г. Казань |
|
21 ноября 2017 г. |
Дело N А06-123/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 ноября 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Филимонова С.А.,
судей Махмутовой Г.Н., Хайбулова А.А.,
при участии представителей:
истца - Матыцина А.И., доверенность от 24.07.2017 б/н (до и после перерыва), Исаева С.И., приказ от 6.07.2017 N 337/п (до перерыва),
ответчика - Глаголева М.Э., доверенность от 17.07.2017 N 52 (до и после перерыва), Бутина М.С., доверенность от 23.10.2017 N 66 (до перерыва),
третьего лица - Ламанова Н.П., доверенность от 24.07.2017 N 43 (до и после перерыва),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Ахтубинск-Водоканал", г. Ахтубинск
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 24.05.2017 (судья Цепляева Л.Н.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2017 (председательствующий судья Шалкин В.Б., судьи Борисова Т.С., Жевак И.И.)
по делу N А06-123/2017
по исковому заявлению муниципального унитарного предприятия "Ахтубинск-Водоканал", г. Ахтубинск (ИНН 3022001194, ОГРН 1113022000574) к обществу с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Астрахань", г. Астрахань (ИНН 3015108355, ОГРН 1163025054499) об обязании выставить первичные исполнительные документы по договорам поставки газа, с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - администрации муниципального образования "Город Ахтубинск", г. Ахтубинск (ИНН 3001040178, ОГРН 1053002019840),
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие "Ахтубинск-Водоканал" (далее - МУП "Ахтубинск-Водоканал", истец) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Астрахань" (далее - ООО "Газпром межрегионгаз Астрахань", ответчик) об обязании выставить первичные исполнительные документы по договорам поставки газа N 04-5-7117/16Б и 04-5-7117/16Д за сентябрь-декабрь 2016 года.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 24.05.2017, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2017, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе истец с принятыми по делу судебными актами не согласился, просил их отменить, считая, что действующее законодательство в настоящее время не содержит положений, запрещающих передачу и закрепление имущества на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями, а потому - договоры поставки газа являются вступившими в силу.
В отзыве на кассационную жалобу ответчик с доводами, отраженными в последней, не согласился по основаниям, изложенным в текстах оспоренных по делу судебных актов.
В судебном заседании кассационной инстанции 07.11.2017 представители истца и третьего лица - с одной стороны, и представители ответчика - с другой - поддержали позиции своих доверителей, обозначенные в кассационной жалобе и отзыве на нее соответственно.
В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании кассационной инстанции был объявлен перерыв: с 07.11.2017 до 11 час. 10 мин. 14.11.2017, по окончании которого судебное разбирательство было продолжено.
Правильность применения судами нижестоящих инстанций при разрешении настоящего спора норм материального и процессуального права проверена Арбитражным судом Поволжского округа в порядке, предусмотренном статьями 284, 286 АПК РФ, и сделан вывод о наличии оснований для отмены состоявшихся по делу решения от 24.05.2017 и постановления от 02.08.2017 и удовлетворения заявленных истцом требований в полном объеме, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, МУП "Ахтубинск-Водоканал" с 01.08.2016 приступило к осуществлению основной деятельности по поставке коммунальных ресурсов населению, социально-значимым учреждениям и иным юридическим лицам г. Ахтубинска.
Решением Ахтубинского районного суда Астраханской области от 29.08.2016 удовлетворены исковые требования Ахтубинского городского прокурора к МУП "Ахтубинск-Водоканал" и ООО "Газпром межрегионгаз Астрахань" о возложении обязанности по обеспечению горячего водоснабжения. Суд обязал МУП "Ахтубинск-Водоканал" обеспечить бесперебойное круглосуточное горячее водоснабжение потребителей на территории г. Ахтубинска, а ООО "Газпром межрегионгаз Астрахань" обеспечить поставку газа в котельную 184, расположенную по адресу: Астраханская область, г. Ахтубинск, ул. Черно-Иванова, 2, и котельную, расположенную по адресу: Астраханская область, г. Ахтубинск, ул. Франко, 22.
Решение вступило в законную силу 23.11.2016.
22 сентября 2016 года между истцом и ответчиком подписаны договоры поставки газа N 04-5-7117/16Б и 04-5-7117/16Д.
Истец указал, что фактическая поставка газа на котельные осуществляется с 10.09.2016.
Пунктом 4.17 договоров установлено, что поставщик не позднее 5-го числа месяца, следующего за месяцем поставки газа, составляет акт сдачи-приемки газа, в котором отражаются объемы по каждому месту передачи газа /по каждой точке подключения с указанием ОТС (приложение N 2). К акту сдачи-приемки газа стороны оформляют приложение, в котором отражают ежесуточные сведения о плановых и фактических объемах поставки газа в целом по договору.
Указанный акт является основанием для формирования и выставления первичных исполнительных документов по договору: товарной накладной на отпуск газа, конденсата ТОРГ-12 (газ) и счетов-фактур.
Согласно пункту 5.5 договоров расчеты за поставленный газ производятся в срок до 10-го числа, следующего за месяцем поставки газа, на основании первичных исполнительных документов по договору.
Истец указал, что во исполнение условий договоров он своевременно направлял ответчику срочные донесения о количестве принятого газа. Однако ООО "Газпром межрегионгаз Астрахань" не оформляет акты сдачи-приемки газа и не выставляет истцу первичные исполнительные документы - товарные накладные ТОРГ-12 (газ) и счета-фактуры.
