г. Казань |
|
13 ноября 2017 г. |
Дело N А65-534/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 ноября 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Мосунова С.В., Закировой И.Ш.,
при участии представителей:
заявителя - Габдуллиной А.А., доверенность от 16.10.2017 N 05/5206,
ответчика - Хабибуллина Б.Ф., доверенность от 22.11.2016 N 9100/ИК,
в отсутствие:
иных лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Исполнительного комитета муниципального образования города Казани
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.05.2017 (судья Шайдуллин Ф.С.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2017 (председательствующий судья Филиппова Е.Г., судьи Корнилов А.Б., Кувшинов В.Е.)
по делу N А65-534/2017
по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан (ОГРН 1091690054763, ИНН 1655183653), Республика Татарстан г. Казань к Исполнительному комитету муниципального образования города Казани (ОГРН 1051622218559, ИНН 1655065554), Республика Татарстан, г. Казань, третьи лица: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань, общество с ограниченной ответственностью "Строй-КА", Республика Татарстан, г. Казань, о признании незаконным и отмене постановления N 3485 от 15.09.2015,
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан (далее - ТУ Росимущества в РТ, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к исполнительному комитету муниципального образования города Казани (далее - Исполком МО г. Казани, муниципальный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 15.09.2015 N 3485 "О предоставлении разрешений на условно разрешенный вид использования и на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства для земельного участка, расположенного на территории Фермы - 2" (далее - оспариваемое постановление).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Строй-Ка" (далее - ООО "Строй-Ка", общество), Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - УФАС по РТ, антимонопольный орган).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.05.2017, оставленным без изменений постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2017, заявление удовлетворено, постановление Исполкома МО г. Казани N 3485 от 15.09.2015 N 3485 "О предоставлении разрешений на условно разрешенный вид использования и на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства для земельного участка, расположенного на территории Фермы-2" признано недействительным, на муниципальный орган возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ТУ Росимущества в РТ.
В кассационной жалобе муниципальный орган просит вынесенные по делу судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.
В отзыве заявитель, полагая вынесенные по делу судебные акты обоснованными и законными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Отзывы от привлеченных к участию в деле третьих лиц в суд не представлены.
Стороны о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", однако третьи лица явку своих представителей в суд не обеспечили.
Принимая во внимание наличие надлежащего уведомления лиц, участвующих в деле, основываясь на положениях части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие не явившихся сторон.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав представителей муниципального органа и заявителя, проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, между заявителем (арендодатель,) и ООО "Строй-Ка" (арендатор) 05.07.2013 заключен сроком на 3 года договор N 13-02з аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности, согласно которому арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок для строительства гостиничного комплекса "Тулпар", включенного в перечень спортивных и иных объектов для проведения XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г.Казани, общей площадью 12 000 кв. м, кадастровый номер: 16:50:171124:162, расположенного по адресу: г. Казань, Приволжский район, на территории Фермы-2, разрешенное использование - под объекты гостиничного сервиса (средства размещения): гостиничный комплекс (пункт 1.1 договора).
Указанный земельный участок был передан арендаторам по акту приема - передачи от 05.07.2013.
Одной из обязанностей, принятых на себя арендатором, является использование участка в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием (пункт 4.4.2 договора аренды). Арендодатель имеет право требовать досрочного расторжения договора в случае нарушения арендатором условий договора, в том числе, при использовании земельного участка не по целевому назначению (пункт 4.1.1).
Переданный в аренду по указанному договору земельный участок с кадастровым номером 16:50:171124:162 находится в собственности Российской Федерации, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации серии 16-АН N 131117. На данном земельном участке возведен объект капитального строительства - гостиничный комплекс "Тулпар" площадью 4209,4 кв. м, право собственности на который зарегистрировано за ООО "Строй-Ка".
ООО "Строй-Ка" обратилось к председателю комиссии по землепользованию и застройке - первому заместителю руководителя Исполкома МО г.Казани с заявлениями о рассмотрении возможности предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства по отступам от границ для земельного участка с кадастровым номером 16:50:171124:162; о рассмотрении возможности предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования - многоквартирные жилые дома.
Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ). Для этого заинтересованное лицо направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию по подготовке проекта правил землепользования и застройки (часть 1 статья 39 ГрК РФ).
В силу пункта 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 4.1 данного Федерального закона, с учетом результатов публичных слушаний.
