г. Казань |
|
08 ноября 2017 г. |
Дело N А72-13008/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 ноября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 ноября 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ольховикова А.Н.,
судей Егоровой М.В., Логинова О.В.,
при участии представителей:
заявителя - Смеркиса А.И., доверенность от 01.03.2017 N 02,
ответчика - Курчангиной Н.В., доверенность от 13.06.2017,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Максим-Ульяновск"
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 07.03.2017 (судья Лубянова О.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2017 (председательствующий судья Кувшинов В.Е., судьи Корнилов А.Б., Филиппова Е.Г.)
по делу N А72- 13008/2016
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Максим-Ульяновск", г. Ульяновск (ИНН: 7325138340, ОГРН: 1157325004781) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области, г. Ульяновск, с участием заинтересованных лиц: Некоммерческого партнерства "Ульяновское областное объединение операторов такси и диспетчерских служб", общества с ограниченной ответственностью "Единая информационная служба - ПФО", общества с ограниченной ответственностью "Лидер-У", общества с ограниченной ответственностью "Ямщик", общества с ограниченной ответственностью "Единая служба такси", общества с ограниченной ответственностью "Такси Премьера", общества с ограниченной ответственностью "Дилижанс-Симбирск", общества с ограниченной ответственностью "Дилижанс-Логан-2", общества с ограниченной ответственностью "Интеграл", Главной государственной инспекции регионального надзора Ульяновской области, о признании недействительным предупреждения, решения, предписания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Максим-Ульяновск" (далее - общество, ООО "Максим-Ульяновск") обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службе по Ульяновской области (далее - УФАС России по Ульяновской области, антимонопольный орган) о признании недействительным предупреждения от 20.06.2016 N 3305-06 о прекращении действий (бездействий), которые содержат признак нарушения антимонопольного законодательства (дело N А72-13008/2016).
ООО "Максим-Ульяновск" обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании недействительным решения УФАС России по Ульяновской области от 16.09.2016 по делу N 12823/06-2015 и предписания от 19.09.2016 N 30 (дело N А72-15687/2016).
Определением суда первой инстанции от 17.11.2016 дела N А72-15687/2016, N А72-13008/2016 объединены в одно производство, делу присвоен номер N А72-13008/2016.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены - Некоммерческое партнерство "Ульяновское областное объединение операторов такси и диспетчерских служб", общество с ограниченной ответственностью "Единая информационная служба - ПФО", общество с ограниченной ответственностью "Лидер-У", общество с ограниченной ответственностью "Ямщик", общество с ограниченной ответственностью "Единая служба такси", общество с ограниченной ответственностью "Такси Премьера", общество с ограниченной ответственностью "Дилижанс-Симбирск", общество с ограниченной ответственностью "Дилижанс-Логан-2", общество с ограниченной ответственностью "Интеграл", Главная государственная инспекция регионального надзора Ульяновской области (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 07.03.2017 по делу N А72-13008/2016, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2017, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "Максим-Ульяновск" просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом извещены.
В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), жалоба рассматривается в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителей сторон, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, приказом от 30.11.2015 N 269 УФАС России по Ульяновской области по заявлению НП "Ульяновское областное объединение операторов такси" (от 28.10.2015 N 59/10) возбуждено дело N 12823/06-2015 по признакам нарушения ООО "Максим-Ульяновск" части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
20.06.2016 УФАС России по Ульяновской области вынесло предупреждение о прекращении действий (бездействия), содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства N 3305-06, которым ООО "Максим-Ульяновск" предписано:
- прекратить оказание "информационных услуг" лицам, не получившим в установленном законом порядке право на осуществление предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, зарегистрированным в Электронной информационной площадке ООО "Максим-Ульяновск";
- совершить действия, направленные на обеспечение перевозок легковым такси, заявки на которые принимаются службой заказа (диспетчерской службой) ООО "Максим-Ульяновск" лицами, получившими в установленном законом порядке право на осуществление предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси (внесение изменений в сведения, размещенные на сайте: http://taximaxim.ru, в том числе, в раздел "Работа водителем", "Пользовательское соглашение", "Регламент работы Электронной информационной площадки ООО "Максим-Ульяновск" и т.д.).
