г. Казань |
|
06 декабря 2017 г. |
Дело N А65-5301/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 декабря 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г,
судей Мосунова С.В., Закировой И.Ш.,
в отсутствие:
лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью ТЭК "РифАль"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 07.06.2017 (судья Кириллов А.Е.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2017 (председательствующий судья Засыпкина Т.С., судьи Корнилов А.Б., Филиппова Е.Г.)
по делу N А65-5301/2017
по заявлению общества с ограниченной ответственностью ТЭК "РифАль" (ОГРН 1151690003629, ИНН 1658175467), г. Казань, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации N 18 по Республике Татарстан (ОГРН 1061684102204, ИНН 1659068482), г. Казань, третьи лица: ИФНС России по Московскому району г. Казани, УФНС России по РТ, ООО "Ногата", о признании незаконным решения от 14.10.2016 N 57194А об отказе в государственной регистрации юридического лица, об обязании,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью ТЭК "РифАль" (далее - ООО ТЭК "РифАль", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан (далее - (далее - МИФНС N 18 по РТ, регистрирующий орган), с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора Инспекции Федеральной налоговой службы России по Московскому району г. Казани (далее - ИФНС по Московскому району г. Казани), Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Татарстан (далее - УФНС по РТ), общества с ограниченной ответственностью "Ногата" (далее - ООО "Ногата"), о признании решения МИФНС N18 по РТ от 14.10.2016 N 57194А об отказе в государственной регистрации юридического лица незаконным, об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем регистрации прекращения деятельности ООО ТЭК "РифАль".
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 07.06.2017, оставленным без изменений постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2017, в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО ТЭК "РифАль" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить вынесенные по делу судебные акты и принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
В своих отзывах МИФНС N 18 по РТ, ИФНС по Московскому району г. Казани, полагая вынесенные по делу судебные акты обоснованными и законными, просят оставить их без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения. Одновременно ИФНС по Московскому району г. Казани ходатайствует о рассмотрении кассационной жалобы без участия своего представителя.
Отзывы от иных участвующих в деле лиц в суд не представлены.
Стороны о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", однако явку своих представителей в суд не обеспечили.
Принимая во внимание наличие надлежащего уведомления лиц, участвующих в деле, основываясь на положениях части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд счел возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие не явившихся сторон.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, заявителем в регистрирующий орган 07.10.2016 от ООО ТЭК "РифАль" для государственной регистрации прекращения деятельности ООО ТЭК "РифАль" в форме присоединения к ООО "Ногата" поступили документы, предусмотренные пунктом 3 статьи 17 Федерального закона от 8.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ), а именно: опись, опись отправки заказной почты, договор о присоединении от 04.07.2016, распечатка с сайта "Вестник государственной регистрации", доверенность.
По результатам рассмотрения представленных документов регистрирующим органом 14.10.2016 принято решение N 57194А об отказе в государственной регистрации по основанию, предусмотренному пунктом 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ, а именно: подпунктом "а" - непредставление заявителем определенных Законом N 129-ФЗ необходимых для государственной регистрации документов; подпунктом "х" - несоблюдение установленного законодательством Российской Федерации порядка проведения процедуры реорганизации юридического лица.
Из обжалуемого решения следует, что среди представленных для регистрации документов отсутствует заявление о государственной регистрации, оформленное в соответствии с требованиями законодательства.
Заявление считается не представленным, в связи с тем, что:
- согласно сведениям, поступившим из налогового органа по месту учета правопреемника, представленные документы содержат сведения, подтверждающие осуществление "мнимой" реорганизации, направленной на создание видимости перехода прав и обязанностей присоединяемых юридических лиц, уклонения от исполнения функций кредиторской задолженности.
Жалоба в вышестоящий орган на решение от 14.10.2016 N 57194А об отказе в государственной регистрации оставлена УФНС по РТ без удовлетворения.
Названные обстоятельства явились основанием для обращения заявителя в суд с настоящими требованиями.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается, в частности, в случае непредставления заявителем определенных Законом N 129-ФЗ необходимых для государственной регистрации документов (подпункт "а") или при несоблюдении установленного законодательством Российской Федерации порядка проведения процедуры ликвидации или реорганизации юридического лица, а также иных требований, установленных настоящим Федеральным законом в качестве обязательных для осуществления государственной регистрации (подпункт "х").
Согласно части 9 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Закон N 149-ФЗ) информация, содержащаяся в государственных информационных ресурсах, является официальной; государственные органы обязаны обеспечить достоверность и актуальность такой информации.
По общему правилу, установленному пунктом 1 статьи 6 Закона N 129-ФЗ, сведения и документы, содержащиеся в государственных реестрах, являются открытыми и общедоступными.
Согласно пункту 3 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) до государственной регистрации юридического лица, изменений его устава или до включения иных данных, не связанных с изменениями устава, в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) уполномоченный государственный орган обязан провести в порядке и в срок, которые предусмотрены законом, проверку достоверности данных, включаемых в указанный реестр.
