г. Казань |
|
03 ноября 2017 г. |
Дело N А06-985/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 ноября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 ноября 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гильмановой Э.Г.,
судей Хакимова И.А., Сабирова М.М.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Кутузовой А.В.
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи присутствующего в Арбитражном суде Астраханской области представителя:
истца - Джаркенова З.Х. (по доверенности),
в отсутствие:
ответчика - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства экономического развития Астраханской области
на Арбитражного суда Астраханской области от 18.05.2017 (судья Серикова Г.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2017 (председательствующий судья Жаткина С.А., судьи Антонова О.И., Никтина А.Ю.)
по делу N А06-985/2017
по исковому заявлению Министерства экономического развития Астраханской области (ИНН 3015068230, ОГРН 1053000013659) к индивидуальному предпринимателю Поваляшко Анастасии Викторовне (ИНН 301809476869, ОГРН 314302325800018) о взыскании государственной поддержки в виде гранта в сумме 288 786 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Министерство экономического развития Астраханской области (далее - Минэконом Астраханской области, истец) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с иском к индивидуальному предпринимателю Поваляшко Анастасии Викторовне (до смены фамилии - Кознова) далее - ИП Поваляшко А.В., ответчик) о взыскании государственной поддержки в виде гранта в сумме 288 786 руб.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 18.05.2017, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2017, в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, предприятие обратилось в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права.
Проверив законность обжалуемых судебных актов по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает их подлежащими отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, в соответствии с законом Астраханской области от 20.02.2009 N 4/2009-03 "О развитии малого и среднего предпринимательства в Астраханской области" и государственной программой "Экономическое развитие Астраханской области", утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 10.09.2014 года N 372-П, осуществлялось оказание государственной поддержки в виде гранта и в форме субсидии.
Условия и порядок оказания государственной поддержки субъектам малого предпринимательства определены в Положении об оказании государственной поддержки субъектам малого предпринимательства в виде грантов на создание собственного бизнеса, утвержденном постановлением Правительства Астраханской области от 26.03.2009 N 123-П.
Распоряжением Министерства экономического развития Астраханской области от 11.06.2015 N 0789-р принято решение об оказании государственной поддержки в виде гранта в сумме 288 786 руб. ИП Козновой А.В.
На основании протокола от 08.06.2015 N 6 заседания конкурсной комиссии по отбору бизнес-проектов субъектов малого предпринимательства в целях оказания государственной поддержки в виде грантов на создание собственного бизнеса и распоряжения Министерства от 11.06.2015 N 0789-р "Об оказании государственной поддержки субъекту малого предпринимательства ИП Козновой А.В." был заключен договор на оказание государственной поддержки между министерством экономического развития Астраханской области и ИП Козновой А.В. от 11.06.2016 N 0112д/22.
Пунктом 1 договора установлено, что предметом договора является определение порядка взаимодействия между сторонами договора и взаимных обязательств по предоставлению государственной поддержки в виде гранта на создание собственного бизнеса в размере 288 786 руб. из средств федерального бюджета для реализации бизнес - проекта "Организация экскурсионных водных прогулок".
Целью использования средств гранта, на основании пункта 2.2 договора, является реализация бизнес - проекта "Организация экскурсионных водных прогулок".
Пунктом 3.1.1. договора установлено, что Министерство перечисляет средства гранта на расчетный счет получателя гранта по мере поступления средств из бюджета Астраханской области. Датой исполнения Министерством своих обязательств по настоящему договору считается дата списания денежных средств со счета Министерства.
Согласно положениям пунктов 3.1.2, 3.1.3, 3.1.4, 3.1.5., Министерство контролирует реализацию бизнес-проекта, осуществляет обязательную проверку соблюдения условий, целей и порядка предоставления гранта получателем гранта, обеспечивает соблюдение получателем гранта условий, целей и порядка предоставления гранта, прекращает исполнение своих обязательств по предоставлению гранта, в случае неисполнения условий, предусмотренных подпунктами 3.2.1, 3.2.3, 3.2.4 настоящего раздела и в течение десяти рабочих дней со дня неисполнения указанных условий направляет получателю гранта требование о возврате полученных денежных средств.
В свою очередь, получатель гранта, согласно пункту 3.2.1 договора реализует бизнес-проект, в срок до 01.01.2019.