УФАС России по Ульяновской области принято решение от 16.09.2016 N 12823/06-2015, в соответствии с которым действия ООО "Максим-Ульяновск", выразившиеся в организации перевозок легковыми такси лицами, не имеющими разрешения на осуществление такой деятельности, в нарушение требований действующего законодательства в области безопасности дорожного движения, при том, что потребитель информируется о том, что услуги ему будут оказаны посредством такси, признаны недобросовестной конкуренцией, нарушением статьи 14.8 Закона о защите конкуренции.
УФАС России по Ульяновской области выдало в отношении ООО "Максим-Ульяновск" предписание от 16.09.2016 N 30 о прекращении нарушения статьи 14.8 Закона о защите конкуренции, выразившемся в организации перевозок легковым такси лицами, не имеющими разрешения на осуществление такой деятельности, в нарушение требований действующего законодательства в области безопасности дорожного движения, при том, что потребитель информируется о том, что услуги ему будут оказаны посредством такси, путем: прекращения оказания "информационных услуг" лицам, не получившим в установленном законом порядке право на осуществление предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, зарегистрированном на Электронной информационной площадке ООО "Максим-Ульяновск".
В связи с несогласием с предупреждением, решением и предписанием, общество обратилось в арбитражный суд.
Принимая оспариваемые судебные акты, суды правомерно исходили из следующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из приведенных норм следует, что для признания действия (бездействия) незаконным необходима совокупность двух обстоятельств: несоответствие решения, действий (бездействия) закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, определены в Законе о защите конкуренции.
Под недобросовестной конкуренцией имеются в виду любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации (пункт 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции).
Согласно части 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
В силу части 4 статьи 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
Статья 10 bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности, подписанной Союзом Советских Социалистических Республик 12.10.1967 (далее - Парижская конвенция), содержит общий запрет недобросовестной конкуренции, под которой, как следует из параграфа 2 этой статьи, понимаются всякие акты, противоречащие честным обычаям в промышленных и торговых делах.
Как установлено судами, в УФАС России по Ульяновской области поступило заявление НП "Ульяновское областное объединение операторов такси" (от 28.10.2015 N 59/10) на действия ООО "Максим-Ульяновск", выразившиеся в распространении информации, вводящей потребителей в заблуждение. В частности, в обращении указано, что в г. Ульяновске распространяется реклама "Служба заказа такси "МАКСИМ" 22 22 22".
Данная реклама размещена на бортах общественного транспорта (трамваях, автобусах), легковых автомобилях, в лифтах многоквартирных домов, при этом для усиления восприятия используется цветографическая схема, принятая для обозначения автомобилей такси. Кроме того, легковые автомобили, в том числе, осуществляющие перевозку пассажиров и багажа в соответствии с публичным договором фрахтования, заказанные через диспетчерскую службу "МАКСИМ", стилизованы как такси: на кузове (боковых поверхностях кузова) имеется цветографическая схема, представляющая собой композицию из квадратов контрастного цвета, расположенных в шахматном порядке, и на крыше установлен опознавательный фонарь желтого цвета. По-мнению НП "Ульяновское областное объединение операторов такси", на территории Ульяновской области, в частности, в г. Ульяновске, работают нелегальные такси, которые аккумулируются в так называемых диспетчерских службах заказа такси, к которым относится служба заказа "Maxim" ООО "Максим-Ульяновск". Служба заказа "Maxim" является службой заказа такси, где фактически заказы исполняют нелегальные такси. На сайте: http://taximaxim.ru/ представлена информация о деятельности службы заказа такси "МАКСИМ" (акт осмотра сайта от 27.11.2015).
