г. Казань |
|
09 ноября 2017 г. |
Дело N А55-29783/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 ноября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 ноября 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Галиуллина Э.Р.,
судей Королевой Н.Н., Смоленского И.Н.,
при участии представителей:
истца - Казаковой С.В., доверенность от 28.12.2016,
ответчика - Туишевой О.А., доверенность от 01.12.2016,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "РН-Транс"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 23.05.2017 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2017
по делу N А55-29783/2016
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727) к акционерному обществу "РН-Транс" (ОГРН 1026303117092, ИНН 6330017677) о взыскании 27588 руб. 40 коп.
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к акционерному обществу "РН-Транс" (далее - АО "РН-Транс", ответчик, заявитель) о взыскании 27 588 руб. 40 коп. платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 23.05.2017, оставленным без изменений постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2017, исковые требования удовлетворены.
Обжалуя принятые судебные акты в кассационном порядке, ответчик просит их отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, мотивируя кассационную жалобу нарушением судебными инстанциями норм материального права.
Проверив законность обжалуемых судебных актов по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Между ОАО "РЖД" (дорога) и АО "РН-Транс" - прежнее наименование ЗАО "ЮКОС-Транссервис" (владелец) в редакции протокола разногласий и протокола согласования разногласий был заключен договор N 3/245 от 29.07.2009 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ЗАО "ЮКОС-Транссервис" при станции Новокуйбышевская Куйбышевской железной дороги филиала ОАО "РЖД" (далее - договор).
В пунктах 16, 16.3. договора стороны согласовали, что владелец обязуется оплачивать "дороге" плату за нахождение подвижного состава, не принадлежащего перевозчику, на инфраструктуре ОАО "РЖД" (на железнодорожных путях общего пользования) по причинам, зависящим от владельца, установленную пунктом 12 Тарифного руководства N 2.
Как следует из материалов дела, 16.12.2015 по дорожным ведомостям N ЭИ922099, ЭЙЗ16508, ЭЙ 377089, ЭЙ 030055 в адрес АО "РН-Транс" на ст. Новокуйбышевская прибыло 38 вагонов, из них 14 цистерн с просроченным сроком доставки, которые на основании договора должны быть поданы перевозчиком на места погрузки-выгрузки.
Причиной доставки вагонов на станцию Новокуйбышевская с нарушением сроков доставки послужила задержка 38 вагонов по распоряжению перевозчика на станции Безенчук в связи с занятостью путей необщего пользования АО "РН-Транс" и путей станции Новокуйбышевская вагонами, ранее прибывшими в адрес ответчика.
Задержка вагонов на станции Безенчук произведена на основании приказа ОАО "РЖД" от 10.12.2015 N 7700, о чем представитель ответчика был поставлен в известность путем вручения соответствующего уведомления N 1.
По факту задержки вагонов на станции Безенчук истцом составлены акты общей формы N 3646 от 10.12.2015 и N 3733 от 16.12.2015.
Поднятие вагонов произведено на основании приказа перевозчика от 16.12.2015 N 7118, о чем грузополучатель был уведомлен (уведомление N7).
В связи с прибытием на стацию Новокуйбышевкая 14 вагонов с просроченным сроком доставки были составлены акты общей формы N 6/5518, 6/5519,6/5520, 6/5521 от 16.12.2015.
Период задержки вагонов на станции Безенчук составил 134 часа 26 мин., с 13:48 10.12.2015 по 04:14 16.12.2015.
Занятость путей необщего пользования ответчика на станции Новокуйбышевская подтверждается анализом занятости путей необщего пользования, составленным на основании памяток приемосдатчиков, которые подписаны обеими сторонами.
На основании статьи 39 Устава ЖД РФ и Тарифного руководства (утв. Приказом ФСТ N 127-т/1 от 29.04.2015) истец начислил ответчику плату за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования в размере 27 588 руб. 40 коп.
Для оплаты указанной суммы ответчику направлялась претензия N 4284/КбшНЮ от 02.08.2016, которая была оставлена АО "РН-Транс" без удовлетворения, что послужило основанием для обращения истца с иском в суд.
В соответствии с частями 11, 12 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) в редакции Федерального закона от 31.12.2014 N 503-ФЗ за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени:
ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров;
нахождения вагонов под таможенными операциями, в том числе при выполнении работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора), свыше сроков, установленных для выполнения указанных операций правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом;
задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (далее - расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом;
задержки вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой свыше технологического времени, установленного договорами для выполнения указанных операций.
Если в указанных в части одиннадцатой настоящей статьи случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику.
Удовлетворяя исковые требования и взыскивая плату за нахождение вагонов на путях общего пользования, суд первой и апелляционной инстанции, оценив представленные доказательства, в том числе акты общей формы N 3646 от 10.12.2015, N 3733 от 16.12.2015, N 6/5518, N 6/5519, N 6/5520, N 6/5521 от 16.12.2015, ведомости подачи и уборки вагонов, в порядке статьи 71 АПК РФ, условия договора от 29.06.2009 N 3/245 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования АО "РН-Транс" при станции Новокуйбышевская Куйбышевской железной дороги филиала ОАО "РЖД", руководствуясь положениями статей 36, 39 Устава в редакции Федерального закона от 31.12.2014 N 503-ФЗ, Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26, разделом 3 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 45, правомерно исходили из доказанности факта несоблюдения ответчиком предусмотренного договором технологического времени обработки вагонов в период с 10.12.2015 по 16.12.2016, что привело к простою вагонов на путях общего пользования по причинам, зависящим от ответчика - грузополучателя, в связи с чем последний обязан уплатить плату, предусмотренную договором.
Доводы заявителя кассационной жалобы были предметом рассмотрения в судах, где им была дана надлежащая правовая оценка, оснований для переоценки приведённых доводов у суда кассационной инстанции нет.
По существу доводы кассационной жалобы сводятся к несогласию ответчика с выводами суда о фактических обстоятельствах дела и иной оценке представленных в материалы дела доказательств, что не может служить основанием для отмены судебного акта.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 23.05.2017 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2017 по делу N А55-29783/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Р. Галиуллин |
Судьи |
Н.Н. Королева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Удовлетворяя исковые требования и взыскивая плату за нахождение вагонов на путях общего пользования, суд первой и апелляционной инстанции, оценив представленные доказательства, в том числе акты общей формы N 3646 от 10.12.2015, N 3733 от 16.12.2015, N 6/5518, N 6/5519, N 6/5520, N 6/5521 от 16.12.2015, ведомости подачи и уборки вагонов, в порядке статьи 71 АПК РФ, условия договора от 29.06.2009 N 3/245 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования АО "РН-Транс" при станции Новокуйбышевская Куйбышевской железной дороги филиала ОАО "РЖД", руководствуясь положениями статей 36, 39 Устава в редакции Федерального закона от 31.12.2014 N 503-ФЗ, Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26, разделом 3 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 45, правомерно исходили из доказанности факта несоблюдения ответчиком предусмотренного договором технологического времени обработки вагонов в период с 10.12.2015 по 16.12.2016, что привело к простою вагонов на путях общего пользования по причинам, зависящим от ответчика - грузополучателя, в связи с чем последний обязан уплатить плату, предусмотренную договором."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 9 ноября 2017 г. N Ф06-26172/17 по делу N А55-29783/2016