В силу пункта "в" части 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица отражается в ЕГРЮЛ для целей осуществления связи с юридическим лицом.
Согласно пункту 4.4 статьи 9 Закона N 129-ФЗ, введенному Федеральным законом от 30.03.2015 N 67-ФЗ, вступившим в силу с 01.01.2016, государственная регистрация не может быть осуществлена в случае установления недостоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ.
Суды первой и апелляционной инстанций отметили, что предусмотренная нормами ГК РФ, Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ) и положениями Закона N 129-ФЗ процедура реорганизации предполагает добросовестные действия реорганизуемого юридического лица по выявлению его кредиторов, предоставление последним возможности заявить свои требования и реальную передачу прав, обязанностей и имущества от одного юридического лица к другому.
В соответствии со статьей 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации.
В силу Закона N 14-ФЗ присоединением общества признается прекращение одного или нескольких обществ с передачей всех их прав и обязанностей другому обществу.
Частью 2 статьи 58 ГК РФ установлено, что при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица.
Судами установлено, что ООО "Ногата" состоит на налоговом учете в ИФНС по Московскому району г. Казани с 31.05.2016, адрес местонахождения: 420095, г. Казань, ул. Восход, д.2а, помещение 17. Дата создания юридического лица 31.05.2016, внесение сведений о начале реорганизации своего юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица осуществляется с 07.07.2016.
Адрес регистрации ООО "Ногата" (г. Казань, ул. Восход, д. 2А, пом.17) является адресом "массовой" регистрации организаций. Согласно сведениям, размещенным на сайте ФНС России, по указанному адресу зарегистрировано 16 организаций.
В ходе контрольных мероприятий ИФНС по Московскому району г. Казани установлено, что по адресу регистрации: г. Казань, ул. Восход, д. 2А, пом.17, ООО "Ногата" не располагается, никакая деятельность не ведется, вывески, указатели, рекламные щиты не обнаружены, должностные лица или законные представители организаций отсутствуют.
Единственным участником и лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица ООО "Ногата", является управляющая компания ООО "МЕЛОДИЯ" (ИНН 1660238178), адрес регистрации: 420073, г. Казань, ул. Гвардейская, д.16Б, помещение 3.
ООО "МЕЛОДИЯ" обладает признаками "массового" руководителя, учредителя: является управляющей организацией и (или) участником в 41 не ликвидированном юридическом лице; руководитель ООО "МЕЛОДИЯ" Оюшин Сергей Германович обладает признаками "массового" руководителя, учредителя, а также заявителя регистрационных действий в налоговых органах, является заявителем при государственной регистрации в 1233 юридических лицах, является (являлся) учредителем и/или руководителем в 62 юридических лицах.
Управляющая компания - ООО "МЕЛОДИЯ" является "массовым" руководителем юридических лиц, и проведенные и планируемые государственные регистрации в форме реорганизации осуществляются не для реальной финансово- хозяйственной деятельности, а имеют все признаки фиктивности и получения заинтересованными лицами не декларируемых доходов.
В сведениях о среднесписочной численности работников за 2016 год указан 1 человек. У организаций, присоединяемых к ООО "Ногата", имеется задолженность по налогам и сборам: ООО "АГРОПРОМСНАБ" (ИНН 1657199200) в сумме 70 229 руб. 81 коп.; ООО "МИЛАГРО" (ИНН 1624014180) в сумме 243 501 руб. 40 коп., ООО "РЕГИОН-СТРОЙ" (ИНН 1657216738) в сумме 40 руб. 88 коп., ООО "ВЕГА" (ИНН 1657198454) в сумме 13 848 руб. 56 коп.
Участниками ООО "МЕЛОДИЯ" являются КОМПАНИЯ "РУДИВАС ЛИМИТЕД", зарегистрированная в Республика Сейшелы, и товарищество с ограниченной ответственностью "ПРОЭКТИВ МУВ ЛП", зарегистрированное в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии.
При этом КОМПАНИЯ "РУДИВАС ЛИМИТЕД" на территории Российской Федерации не является учредителем ни одного вновь зарегистрированного юридического лица. Таким образом, у регистрирующих органов Российской Федерации отсутствуют сведения о легитимности статуса указанного лица. Кроме того, КОМПАНИЯ "РУДИВАС ЛИМИТЕД" не имеет аккредитации на территории Российской Федерации и не состоит на налоговом учете в налоговых органах на территории Российской Федерации.
ООО ТЭК "РифАль" состоит на налоговом учете в ИФНС по Московскому району г. Казани.
Участником и руководителем ООО ТЭК "РифАль" является ООО "ЭЛЕФАНТ" (ИНН 1658178919).