Пунктом 3.2.2 получатель гранта уведомляет Министерство в течение десяти рабочих дней со дня возникновения соответствующих обязательств (событий): об измени своих реквизитов (ФИО, место жительства индивидуального предпринимателя, банковские реквизиты); об изменении основных видов деятельности; о проведении в его отношении процедуры банкротства, реорганизации или ликвидации.
В соответствии с пунктом 3.2.3 получатель гранта представляет в Министерство ежегодно, в период реализации бизнес-проекта, но не менее трех лет с года, следующего за годом оказания государственной поддержки, сведения за соответствующий отчетный период (январь - декабрь) в срок до 1 апреля года, следующего за отчетным, по анкете получателя поддержки по форме согласно приложению N 1 к настоящему договору.
Получатель гранта возвращает ранее перечисленные средства гранта на счет Министерства в течение десяти рабочих дней со дня неисполнения условий, предусмотренных подпунктами 3.2.1, 3.2.3, 3.2.4 настоящего пункта.
Подпунктом 3.2.4 пункта 3.2 раздела 3 договора 0112д/22 определено, что индивидуальный предприниматель Кознова А.В., как получатель гранта, обязан представлять в министерство ежегодно, в период реализации бизнес - проекта, до 01.01.2019, но не менее трех лет с года, следующего за годом оказания государственной поддержки, в срок до 1 апреля года, следующего за отчетным, информацию о ходе реализации бизнес - проекта субъекта малого предпринимательства, получившего государственную поддержку, по форме согласно приложению N 2 к вышеуказанному договору.
В соответствии с пунктом 3.2.7 договора с 0112д/22 в случае нарушение условий предусмотренных подпунктами 3.2.1, 3.2.3, 3.2.4 договора, получатель гранта обязан вернуть ранее перечисленные средства гранта на счет министерства.
Письмом от 16.10.2015 ИП Кознова А. В. сообщила о смене фамилии и представила в адрес Министерства копию свидетельства о заключении брака и копию паспорта. В соответствии со свидетельством о заключении брака I-KB N 659708 после заключения брака Козновой А.В. присвоена фамилия Поваляшко.
Министерство экономического развития Астраханской области платежным поручением от 02.11.2015 N 246156 свои обязательства по перечислению средств гранта на расчетный счет ИП Поваляшко А.В. исполнило в полном объеме.
В нарушение указанных требований договора 0112д/22 ИП Поваляшко А.В. не представила анкету получателя гранта за 2015 год, а также отчет по состоянию на 01.01.2016 (за 2015 год).
Письмом от 14.04.2016 Министерством в адрес ИП Поваляшко А.В. направлена претензия о предоставлении анкеты получателя гранта, а также отчета получателя гранта или о возврате средств государственной поддержки.
Однако, в установленные сроки анкета получателя гранта, отчет получателя гранта и сведения о возврате средств государственной поддержки в Министерство ответчиком представлено не было.
Истец, ссылаясь на нарушение ответчиком указанного соглашения, обратился с арбитражный суд с настоящими исковыми требованиями.
Возражая против удовлетворения исковых требований, ответчик указал, что реализация бизнес-проекта была приостановлена в связи с возбуждением уголовного дела по факту получения взятки заместителем министра Министерства экономического развития Астраханской области, в связи с чем, предоставить информацию о трате гранта и реализации бизнес-проекта не имелось возможности, поскольку денежные средства, перечисленные в качестве гранта находятся в Следственном управлении Следственного комитета Российской Федерации по Астраханской области в качестве вещественного доказательства, в подтверждение чего представил письмо 31.03.2016, а также указал, что конкретная форма для сдачи ежегодной отчетности согласно пункту 3.2.4 не утверждена, поэтому информация о ходе реализации бизнес-проекта субъекта гранта может предоставляться в свободной форме, что и было исполнено им.
Суд первой инстанции, принимая во внимание доводы ответчика, указав на отсутствие в соглашении конкретной формы для сдачи ежегодной отчетности, придя к выводу, что информация о ходе реализации бизнес-проекта субъекта гранта может предоставляться в свободной форме, что и было сделано ответчиком и данные обстоятельства, по мнению суда, подтверждаются представленным в материалы дела сопроводительным письмом от 30.03.2017, из которого следует, что ответчик направил в адрес истца информацию о ходе реализации бизнес-проекта, получившего государственную поддержку за отчетные период 2015-2016 г.г. и анкету получателя государственной поддержки за 2015 и 2016 г.г., пришел к выводу об отсутствии оснований утверждать, что предпринимателем не были выполнены условия договора на оказание государственной поддержки, в связи с чем отказал в иске.
