г. Казань |
|
27 октября 2017 г. |
Дело N А06-8867/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 октября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 октября 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Фёдоровой Т.Н.,
судей Филимонова С.А., Бубновой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием системы видеоконференц-связи помощником судьи Замятиной Н.И.,
при участии представителя присутствующего в Арбитражном суде Астраханской области:
истца - Деминой С.П. по доверенности от 01.01.2017 N 08,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом.
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Астраханские тепловые сети"
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 07.04.2017 (судья Колмакова Н.Н.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2017 (председательствующий судья Жевак И.И., судьи Борисова Т.С., Дубровина О.А)
по делу N А06-8867/2016
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Астраханские тепловые сети" (ОГРН 1163443069130, ИНН 3019019321) к муниципальному образованию "Город Астрахань" в лице Управления муниципального имущества города Астрахани (ОГРН 1103015001561, ИНН 3015090933), администрации муниципального образования "Город Астрахань" (ОГРН 1033000821809, ИНН 3015009178) о взыскании задолженности за установку общедомовых приборов учета, третьи лица: финансово-казначейское управление администрации муниципального образования "Город Астрахань", общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Центр коммунального обслуживания", г. Астрахань, индивидуальный предприниматель Никитина Елена Федоровна г. Астрахань,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Астраханские тепловые сети" (далее - ООО "Астраханские тепловые сети", истец) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с иском к муниципальному образованию "Город Астрахань" в лице Управления муниципального имущества города Астрахани, администрации муниципального образования "Город Астрахань" о взыскании суммы задолженности в размере 22 033,19 рублей.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 07.04.2017, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2017, в удовлетворении заявленных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе истец просил принятые по делу судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и нарушение норм материального и процессуального права.
Представитель истца в судебном заседании поддержала доводы своего доверителя, обозначенные в кассационной жалобе.
Ответчики и третьи лица отзывы на кассационную жалобу истца суду не представили, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) неявка извещенных надлежащим образом лиц, участвующих в деле, не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В соответствии со статьей 153АПК РФ судебное заседание проведено с использованием систем видеоконференц-связи, организованной Арбитражным судом Астраханской области.
Проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "Лукойл-Теплотранспортная компания" филиал в г. Астрахани (далее - ООО "Лукойл-ТТК") осуществило установку общедомовых приборов учета многоквартирных домах, расположенных по адресу: г. Астрахань, ул. С. Здоровцева, ул. Адм. Нахимова, 113.
Введение приборов учета в эксплуатацию было осуществлено 20.11.2015 подрядной организации ЗАО "Интегратор энергетического комплекса" и ООО "Лукойл-ТТК" без участия представителей обслуживающей организации по жилому дому.
В соответствии с представленными справками N 251 от 30.11.2015 и N 249 от 30.11.2015 стоимость выполненных работ по установке приборов составила: по ул. С. Здоровцева, 6 - 214 216,13 рублей, по ул. Адм. Нахимова, 113 - 201 691,97 рублей.
На основании письма Администрации МО "Город Астрахань" от 22.04.2016 N 30-10-02-3092/16 муниципальному образованию принадлежат на праве собственности следующие объекты недвижимости: по адресу г. Астрахань, ул. С. Здоровцева, 6 - квартиры NN 13, 31, 4, нежилое помещение площадью 30,9 кв. м, по адресу г. Астрахань, ул. Адм. Нахимова, 113 - квартира 29, комнаты NN 36, 37, 40, 42 кв. 36, комнаты 57, 62 кв. 56, комнаты NN 17, 20, кв. 9, 22/39 долей квартиры N 93.
На основании п.п. 38 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), истец выставил ответчику счет на оплату. Размер оплаты в сумме 22 033,19 руб. был рассчитан, исходя из доли ответчика в праве собственности на имущество дома.
ООО "Лукойл-ТТК" (в дальнейшем реорганизованное в форме выделения на основании протокола N 6 от 25.03.2016 года внеочередного собрания Участников общества в ООО "Астраханские тепловые сети") направило в адрес Управления муниципального имущества города Астрахани письмо N 03-03-2-02/583 от 24.03.2016 с требованием в течение 7 дней с момента получения письма оплатить сумму за установку общедомового прибора учета.
