г. Казань |
|
07 ноября 2017 г. |
Дело N А55-14797/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 ноября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 ноября 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Александрова В.В.,
судей Королёвой Н.Н., Нагимуллина И.Р.,
при участии представителя:
истца - Казаковой С.В. по доверенности от 28.12.2016,
в отсутствие:
ответчика - извещен надлежащим образом,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Первая грузовая компания"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 17.04.2017 (судья Дегтярев Д.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2017 (председательствующий судья Морозов В.А., судьи Туркин К.К., Шадрина О.Е.)
по делу N А55-14797/2016
по исковому заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" к акционерному обществу "Первая грузовая компания" в лице Самарского филиала о взыскании 2 191 107 руб. 66 коп.,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к акционерному обществу "Первая Грузовая Компания" в лице Самарского филиала (далее - АО "ПГК", ответчик) о взыскании платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования в размере 2 191 107 руб. 66 коп.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 17.04.2017, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2017, иск удовлетворен.
Обжалуя принятые по делу судебные акты в кассационном порядке, ответчик просит их отменить и направить дело на новое рассмотрение.
Кассационная жалоба мотивирована нарушением норм материального права.
Проверив законность принятых по делу судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, между ОАО "РЖД" (перевозчик) и АО "ПГК" (владелец) был заключен договор N 6/124 от 21.05.2015 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования АО "ПГК" при станции Сызрань-1 Куйбышевской железной дороги филиала ОАО "РЖД" в редакции протокола разногласий и протокола согласования разногласий.
Согласно пункту 1 договора осуществляется эксплуатация принадлежащего владельцу на правах договора аренды железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего стрелочным переводом N 428 к четной горловине и стрелочным переводом N 543 к нечетной горловине парка приема станции Сызрань-1 и обслуживаемого локомотивом перевозчика.
В соответствии с условиями договора вагоны, прибывающие на станцию Сызрань-1 в адрес АО "ПГК", подаются на путь необщего пользования для обработки.
Пунктом 16 договора установлено технологическое время на обработке вагонов: в летний период - 100 минут на эстакаде для обработки цистерн из-под светлых нефтепродуктов, 190 минут на эстакаде для обработки цистерн из-под темных нефтепродуктов.
17.06.2015 в адрес АО "ПГК" на железнодорожную станцию Сызрань-1 по железнодорожным накладным N ЭА255111, N ЭА095317, N ЭА163883, N АХ307679, N 2397791, N ЭА213386, N ЭА224667, N ЭА081682, N ЭА285491, N ЭА139215, N ЭА238706, N ЭА267447, N ЭА184332, N ЭЯ709293, N ЭА223041, N ЭА181807, N ЭА123911, N ЭА045012, N 00314974, N ЭА257925, N ЭА226270, N ЭА226356, N АЦ045877, N АЦ045876 прибыло 56 порожних цистерн, из них 53 порожних цистерны прибыли на станцию назначения с просроченным сроком доставки.
В виду занятости путей промывочно-пропарочной станции на основании приказа N 2833 от 24.05.2015 перевозчик задержал на ст. Барыш продвижение 56 порожних вагонов в связи с занятостью путей ст. Сызрань-1 и путей необщего пользования - АО "ПГК" вагонами, прибывшими в адрес ответчика.
АО "ПГК" 25.05.2015 было направлено извещение о задержке 56 вагонов в пути следования N 167 (уведомление).
По факту задержки спорных вагонов на станции назначения были составлены акты общей формы N 221, N 222, N 224 от 24.05.2015, N 243, N 244, N 246 от 17.06.2015 для начисления платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава.
17.06.2015 на основании приказа N 2856 ранее задержанные на ст. Барыш 56 вагонов были подняты для отправления на станцию назначения.
Извещением об отправлении ранее задержанных вагонов в пути следования N 213 (уведомление) от 17.06.2015 АО "ПГК" было сообщено об отправке ранее задержанных 56 вагонов.
56 задержанных вагонов на ст. Барыш прибыли на станцию Сызрань-1 (станция назначения) 17.06.2015, из них 53 вагона с просроченным сроком доставки.
По факту задержки вагонов на станции Барыш в период с 24.05.2015 по 17.06.2015 после прибытия вагонов на станцию назначения - Сызрань-1 был составлен акт общей формы N 05/1756 от 17.06.2015.
Согласно акту N 05/1756 от 17.06.2015 время простоя на ст. Барыш составило 563 часа - с 20:53 ч. 24.05.15 до 08:03 ч. за 17.06.2015.
Занятость путей необщего пользования на станции Сызрань-1 подтверждаются памятками приемосдатчиков, которые подписаны обеими сторонами, а занятость путей станции - актами общей формы.
В связи с нарушением АО "ПГК" технологического времени на обработку вагонов, предусмотренного пунктом 16 договора, пути необщего пользования ответчика были постоянно заняты, 56 вагонов были задержаны на промежуточной ст. Барыш, вследствие чего 53 вагона прибыли 17.06.2015 на станцию назначения с просроченным сроком доставки.
В соответствии с пунктом 18.3.2 договора размеры платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава определяются в Тарифном руководстве.
