г. Казань |
|
23 ноября 2017 г. |
Дело N А55-735/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 ноября 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Логинова О.В.,
судей Егоровой М.В., Ольховикова А.Н.,
при участии представителей:
ответчика - Зобниной К.В., доверенность от 04.04.2017, Емельяновой С.Н., доверенность от 27.01.2017,
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Нефтегорская теплоэнергетическая компания"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 21.04.2017 (судья Мехедова В.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2017 (председательствующий судья Семушкин В.С., судьи Юдкин А.А., Драгоценнова И.С.)
по делу N А55-735/2016
по заявлению публичного акционерного общества "Нефтегорская теплоэнергетическая компания", г. Нефтегорск Самарской области, (ИНН 6377011053, ОГРН 1096377000345) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Самарской области, г. Самара, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации муниципального района Нефтегорский Самарской области, г. Нефтегорск Самарской области, Администрации городского поселения Нефтегорск муниципального района Нефтегорский Самарской области, г. Нефтегорск Самарской области, об оспаривании решения и предписания,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Нефтегорская теплоэнергетическая компания" (далее - заявитель, ПАО "Нефтегорская ТЭК", общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - ответчик, антимонопольный орган, Самарское УФАС России) от 19.11.2015 по делу N 55-6568-15/10 в части: признания в действиях ПАО "Нефтегорская ТЭК" нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), выразившееся в заключении соглашения, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции; выдачи предписания о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства и предписания Самарского УФАС России от 09.11.2015 по делу N 55-6568-15/10.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация муниципального района Нефтегорский Самарской области и Администрация городского поселения Нефтегорск муниципального района Нефтегорский Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 29.06.2016 заявление ПАО "Нефтегорская ТЭК" удовлетворено.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2016 решение Арбитражного суда Самарской области от 29.06.2016 оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 20.01.2017 указанные судебные отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела решением Арбитражного суда Самарской области от 21.04.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2017 решение Арбитражного суда Самарской области от 21.04.2017 оставлено без изменения.
Общество, не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
Представители Самарского УФАС России в судебном заседании кассационную жалобу отклонили по основаниям, изложенным в отзыве.
Общество и третьи лица в судебное заседание своих представителей не направили, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
До судебного заседания от общества и Администрации городского поселения Нефтегорск муниципального района Нефтегорский Самарской области поступили ходатайства о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие их представителей.
В соответствии со статьями 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебная коллегия рассмотрела кассационную жалобу без участия общества и третьих лиц.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзывов на жалобу, заслушав явившихся в судебное заседание представителей Самарского УФАС России, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Администрация муниципального района Нефтегорский Самарской области обратилась в Самарское УФАС России с заявлением о нарушении антимонопольного законодательства Администрацией городского поселения Нефтегорск муниципального района Нефтегорский Самарской области, выразившегося в действиях, направленных на выделение ПАО "Нефтегорская ТЭК" бюджетных средств, в целях возмещения затрат, понесенных ПАО "Нефтегорская ТЭК" в связи с ремонтом муниципального имущества.
На основании данного заявления Самарским УФАС России возбуждено дело N 556568-15/10 по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
19.11.2015 комиссией Самарского УФАС России было вынесено решение по делу N 55-6568-15/10 (от 19.11.2015 исх. N 11443/10) о признании в действиях (бездействиях) Администрации г.п. Нефтегорск нарушения пункта 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в создании дискриминирующих условий деятельности, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции; признании в действиях (бездействиях) Администрации г.п. Нефтегорск и ПАО "Нефтегорская ТЭК" нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции, выразившегося в заключении соглашения, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Администрации г.п. Нефтегорск выдано предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции и о прекращении соглашения, нарушающего антимонопольное законодательство и ПАО "Нефтегорская ТЭК" предписание о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или)могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
На основании решения от 19.11.2015 по делу N 55-6568-15/10 о нарушении ПАО "Нефтегорская ТЭК" статьи 16 Закона о защите конкуренции комиссия Самарского УФАС России выдала предписание (от 19.11.2015 N 11451/10) ПАО "Нефтегорская ТЭК" о прекращении нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции, выразившееся в заключении соглашения, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции; не допускать совершение действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства, а именно: не допускать действий, направленных на участие в соглашениях с Администрацией г.п. Нефтегорск, создающих препятствие для возникновения конкуренции и (или) направленных на устранение, недопущение, ограничение конкуренции и нарушающих антимонопольное законодательство, при обеспечении Администрацией г.п. Нефтегорск муниципальных нужд, связанных с ремонтом и строительством тепловых сетей (муниципального имущества), с учетом выводов, содержащихся в решении; в течение 2016 года направлять в Самарское УФАС России информацию о фактах согласования с Администрацией г.п. Нефтегорск работ по ремонту и строительству тепловых остей (муниципального имущества), и проведении ПАО "Нефтегорская ТЭК" работ по ремонту и строительству тепловых сетей (муниципального имущества).