Истец также сообщил, что без выставления ему ответчиком первичных исполнительных документов у него сформировалась необоснованная прибыль и отсутствует возможность предъявления НДС к возмещению, чем нарушаются имущественные права истца.
29 ноября 2016 года в адрес ответчика была направлена претензия с требованием исполнения договоров поставки газа в части выставления истцу первичных исполнительных документов, которая оставлена ответчиком без ответа, что послужило основанием для обращения в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных истцом требований, суды первой и апелляционной инстанций сослались, в частности, на неисполнение истцом требований пунктов 8.2 договоров поставки газа от 22.09.2016 N 04-5-7117/16Б и 04-5-7117/16Д, а потому - на то, что данные договоры не вступили в законную силу и их положения не являются обязательными для ответчика, а также - на нарушение со стороны истца и третьего лица положений части 1 статьи 15 и пункта 3 части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Однако судами нижестоящих инстанций при принятии решения от 24.05.2017 и постановления от 02.08.2017 не было учтено следующее.
Как видно из имеющихся в деле документов, истец получил на котельные, в отношении которых за последним зарегистрировано право хозяйственного ведения (переданное третьим лицом после того, как конкурсы 2015 и 2016 годов в отношении данных объектов коммунальной инфраструктуры были признаны несостоявшимися), лицензии как на опасный производственный объект, обучил персонал, утвердил в Службе по тарифам Астраханской области производственную программу в сфере горячего водоснабжения (распоряжение Службы от 15.07.2016 N 92), двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе теплоснабжения (постановление Службы от 15.07.2016 N 47), тариф на тепловую воду (постановление Службы от 15.07.2016 N 46) и распоряжением Службы по тарифам Астраханской области от 27.07.2016 N 98 включен в перечень организаций, осуществляющих на территории Астраханской области регулируемую деятельность по реализации тепловой энергии.
Кроме того, понятие, условия и цели предоставления преференций уполномоченными на это органами и организациями определены в статьях 4 и 19 Закона о защите конкуренции, из которых следует, что закрепление государственного или муниципального имущества за хозяйствующими субъектами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления не является государственной или муниципальной преференцией.
Действуя на основании статей 215, 216 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), собственник, в частности, правомочен закрепить имущество, находящееся в муниципальной собственности, за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296 ГК РФ).
Статьей 17.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество в силу закона.
Статья 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", устанавливая особые требования к передаче прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, не затрагивает правомочий собственника по распоряжению принадлежащим ему имуществом, и не исключает возможности по передаче собственником имущества на праве хозяйственного ведения и оперативного управления в порядке, предусмотренным ГК РФ.
В связи с этим действующее законодательство в настоящее время не содержит положений, запрещающих передачу и закрепление имущества на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями.
Причем, данный подход согласуется с позицией Верховного Суда Российской Федерации, обозначенной в определении (в коллегиальном составе) от 31.07.2017 N 303-КГ17-4054 по делу N А24-1728/2016.
Таким образом, не наступление отлагательных условий, перечисленных в пунктах 8.2 договоров поставки газа от 22.09.2016 N 04-5-7117/16Б и 04-5-7117/16Д, не привело к тому, что данные договоры не вступили в законную силу, они являются действующими и содержащими в себе права и обязанности для обеих сторон, их подписавших.
На основании изложенного и руководствуясь статьи 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 24.05.2017 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2017 по делу N А06-123/2017 отменить, кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Ахтубинск-Водоканал" удовлетворить. Обязать общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Астрахань", г. Астрахань (ИНН 3015108355, ОГРН 1163025054499) выставить муниципальному унитарному предприятию "Ахтубинск-Водоканал", г. Ахтубинск (ИНН 3022001194, ОГРН 1113022000574) первичные исполнительные документы по договорам поставки газа N 04-5-7117/16Б и 04-5-7117/16Д за сентябрь-декабрь 2016 года.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Астрахань", г. Астрахань (ИНН 3015108355, ОГРН 1163025054499) в пользу муниципального унитарного предприятия "Ахтубинск-Водоканал", г. Ахтубинск (ИНН 3022001194, ОГРН 1113022000574) 12 000 руб. расходов по государственной пошлине по иску, апелляционной и кассационной жалобам, уплаченной по соответствующим платежным поручениям.
Поручить Арбитражному суду Астраханской области в порядке статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выдать исполнительные листы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
С.А. Филимонов |
Судьи |
Г.Н. Махмутова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Действуя на основании статей 215, 216 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), собственник, в частности, правомочен закрепить имущество, находящееся в муниципальной собственности, за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296 ГК РФ).
Статьей 17.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество в силу закона.
Статья 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", устанавливая особые требования к передаче прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, не затрагивает правомочий собственника по распоряжению принадлежащим ему имуществом, и не исключает возможности по передаче собственником имущества на праве хозяйственного ведения и оперативного управления в порядке, предусмотренным ГК РФ."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 21 ноября 2017 г. N Ф06-25926/17 по делу N А06-123/2017
Хронология рассмотрения дела:
24.08.2018 Определение Арбитражного суда Астраханской области N А06-123/17
21.11.2017 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-25926/17
02.08.2017 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-7847/17
24.05.2017 Решение Арбитражного суда Астраханской области N А06-123/17