В случае отсутствия в Тарифном руководстве на момент вступления в силу настоящего договора ставок платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава стороны договорились, что до определения в Тарифном руководстве ставок вышеуказанной платы указанная в пункте 18.3.2 настоящего договора плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования независимо от его принадлежности будет определяться в размере 50% плат, указанных в приложении N 1 к настоящему договору, с учетом вида вагонов и повышающих коэффициентов, утверждаемых ФСТ.
Договор заключен между сторонами 21.05.2015.
Тарифное руководство, утвержденное приказом ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1, вступило в силу 07.06.2015. То есть, в случае, если вагоны поставлены на простой до указанной даты, то расчет платы производится на основании договорного тарифа.
В силу пункта 18.3.2 договора в случаях ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров с владельца, являющегося грузополучателем, взимается плата за время нахождения таких вагонов на путях общего пользования в ожидании их подачи или приема в размере, определенном в приложении N 1 к протоколу разногласий к договору (пункт 18.3.3 договора).
Плата за нахождение вагонов на путях общего пользования ст. Барыш определена исходя из условий договора и по расчетам ОАО "РЖД", составила 2 191 107 руб. 66 коп.
Направленная истцом в адрес ответчика претензия N 2166/КбшНЮ от 25.04.2016 с требованием уплатить перевозчику плату за нахождение вагонов на путях ст. Барыш оставлена без удовлетворения, что и послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, судебные инстанции правомерно руководствовались следующим.
В соответствии с частями 11, 12 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) в редакции Федерального закона от 31.12.2014 N 503-ФЗ за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени:
ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров;
нахождения вагонов под таможенными операциями, в том числе при выполнении работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора), свыше сроков, установленных для выполнения указанных операций правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом;
задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (далее - расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом;
задержки вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой свыше технологического времени, установленного договорами для выполнения указанных операций.
Если в указанных в части одиннадцатой настоящей статьи случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе акты общей формы, условия договора от 21.05.2015 N 6/124 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования АО "ПГК" при станции Сызрань-1 с учетом протокола согласования разногласий от 21.05.2015 по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями статей 36, 39 Устава в редакции Федерального закона от 31.12.2014 N 503-ФЗ, пунктом 3.6 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N26, разделом 3 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 45, судебные инстанции пришли к правомерному выводу о доказанности факта несоблюдения ответчиком предусмотренного договором технологического времени обработки вагонов в период с 24.05.2015 по 17.06.2015, что привело к простою вагонов на путях общего пользования (станция Барыш) по причинам, зависящим от ответчика (грузополучателя), в связи с чем обязан последний уплатить плату, предусмотренную пунктом 18.3.3 договора.
Доводы заявителя кассационной жалобы о неприменении к отношениям сторон в период с 22.05.2015 условий спорного договора от 21.05.2015 N 6/124, в том числе в части оплаты, являлись предметом исследования судебных инстанций и отклонены по следующим основаниям.
Согласно пункту 27 спорного договора он вступает в силу с даты подписания и действует в течении 5 лет.
Действие договора распространяется на отношения сторон, фактически сложившиеся с 01.06.2015.
В силу пункта 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Протоколом согласования разногласий к спорному договору от 21.05.2015 (т. 1 л.д. 12-16) стороны согласовали условия договора, являющиеся спорными и существенными для сторон в соответствии с протоколом разногласий к договору от 13.05.2015 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования АО "ПГК" при станции Сызрань-1 Куйбышевской железной дороги- филиала ОАО "РЖД".
Следовательно, спорный договор считается заключенным с 21.05.2015.
Иные доводы кассационной жалобы также являлись предметом рассмотрения судебных инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
Переоценка установленных по делу фактических обстоятельств согласно главе 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
При указанных обстоятельствах обжалуемые судебные акты приняты при правильном применении норм материального и процессуального права, оснований для их отмены не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 17.04.2017 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2017 по делу N А55-14797/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
В.В. Александров |
Судьи |
Н.Н. Королёва |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе акты общей формы, условия договора от 21.05.2015 N 6/124 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования АО "ПГК" при станции Сызрань-1 с учетом протокола согласования разногласий от 21.05.2015 по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями статей 36, 39 Устава в редакции Федерального закона от 31.12.2014 N 503-ФЗ, пунктом 3.6 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N26, разделом 3 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 45, судебные инстанции пришли к правомерному выводу о доказанности факта несоблюдения ответчиком предусмотренного договором технологического времени обработки вагонов в период с 24.05.2015 по 17.06.2015, что привело к простою вагонов на путях общего пользования (станция Барыш) по причинам, зависящим от ответчика (грузополучателя), в связи с чем обязан последний уплатить плату, предусмотренную пунктом 18.3.3 договора.
...
В силу пункта 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 7 ноября 2017 г. N Ф06-26275/17 по делу N А55-14797/2016
Хронология рассмотрения дела:
16.08.2018 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-11072/18
07.11.2017 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-26275/17
20.07.2017 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-7760/17
17.04.2017 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-14797/16