г. Казань |
|
29 сентября 2017 г. |
Дело N А12-56598/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 сентября 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Махмутовой Г.Н., Бубновой Е.Н.,
в отсутствие:
лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга", г. Ростов-на-Дону
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 25.01.2017 (судья Пятернина Е. С.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2017 (председательствующий судья Борисова Т.С., судьи Никольский С.В., Шалкин В.Б.)
по делу N А12-56598/2016
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью фирма "Голубые озера", г. Волгоград (ОГРН 1043400663404, ИНН 3415012337) к публичному акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга", г. Ростов-на-Дону (ОГРН 1076164009096, ИНН 6164266561) в лице филиала "Волгоградэнерго", г. Волгоград (ОГРН 1076164009096, ИНН 6164266561) об обязании опломбировать счетчик электрической энергии и составить акт о допуске эксплуатацию счетчика электрической энергии, третьи лица: публичное акционерное общество "Волгоградэнергосбыт", г. Волгоград (ОГРН 1053444090028, ИНН 3445071523) в лице Волжского управления, Ермилов Александр Николаевич, г. Волгоград, Федеральное бюджетное учреждение "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Волгоградской области", г. Волгоград,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью фирма "Голубые озера" (далее - ООО фирма "Голубые озера", истец) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с иском к публичному акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" в лице филиала "Волгоградэнерго" (далее - ПАО "МРСК Юга", ответчик) об обязании опломбировать счетчик электрической энергии ЦЭ6803В N 095154689 и трансформаторы тока (в количестве 3-х шт.), установленный по адресу: Волгоградская область, Среднеахтубинский район, х. Госпитомник, пер. Парковский, д. 6, здание коптильного цеха, и составить акт о допуске в эксплуатацию счетчика электрической энергии ЦЭ6803В N 095154689 и трансформаторов тока.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 25.01.2017, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2017, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ПАО "МРСК Юга" обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, указывая на то, что 26.07.2016 при осуществлении процедуры допуска в эксплуатацию электроустановка потребителя не соответствовала установленным законом требованиям, а также в связи с тем, что 06.09.2016 уже был осуществлен допуск в эксплуатацию смонтированного на границе раздела измерительного комплекса, соответствующего всем предъявляемым требованиям, у суда не имелось оснований для удовлетворения иска.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает ее не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и подтверждается материалами дела, 26.05.2016 в 13 часов 07 минут в результате внеплановой проверки, проведенной комиссией в составе представителей ПАО "МРСК Юга" в лице филиала "Волгоградэнерго" и ООО фирма "Голубые озера", приборов учета электроэнергии и схем их включения было установлено, что измерительный комплекс к эксплуатации в цепях коммерческого учета не пригоден и согласно акту п/з 105 подлежит замене в течение 30 дней.
В сроки, установленные актом от 26.05.2016 п/з 105, прибор учета электроэнергии был заменен и 11.07.2016 ООО фирма "Голубые озера" подало заявку на установку пломб на счетчик электрической энергии ЦЭ6803В N 095154689 и трансформаторов тока (в количестве 3-х шт.)
В результате проверки 26.07.2016 в 12 часов 20 минут, проведенной комиссией в составе представителей ПАО "МРСК Юга" в лице филиала "Волгоградэнерго" и ООО фирма "Голубые озера", допуска и проверки приборов учета электроэнергии и схем их включения было установлено, что измерительный комплекс к эксплуатации в цепях коммерческого учета не пригоден и согласно акту п/з 172 в эксплуатацию не допускается.
Отказ ответчика опломбировать счетчик электрической энергии ЦЭ6803В N 095154689 и трансформаторы тока, установленные по адресу: Волгоградская область, Среднеахтубинский район, х. Госпитомник, пер. Парковский, д. 6, здание коптильного цеха, и составить соответствующий акт о допуске в эксплуатацию счетчика электрической энергии ЦЭ6803В N 095154689 и трансформаторов тока, послужил основанием для обращения истца с настоящим иском в суд.
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции исходил из отсутствия в материалах дела достоверных, относимых и допустимых доказательств подтверждающих, что на момент составления акта от 26.07.2016 п/з 172 измерительный комплекс к эксплуатации не был пригоден в целях коммерческого учета; доказательств несоответствия, а также возможного вмешательства истца в работу прибора учета и умышленного снятия пломб не представлено.
