г. Казань |
|
29 сентября 2017 г. |
Дело N А55-11220/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 сентября 2017 года.
председательствующего судьи Коноплёвой М.В.,
судей Фатхутдиновой А.Ф., Хайруллиной Ф.В.,
при участии представителей:
ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Диалог" - Тюмасевой Ю.В., доверенность от 04.10.2016,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Диалог" и Министерства имущественных отношений Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 14.04.2017 (судья Шабанов А.Н.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2017 (председательствующий судья Пышкина Н.Ю., судьи Николаева С.Ю., Балакирева Е.М.)
по делу N А55-11220/2015
по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (ОГРН 1106315004003, ИНН 6315856460) к Министерству имущественных отношений Самарской области (ОГРН 1066315051824, ИНН 6315800964), обществу с ограниченной ответственностью "Диалог" (ОГРН 1075406010998, ИНН 5406390400), с участием третьих лиц: Федерального государственного бюджетного учреждения "Самарский референтный центр Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору", г. Самара, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области, о признании недействительным договора купли-продажи,
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее - Управление Росимущества) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к Министерству имущественных отношений Самарской области (далее - Министерство) и обществу с ограниченной ответственностью "Аргумент" (далее - Общество) о признании недействительным договора купли-продажи от 15.04.2014 N 132-2014/к, заключенного между Министерством и Обществом, применении последствий недействительности сделки в виде исключения записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним о праве собственности Общества на земельный участок площадью 2328,00 кв. м, кадастровый номер 63:01:0906001:1016, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Советский район, ул. Антонова-Овсеенко, д. 44.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 25.01.2016 произведена процессуальная замена ответчика на его правопреемника - общество с ограниченной ответственностью "Диалог".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: федеральное государственное бюджетное учреждение "Самарский референтный центр Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 29.04.2016, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2016, в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 27.10.2016 указанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
При новом рассмотрении дела определением Арбитражного суда Самарской области от 30.12.2016 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Главное управление МЧС России по Самарской области, Департамент управления имуществом городского округа Самара (далее - Департамент), общество с ограниченной ответственностью "Рассвет".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 14.04.2017, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2017, признан недействительным договор купли-продажи от 15.04.2014 N 132-2014/к, заключенный между Министерством и Обществом. В остальной части иска отказано.
В кассационной жалобе Общество просит принятые по делу судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, мотивируя неправильным применением судами норм материального права, несоответствием выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам. Заявитель жалобы указывает, что земельный участок под гаражом и прилегающая к нему территория не пересекается с иными земельными участками, в том числе с земельным участком под зданием ФГУП "Самарское государственное предприятие вычислительной техники и информатики", что подтверждает законность и обоснованность предоставления в собственность Общества спорного земельного участка без дополнительных согласований границ с Министерством и третьим лицом.
В кассационной жалобе Министерство также просит принятые по делу судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, мотивируя неправильным применением судами норм материального права, указывая, что ни распоряжение Департамента, ни постановка спорного земельного участка на кадастровый учет, оспорены не были, а Министерство не вправе проверять законность действий органов местного самоуправления по вопросам формирования земельного участка.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд кассационной инстанции оснований для их отмены не находит.
Как установлено судами и следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Самарской области от 19.12.2007 по делу N А55-9644/2007 признано право собственности Российской Федерации на нежилое помещение, общей площадью 5046,1 кв.м., литера Аа, и гараж, общей площадью 428,2 кв.м., литера Б, расположенные по адресу: г. Самара, ул. Антонова-Овсеенко, 44.
Указанным решением арбитражного суда также установлено, что решением исполнительного комитета Куйбышевского городского Совета народных депутатов Куйбышевской области от 04.05.1978 N 334 производственному объединению "ЦентрЭВМкомплекс" отведен земельный участок, площадью около 1,3 га для строительства административно-лабораторного корпуса на пересечении улиц Ставропольской и Антонова-Овсеенко в квартале 556 Советского района. Объединению "ЦентрЭВМкомплекс" выдан государственный акт на пользование землей 1,3 гектара для строительства административно-лабораторного корпуса. Распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 04.11.2003 N 6100-р административное здание и гараж, расположенные по адресу: г. Самара, ул. Антонова-Овсеенко, 44, были переданы в хозяйственное ведение Федерального государственного унитарного предприятия "Самарское государственное предприятие вычислительной техники и информатики" (далее - ФГУП "Самарское государственное предприятие вычислительной техники и информатики") и 20.01.2004 выдано свидетельство о внесении в реестр федерального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за государственным предприятием.