Не согласившись с решением Самарского УФАС России в части и предписанием, общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правомерно исходили из следующего.
Как установлено судами, между Администрацией городского поселения Нефтегорск и ПАО "Нефтегорская ТЭК" заключен договор возмездного пользования (аренды) муниципального имущества от 21.01.2011 N 20/01. Предметом указанного договора является муниципальное имущество - теплосети городского поселения Нефтегорск.
Пунктом 2.2.3 договора аренды предусмотрено, что арендодатель обязан производить капитальный ремонт имущества за счет собственных средств, либо арендатор производит капитальный ремонт имущества с последующей оплатой арендодателем стоимости ремонта или зачтением ее в счет арендной платы. Согласно пункту 2.2.4 договора аренды арендодатель возмещает либо засчитывает в счет арендной платы денежные средства, потраченные арендатором на улучшения, составляющие принадлежность имущества и неотделимые без вреда от конструкций имущества.
Антимонопольным органом установлено, что ремонт муниципального имущества - объектов теплоснабжения - осуществлялся ПАО "Нефтегорская ТЭК" за счет бюджетных денежных средств, выделяемых Администрацией городского поселения Нефтегорск напрямую обществу.
Общими нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) об обязательствах, вытекающих из арендных правоотношений, установлена диспозитивная норма, в соответствии с которой стороны вправе предусмотреть в договоре аренды условие об осуществлении капитального ремонта не арендодателем, а арендатором.
Вместе с тем, пунктом 2 части 1 статьи 28.3 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) на арендатора по договору аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, возложена обязанность по поддержанию данных объектов в исправном состоянии, проведению их текущего ремонта и капитального ремонта, несению расходов на их содержание.
Исходя из положений пункта 4 статьи 421, пункта 1 статьи 422 ГК РФ, условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами; договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Суды, руководствуясь разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.03.2014 N 16 "О свободе договора и ее пределах", пришли к правильному выводу о том, что вступая в правоотношения, связанные с ремонтом объектов теплоснабжения, являющихся муниципальным имуществом, Администрация городского поселения Нефтегорск и ПАО "Нефтегорская ТЭК" должны были руководствоваться императивно установленными Законом о теплоснабжении нормами, предусматривающими обязанность арендаторов объектов теплоснабжения, находящихся в муниципальной собственности, проводить за свой счет все необходимые действия с арендуемым имуществом, направленные на поддержание его надлежащего состояния, включая расходы на текущий и капитальный ремонт.
Следовательно, ПАО "Нефтегорская ТЭК" ошибочно полагает, что судами необоснованно применена императивная норма права.
Отклоняя довод общества о том, что выводы суда первой инстанции об осуществлении обществом строительства нового объекта теплоснабжения за счет бюджетных средств является необоснованным и документально не подтвержденным, суд апелляционной инстанции правомерно указал на следующее.
Как установлено судами, в аренду ПАО "Нефтегорская ТЭК" была передана тепловая сеть Д-2 (магистраль ул. Мира 17, 19, 44 (участок 3)) подземной прокладки.