Оставляя решение суда первой инстанции без изменения, суд апелляционной инстанции исходил из следующего.
В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Установка, замена и эксплуатация приборов учета осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (далее - Правила N 442).
В соответствии с пунктом 152 Правил N 442 установленный прибор учета должен быть допущен в эксплуатацию. Под допуском прибора учета в эксплуатацию понимается процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета, в том числе, входящего в состав измерительного комплекса или системы учета, к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска. Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию должен быть осуществлен не позднее месяца, следующего за датой его установки.
Согласно пункту 153 Правил N 442 собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета, обязан получить допуск прибора учета в эксплуатацию, для чего он должен направить письменную заявку на осуществление допуска в эксплуатацию прибора учета в адрес гарантирующего поставщика (энергосбытовая, энергоснабжающая организация), с которым в отношении таких энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности)) заключен договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), расчеты за электрическую энергию по которому будут осуществляться с использованием установленного и подлежащего допуску в эксплуатацию прибора учета.
В соответствии с пунктом 154 Правил N 442 в ходе процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат место установки и схема подключения прибора учета (в том числе проверка направления тока в электрической цепи), состояние прибора учета (наличие или отсутствие механических повреждений на корпусе прибора учета и пломб поверителя) и измерительных трансформаторов (при их наличии), а также соответствие вводимого в эксплуатацию прибора учета требованиям в части его метрологических характеристик. По окончании проверки в местах и способом, которые определены в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании, подлежит установке контрольная одноразовая номерная пломба (контрольная пломба) и (или) знаки визуального контроля.
Контрольная пломба и (или) знаки визуального контроля устанавливаются сетевой организацией, а в случае если сетевая организация не явилась в согласованные дату и время проведения процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию, контрольная пломба и (или) знаки визуального контроля устанавливаются гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией), участвующим в процедуре допуска.
Процедура допуска прибора учета в эксплуатацию заканчивается составлением акта допуска прибора учета в эксплуатацию, в котором указываются: дата, время и адрес проведения процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию; фамилия, имя и отчество уполномоченных представителей лиц, которые в соответствии с пунктом 152 настоящего документа принимают участие в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию и явились для участия в указанной процедуре; характеристики прибора учета и измерительных трансформаторов, входящих в состав измерительного комплекса (при их наличии), заводской номер и состояние прибора учета и измерительных трансформаторов, входящих в состав измерительного комплекса (при их наличии), допуск которого в эксплуатацию осуществляется, его показания на момент завершения процедуры допуска; решение о допуске прибора учета в эксплуатацию или об отказе в допуске прибора учета в эксплуатацию с указанием причин такого отказа.
В случае отказа в таком допуске в акте указываются необходимые мероприятия (перечень работ), выполнение которых является обязательным условием для допуска прибора учета в эксплуатацию.
Если в ходе процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию будет выявлено несоблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и (или) о техническом регулировании к прибору учета и (или) к правилам его установки, то в допуске в эксплуатацию такого прибора учета отказывается с указанием причин отказа. Устранение нарушений в таком случае должно осуществляться за счет лица, осуществившего установку приборов учета.
В рассматриваемом случае свидетельством о поверке от 12.08.2016 N 392704-31-0480/0816, выданным ФБУ "Волгоградский ЦСМ", подтвержден факт соответствия счетчика электрической энергии ЦЭ6803В N 095154689 на основании результатов поверки установленным в описании типа метрологическим требованиям и пригодным к применению в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений.
Истец 15.08.2016 повторно обратился с заявкой на установку пломб на счетчик электрической энергии ЦЭ6803В N 095154689 и трансформаторов тока (в количестве 3-х шт.).
Однако работы по установке пломб на счетчик электрической энергии ЦЭ6803В N 095154689 и трансформаторов тока не произведены.
Доводы ответчика о том, что в ходе проведенной проверки установленного силами ООО фирма "Голубые озера" прибора учета типа ЦЭ 6803В N 095154689, выявлено, что "оттиски пломб госповерителя (гос.поверка Ш-2015, ОТК) не соответствуют оттискам пломб, применяемым на заводе изготовителе" отклонены судами, поскольку, как уже было указано выше, свидетельством о поверке N 392704-31-0480/0816 от 12.08.2016, выданным ФБУ "Волгоградский ЦСМ", подтвержден факт соответствия счетчика электрической энергии ЦЭ6803В N 095154689 на основании результатов поверки установленным в описании типа метрологическим требованиям и пригодным к применению в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений.