Согласно выписке из кадастрового паспорта от 06.02.2015 земельный участок под зданием 14.12.2005 поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 63:01:0918002:500. В указанной выписке содержится информация о том, что земельный участок находится в государственной собственности, правообладателем является ЦентрЭВМкомплекс на основании государственного акта от 25.05.1978 N 32.
Распоряжением Управления Росимущества от 29.12.2007 N 649-р ФГУП "Самарское государственное предприятие вычислительной техники и информатики" было приватизировано путем преобразования в открытое акционерное общество "Самарское государственное предприятие вычислительной техники и информатики".
Согласно перечню объектов, не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса ФГУП "Самарское государственное предприятие вычислительной техники и информатики", являющегося приложением N 2 к указанному распоряжению, приватизации не подлежали и остались в федеральной собственности объекты, в том числе: часть нежилого помещения общей площадью 248,7 кв.м; бомбоубежище площадью 263 кв.м; земельный участок, предоставленный предприятию на основании государственного акта от 25.05.1978 N 32 (передан в аренду вновь создаваемого акционерного общества).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 05.03.2015 за Российской Федерацией зарегистрировано право собственности на нежилое помещение площадью 243,8 кв.м, по адресу: г. Самара, Советский район, ул. Антонова-Овсеенко, д. 44.
На основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 05.04.2012 за Обществом зарегистрировано право собственности на гараж, площадью 428,2 кв.м, литера Б, расположенный по адресу: г. Самара, Советский район, ул. Антонова-Овсеенко, д. 44.
Распоряжением Департамента управления имуществом городского округа Самара от 04.06.2012 N 412 на основании заявления Общества от 25.05.2012 утверждена схема расположения земельного участка площадью 2328,00 кв. м, занимаемого гаражом, литера Б, с прилегающей территорией, расположенного по адресу: г. Самара, Советский район, ул. Антонова-Овсеенко, д. 44.
На основании приказа Министерства от 17.03.2014 N 491 между Министерством и Обществом заключен договор купли-продажи земельного участка от 15.04.2014 N 132-2014/к, по условиям которого обществу "Аргумент" передан в собственность земельный участок с кадастровым номером 63:01:0906001:1016, расположенный по адресу: г. Самара, Советский район, ул. Антонова-Овсеенко, д. 44, площадью 2328,00 кв. м, занимаемый гаражом и прилегающей территорией.
Управление Росимущества, ссылаясь на то, что предоставленный в собственность Общества земельный участок входит в границы участка, являющегося федеральной собственностью, следовательно, Министерство не вправе было им распоряжаться, обратилось в арбитражный суд с настоящими исковыми требованиями.
Удовлетворяя исковые требования в части, судебные инстанции правомерно исходили из следующего.
В силу статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (статья 168 ГК РФ).
Статьей 209 ГК РФ установлено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (часть 1). Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (часть 2).
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 17.04.2006 N 53-ФЗ, вступившей в силу с 01.07.2006, далее - Закон N 137-ФЗ) в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Пункт 1 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ является нормой федерального закона, с момента введения в действие которой соответствующие земельные участки признаются находящимися в федеральной собственности. Данное положение представляет собой реализацию закрепленного в подпункте 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
Следовательно, с 01.07.2006 право государственной собственности на земельный участок с кадастровым номером 63:01:0918002:500 является разграниченным.
Статьей 17 ЗК РФ к федеральной собственности отнесены земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации, на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Пунктом 2 статьи 9 ЗК РФ предусмотрено, что управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации, осуществляет Российская Федерация.
Таким образом, Министерство не вправе было распоряжаться земельным участком, относящимся к федеральной собственности. Заключенный неуполномоченным лицом договор купли-продажи в силу статьи 168 ГК РФ является ничтожной сделкой.
При разрешении спора судебные инстанции также установили, что в результате формирования спорного земельного участка с кадастровым номером 63:01:0906001:1016 внутри него оказался объект гражданской обороны, что подтверждается схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Из распоряжения от 04.06.2012 N 412 об утверждении схемы, кадастрового паспорта земельного участка от 01.04.2013 и схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории следует, что в отношении земельного участка с кадастровым номером 63:01:0906001:1016, расположенного по адресу: г. Самара, Советский район, ул. Антонова-Овсеенко, д. 44, площадью 2328,00 кв. м, занимаемый гаражом и прилегающей территорией, установлено обременение и ограничение в использовании для прохода к объекту ГО.
