г. Казань |
|
13 октября 2017 г. |
Дело N А65-24/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 октября 2017.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи _ Хабибуллина Л.Ф.,
судей Егоровой М.В., Мухаметшина Р.Р.,
при участии представителей:
заявителя - Хасаншина Р.Р., доверенность от 11.08.2017,
Хамидуллина А.И., доверенность от 09.01.2017,
ответчика - Заляевой Д.Р., доверенность от 30.06.2017,
Государственного комитета Республики Татарстан по закупкам Куринова Д.Н., доверенность от 30.12.2016,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу автономной некоммерческой организации "Исполнительная дирекция XXVII всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.04.2017 (судья Ситдиков Б.Ш.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2017 (председательствующий судья Драгоценнова И.С., судьи Юдкин А.А., Попова Е.Г.)
по делу N А65-24/2017
по заявлению автономной некоммерческой организации "Исполнительная дирекция XXVII всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани" (ИНН 1655068636, ОГРН 1091600002922 к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан об оспаривании решения и предписания, при участии третьих лиц: Государственного комитета Республики Татарстан по закупкам, общества с ограниченной ответственностью "Калибр-Сервис", общества с ограниченной ответственностью "Арена",
УСТАНОВИЛ:
автономная некоммерческая организация "Исполнительная дирекция XXVII всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани" (далее - организация) обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - антимонопольный орган, управление) от 15.12.2016 по делу N Т04-314/2016.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Государственный комитет Республики Татарстан по закупкам, г. Казань (далее - комитет), общества с ограниченной ответственностью "Калибр-Сервис" и "Арена" (далее - общества "Калибр-Сервис" и "Арена").
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.04.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2017 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе организация просит отменить принятые судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Проверив законность обжалуемых актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции находит их подлежащими отмене по следующим основаниям.
Комитетом на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов http://etpzakupki.tatar размещено извещение о проведении конкурентного отбора N 0011316326DP на предмет: "Право заключения договора на оказание комплекса услуг по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности (контролеры распределители) в период подготовки и проведения первенства мира по прыжкам в воду среди юниоров".
Заказчиком выступил заявитель.
В соответствии с протоколом рассмотрения, оценки и сопоставления предложений на участие в конкурентном отборе от 21.11.2016 N 326 было подано три предложения, два из которых отклонены, в том числе предложение общества "Калибр-Сервис", победителем признано общество "Арена".
Общество "Калибр-Сервис" обратилось в антимонопольный орган с жалобой на действия заказчика, указывая на неправомерное решение об отказе в допуске к дальнейшему участию в конкурентном отборе - в связи с наличием общества в реестре недобросовестных поставщиков заявителя.
Решением антимонопольного органа от 15.12.2016 по делу N Т04-314/2016 жалоба общества "Калибр-Сервис" признана обоснованной, заявитель признан нарушившим требования части 1 статьи 5 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
На основании указанного решения антимонопольным органом заявителю выдано предписание об устранении нарушений норм действующего законодательства.
Организация не согласилась с принятыми антимонопольным органом актами и обратилась в арбитражный суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, суды признали правомерными выводы антимонопольного органа о допущенных со стороны заявителя нарушениях Закона о закупках.
Между тем при рассмотрении данного спора судами не было учтено следующее.
Как усматривается из материалов дела, в целях эффективного размещения заказов для нужд заявителя путем проведения закупочных процедур, между организацией и комитетом заключено Соглашение о взаимодействии при осуществлении закупочной деятельности от 18.06.2015.
В соответствии с указанным Соглашением комитетом по заявке организации осуществляется размещение соответствующих заказов.
Порядок и способы размещения заказов определяются Положением о порядке приобретения товаров, выполнения работ, оказания услуг для нужд заявителя, утвержденный решением наблюдательного совета организации.
В Регламенте определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), товаров (работ, услуг) для нужд заявителя в подпункте 5 пункта 2 раздела 2 указано на следующее требование к участникам конкурентного отбора: "Отсутствие в перечне недобросовестных поставщиков АНО "Исполнительная дирекция спортивных проектов" сведений об участнике конкурентного отбора".
Предложение общества "Калибр-Сервис" отклонено в связи с наличием организации участника в реестре недобросовестных поставщиков организации.
Вместе с тем жалоба общества "Калибр-Сервис" рассмотрена антимонопольным органом в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Названной статьей установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров.
Антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (пункт 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).
Таким образом, статья 18.1 Закона о защите конкуренции регламентирует лишь порядок действий антимонопольного органа (процедуру) при рассмотрении жалоб участников закупок, осуществляемых в соответствии с Законом о закупках, но не определяет основания компетенции (полномочия) антимонопольного органа.
Эти основания установлены в части 10 статьи 3 Закона о закупках, согласно которой антимонопольные органы рассматривают жалобы участников закупки на действия (бездействие) заказчика в случаях:
1) неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения;
2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;
3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
4) неразмещения или размещения в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
С учетом изложенного, в рамках административной процедуры по рассмотрению жалоб участников закупки, установленной статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган вправе принимать решения только по тем нарушениям, перечень которых установлен в части 10 статьи 3 Закона о закупках.
Поскольку антимонопольный орган пришел к выводу о необходимости применения в рассматриваемом случае правовых положений Закона о закупках, то с учетом изложенного антимонопольный орган был вправе принять решение только по вышеуказанным основаниям для обжалования действий заказчика.
Поэтому судебная коллегия приходит к выводу об отсутствия у антимонопольного органа полномочий на рассмотрение жалобы "Калибр-Сервис" в связи с отсутствием в ней доводов о нарушениях, перечисленных в части 10 статьи 3 названного Закона (определения Верховного Суда Российской Федерации от 11.04.2017 N 304-КГ16-117592, от 02.10.2017 N 309-КГ17-7502).
При изложенных обстоятельствах принятые по делу судебные акты подлежат отмене, а заявление организации - подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.04.2017 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2017 по делу N А65-24/2017 отменить.
Заявление автономной некоммерческой организации "Исполнительная дирекция XXVII всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани" удовлетворить.
Признать недействительными решение и предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 15.12.2016 по делу N Т04-314/2016.
Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан в пользу автономной некоммерческой организации "Исполнительная дирекция XXVII всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани" 6000 рублей государственной пошлины по заявлению, апелляционной и кассационной жалобам.
Поручить Арбитражному суду Республики Татарстан выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.Ф. Хабибуллин |
Судьи |
М.В. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (пункт 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).
Таким образом, статья 18.1 Закона о защите конкуренции регламентирует лишь порядок действий антимонопольного органа (процедуру) при рассмотрении жалоб участников закупок, осуществляемых в соответствии с Законом о закупках, но не определяет основания компетенции (полномочия) антимонопольного органа.
Эти основания установлены в части 10 статьи 3 Закона о закупках, согласно которой антимонопольные органы рассматривают жалобы участников закупки на действия (бездействие) заказчика в случаях:
1) неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения;
2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;
3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
4) неразмещения или размещения в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
С учетом изложенного, в рамках административной процедуры по рассмотрению жалоб участников закупки, установленной статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган вправе принимать решения только по тем нарушениям, перечень которых установлен в части 10 статьи 3 Закона о закупках.
...
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.04.2017 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2017 по делу N А65-24/2017 отменить."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 13 октября 2017 г. N Ф06-25231/17 по делу N А65-24/2017