г. Казань |
|
28 сентября 2017 г. |
Дело N А06-9310/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 сентября 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мухаметшина Р.Р.,
судей Логинова О.В., Хабибуллина Л.Ф.,
без участия лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 20.01.2017 (судья Моисеева О.Н.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.05.2017 (председательствующий судья Веряскина С.Г., судей Акимова М.А., Кузьмичев С.А.)
по делу N А06-9310/2016
по заявлению Управления по капитальному строительству Администрации Муниципального образования "Город Астрахань", г. Астрахань к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области, г. Астрахань, о признании недействительным решения и предписания, заинтересованное лицо: общество с ограниченной ответственностью "СервисСтрой", г. Астрахань,
УСТАНОВИЛ:
Управление по капитальному строительству Администрации Муниципального образования "Город Астрахань" (далее - заявитель, Управление по капитальному строительству, учреждение) обратилось в арбитражный суд Астраханской области с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Управление, антимонопольный орган) от 06.09.2016 по делу N 237-РЗ-04-16.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено общество с ограниченной ответственностью "СервисСтрой".
Решением арбитражного суда Астраханской области от 20.01.2017, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.05.2017, заявленные учреждением требования удовлетворены в полном объеме.
Антимонопольный орган, не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушение норм процессуального права.
Управление по капитальному строительству, в представленном в соответствии со статьей 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыве на кассационную жалобу просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда оставить без изменения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание своих представителей не направили, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьями 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия рассмотрела кассационную жалобу без участия сторон.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом норм материального права и соблюдение норм процессуального права, а также соответствие выводов суда имеющимся в материалах дела доказательствам, Арбитражный суд Поволжского округа не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, 22.08.2016 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме (извещение N 0825300004216000033)
Действия муниципального заказчика - Управления по капитальному строительству администрации МО "Город Астрахань" при проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на право заключить муниципальный контракт на выполнение работ по капитальному ремонту системы теплопотребления МДОУ г. Астрахани "Детский сад комбинированного вида N 85" по ул. Боевая, 59 А. были обжалованы в антимонопольный орган ООО "СервисСтрой".
По результатам рассмотрения жалобы антимонопольным органом вынесено решение от 06.09.2016 по делу N 237-РЗ-04-16, которым жалоба ООО "СервисСтрой" признана обоснованной; в действиях заказчика признано нарушение части 1, 2 статьи 33, пункта 2, пункта 3 части 6 статьи 83 Закона N 44- ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе)
Кроме того, заказчику решено выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе путем аннулирования запроса предложений на право заключить муниципальный контракт на выполнение работ по объекту: капитальный ремонт системы теплопотребления и передать материалы, собранные в ходе рассмотрения жалобы заказчика, должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
На основании указанного решения антимонопольный орган выдал заявителю предписание от 06.09.2016 года N 237-РЗ-04-16 об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения налогоплательщика в Арбитражный суд Астраханской области с соответствующим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, пришли к выводу, что все установленные заказчиком требованиям к материалу баллонов кислорода технического, которые должны быть использованы для выполнения работ, соответствуют ГОСТам и иным техническим нормам и правилам.
Согласно части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В пункте 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать, если это возможно, стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В силу положений части 2 статьи 33 названного Закона документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Техническая часть аукционной документации, наряду с требованиями к качеству, техническим характеристикам работ, содержит также требования, предъявляемые к качеству показателей (характеристик) товаров, используемых при выполнении работ по государственному контракту.
В пункте 1 ведомости ресурсов N 4 аукционной документации кислород технический газообразный содержит требования к материалу баллонов, а именно: материалом баллонов должна быть легированная или углеродистая сталь со следующими свойствами: временное сопротивление сигма не менее 638 Н/мм2, предел текучести сигма s не должен быть менее 373 Н/мм2, относительное удлинение дельта 5 не менее 10%. Рабочее давление баллона от 14,7 МПа.
В соответствии с разделом 4 "Специальные требования к выполнению работ" Технического задания к закупке установлено, что технические характеристики используемых строительных материалов и оборудования должны соответствовать ГОСТам, указанных в ведомостях ресурсов и требованиям нормативно-технических документов.
Оспариваемое решение антимонопольного органа основано на выводах о том, что перечисленные в технической части аукционной документации показатели не относятся к товару. Данные параметры являются расчетной величиной и используются при испытаниях товара для определения его состава. Установление обязанности участника закупки указывать в заявке показатели материала баллонов, относящиеся не к показателям самого товара, а к его составным частям, химическим показателям составных частей товара, к результатам испытаний товара и другим физико-химическим свойствам, которые не могут быть известны участнику закупки, ограничивает количество участников закупки, создает дополнительные барьеры для участия в закупке, а также влечет формальные отклонения заявок. Участник закупки не обязан иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, а также являться производителем товара, чтобы обладать информацией о результатах испытаний товара и химических составляющих товара, которые используются при его изготовлении.