В публичной оферте, размещенной на сайте, сообщается, что "Служба заказа такси "Maxim" не является таксомоторной организацией, самостоятельно не оказывает заказчику услугу по перевозке пассажиров и багажа, услугу по перевозке грузов или какие-либо иные транспортные услуги, являясь оператором, передающим заказ и называющим рекомендованную стоимость услуги перевозки. Также на сайте указано, что ООО "Максим-Ульяновск" приглашает работать в такси любых лиц, имеющих легковой автомобиль: "Работа водителем", "Зарабатывай с "Maxim", "Как получить доход с "Maxim"?. Для начала сотрудничества с нами необходим автомобиль в исправном состоянии, водительский стаж не менее 3-х лет, знание города, мобильный телефон. После простой регистрации вы сразу начнете получать доход".
В рекламной листовке "Работай в такси" указано: "Работай в такси на личном автомобиле, свободный график, возможна подработка без приоритетов и очередей".
Порядок деятельности ООО "Максим-Ульяновск" определен Правилами оказания информационных услуг "Службой заказа такси "Maxim". На основании агентского договора от 07.09.2015 N 159/2015, заключенного между ООО "Интеграл" и ООО "Максим-Ульяновск", последнее использует при осуществлении предпринимательской деятельности коммерческое обозначение "Служба заказа такси "Maxim" и товарный знак "МАХ1М". В соответствии с пунктом 1.1 указанного договора ООО "Интеграл" (правообладатель) передает ООО "Максим-Ульяновск" (пользователь) право использования в предпринимательской деятельности комплекса принадлежащих правообладателю исключительных прав, поименованных в пункте 1.1.1 договора. Согласно пункту 1.1.1 договора комплекс передаваемых ООО "Максим-Ульяновск" исключительных прав включает: коммерческое обозначение "Служба заказа такси "Maxim", товарный знак "МАХ1М" (N 495308), программу для ЭВМ - программно-аппаратный комплекс "TaxiMaxim". В свою очередь, право использования указанного выше комплекса исключительных прав, согласно пункту 1.3 агентского договора, принадлежит ООО "Интеграл" на основании договора коммерческой концессии от 30.06.2015 N 30062015/КК.
Правоотношения между ООО "Максим-Ульяновск" и перевозчиками регулируются Регламентом, являющимся договором присоединения, принятие условий пользовательского соглашения считается равносильным заключению договора на условиях, изложенных в Регламенте, размещенном на Интернет-сайте: http://www.taximaxim.ru.
Согласно пункту 2.1 Регламента аккредитация на Электронной информационной площадке осуществляется путем принятия пользователем (перевозчиком) условий Пользовательского соглашения. Пользовательское соглашение удостоверяется в электронном виде путем заполнения профиля пользователя и удостоверения принятия условий Пользовательского соглашения на Интернет-сайте.
В соответствии с пунктом 2.4 Регламента в целях первичной идентификации и удостоверения подлинности волеизъявления пользователя (перевозчика) им предоставляются следующие сведения, документы: фамилия, имя, отчество, адрес регистрации, данные паспорта гражданина; свидетельство о регистрации транспортного средства или паспорт транспортного средства; водительское удостоверение; разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.
Согласно пункту 2.6 Регламента после аккредитации пользователя (перевозчика) перечисленные в пункте 2.4 сведения, документы на Электронной информационной площадке не сохраняются.
В свою очередь, форма Пользовательского соглашения предполагает сохранение следующих данных пользователя (перевозчика): идентификатор пользователя (имя, ник); автомобиль (марка, цвет, государственный номер); позывной (логин); телефон.
ООО "БЕЛЛФАСТ", выполняющее для ООО "Максим-Ульяновск" в рамках договора от 07.09.2015 N 2015/037 работы по приему, обработке и переводу информации в машиночитаемый вид, переводят поступившую на телефонные номера ООО "Максим-Ульяновск" информацию о спросе на услуги перевозки (легковой транспорт, грузоперевозки, погрузочно-разгрузочные работы и т.п.) в машиночитаемый вид и заносят в программно-аппаратный комплекс. Далее обработанная информация в автоматическом режиме размещается на электронной информационной площадке. После самостоятельного приобретения информации о спросе на услуги перевозки (заказа) аккредитованным на Электронной информационной площадке пользователем базы данных (перевозчиком) на абонентский номер лица, заказавшего услугу перевозки в автоматическом режиме направляется короткое сообщение о параметрах поездки и данные о перевозчике, который приобрел заявку из базы данных для самостоятельного исполнения, а также о его транспортном средстве. Информация о конкретных заказах в базе данных не сохраняется.
