г. Казань |
|
20 октября 2017 г. |
Дело N А06-71/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 октября 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гильмановой Э.Г.,
судей Желаевой М.З., Топорова А.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Закрытое административно-территориальное образование "Знаменск Астраханской области"
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 03.05.2017 (судья Соколова А.М.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2017 (председательствующий судья Антонова О.И., судьи Жаткина С.А., Никитина А.Ю.)
по делу N А06-71/2017
по исковому заявлению администрации муниципального образования "Закрытое административно-территориальное образование "Знаменск Астраханской области" (ОГРН 1023000804243, ИНН 3013000518) к Министерству строительства и коммунального хозяйства по Астраханской области (ОГРН 1053000014660, ИНН 3015068399) о взыскании суммы в размере 500 000 руб., убытков в виде взысканной неустойки в размере 21 908,33 руб. и убытков в виде взысканных судебных расходов в размере 20 000 руб., с участием третьего лица: Министерства финансов Астраханской области,
УСТАНОВИЛ:
закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области (далее - ЗАТО Знаменск Астраханской области, истец) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с исковым заявлением к Астраханской области в лице Министерства строительства и коммунального хозяйства по Астраханской области (далее - Министерство, истец) о взыскании суммы субсидии в размере 500 000 руб., убытков в виде взысканной неустойки в размере 21 908,33 руб. и убытков в виде взысканных судебных расходов в размере 20 000 руб. (с учетом принятого судом уточнения исковых требований).
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 03.05.2017, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2017, исковые требования удовлетворены частично. С Астраханской области в лице Министерства строительного и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области за счет казны Астраханской области в доход муниципального образования ЗАТО Знаменск Астраханской области взыскана сумма в размере 500 000 руб. В остальной части иска отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами в части отказа во взыскании убытков в виде неустойки в размере 21 908,33 руб. и судебных расходов в размере 20 000 руб., ЗАТО Знаменск Астраханской области обратилось в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты в обжалуемой части отменить, исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Заявитель в кассационной жалобе указал на нарушение судами норм материального и процессуального права.
Поскольку заявителем кассационной жалобы принятые по делу судебные акты обжалуются только в части отказа удовлетворения исковых требований, суд кассационной инстанции рассматривает дело в пределах доводов кассационной жалобы (часть 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
Проверив законность судебных актов в обжалуемой части по правилам главы 35 АПК РФ, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит правовых оснований к их отмене.
Как следует из материалов дела, 03.03.2015 между Министерством строительства и коммунального хозяйства Астраханской области (до 31.10.2016 - Министерство строительства и дорожного хозяйства Астраханской области) и ЗАТО Знаменск Астраханской области было заключено Соглашение (регистрационный N 04-01/06) о направлении в 2015 году из бюджета Астраханской области субсидии муниципальному образованию, ЗАТО Знаменск Астраханской области в рамках реализации государственной программы "Развитие дорожного хозяйства Астраханской области". 15.07.2015 было заключено Дополнительное соглашение к нему N 04-01/06-1.
В рамках вышеуказанного Соглашения, с учетом Дополнительного соглашения, ответчик обязался предоставить истцу субсидию из бюджета Астраханской области в рамках реализации государственной программы "Развитие дорожного хозяйства Астраханской области" в размере 1 509 713,72 руб. (пункт 1.2 Соглашения) при условии софинансирования мероприятий государственной программы истцом в размере 10 832 539,38 руб. (пункт 1.4 Соглашения).
Приложением к Соглашению утвержден Перечень объектов, финансируемых в рамках указанного Соглашения, одним из которых является объект: "Ремонт автомобильной дороги местного значения по улице Первомайская" (пункт 3 Перечня).
Согласно Перечню финансирование вышеуказанного объекта должно быть произведено в следующих суммах: 500 000 руб. - за счет средств субсидии из бюджета Астраханской области; 2 148 905,92 руб. - за счет средств бюджета ЗАТО Знаменск Астраханской области.
В целях реализации условий Соглашения и Дополнительного соглашения к нему заказчиком работ по объекту "Ремонт автомобильной дороги местного значения по улице Первомайская" выступило муниципальное казенное учреждение муниципального образования "Закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области" "Служба обеспечения деятельности органов местного самоуправления" (далее - МКУ ЗАТО Знаменск СОД ОМС).
Между заказчиком, действующим от имени ЗАТО Знаменск Астраханской области, и ООО "Энергомонтаж" - победителем открытого аукциона в электронной форме, 16.09.2015 был заключен муниципальный контракт N 0325300058015000031-0196379-02 на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги местного значения по улице Первомайская, ЗАТО Знаменск Астраханской области, в соответствии с Разделом 2 которого финансирование работ должно было осуществляться из бюджета, ЗАТО Знаменск Астраханской области на 2015 год и бюджета Астраханской области на 2015 год в рамках реализации государственной программы "Развитие дорожного хозяйства Астраханской" на основании вышеуказанного Соглашения.