Участниками ООО "ЭЛЕФАНТ" являются КОМПАНИЯ "РУДИВАС ЛИМИТЕД", зарегистрированная в Республика Сейшелы, и товарищество с ограниченной ответственностью "ПРОЭКТИВ МУВ ЛП", зарегистрированное в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии. Руководителем ООО "ЭЛЕФАНТ" является Садыков Роберт Фагимович, который осуществляет функции исполнительного органа в 115 юридических лицах.
По сведениям, содержащимся на сайте ФНС России, адрес: г. Казань ул. Восход, д.2а, помещение 19, является "массовым", по нему зарегистрировано 57 юридических лиц.
ООО "Ногата" и организация, присоединяющаяся к нему путем реорганизации - ООО ТЭК "РифАль", обладают разнонаправленными видами деятельности. Так, у ООО "Ногата" в качестве основного вида деятельности указано "Деятельность в области права", а у организации, прекращающей деятельность в результате реорганизации - ООО ТЭК "РифАль", в качестве основного вида деятельности указано "Деятельность вспомогательная прочая, связанная с перевозками".
Объекты налогового учета у ООО ТЭК "РифАль" отсутствуют, имеется задолженность по налогам и сборам в сумме 1006 руб. 44 коп.
Суды пришли к выводу, что реорганизация не повлечет увеличения уставного капитала юридического лица правопреемника, что должно произойти в случае, если в реорганизации планировалось создать новое юридическое лицо с целью продолжения деятельности.
Исходя из изложенного, суды отметили, что в случае предъявления требований кредиторов в соответствии с ГК РФ они должны быть предъявлены к вероятному правопреемнику - ООО "Ногата", однако это право не будет иметь результата, поскольку у ООО "Ногата" отсутствует какое-либо имущество, достаточное для исполнения требований кредиторов.
Указав, что целью реорганизации является оптимизация предпринимательской деятельности юридического лица, и данная процедура не должна быть использована недобросовестными участниками гражданского оборота как способ ухода от исполнения обязательств, суды пришли к выводу, что регистрирующим органом представлены судам доказательства о наличии признаков "фиктивной" регистрации вышеуказанных юридических лиц, а доказательств, опровергающих указанные обстоятельства, заявителями в материалы дела не представлено.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь положениями статей 1, 10, 13, 51, 57, 58 ГК РФ, статей 4, 5, 6, 9, 12, 14, 17, 23, 25 Закона N 129-ФЗ, статей 3, 13, 14 Закона N 149-ФЗ, Федеральным законом от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", статей 2, 65, 198, 200, 201 АПК РФ, постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица", пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", пришли к выводу, что представленные по делу доказательства в совокупности свидетельствуют о том, что реорганизация юридического лица в данном случае имеет признаки фиктивности по следующим показателям: недостоверные сведения о юридическом адресе; наличие признаков отсутствия деятельности юридического лица; отсутствие расчетных счетов; виды экономической деятельности не являются идентичными с юридическим лицом, которое присоединяется; отсутствие обособленных подразделений реорганизуемых организаций.
В кассационной жалобе ООО ТЭК "РифАль" оспаривает выводы судов первой и апелляционной инстанций, давая свою оценку установленным по делу обстоятельствам и представленным доказательствам, указывая, что ООО "Ногата" не находится в процессе ликвидации, дальнейшей реорганизации, у нее отсутствует задолженность, и выводы судов о "мнимой" реорганизации не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Доводы кассационной жалобы были заявлены в судах первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую оценку в оспариваемых судебных актах.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам (статья 286 АПК РФ).
В обжалуемых судебных актах приведены мотивы, по которым суды пришли к таким выводам, с указанием на конкретные доказательства, исследованные и оцененные в их совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ.
Доводы кассационной жалобы не подтверждают неправильного применения судами норм материального или процессуального права, а направлены на переоценку исследованных судами обстоятельств дела, представленных доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу положений статьи 286 АПК РФ не относится к компетенции суда кассационной инстанции.1
Нарушений судами норм процессуального права, являющихся самостоятельными основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 АПК РФ, при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 07.06.2017 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2017 по делу N А65-5301/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
С.В. Мосунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь положениями статей 1, 10, 13, 51, 57, 58 ГК РФ, статей 4, 5, 6, 9, 12, 14, 17, 23, 25 Закона N 129-ФЗ, статей 3, 13, 14 Закона N 149-ФЗ, Федеральным законом от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", статей 2, 65, 198, 200, 201 АПК РФ, постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица", пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", пришли к выводу, что представленные по делу доказательства в совокупности свидетельствуют о том, что реорганизация юридического лица в данном случае имеет признаки фиктивности по следующим показателям: недостоверные сведения о юридическом адресе; наличие признаков отсутствия деятельности юридического лица; отсутствие расчетных счетов; виды экономической деятельности не являются идентичными с юридическим лицом, которое присоединяется; отсутствие обособленных подразделений реорганизуемых организаций."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 6 декабря 2017 г. N Ф06-27003/17 по делу N А65-5301/2017