Кроме того, принимая во внимание, сообщение Следственного управления Астраханской области от 20.04.2017 N отск-202-568-17, согласно которому в производстве отдела по расследованию особо важных дел следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Астраханской области находилось уголовное дело N 5196075 по обвинению Волошенко А.В. в совершении преступления, предусмотренного частью 2 статьи 290 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), Орлова Д.В. в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 291.1 УК РФ, в рамках которого вещественными доказательствами были признаны денежные средства, которые согласно приговору Кировского районного суда г. Астрахани от 16.08.2016 подлежат обращению в доход государства, суд указал, что отчет по целевому использованию гранта не мог быть представлен ответчиком, в связи с нахождением денежных средств в качестве вещественных доказательств по уголовному делу.
Апелляционная инстанция согласилась с такими выводами.
Вместе с тем, судами предыдущих инстанций не принято во внимание следующее.
Правовая природа договорного обязательства о гранте заключается в безвозмездной передаче грантодателем денежных средств грантополучателю в качестве государственной поддержки для реализации бизнес-проекта предпринимателя с последующим предоставлением отчета об их использовании.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В пункте 2 статьи 78 БК РФ установлено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 3 указанной статьи нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Следовательно, основания для возврата средств бюджета, предоставленных в виде субсидий, определяются законом.
Как усматривается из материалов дела, распоряжением Министерства экономического развития Астраханской областип от 11.06.2015 N 0789-р принято решение об оказании государственной поддержки в виде гранта в сумме 288 786 руб. ИП Поваляшко А.В., в связи с чем 11.06.2015 между Министерством и предпринимателем был заключен договор N 0112д/22.
Подпунктами 3.2.3, 3.2.4 раздела 3 договора установлена обязанность ответчика о предоставлении анкеты-получателя поддержки и информации о ходе реализации бизнес-проекта (отчета) по форме согласно Приложениям N 1, 2 к договору (т. 1 л.д. 18-21).
Вместе с тем формы договора и приложений к нему утверждены Положением об оказании государственной поддержки субъектам малого предпринимательства в виде грантов на создание собственного бизнеса, утвержденным постановлением Правительства Астраханской области от 26.03.2009 N 123-П (в ред. от 14.11.2014 N 517-П (далее - Положение)), согласно которому Приложения N 5,6 не предусматривают двустороннего подписания, а только устанавливают их форму.
В соответствии с пунктом 5.4 Положения установлена обязанность получателя гранта: ежегодно, в период реализации бизнес-проекта, но не менее трех лет с года, следующего за годом получения гранта, до 01 апреля года, следующего за отчетным, направлять в Министерство сведения за соответствующий отчетный период (январь-декабрь) по анкете получателя поддержки по форме согласно Приложению N 5 к Положению (анкету получателя поддержки); ежегодно в период реализации бизнес-проекта, но не менее трех лет с года, следующего за годом получения гранта, в срок до 01 апреля года, следующего за отчетным, направлять в Министерство информацию о ходе реализации бизнес проекта субъекта малого предпринимательства, получившего государственную поддержку, по форме согласно Приложению N 6 к Положению (отчет).
Таким образом, отчет и анкета получателя поддержки должны были быть представлены по установленной постановлением Правительства Астраханской области от 26.03.2009 N 123-П (в ред. от 14.11.2014 N 517-П форме.
Учитывая изложенное выводы судов о соответствии сопроводительного письма от 31.03.2016 (т. 1 л.д. 60) требованиям договора, ввиду отсутствия утвержденной конкретной формы для сдачи ежегодной отчетности, не соответствуют материалам дела и установленным ими же обстоятельствам.
Более того, согласно материалам дела, представленное сопроводительное письмо от 30.03.2017 с приложением отчета и анкеты получателя поддержки за 2015 год были направлены в адрес истца только после того, как было подано исковое заявление и дело уже находилось на рассмотрении Арбитражного суда первой инстанции (т. 1 л.д. 92).