Как следует из материалов дела, на основании обращения ООО "Строй-Ка" проведены публичные слушания по вопросу предоставления испрашиваемых обществом разрешений на условно разрешенный вид использования земельного участка и на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства для земельного участка с кадастровым номером 16:506171124:162.
По результатам публичных слушаний утверждено заключение по указанным вопросам, на основании которого Исполкомом МО г. Казани вынесено постановление от 15.09.2015 N 3485 "О предоставлении разрешений на условно разрешенный вид использования и на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства для земельного участка, расположенного на территории Фермы- 2".
В оспариваемом постановлении Исполком МО г.Казани постановил: "1. Предоставить ООО "Строй-КА" для земельного участка кадастровый номер 16:50:171124:162 площадью 12000 кв. м, расположенного на территории Фермы-2, следующие разрешения в зоне специального назначения (ДЗ) для 9-этажных жилых домов с подземными автостоянками: 1.1) на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства в части уменьшения минимальных отступов строений от боковой границы земельного участка, от точки 1 до точки 2 - до 2,5 метра, от точки 2 до точки 3 - до 1 метра, от точки 4 до точки 5 - до 0 метров (приложение); 1.2) на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства по парковочным местам: 80 машино-мест (из общего количества - 299 машино-мест) предлагается разместить на земельном участке кадастровый номер 16:50:171124:12, занимаемом автостоянкой стадиона "Тулпар"; 1.3) на условно разрешенный вид использования - многоквартирные жилые дома (2,6 - многоэтажная жилая застройка: размещение жилых домов, предназначенных для разделения на квартиры, каждая из которых пригодна для постоянного проживания (жилые дома высотой девять и выше этажей, включая подземные, разделенных на двадцать и более квартир); благоустройство и озеленение придомовых территорий; обустройство спортивных и детских площадок, хозяйственных площадок; размещение подземных гаражей и наземных автостоянок, размещение объектов обслуживания жилой застройки во встроенных, пристроенных и встроенно-пристроенных помещениях многоквартирного дома в отдельных помещениях дома, если площадь таких помещений в многоквартирном доме не составляет более 15% от обшей площади дома".
ТУ Росимущества в РТ, указывая, что оспариваемым постановлением Исполком МО г.Казани изменил условно разрешенный вид земельного участка с "под объекты гостиничного сервиса (средства размещения): гостиничный комплекс" на "многоквартирные жилые дома", предоставив разрешение на строительство 9-этажных жилых домов с подземными автостоянками, чем нарушил права и законные интересы Российской Федерации, поскольку орган местного самоуправления распорядился собственностью Российской Федерации без согласия ТУ Росимущества в РТ, 11.01.2017 обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
В силу статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации и части 2 статьи 32 ЗК РФ лишь собственник вправе владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом, в том числе, изменять вид разрешенного использования земельного участка.
Суды первой и апелляционной инстанций, проанализировав Положение "О территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан", утвержденное приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.02.2009 N 49, указали, что ТУ Росимущества в РТ осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и т.д.
Также суды первой и апелляционной инстанций, сославшись на пункт 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", указали, что Исполком МО г.Казани в силу действующего законодательства не уполномочен распоряжаться федеральной собственностью.
Арендатор обязан согласно пункту 1 статьи 615 ГК РФ пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора, а если они не определены - в соответствии с назначением имущества.
Согласно пункту 1.1 договора аренды земельный участок предоставлен под объекты гостиничного сервиса (средства размещения): гостиничный комплекс.
Разрешения на строительство жилых домов ООО "Строй-КА" не выдавалось.
Как следует из смысла части 1 статьи 40 ГрК РФ орган местного самоуправления имеет право рассмотреть вопрос о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров именно разрешенного строительства, то есть того объекта, на строительство которого получено разрешение, в данном случае - гостиничного комплекса.
Вместе с тем из оспариваемого постановления N 3485 от 15.09.2015 следует, что обществу предоставлено разрешение на отклонение от предельных параметров строительства следующего объекта - 9-этажных жилых домов с подземными автостоянками (фактическое изменение вида разрешенного использования земельного участка), тогда как указанный земельный участок предоставлен обществу только для строительства гостиничного комплекса.
