г. Казань |
|
04 декабря 2017 г. |
Дело N А65-15841/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 декабря 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ольховикова А.Н.,
судей Егоровой М.В., Логинова О.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 04.08.2017 (судья Насыров А.Р.)
по делу N А65-15841/2016
по заявлению Муниципального унитарного предприятия "Управление благоустройства", г. Менделеевск, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань, о признании незаконным постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении от 06.06.2016,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие "Управление благоустройства" (далее - МУП "Управление благоустройства", заявитель) обратилось в суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - УФАС России по РТ, антимонопольный орган) о признании незаконным постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении от 06.06.2016.
Определением суда от 15.06.2017 к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены общество с ограниченной ответственностью "Земельное бюро Елабужского района и города Елабуга Республики Татарстан", Баганов Станислав Геннадьевич.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 04.08.2017 по делу N А65-15841/2016 заявление удовлетворено. Постановление УФАС России по РТ по делу об административном правонарушении от 06.06.2016 N А06-648/2016 о назначении МУП "Управление благоустройства" административного наказания в виде штрафа в размере 101 000 руб. за административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении (далее - КоАП РФ), признано незаконным и отменено. Производство по делу об административном правонарушении в отношении МУП "Управление благоустройства" прекращено.
В кассационной жалобе УФАС России по РТ просит отменить принятый по делу судебный акт суда первой инстанции, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Представители сторон в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом извещены.
В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), жалоба рассматривается в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыв на кассационную жалобу, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, в выпуске газеты "Менделеевские Новости" от 30.10.2015 N 80 (7532) в рубрике "Информация, реклама, объявления" размещено объявление хозяйствующего субъекта "Земельное бюро" (без указания организационно-правовой формы) с перечислением видов работ, которые выполняет данная организация, а именно:
- межевание, уточнение границ, вынос в натуру границ, раздел, объединение, доп. отвод земельного участка;
- оформление гаражей, огородов, паевых земель;
- изготовление технических планов зданий, домов;
- топографическая и исполнительная съемка;
- сопровождение сделок с недвижимостью;
- юридическая помощь по земельным вопросам.
Согласно Распоряжению от 27.10.2014 N 545 Палаты имущественных и земельных отношений Менделеевского муниципального района РТ МУП "Управление благоустройства" передано административное здание, расположенное по адресу: Республика Татарстан, г. Менделеевск, ул. Фомина, д. 19.
В соответствии с договором аренды муниципального имущества от 01.10.2015 N 22 МУП "Управление благоустройства" передает в аренду ОАО "Земельное бюро Елабужского района и г. Елабуга РТ" нежилое помещение на 1 этаже 5-этажного здания, расположенного по адресу: РТ, г. Менделеевск, ул. Фомина, д. 19 для использования под служебное помещение.
03.12.2015 в Единый государственный реестр юридических лиц была внесена запись о прекращении деятельности ОАО "Земельное бюро Елабужского района и г. Елабуга РТ" путем реорганизации в форме преобразования к ООО "Земельное бюро Елабужского района и г. Елабуга РТ".
С целью установления фактов наличия/отсутствия признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях Палаты имущественных и земельных отношений Менделеевского муниципального района РТ, являющихся предметом рассмотрения дела N 06-420/2015, УФАС России по РТ на основании приказа от 16.02.2016 N 01/44-пр проведена внеплановая проверка в отношении Палаты имущественных и земельных отношений Менделеевского муниципального района РТ, находящейся по адресу г. Менделеевск, ул. Фомина, д. 19.
В ходе проведения выездного контрольного мероприятия УФАС России по РТ был установлен взаимосвязанный характер деятельности Палаты имущественных и земельных отношений Менделеевского муниципального района РТ и ООО "Земельное бюро Елабужского района и города Елабуга Республики Татарстан", выразившийся в нахождении указанных организаций в одном помещении в нарушение договора аренды муниципального имущества от 01.10.2015 N 22, заключенного обществом с МУП "Управление благоустройства". Указанные действия, по мнению Управления, противоречат условиям здоровой и справедливой конкуренции.
В соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), приказом УФАС России по РТ от 07.12.2015 N 01/812-к было возбуждено дело N 06-420/2015 по признакам нарушения Палатой имущественных и земельных отношений Менделеевского муниципального района РТ и ООО "Земельное бюро Елабужского района и г. Елабуга РТ" статьи 16 Закона о защите конкуренции, в части осуществления согласованных действий при предоставлении в пользование нежилых помещений по адресу: РТ, г. Менделеевск, ул. Фомина, д. 19 с нарушением требований действующего законодательства, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
По результатам рассмотрения дела N 06-420/2015, антимонопольным органом принято решение о признании Палаты имущественных и земельных отношений Менделеевского муниципального района РТ, МУП "Управление благоустройства" и ООО "Земельное бюро Елабужского района и г. Елабуга РТ" нарушившими статью 16 вышеуказанного закона в части осуществления согласованных действий при предоставлении в фактическое пользование кабинета N 4 на 4 этаже 5-этажного здания, расположенного по адресу: РТ, г. Менделеевск, ул. Фомина, д. 19 по месторасположению Палаты имущественных и земельных отношений Менделеевского муниципального района РТ для осуществления предпринимательской деятельности ООО "Земельное бюро Елабужского района и г. Елабуга РТ" с нарушением требований действующего законодательства.
На основании указанного решения, антимонопольным органом составлен протокол N А06-648/2016 об административном правонарушении от 26.05.2016 и вынесено постановление о назначении административного наказания по делу N А06-648/2016 об административном правонарушении от 06.06.2016, которым ООО "Земельное бюро Елабужского района и г. Елабуга" признано нарушившим часть 1 статьи 14.32 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 101 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением о привлечении к административной ответственности, заявитель обратился в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, исходя из анализа исследованных доказательств, имеющихся в материалах дела, и установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств, пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований, при этом исходил из следующего.
Согласно части 1 статьи 14.32 КоАП РФ заключение хозяйствующим субъектом соглашения, признаваемого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации картелем, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, либо участие в нем - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трех сотых до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее ста тысяч рублей.
Соглашением является договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме (пункт 18 части 4 Закона о защите конкуренции).
Статьей 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
Из названной нормы следует, что запрещаются соглашения между органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами либо согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранения конкуренции.
Статьей 4 Закона о защите конкуренции установлено, что конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Согласно указанной статье признаками ограничения конкуренции является сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Как установлено судами и следует из материалов дела, решением антимонопольного органа МУП "Управление благоустройства" признано нарушившим статью 16 Закона о защите конкуренции в части осуществления согласованных действий при предоставлении в фактическое пользование кабинета N 4 на 4 этаже 5-этажного здания, расположенного по адресу: РТ, г. Менделеевск, ул. Фомина, д. 19 по месторасположению Палаты имущественных и земельных отношений Менделеевского муниципального района РТ для осуществления предпринимательской деятельности ООО "Земельное бюро Елабужского района и г. Елабуга РТ" с нарушением требований действующего законодательства, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В соответствии с частью 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
При рассмотрении дела N А65-15724/2016, где участвовали те же лица, судами установлено, что решение УФАС России по РТ от 19.04.2016 признано незаконными, как несоответствующие требованиям Закона о защите конкуренции, в основу оспариваемого по настоящему делу постановления антимонопольного органа от 06.06.2016 N А06-648/2016 об административном правонарушении было положено решение УФАС России по РТ по делу N 06-420/2015.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, проверены судом кассационной инстанции в полном объеме, однако не свидетельствуют о неправильном применении судом норм права и подлежат отклонению, поскольку по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств, установленных судом.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены Арбитражным судом Республики Татарстан в результате полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Несогласие с данной судом оценкой фактических обстоятельств дела и собранных доказательств не может служить основанием для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 04.08.2017 по делу N А65-15841/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.Н. Ольховиков |
Судьи |
М.В. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как установлено судами и следует из материалов дела, решением антимонопольного органа МУП "Управление благоустройства" признано нарушившим статью 16 Закона о защите конкуренции в части осуществления согласованных действий при предоставлении в фактическое пользование кабинета N 4 на 4 этаже 5-этажного здания, расположенного по адресу: РТ, г. Менделеевск, ул. Фомина, д. 19 по месторасположению Палаты имущественных и земельных отношений Менделеевского муниципального района РТ для осуществления предпринимательской деятельности ООО "Земельное бюро Елабужского района и г. Елабуга РТ" с нарушением требований действующего законодательства, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
...
При рассмотрении дела N А65-15724/2016, где участвовали те же лица, судами установлено, что решение УФАС России по РТ от 19.04.2016 признано незаконными, как несоответствующие требованиям Закона о защите конкуренции, в основу оспариваемого по настоящему делу постановления антимонопольного органа от 06.06.2016 N А06-648/2016 об административном правонарушении было положено решение УФАС России по РТ по делу N 06-420/2015."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 4 декабря 2017 г. N Ф06-26733/17 по делу N А65-15841/2016