Однако, суды, принимая его в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего выполнение ответчиком условий договора, не дали этому обстоятельству никакой оценки.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды, в том числе сослались на сообщение Следственного управления по Астраханской области, в соответствии с которым в рамках уголовного дела N 5196075 по обвинению Волошенко А.В. в совершении преступления, предусмотренного частью 21 статьи 290 УК РФ, Орлова Д.В. в совершении преступления, предусмотренного статьей 291.1 УК РФ, были признаны вещественными доказательствами денежные средства в сумме 200 000 руб., изъятые в ходе осмотра происшествия 18.11.2015 в салоне автомобиля и в подъезде N 3 дома N 61 корп. 1 по ул. Б Алексеева г. Астрахани. Приговором Кировского районного суда г. Астрахани от 16.08.2016 вышеуказанные вещественные доказательства подлежали обращению в доход государства (т. 1 л.д. 118).
Между тем, указанный документ не может быть принят в качестве относимого и допустимого доказательства, поскольку из него не усматривается, что изъятые у ответчика денежные средства, являлись именно теми, которые были выделены ему истцом в качестве оказания государственной поддержки в виде гранта. Отсутствует в материалах дела и приговор Кировского районного суда г. Астрахани от 16.08.2016, подтверждающий данные обстоятельства.
Кроме того, изъятие у ответчика денежных средств в рамках уголовного дела, не является основанием для непредставления им отчета об использовании гранта в срок, установленный подпунктами 3.2.3, 3.2.4 раздела 3 договора.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции считает, что фактически суд не рассмотрел спор по существу, отказав истцу по формальным основаниям, рассмотрев дело только на основании представленных ответчиком документов без тщательного выяснения всех обстоятельств дела, тем самым не осуществил судебную защиту нарушенных прав и не выполнил задач правосудия (статья 11 ГК РФ, статьи 2, 4 АПК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 168 АПК РФ при принятии решения арбитражный суд оценивает доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены, и какие обстоятельства не установлены, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу.
Аналогичные требования предъявляются к судебному акту апелляционного суда в соответствии с частью 2 статьи 271 АПК РФ.
В соответствии со статьей 15 АПК РФ принимаемые арбитражным судом решение и постановление должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Статьей 170 АПК РФ предусмотрено, что в мотивировочной части решения должны быть указаны фактические и иные обстоятельства дела, установленные арбитражным судом, а также доказательства, на которых были основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения, в том числе, мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле, включая законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии решения, и мотивы, по которым суд не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле.
С учетом изложенного, судебная коллегия суда кассационной инстанции полагает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, поскольку выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на не полном исследовании фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в соответствии с частями 1, 3 статьи 288 АПК РФ является основанием для отмены судебного акта.
Поскольку для принятия обоснованного и законного судебного акта требуется исследование и оценка доказательств, а также совершение иных процессуальных действий, установленных для рассмотрения дела в суде первой инстанции, что невозможно в суде кассационной инстанции в силу его полномочий, обособленный спор в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежит передаче на новое рассмотрение в Арбитражный суд Астраханской.
При новом рассмотрении обособленного спора суду первой инстанции следует учесть изложенное, всесторонне, полно и объективно, с учетом имеющихся в деле доказательств и доводов лиц, участвующих в деле, с соблюдением требований норм материального права, принять законный, обоснованный и мотивированный судебный акт, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания по данному спору.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 18.05.2017 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2017 по делу N А06-985/2017 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Астраханской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Э.Г. Гильманова |
Судьи |
И.А. Хакимов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 2 статьи 78 БК РФ установлено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
...
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды, в том числе сослались на сообщение Следственного управления по Астраханской области, в соответствии с которым в рамках уголовного дела N 5196075 по обвинению Волошенко А.В. в совершении преступления, предусмотренного частью 21 статьи 290 УК РФ, Орлова Д.В. в совершении преступления, предусмотренного статьей 291.1 УК РФ, были признаны вещественными доказательствами денежные средства в сумме 200 000 руб., изъятые в ходе осмотра происшествия 18.11.2015 в салоне автомобиля и в подъезде N 3 дома N 61 корп. 1 по ул. Б Алексеева г. Астрахани. Приговором Кировского районного суда г. Астрахани от 16.08.2016 вышеуказанные вещественные доказательства подлежали обращению в доход государства (т. 1 л.д. 118)."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 3 ноября 2017 г. N Ф06-26266/17 по делу N А06-985/2017
Хронология рассмотрения дела:
27.07.2018 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-34719/18
27.04.2018 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-3269/18
06.02.2018 Решение Арбитражного суда Астраханской области N А06-985/17
03.11.2017 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-26266/17
02.11.2017 Определение Арбитражного суда Астраханской области N А06-985/17
28.07.2017 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-7593/17