Судебная коллегия признает правильными выводы судов о том, что заказчиком при формировании аукционной документации не допущено нарушений в описании объекта закупки.
Так, суды учитывали, что характеристики к материалу баллонов кислорода технического установлены заказчиком в соответствии с ГОСТ 5583-78 (пункт 2.1), содержащего требования, предъявляемые к техническому газообразному кислороду и правилам приемки, в соответствии с которыми каждая партия газообразного технического и медицинского кислорода, а также каждый баллон должны сопровождаться документом о качестве; ГОСТ 26460-85 (пункт 1.1), который устанавливает требования к упаковке газообразных продуктов "газообразными продуктами разделения воздуха наполняют стальные баллоны малого и среднего объема по ГОСТ 949; ГОСТ 949-73* (пункт 2.2), который содержит требования к механическим свойствам материала баллонов из углеродистой и легитированной стали, которым полностью соответствуют требования Технического задания.
Установление требований к материалу баллонов кислорода технического обусловлено необходимостью обеспечения использования качественных материалов для выполнения работ, соответствия качества работ условиям контракта и требуемого результата работ, соответствия качества работ условиям контракта и требуемого результата работ, а также обеспечения безопасности при производстве работ на социально-значимом объекте - МДОУ г. Астрахани "Детский сад комбинированного вида N 85" по ул. Боевая, 59а
При этом требования к материалам, используемым для выполнения работ, определены в соответствии с положениями пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе путем указания значимых для заказчика основных стандартных показателей соответствующих материалов из числа установленных техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Как верно указали суды, действующее законодательство о контрактной системе Российской Федерации не ограничивает право заказчика приобретать товары, работы и услуги в соответствии со своими нуждами и спецификой деятельности. Заказчик самостоятельно формулирует объект закупки исходя из своих потребностей. При описании товара заказчик вправе указывать качественные параметры объекта закупки, которые являются определяющими для него. Заказчик не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару, в том числе в данной ситуации и к его составу.
Таким образом, участник закупки, выбрав материал баллонов кислорода технического, может соотнести его с соответствующими показателями из технического задания заказчика, которые соответствуют вышеназванным ГОСТам.
Кроме того, включение в техническую часть аукционной документации требования к материалу баллонов кислорода технического не повлекло ограничения количества участников. Как установлено судами и следует из материалов дела, на участие в аукционе было подано 5 заявок, все заявки признаны соответствующими требованиям аукционной документации.
Таким образом, как правомерно заключили суды, при составлении рассматриваемой в данном деле документации заказчик не установил требований, которые бы не соответствовали критерию объективности и не были бы соотнесены с объектом закупки, ограничивали бы число участников.
Антимонопольным органом в нарушение ст. 65, 200 АПК РФ не опровергнут довод заявителя о том, что установление подробных требований к характеристикам баллонов, которые в данном случае для заказчика являются значимыми, способствует созданию безопасного и качественного результата выполнения работ по капитальному ремонту системы теплопотребления муниципального дошкольного образовательного учреждения г. Астрахани "Детский сад комбинированного вида N 85" по ул. Боевая, 59а.
Поэтому выводы судов об отсутствии со стороны Управления по капитальному строительству нарушений Закона о контрактной системе являются обоснованными.
Доводы подателя кассационной жалобы судебной коллегией рассмотрены и отклоняются, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права, а сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств. Все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены. Оснований для их переоценки в силу статьи 286 АПК РФ у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 20.01.2017 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.05.2017 по делу N А06-9310/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Р.Р. Мухаметшин |
Судьи |
О.В. Логинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Установление требований к материалу баллонов кислорода технического обусловлено необходимостью обеспечения использования качественных материалов для выполнения работ, соответствия качества работ условиям контракта и требуемого результата работ, соответствия качества работ условиям контракта и требуемого результата работ, а также обеспечения безопасности при производстве работ на социально-значимом объекте - МДОУ г. Астрахани "Детский сад комбинированного вида N 85" по ул. Боевая, 59а
При этом требования к материалам, используемым для выполнения работ, определены в соответствии с положениями пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе путем указания значимых для заказчика основных стандартных показателей соответствующих материалов из числа установленных техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
...
Антимонопольным органом в нарушение ст. 65, 200 АПК РФ не опровергнут довод заявителя о том, что установление подробных требований к характеристикам баллонов, которые в данном случае для заказчика являются значимыми, способствует созданию безопасного и качественного результата выполнения работ по капитальному ремонту системы теплопотребления муниципального дошкольного образовательного учреждения г. Астрахани "Детский сад комбинированного вида N 85" по ул. Боевая, 59а.
Поэтому выводы судов об отсутствии со стороны Управления по капитальному строительству нарушений Закона о контрактной системе являются обоснованными."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 28 сентября 2017 г. N Ф06-24476/17 по делу N А06-9310/2016
Хронология рассмотрения дела:
28.09.2017 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-24476/17
26.07.2017 Определение Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-23987/17
10.05.2017 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-3154/17
19.09.2016 Определение Арбитражного суда Астраханской области N А06-9310/16