С учетом перечисленных обстоятельств суды признали правильным вывод антимонопольного органа о том, что ООО "Максим-Ульяновск" является организатором перевозок легковым такси с использованием коммерческого обозначения "Служба заказа такси "Maxim", не осуществляет деятельность по непосредственной перевозке пассажиров и багажа легковым такси, но предоставляет операторские (диспетчерские) услуги, то есть принимает заявки на перевозки, формирует из них базу данных, содержащую в себе информацию о параметрах заявок (начальная и конечная точки маршрута, тип транспортного средства и др.), и определяет стоимость услуги (заявки). Кроме того, именно ООО "Максим-Ульяновск" информирует заказчика (пассажира) о подаче транспортного средства с указанием марки, модели, цвета и государственного номера транспортного средства. Пассажиры не вступают в какие-либо отношения с лицом, осуществляющим фактическую перевозку, не имеют выбора конкретного перевозчика. Фактически оказываемые ООО "Максим-Ульяновск" диспетчерские услуги по организации перевозок легковым такси являются сопутствующими и неразрывно связанными с услугами по перевозке легковым такси.
В распространяемых ООО "Максим-Ульяновск" рекламных материалах общество предлагает потребителям заказать такси. При этом, общество не обладает (и не запрашивает при аккредитации на Электронной информационной площадке общества) информацией о наличии у водителя разрешения на перевозку, состояние используемого автомобиля и т.п.
На рынке Ульяновской области в сфере перевозок такси осуществляют деятельность, в том числе оказывая диспетчерские услуги такси, ООО "ЕИС - ПФО", ООО "Лидер-У", ООО "Ямщик", ООО "ЕСТ", а также таксомоторные организации: ООО "Такси Премьера", ООО "Дилижанс-Симбирск", ООО "Дилижанс-Логан-2" и другие.
Таким образом, ООО "Максим-Ульяновск" находится в конкурентных отношениях с хозяйствующими субъектами на рынке диспетчерских услуг в сфере перевозок пассажиров и багажа. При этом ООО "Максим-Ульяновск" привлекает к сотрудничеству и передает заявки на исполнение лицам, не получившим в установленном законом порядке право на осуществление предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.
Антимонопольным органом установлено и обществом не опровергнуто, что общество наряду с иными видами экономической деятельности на территории г. Ульяновска оказывает услуги в сфере деятельности такси - операторские (диспетчерские) услуги в сфере перевозок пассажиров и багажа легковыми такси. Аналогичные услуги на территории г. Ульяновска оказывают иные хозяйствующие субъекты - ООО "ЕИС - ПФО", ООО "Лидер-У", ООО "Ямщик", ООО "ЕСТ".
При названных обстоятельствах являются верными выводы о нахождении в конкуренции общества и иных хозяйствующих субъектов на территории г. Ульяновска на рынке операторских (диспетчерских) услуг в сфере перевозок пассажиров и багажа легковыми такси.
Суды отметили, что ООО "Максим-Ульяновск" не признавалось антимонопольным органом перевозчиком легковым такси. Общество принимает поступающие телефонные звонки, переводит голосовую (вербальную) информацию в машиночитаемый (электронный) вид, формирует из всей совокупности полученных таким образом заявок электронную базу данных, содержащую в себе информацию о параметрах заявок (начальная и конечные точки маршрута, тип транспортного средства, иные характеристики) и предоставляет независимым перевозчикам посредством сети "Интернет" доступ к указанной базе данных. Деятельность водителей посредством службы заказа такси "Махim" возможна только после прохождения аккредитации таких водителей у заявителя, открытия специального лицевого счета.