В период нахождения объектов теплоснабжения (муниципального имущества) в аренде у ОАО "Нефтегорская ТЭК" данный участок тепловой сети был заменен путем его прокладки надземным способом. Локально-ресурсным сметным расчетом N PC-1332 предусмотрены работы по прокладке надземного трубопровода, по устройству постоянных бетонных упоров на трубопроводе, по устройству выравнивающих слоев оснований, врезка в действующие сети и другие работы. Из содержания сметного расчета N PC-1332, дефектной ведомости и акта о приемке выполненных работ следует, что ПАО "Нефтегорская ТЭК" осуществило общестроительные работы по прокладке местных трубопроводных сетей подачи энергоносителей, а именно: надземную прокладку трубопровода тепловой сети Д-2 (магистраль ул. Мира 17, 19, 44 (участок 3)). Администрацией муниципального района Нефтегорский представлены фотоматериалы, на которых зафиксирована надземная прокладка тепловой сети.
Таким образом суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов о том, что ПАО "Нефтегорская ТЭК" фактически осуществило строительство нового объекта теплоснабжения.
В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации под капитальным ремонтом линейных объектов понимается изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое не влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов и при котором не требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов.
Согласно Инструкции по капитальному ремонту тепловых сетей, утвержденной Приказом Минжилкомхоза РСФСР от 22.04.1985 N 220, основной задачей капитального ремонта тепловых сетей является обеспечение безаварийной работы тепловых сетей путем своевременного проведения ремонтных работ, в процессе которых восстанавливаются изношенные конструкции, заменяются новыми или более экономичными, улучшающими качество ремонтируемых тепловых сетей (пункт 1.5).
В данном случае осуществление работ по надземной прокладке трубопровода тепловой сети Д-2 (магистраль ул. Мира 17, 19, 44 (участок 3) не подпадает под понятие капитальный ремонт.
Кроме того, судами правомерно учтено, что строительство нового объекта теплоснабжения осуществлено ПАО "Нефтегорская ТЭК" за счет бюджетных денежных средств.
Также суд кассационной инстанции находит обоснованными выводы судов о нарушении ПАО "Нефтегорская ТЭК" процедур, установленных Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Судами установлено и материалами дела подтверждается наличие между Администрацией городского поселения Нефтегорск и ПАО "Нефтегорская ТЭК" соглашения, направленного на реализацию схемы по выделению бюджетных денежных средств конкретному хозяйствующему субъекту в целях проведения ремонта муниципального имущества, а также строительства нового объекта теплоснабжения без осуществления процедур, установленных Законом о контрактной системе.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок регулируются Законом о контрактной системе.
Статьей 18 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон о местном самоуправлении) установлено, что финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).
Частью 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации и частью 1 статьи 54 Закона N 131-ФЗ предусмотрено, что закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Финансирование затрат на услуги для муниципальных нужд осуществляется за счет средств местного бюджета на основании контракта, заключенного в соответствии с требованиями, установленными Законом о контрактной системе.
На основании изложенного суды обоснованно поддержали вывод Самарского УФАС России о наличии между Администрацией городского поселения Нефтегорск и ПАО "Нефтегорская ТЭК" устного соглашения, направленного на реализацию схемы по выделению бюджетных денежных средств конкретному хозяйствующему субъекту в целях проведения ремонта (строительства) муниципального имущества без осуществления процедур, установленных Законом о контрактной системе.
При этом суды верно указали, что услуги по строительству, ремонту и обслуживанию тепловых сетей не относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
В рассматриваемом случае антимонопольным органом рассматривались действия (бездействие) Администрации городского поселения Нефтегорск, выразившиеся в обеспечении муниципальных нужд посредством выделения бюджетных средств на проведение ПАО "Нефтегорская ТЭК" ремонта и строительства тепловых сетей (муниципального имущества).
Таким образом отсутствуют обстоятельства, позволяющие считать ПАО "Нефтегорская ТЭК" единственным поставщиком в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Как установлено судами, в период нахождения объектов в аренде ПАО "Нефтегорская ТЭК" направила в Администрацию городского поселения Нефтегорск письма о необходимости проведения ремонта тепловых сетей. Впоследствии Администрацией городского поселения Нефтегорск были утверждены локально-ресурсные сметы на проведение ПАО "Нефтегорская ТЭК" ремонта (строительства) объектов теплоснабжения (муниципального имущества). По результатам выполнения ПАО "Нефтегорская ТЭК" работ, согласованных Администрацией городского поселения Нефтегорск, стороны подписали акты приема выполненных работ. Затем Администрация городского поселения Нефтегорск перечислила бюджетные денежные средства в ПАО "Нефтегорская ТЭК", что подтверждается платежными поручениями, имеющимися в материалах дела.