В письме Главного управления МЧС России по Самарской области от 26.01.2017 указано, что в соответствии с возложенными на него полномочиями оно ведет учет защитных сооружений гражданской обороны в соответствии с "Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны", утвержденными приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583, зарегистрированным в Минюсте Российской Федерации 25.03.2003 N 4317. Согласно учетным данным по адресу: г. Самара, Советский район, ул. Антонова-Овсеенко, д. 44 (в подземном этаже четырехэтажного здания) расположено защитное сооружение гражданской обороны - встроенное убежище N 418-63 (новый N 302-63), являющееся федеральной собственностью (инд. N П13630002581 в реестре федеральной собственности).
Согласно выписке из реестра федеральной собственности от 28.04.2012 убежище N 418 по адресу: г. Самара, Советский район, ул. Антонова-Овсеенко, д. 44, принадлежит на праве собственности Российской Федерации.
Правовая позиция в отношении определения характеристик объектов гражданской обороны, изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.01.2010 N 12757/09. Защитные сооружения гражданской обороны представляют собой отдельную категорию объектов государственной собственности, объединяемых по признаку единого назначения, даже в том случае, если они не отнесены к разделу III приложения N 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1, и на основании пункта 3 данного постановления они в любом случае продолжают оставаться в федеральной собственности до решения вопроса о возможности их передачи в собственность соответствующего субъекта Федерации или в муниципальную собственность в установленном порядке.
Судами также принято во внимание, что формирование спорного земельного участка произведено вопреки требованиям пунктов 4 и 6 статьи 11.9 ЗК РФ, согласно которым образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Исследовав и оценив в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, правильно применив положения статей 166, 168 ГК РФ, суды пришли к правомерному выводу о несоответствии договора купли-продажи земельного участка от 15.04.2014 N 132-2014/к требованиям действующего законодательства и признали его ничтожным.
Отказывая в удовлетворении требований о применении последствий недействительности сделки, судебные инстанции исходили из того, что на спорном земельном участке расположен объект недвижимости, принадлежащий Обществу на праве собственности, что свидетельствует о невозможности применения между сторонами последствий недействительности сделки в виде возвращения спорного земельного участка, и, следовательно, о возможности применения двусторонней реституции.
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ определен правовой принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Последствием ничтожности договора купли-продажи при таких обстоятельствах может быть возвращение титула (права собственности) на земельный участок от Общества к публичному собственнику, то есть стороны должны быть возвращены в положение, существовавшее до заключения ничтожного договора.
Довод Министерства в кассационной жалобе о неправомерности признания договора недействительным в отрыве от признания незаконными ненормативных актов, на основании которых данный договор был заключен, суд находит несостоятельным, поскольку в силу абзаца 13 статьи 12 ГК РФ суды вправе давать оценку ненормативному акту государственного органа или органа местного самоуправления, и в случае если данный акт противоречит закону, не применять его независимо от того, предъявлялись ли требования о признании этого акта недействительным.
Согласно абзацу четвертому пункта 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" суд не применяет противоречащий закону акт государственного органа или органа местного самоуправления независимо от признания этого акта недействительным.
Иные доводы, изложенные в кассационных жалобах, подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, не подтверждены надлежащими доказательствами и направлены на переоценку доказательств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов, основанных на материалах дела при правильном применении норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 14.04.2017 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2017 по делу N А55-11220/2015 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Председательствующий судья |
М.В. Коноплёва |
Судьи |
А.Ф. Фатхутдинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ определен правовой принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
...
Довод Министерства в кассационной жалобе о неправомерности признания договора недействительным в отрыве от признания незаконными ненормативных актов, на основании которых данный договор был заключен, суд находит несостоятельным, поскольку в силу абзаца 13 статьи 12 ГК РФ суды вправе давать оценку ненормативному акту государственного органа или органа местного самоуправления, и в случае если данный акт противоречит закону, не применять его независимо от того, предъявлялись ли требования о признании этого акта недействительным.
Согласно абзацу четвертому пункта 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" суд не применяет противоречащий закону акт государственного органа или органа местного самоуправления независимо от признания этого акта недействительным."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 29 сентября 2017 г. N Ф06-25430/17 по делу N А55-11220/2015
Хронология рассмотрения дела:
29.09.2017 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-25430/17
22.06.2017 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-7433/17
14.04.2017 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-11220/15
27.10.2016 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-13516/16
10.08.2016 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-8068/16
29.04.2016 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-11220/15