Максимальная стоимость заявки определяется оператором, то есть обществом. Именно заявитель информирует заказчика (пассажира) о подаче транспортного средства с указанием марки, модели, цвета и государственного номера транспортного средства. Все претензии по ненадлежащему качеству исполнения заявки заказчик (пассажир) вправе направить в службу заказа такси "Махim". Пассажиры не вступают в какие-либо отношения с лицом, осуществляющим фактическую перевозку, не имеют возможности выбора конкретного перевозчика.
Учитывая вышеизложенное, суды признали, что общество организовывало перевозки легковыми такси, оказание им диспетчерских услуг по организации перевозок легковыми такси, что является сопутствующей и неразрывно связанной деятельностью с оказанием услуг перевозки легковым такси. Поэтому названная деятельность включается в группировку 60.22 по ОКВЭД ОК 029-2001 (оказание услуг в области деятельности такси).
При недобросовестной конкуренции хозяйствующий субъект стремится получить преимущества при осуществлении предпринимательской деятельности способами, запрещенными действующим законодательством, позволяющими, в частности, произвести меньшие затраты по сравнению с теми затратами, которые претерпевают другие хозяйствующие субъекты-конкуренты, соблюдающие закон, обычаи делового оборота, требования добропорядочности и т.д. Такие действия могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам, либо нанести вред их деловой репутации.
Согласно статье 14.8 Закона о защите конкуренции не допускаются иные формы недобросовестной конкуренции наряду с предусмотренными статьями 14.1 - 14.7 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 21.04.2011 N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 69-ФЗ) деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории субъекта Российской Федерации осуществляется при условии получения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, выдаваемого уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган).
Согласно частям 3 и 7 статьи 9 вышеуказанного Федерального закона разрешение выдается на каждое транспортное средство, используемое в качестве легкового такси. В отношении одного транспортного средства вне зависимости от правовых оснований владения заявителем транспортными средствами, которые предполагается использовать в качестве легкового такси, может быть выдано только одно разрешение. Разрешение должно находиться в салоне легкового такси и предъявляться по требованию пассажира, должностного лица уполномоченного органа или сотрудника государственной инспекции безопасности дорожного движения.
В силу части 2 статьи 9 Закона N 69-ФЗ разрешение выдается при наличии у юридического лица или индивидуального предпринимателя на праве собственности, праве хозяйственного ведения либо на основании договора лизинга или договора аренды транспортных средств, предназначенных для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, а также в случае использования индивидуальным предпринимателем транспортного средства на основании выданной физическим лицом нотариально заверенной доверенности на право распоряжения транспортным средством, если указанные транспортные средства соответствуют требованиям, установленным настоящим Федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации.
Исходя из части 16 статьи 9 Закона N 69-ФЗ в целях обеспечения безопасности пассажиров легкового такси и идентификации легковых такси по отношению к иным транспортным средствам:
1) легковое такси должно соответствовать следующим обязательным требованиям:
б) легковое такси должно иметь на кузове (боковых поверхностях кузова)
цветографическую схему, представляющую собой композицию из квадратов контрастного
цвета, расположенных в шахматном порядке;
в) легковое такси должно соответствовать установленным цветовым гаммам кузова в случае установления такого требования законами субъектов Российской Федерации;
г) легковое такси должно иметь на крыше опознавательный фонарь оранжевого цвета;
д) легковое такси должно быть оборудовано таксометром в случае, если плата за пользование легковым такси определяется в соответствии с показаниями таксометра на основании установленных тарифов исходя из фактического расстояния перевозки и (или) фактического времени пользования легковым такси;
2) водитель легкового такси должен иметь общий водительский стаж не менее трех лет;
3) юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по оказанию услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, обязаны:
а) обеспечивать техническое обслуживание и ремонт легковых такси;
б) проводить контроль технического состояния легковых такси перед выездом на линию;
в) обеспечивать прохождение водителями легковых такси предрейсового медицинского осмотра.