Согласно акту о приемке выполненных работ N 1, подписанному сторонами контракта 08.10.2015, ООО "Энергомонтаж" в полном объеме исполнило свои обязательства по муниципальному контракту.
Заказчик - МКУ ЗАТО Знаменск СОД ОМС перечислил подрядчику сумму в размере 2 148 905,92 руб. платежными поручениями от 13.10.2015 N 153866 и от 13.10.2015 N 155454, полностью исполнив бюджетные обязательства ЗАТО Знаменск по финансированию указанного объекта.
Однако, несмотря на заключенное Соглашение, Министерство строительства и коммунального хозяйства Астраханской области субсидию из областного бюджета не перечислило, в связи с чем кредиторская задолженность МКУ ЗАТО Знаменск СОД ОМС по оплате выполненных работ на 01.01.2016 по муниципальному контракту от 16.09.2015 N 0325300058015000031-0196379-02 составила 500 000,00 руб. и равна размеру субсидии из бюджета Астраханской области.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Волгоградской области от 18.08.2016 по делу N A12-10844/2016 были удовлетворены исковые требования ООО "Энергомонтаж" о взыскании с администрации ЗАТО Знаменск - главного распорядителя бюджетных средств, которому подведомственно МКУ СОД ОМС, 500 000 руб. основного долга, неустойки в сумме 21 908,33 руб. и расходов на оплату представителя в сумме 20 000 руб.
Во исполнение указанного решения Арбитражного суда Волгоградской области денежные средства в сумме 541 908,33 руб. были перечислены ООО "Энергомонтаж" из бюджета ЗАТО Знаменск в полном объеме.
Ссылаясь на то, что обязательство по перечислению субсидии в размере 500 000 руб. ответчиком исполнено не было, истец обратился в арбитражный суд с настоящими исковыми требованиями.
Оценив и исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции признал обоснованными и подлежащими удовлетворению исковые требования в части перечисления субсидии в размере 500 000 руб.
Судебный акт в указанной части сторонами не обжалуется.
Отказывая в удовлетворении требований о взыскании убытков в виде неустойки в сумме 21 908,33 руб. и расходов на оплату представителя в сумме 20 000 руб., суды руководствовались положениями статей 15, 393, 1081 Гражданского кодекса Российской Федерации и исходили из следующего.
Основанием для выплаты неустойки и судебных расходов у истца является муниципальный контракт - обязательственные правоотношения с подрядчиком, и решение Арбитражного суда Астраханской области от 18.08.2016 по делу N А12-10844/2016, которым установлена вина истца.
Судебным актом по вышеуказанному делу установлено, что муниципальный контракт заключен в интересах МО "ЗАТО Знаменск Астраханской области". Оплата работ по контракту осуществляется за счет средств бюджета. Муниципальный контракт не содержит условий об оплате работ третьим лицом и не ставит сроки оплаты в зависимость от того, когда третье лицо предоставит ответчику субсидии на цели, связанные с предметом контракта.
При рассмотрении дела N А12-10844/2016 судом Астраханской области установлено, что отсутствие финансирования истца из бюджета Астраханской области само по себе не может служить обстоятельством, свидетельствующим об отсутствии вины ответчика, и, следовательно, не являлось основанием для освобождения его от ответственности за ненадлежащее исполнение обязательств по оплате фактически выполненных и принятых работ по спорному муниципальному контракту.
Установив неисполнение истцом обязанности по принятию мер к урегулированию спора и оплаты выполненных работ без доведения спора до судебного разбирательства, суды пришли к выводу о непринятии истцом разумных действий, направленных на предотвращение или уменьшение своих убытков, и как следствие, о невозможности квалификации расходов в виде суммы штрафных санкций и судебных издержек как убытков, причиненных по вине ответчика, и об отсутствии причинно-следственной связи между противоправными действиями последнего и расходами истца.
Ссылка истца на отсутствие у него вины, и соответственно оснований для применения мер гражданско-правовой ответственности за ненадлежащее исполнение обязанности по оплате выполненных работ в рамках муниципального контракта, правомерно была отклонена судами ввиду того, что отсутствие соответствующего финансирования из областного бюджета не может служить основанием для его освобождения от обязанности своевременно оплатить выполненные работы по муниципальному контракту.
Все доводы заявителя кассационной жалобы, были предметом рассмотрения судов двух инстанций и правомерно отклонены как несостоятельные, эти доводы не опровергают выводов судов, а выражают лишь несогласие с фактическими обстоятельствами дела и оценкой доказательств, данных судами, что не может являться основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Оснований, предусмотренных частью 4 статьи 288 АПК РФ, судом кассационной инстанции не выявлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 03.05.2017 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2017 по делу N А06-71/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Э.Г. Гильманова |
Судьи |
М.З. Желаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Отказывая в удовлетворении требований о взыскании убытков в виде неустойки в сумме 21 908,33 руб. и расходов на оплату представителя в сумме 20 000 руб., суды руководствовались положениями статей 15, 393, 1081 Гражданского кодекса Российской Федерации и исходили из следующего."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 20 октября 2017 г. N Ф06-25583/17 по делу N А06-71/2017