В ходе анализа указанных документов судами установлено, что в правоотношениях, связанных с ремонтом (строительством) объектов теплоснабжения, Администрация городского поселения Нефтегорск выступала в качестве заказчика, а ПАО "Нефтегорская ТЭК" - в качестве исполнителя (подрядчика). Кроме того, утверждая локально-ресурсные сметы, Администрация городского поселения Нефтегорск фактически согласовывала объем работ и их стоимость.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о том, что указанные документы (материалы) свидетельствуют о нарушении статьи 16 Закона о защите конкуренции, которой установлен запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия органов исполнительной власти, приводящие (или могущие привести) к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, стороны фактически достигли соглашения, направленного на удовлетворение муниципальных нужд (ремонт муниципального имущества и строительство нового объекта теплоснабжения) без проведения публичных процедур, предусмотренных законодательством, что привело к недопущению, устранению конкуренции за право заключения муниципального контракта на производство работ по ремонту и строительству объектов теплоснабжения.
Рассматриваемые действия Администрации городского поселения Нефтегорск и ПАО "Нефтегорская ТЭК" привели к тому, что общество было поставлено в преимущественное положение по сравнению с иными хозяйствующими субъектами, работающими на рынке по оказанию услуг по обеспечению работоспособности котельных, тепловых сетей, осуществлению общестроительных работ по прокладке местных трубопроводных сетей подачи энергоносителей, включая вспомогательные работы; фактически эти хозяйствующие субъекты были лишены доступа к соответствующему товарному рынку.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, тождественны тем доводам, которые являлись предметом рассмотрения судов, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у кассационной инстанции отсутствуют. Кроме того, указанные доводы направлены на переоценку установленных судами обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных статьей 286, частью 2 статьи 287 АПК РФ.
Возражения общества о том, что судами не исследованы все обстоятельства дела, не дана надлежащая оценка представленным по делу доказательствам, а выводы судов, положенные в основу обжалуемых судебных актов, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нарушают действующие нормы права, не нашли своего подтверждения.
При таких обстоятельствах, коллегия считает доводы кассационной жалобы необоснованными и не находит оснований для отмены судебных актов.
Поскольку за рассмотрение кассационной жалобы публичному акционерному обществу "Нефтегорская теплоэнергетическая компания" была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины в размере 1500 руб., с него следует взыскать в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 руб.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 21.04.2017 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2017 по делу N А55-735/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с публичного акционерного общества "Нефтегорская теплоэнергетическая компания" в доход федерального бюджета 1500 (одну тысячу пятьсот) руб. государственной пошлины.
Поручить Арбитражному суду Самарской области выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
О.В. Логинов |
Судьи |
М.В. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В ходе анализа указанных документов судами установлено, что в правоотношениях, связанных с ремонтом (строительством) объектов теплоснабжения, Администрация городского поселения Нефтегорск выступала в качестве заказчика, а ПАО "Нефтегорская ТЭК" - в качестве исполнителя (подрядчика). Кроме того, утверждая локально-ресурсные сметы, Администрация городского поселения Нефтегорск фактически согласовывала объем работ и их стоимость.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о том, что указанные документы (материалы) свидетельствуют о нарушении статьи 16 Закона о защите конкуренции, которой установлен запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия органов исполнительной власти, приводящие (или могущие привести) к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, стороны фактически достигли соглашения, направленного на удовлетворение муниципальных нужд (ремонт муниципального имущества и строительство нового объекта теплоснабжения) без проведения публичных процедур, предусмотренных законодательством, что привело к недопущению, устранению конкуренции за право заключения муниципального контракта на производство работ по ремонту и строительству объектов теплоснабжения."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 23 ноября 2017 г. N Ф06-26294/17 по делу N А55-735/2016
Хронология рассмотрения дела:
23.11.2017 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-26294/17
15.08.2017 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-7754/17
21.04.2017 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-735/16
20.01.2017 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-15982/16
29.08.2016 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-10476/16
29.06.2016 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-735/16