Из содержания приведенных норм усматривается, что предпринимательская деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси носит разрешительный характер. Занятие указанной деятельностью предполагает соблюдения ряда требований к обеспечению безопасности заказчиков услуг. Соответствие перевозчика заявленным требованиям подтверждается выдачей специального разрешения.
Занятие предпринимательской деятельностью по перевозке пассажиров и багажа легковым такси в отсутствие соответствующего разрешения влечет предусмотренную действующим законодательством юридическую ответственность.
Оказание услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси осуществляется путем заключения договора фрахтования между перевозчиком и заказчиком (лицом, в чью пользу оказывается услуга) (статья 31 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта).
В ходе судебного разбирательства установлено и не оспаривалось кем-либо из участвующих в деле лиц, что ООО "Максим-Ульяновск", являясь правообладателем коммерческого обозначения "Служба заказа такси "Maxim", не осуществляет деятельность по непосредственной перевозке пассажиров и багажа легковым такси, а предоставляет операторские (диспетчерские) услуги, то есть принимает заявки на перевозки, формирует из них базу данных и предоставляет посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" перевозчикам доступ к указанной базе данных.
В целях получения заявок на оказание услуг общество в своей деятельности использует абонентский номер 22-22-22. Поступившая на указанный номер заявка размещается на электронной информационной площадке в сети "Интернет", доступ к которой имеют аккредитованные обществом перевозчики. О своей деятельности (возможности получения услуг перевозки легковым такси, позвонив по телефонному номеру 22-22-22) общество информирует неопределенный круг лиц - население города Ульяновска путем размещения соответствующих информационных материалов в средствах массовой информации.
Такие действия, как обоснованно указано судами, свидетельствуют о том, что, информируя население о возможности получить услугу, обратившись в ООО "Максим-Ульяновск", принимая соответствующие заявки и оповещая о поступлении заявок перевозчиков, прошедших процедуру аккредитации на электронной информационной площадке, общество по существу осуществляет деятельность по организации перевозки легковым такси для обратившихся заказчиков.
В этой связи заказчики, обратившиеся в ООО "Максим-Ульяновск", вправе рассчитывать на получение безопасной услуги, которая применительно к рассматриваемым правоотношениям будет выражаться в переадресации заявки перевозчикам, получившим в установленном порядке право на занятие предпринимательской деятельности по перевозке легковым такси.
Из представленных в материалы дела протокола об административном правонарушении, объяснения лица, привлеченного к административной ответственности по части 1 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении - осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или специального разрешения (лицензии)", видно, что общество допускает передачу заявок перевозчикам, не получившим в установленном порядке права на занятие предпринимательской деятельностью по перевозке легковым такси, и безопасность услуг которых не подтверждена в соответствии с действующим законодательством. Привлеченный к ответственности водитель с однозначностью показал на осуществление деятельности в рамках сотрудничества со "Службой заказа такси "Махim".
Факт привлечения к сотрудничеству и передачи заявок перевозчикам, не получившим в установленном порядке права на занятие предпринимательской деятельностью по перевозке легковым такси, и безопасность услуг которых не подтверждена в соответствии с действующим законодательством, заявителем не опровергнут. Представитель заявителя в судебном заседании пояснил, что общество не проверяет у перевозчика наличие регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и разрешение на осуществление деятельности по перевозке легковым автомобилем. В свою очередь, такси признается только такое транспортное средство, которое отвечает поименованным выше требованиям, установленным Законом N 69-ФЗ.
Суды верно указали, что потребитель, не обладающий специальными юридическими познаниями, вправе рассчитывать, что по его заказу к нему прибудет именно такси, то есть легковое транспортное средство желтого цвета со специальной цветографической схемой, оборудованное таксометром, прошедшее в установленном порядке контроль технического состояния и отвечающее иным обязательным требованиям.