Суд первой инстанции принял во внимание, что действия ООО "Строй-КА" по осуществлению строительных работ жилого дома на земельном участке, являющемся федеральной собственностью, в отсутствие разрешения его собственника, приведет к убыткам федерального бюджета в размере рыночной стоимости спорного участка, поскольку в силу статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" земельный участок под многоквартирным домом переходит в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме бесплатно.
Также судами отмечено, что в пункте 2 статьи 30.1 Градостроительного устава города Казани указано, что для целей настоящей статьи под правообладателями земельных участков и (или) объектов капитального строительства понимаются, в том числе, арендаторы земельных участков в случаях, если срок аренды составляет не менее пяти лет либо при наличии согласия собственника на изменение одного вида на другой вид разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Срок аренды земельного участка с кадастровым номером 16:506171124:162, согласно договору от 05.07.2013 N 13-02з - 3 года, а доказательств согласия ТУ Росимущества в РТ на изменение вида разрешенного использования земельного участка, являющегося федеральной собственностью, судам не представлено.
Исследовав представленные сторонами доказательства, отметив, что ООО "Строй-КА" не обладает правом на изменение одного вида на другой вид разрешенного использования земельных участков и иных объектов недвижимости, а орган местного самоуправления не вправе рассматривать вопрос об изменении условно разрешенного вида земельного участка, находящегося в собственности Российской Федерации, в отсутствие четко выраженного согласия на то ТУ Росимущества в РТ, учитывая, что Российская Федерация не наделяла Исполком МО г. Казани полномочиями на совершение распорядительных действий в отношении находящегося в федеральной собственности земельного участка, в том числе, по изменению вида разрешенного использования земельным участком, суды первой и апелляционной инстанций признали оспариваемое постановление незаконным.
В кассационной жалобе муниципальный орган оспаривает выводы судов первой и апелляционной инстанции, давая свою оценку установленным по делу обстоятельствам и представленным доказательствам, полагая, что ТУ Росимущества в РТ выразило согласие на изменение вида разрешенного использования земельного участка письмами от 10.03.2015, от 17.12.2014.
Все доводы кассационной жалобы были заявлены в судах первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую мотивированную оценку в оспариваемых судебных актах.
Суды, проанализировав материалы дела, не признали указанные письма как согласие ТУ Росимущества в РТ на изменение вида разрешенного использования земельного участка, отметив, что согласие должно быть совершено в письменной форме и содержать однозначное указание на соответствующее волеизъявление, тогда как письма содержат в себе лишь предложение, а письмом от 17.12.2014 ТУ Росимущества в РТ информировало о том, что внесение изменений в договор аренды земельного участка путем дополнения пунктом о разрешенном виде использования "под объекты жилищного строительства" будет возможно после проведения соответствующих мероприятий.
Отклонен судами нижестоящих инстанций и вновь выдвинутый муниципальным органом в кассационной жалобе довод на пропуск заявителем срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 198 АПК РФ, поскольку судами установлено, что заявитель о нарушении прав оспариваемым постановлением узнал только 03.11.2016 в рамках дела N А65-21237/2016 при ознакомлении с содержанием оспариваемого постановления.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам (статья 286 АПК РФ).
В обжалуемых судебных актах приведены мотивы, по которым суды пришли к таким выводам, с указанием на конкретные доказательства, исследованные и оцененные в их совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ.
Доводы кассационной жалобы не подтверждают неправильного применения судами норм материального или процессуального права, а направлены на переоценку исследованных судами обстоятельств дела, представленных доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу положений статьи 286 АПК РФ не относится к компетенции суда кассационной инстанции.
Нарушений судами норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 АПК РФ, являющихся самостоятельными основаниями для безусловной отмены принятых по делу судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.05.2017 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2017 по делу N А65-534/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
С.В. Мосунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как следует из смысла части 1 статьи 40 ГрК РФ орган местного самоуправления имеет право рассмотреть вопрос о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров именно разрешенного строительства, то есть того объекта, на строительство которого получено разрешение, в данном случае - гостиничного комплекса.
...
Суд первой инстанции принял во внимание, что действия ООО "Строй-КА" по осуществлению строительных работ жилого дома на земельном участке, являющемся федеральной собственностью, в отсутствие разрешения его собственника, приведет к убыткам федерального бюджета в размере рыночной стоимости спорного участка, поскольку в силу статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" земельный участок под многоквартирным домом переходит в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме бесплатно."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 13 ноября 2017 г. N Ф06-26102/17 по делу N А65-534/2017