательного обогащения проверен судом и признан правомерным. Контррасчет ответчиком не представлен.
В соответствии со статьей 158 БК РФ в качестве представителя по внедоговорным искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования выступают главные распорядители средств соответствующего бюджета.
Пункт 3 статьи 158 БК РФ регулирует отношения, опосредующие возмещение вреда и применение субсидиарной ответственности.
Гражданский кодекс Российской Федерации также непосредственно урегулировал только вопрос о выступлении финансовых органов в качестве представителей публично-правовых образований по иску о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных, муниципальных органов и их должностных лиц (статья 16, 1069 ГК РФ).
Комитет финансов в соответствии с положением о Комитете финансов Волгоградской области (утверждено постановлением Губернатора Волгоградской области от 08.04.2014 N 309) является финансовым органом Волгоградской области, органом исполнительной власти Волгоградской области, осуществляющим проведение единой финансовой, бюджетной и налоговой политики, составление и организацию исполнения областного бюджета, управление государственным долгом, исполнение полномочий органа внутреннего государственного финансового контроля, общее руководство организацией финансов в Волгоградской области.
Кроме этого Комитет финансов Волгоградской области:
- выступает от имени казны Волгоградской области (пункт 2.1.22. положения);
- осуществляет исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства областного бюджета в соответствии с БК РФ (пункт 2.1.24. положения);
- осуществляет полномочия главного распорядителя и получателя средств областного бюджета (пункт 2.1.43. положения);
- осуществляет полномочия главного администратора (администратора) доходов областного бюджета (пункт 2.1.44. положения).
Таким образом, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ всесторонне, полно и объективно фактические обстоятельства и представленные в дело доказательства, суды пришли к правомерному выводу, что исковые требования о взыскании неосновательного обогащения с Комитета финансов в пользу Комитета земельных ресурсов подлежат удовлетворению.
Приведенные в кассационной жалобе доводы противоречат приведенным правовым нормам и не опровергают выводов судов, свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судами доказательств. Переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 и части 2 статьи 287 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 АПК РФ), не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 05.04.2017 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2017 по делу N А12-70027/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Председательствующий судья |
Ф.В. Хайруллина |
Судьи |
М.В. Коноплева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 62 БК РФ (в редакции, действовавшей с 01.01.2014) доходы от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, городских округов с внутригородским делением, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков поступают в бюджет городского округа по нормативу 100%.
...
В соответствии со статьей 158 БК РФ в качестве представителя по внедоговорным искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования выступают главные распорядители средств соответствующего бюджета.
Пункт 3 статьи 158 БК РФ регулирует отношения, опосредующие возмещение вреда и применение субсидиарной ответственности.
Гражданский кодекс Российской Федерации также непосредственно урегулировал только вопрос о выступлении финансовых органов в качестве представителей публично-правовых образований по иску о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных, муниципальных органов и их должностных лиц (статья 16, 1069 ГК РФ)."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 14 сентября 2017 г. N Ф06-23961/17 по делу N А12-70027/2016