Из собранных антимонопольным органом в рамках рассмотрения дела о нарушении законодательства о защите конкуренции следует, что к пассажирам (гражданам) приезжало транспортное средство, не отвечающее установленным требованиям, и такси не являющееся. Потребители не обладали информацией о том, что услуга по перевозке пассажиров и багажа легковым такси может быть оказана не юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, имеющим разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, а любым лицом, имеющим в собственности или аренде автомобиль, изъявившим желание заработать и аккредитованным ООО "Максим-Ульяновск". Потребители не информировались, что их жизнь и здоровье могут подвергаться опасности, так как физические лица, незаконно осуществляющие перевозку пассажиров и багажа легковым такси, не проходят предрейсовый медицинский осмотр, не обеспечивают контроль технического состояния автомобиля перед выездом на линию, могут не иметь необходимого водительского стажа, что свидетельствует о несоответствии действительности сведений о характеристиках оказываемой услуги и введении потребителей в заблуждение.
Исполняя полученный по телефону заказ на перевозку путем передачи его водителю, ООО "Максим-Ульяновск" не гарантирует пассажирам безопасности перевозки и исполнимость данного заказа, что противоречит действующему законодательству Российской Федерации в области безопасности дорожного движения, организаций перевозок легковым такси и защите прав потребителей, а также вводит в заблуждение граждан, в большинстве своем не обладающими специальными юридическими знаниями, относительно природы заключенного договора на перевозку легковым такси, объема их прав, ответственности, которую несет фрахтовщик в случае ненадлежащего исполнения договора.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованным выводам, что действия ООО "Максим-Ульяновск" по привлечению к перевозкам лиц, не имеющих соответствующего разрешения на перевозку пассажиров и багажа легковым такси, направлены на получение преимуществ в предпринимательской деятельности (снижение издержек и уменьшение цены поездки за счет привлечения лиц, не обладающих соответствующим разрешением), способны причинить убытки иным хозяйствующим субъектам-конкурентам и не соответствуют традициям и принципам ведения честного бизнеса, допускают извлечение преимуществ из недобросовестного поведения.
ООО "Максим-Ульяновск" организует перевозки легковыми такси лицами, не имеющими разрешения на осуществление такой деятельности, в нарушение требований действующего законодательства в области безопасности дорожного движения, при том, что потребитель информируется о том, что услуги ему будут оказаны посредством такси.
Ссылки заявителя на правоприменительную и судебную практику судами отклонена, поскольку обстоятельства дел не тождественны.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях ООО "Максим-Ульяновск" состава правонарушения по статье 14.8 Закона о защите конкуренции.
Выводы судов основаны на полном, всестороннем и объективном исследовании фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств и не противоречат им.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, свидетельствуют о несогласии Общества с той оценкой, которую суды дали фактическим обстоятельствам, являлись предметом исследования в суде первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую оценку, вновь заявлены в суде кассационной инстанции и подлежат отклонению, поскольку направлены на переоценку представленных в дело доказательств.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Основания для отмены принятых по делу судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 07.03.2017 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2017 по делу N А72-13008/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.Н. Ольховиков |
Судьи |
М.В. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Факт привлечения к сотрудничеству и передачи заявок перевозчикам, не получившим в установленном порядке права на занятие предпринимательской деятельностью по перевозке легковым такси, и безопасность услуг которых не подтверждена в соответствии с действующим законодательством, заявителем не опровергнут. Представитель заявителя в судебном заседании пояснил, что общество не проверяет у перевозчика наличие регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и разрешение на осуществление деятельности по перевозке легковым автомобилем. В свою очередь, такси признается только такое транспортное средство, которое отвечает поименованным выше требованиям, установленным Законом N 69-ФЗ.
...
Ссылки заявителя на правоприменительную и судебную практику судами отклонена, поскольку обстоятельства дел не тождественны.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях ООО "Максим-Ульяновск" состава правонарушения по статье 14.8 Закона о защите конкуренции."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 8 ноября 2017 г. N Ф06-25942/17 по делу N А72-13008/2016