Данный документ в установленном законом порядке недействительным не признан.
Ссылка ответчика на то, что в предоставленном истцом свидетельстве о поверке от 12.08.2016 N 392704-31-0480/0816 спорного прибора учета указано, что на нем отсутствуют знаки предыдущей поверки, в то время как в акте проверки сетевой организации от 26.07.2016 п/з 172 зафиксирована пломба гос.поверки Ш-2015 и ОТК, следовательно, потребителем умышленно были сняты указанные пломбы гос. поверителя и скрыты следы вмешательства в работу прибора учета, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и обоснованно отклонены.
ФБУ "Волгоградский ЦСМ" в письме от 22.12.2016 разъяснило, что при оформлении свидетельства о периодической поверке указывается номер поверительного клейма в виде голографической наклейки предыдущей поверки, либо, в случае его отсутствия указывается слово "отсутствует". Запись "отсутствует" не является доказательством вмешательства в работу средства измерений.
Независимо от наличия номера поверительного клейма в виде голографической наклейки предыдущей поверки, свидетельство о поверке подтверждает соответствие метрологических характеристик средства измерений указанным в описании типа и возможность к применению в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений. Указание слова "отсутствует" не означает, что счетчик раньше не поверялся, так как при выпуске из производства, при оформлении положительных результатов первичной поверки, счетчик пломбируется пломбами завода-изготовителя. Поверительное клеймо в виде голографической наклейки при оформлении результатов первичной поверки не используется.
Установленные выше судами фактические обстоятельства дела ответчиком относимыми и допустимыми доказательствами не опровергнуты.
Факт соответствия счетчика электрической энергии ЦЭ6803В N 095154689 требованиям действующего законодательства ответчиком не опровергнут, поэтому с учетом направления истцом заявки на установку пломб на счетчик электрической энергии ЦЭ6803В N 095154689 и трансформаторов тока (в количестве 3-х шт.) он обязан был опломбировать указанные объекты, однако этого не сделал.
Ссылка подателя жалобы на отсутствие со стороны истца письменного запроса о согласовании места установки прибора учета в порядке пункта 148 Правил N 442 также обоснованно отклонена, поскольку данная норма регламентирует действия потребителя при его намерении произвести замену прибора учета, тогда как в настоящем деле речь идет о допуске установленного (замененного) прибора в эксплуатацию, порядок которого установлен пунктом 153 Правил N 442, и, в данном случае, был соблюден истцом.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции, проанализировав собранные по делу доказательства, правомерно удовлетворил заявленные требования, с чем согласился суд апелляционной инстанции.
Приведенные в кассационной жалобе доводы правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций, основанных на нормах права и материалах дела, не опровергают и направлены на переоценку доказательств, что в соответствии с главой 35 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 25.01.2017 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2017 по делу N А12-56598/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.Н. Федорова |
Судьи |
Г.Н. Махмутова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 154 Правил N 442 в ходе процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат место установки и схема подключения прибора учета (в том числе проверка направления тока в электрической цепи), состояние прибора учета (наличие или отсутствие механических повреждений на корпусе прибора учета и пломб поверителя) и измерительных трансформаторов (при их наличии), а также соответствие вводимого в эксплуатацию прибора учета требованиям в части его метрологических характеристик. По окончании проверки в местах и способом, которые определены в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании, подлежит установке контрольная одноразовая номерная пломба (контрольная пломба) и (или) знаки визуального контроля.
...
Ссылка подателя жалобы на отсутствие со стороны истца письменного запроса о согласовании места установки прибора учета в порядке пункта 148 Правил N 442 также обоснованно отклонена, поскольку данная норма регламентирует действия потребителя при его намерении произвести замену прибора учета, тогда как в настоящем деле речь идет о допуске установленного (замененного) прибора в эксплуатацию, порядок которого установлен пунктом 153 Правил N 442, и, в данном случае, был соблюден истцом."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 29 сентября 2017 г. N Ф06-24419/17 по делу N А12-56598/2016