Неисполнение ответчиком обязанности по оплате задолженности послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Разрешая данный спор, суды обеих инстанций правомерно руководствовались ст. ст. 39, 155, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ), Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 135), Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 261-ФЗ) придя к выводу, что обязанность по оплате расходов по установке общедомового прибора учета, установленного ресурсоснабжающей организацией в многоквартирном жилом доме, собственниками которого избран способ управления - управляющей организацией, лежит на управляющей организации с последующим возмещением ей расходов собственниками помещений, отказал в удовлетворении заявленных исковых требований.
Собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию до 27.11.2009, обязаны обеспечить оснащение таких домов общедомовыми приборами учета используемых коммунальных ресурсов, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию до 01.07.2012. В случае невыполнения данных требований закона оснащение многоквартирных домов общедомовыми приборами учета осуществляется ресурсоснабжающими организациями или организациями, осуществляющими услуги по передаче этих ресурсов, за счет лица, не исполнившего в установленный срок обязанности по установке общедомового прибора учета. Указанные организации выставляют счета на оплату расходов на установку общедомового прибора учета собственникам помещений в размере, пропорциональном их долям в праве общей собственности на общее имущество.
В силу пункта 28 Правил N 491 общее имущество в многоквартирном доме (к которому относятся и общедомовые приборы учета тепловой энергии) должно содержаться в состоянии, обеспечивающем соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении. Содержание общего имущества включает в себя помимо прочего обеспечение установки и ввода в эксплуатацию общедомовых приборов учета тепловой энергии. Собственники несут бремя расходов на содержание общего имущества путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество.
Управляющая организация в силу своего статуса имеет исчерпывающую информацию о доле каждого собственника в праве общей собственности на общее имущество и наделена полномочиями по получению платежей от собственников за оказываемые им услуги и расчету с ресурсоснабжающими организациями.
Таким образом, именно управляющая компания как организация, специально нанятая собственниками для решения всех общих вопросов управления многоквартирным домом, является надлежащим ответчиком по заявленному иску о взыскании расходов ресурсоснабжающей организации на установку общедомового прибора учета.
Из материалов дела следует, что общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Центр коммунального обслуживания" и ИП Никитина Е.Ф., являются управляющими организациями в отношении многоквартирных домов, расположенных по адресу: г. Астрахань, ул. С. Здоровцева, 6 и ул. Адм. Нахимова, 113 и являются надлежащими ответчиками по иску о взыскании расходов на установку общедомового прибора учета.
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемых судебных актов судами были установлены все существенные для дела обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка.
Выводы, сделанные судами обеих инстанций, основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу.
Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку установленных судебными инстанциями обстоятельств дела, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда округа.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 07.04.2017 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2017 по делу N А06-8867/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Астраханские тепловые сети" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Т.Н. Фёдорова |
Судьи |
С.А. Филимонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Неисполнение ответчиком обязанности по оплате задолженности послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Разрешая данный спор, суды обеих инстанций правомерно руководствовались ст. ст. 39, 155, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ), Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 135), Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 261-ФЗ) придя к выводу, что обязанность по оплате расходов по установке общедомового прибора учета, установленного ресурсоснабжающей организацией в многоквартирном жилом доме, собственниками которого избран способ управления - управляющей организацией, лежит на управляющей организации с последующим возмещением ей расходов собственниками помещений, отказал в удовлетворении заявленных исковых требований.
...
В силу пункта 28 Правил N 491 общее имущество в многоквартирном доме (к которому относятся и общедомовые приборы учета тепловой энергии) должно содержаться в состоянии, обеспечивающем соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении. Содержание общего имущества включает в себя помимо прочего обеспечение установки и ввода в эксплуатацию общедомовых приборов учета тепловой энергии. Собственники несут бремя расходов на содержание общего имущества путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 27 октября 2017 г. N Ф06-25466/17 по делу N А06-8867/2016