г. Казань |
|
12 декабря 2017 г. |
Дело N А55-27545/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 декабря 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 декабря 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Смоленского И.Н.,
судей Королевой Н.Н., Галиуллина Э.Р.,
при участии представителей:
истца (заявителя) - Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области - Смирновой Е.А., по доверенности от 19.01.2017,
ответчика - Администрации городского округа Сызрань Самарской области - Артюшина Н.В., по доверенности от 30.05.2017,
ответчика - Комитета жилищно-коммунального хозяйства Администрации городского округа Сызрань Самарской области - Артюшина Н.В., по доверенности от 09.01.2017,
третьего лица - ООО "Техсервис" - Плотникова О.Л., по доверенности от 17.11.2017,
третьего лица - ИП Чечеватова П. Н. - Плотникова О.Л., по доверенности от 03.12.2017,
третьего лица - ИП Михеева А. Н. - Плотникова О.Л., по доверенности от 03.12.2017,
в отсутствие:
ответчиков - муниципального унитарного предприятия городского округа Сызрань Самарской области "Сызранское пассажирское автотранспортное предприятие", ООО "Автогарант", ООО "Реал Транс Сервис", ООО "Исавто" - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2017
по делу N А55-27545/2016
по иску Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской
области к муниципальному унитарному предприятию городского округа Сызрань Самарской области "Сызранское пассажирское автотранспортное предприятие", Администрации городского округа Сызрань Самарской области, ООО "Автогарант", ООО "Реал Транс Сервис", ООО "Исавто", Комитету жилищно-коммунального хозяйства Администрации городского округа Сызрань Самарской области, с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью
"Техсервис", индивидуального предпринимателя Чечеватова Петра Николаевича, индивидуального предпринимателя Михеева Александра Николаевича, о признании конкурса на право заключения договоров об осуществлении регулярных перевозок по внутримуниципальным маршрутам на территории городского округа Сызрань по лотам N N 1, 2, 3 и 4, проведенного на основании Постановления Администрации городского округа Сызрань Самарской области от 24.09.2016 N 2706 "Об организации и проведении конкурса на право заключения договоров об осуществлении регулярных перевозок по внутримуниципальным маршрутам NN 1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10; 11; 12; 13; 14; 15; 16; 17; 18; 19; 20; 21; 22; 23; 24; 25; 26; 27; 28; 29; 30 на территории городского округа Сызрань в 2015 году", недействительным; о признании договора об осуществлении регулярных перевозок по внутримуниципальным маршрутам на территории городского округа Сызрань Самарской области от 18.11.2015 N 02-263/4988, заключенного между Администрацией городского округа Сызрань и МУП "СПАТП" по результатам конкурса на право заключения договоров об осуществлении регулярных перевозок по внутримуниципальным маршрутам на территории городского округа Сызрань по лоту N 2, недействительным и прекращении его действия на будущее время,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - истец, антимонопольный орган) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к муниципальному унитарному предприятию городского округа Сызрань Самарской области "Сызранское пассажирское автотранспортное предприятие" (далее - ответчик), Администрации городского округа Сызрань Самарской области, ООО "Автогарант", ООО "Реал Транс Сервис", ООО "Исавто", Комитету жилищно-коммунального хозяйства Администрации городского округа Сызрань Самарской области (далее - соответчики), о признании конкурса на право заключения договоров об осуществлении регулярных перевозок по внутримуниципальным маршрутам на территории городского округа Сызрань по лотам N N 1, 2, 3 и 4, проведенного на основании Постановления Администрации городского округа Сызрань Самарской области от 24.09.2016 г. N 2706 "Об организации и проведении конкурса на право заключения договоров об осуществлении регулярных перевозок по внутримуниципальным маршрутам NN 1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10; 11; 12; 13; 14; 15; 16; 17; 18; 19; 20; 21; 22; 23; 24; 25; 26; 27; 28; 29; 30 на территории городского округа Сызрань в 2015 году", недействительным; о признании договора об осуществлении регулярных перевозок по внутримуниципальным маршрутам на территории городского округа Сызрань Самарской области от 18.11.2015 N 02-263/4988, заключенного между Администрацией городского округа Сызрань и МУП "СПАТП" по результатам конкурса на право заключения договоров об осуществлении регулярных перевозок по внутримуниципальным маршрутам на территории городского округа Сызрань по лоту N 2, недействительным и прекращении его действия на будущее время.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Техсервис", индивидуальный предприниматель Чечеватов Петр Николаевич, индивидуальный предприниматель Михеев Александр Николаевич.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 27.04.2017 принят отказ истца от требований в части признания договора от 18.11.2015 N 02-263/4988, заключенного между Администрацией городского округа Сызрань и МУП "СПАТП" по результатам конкурса на право заключения договоров об осуществлении регулярных перевозок по внутримуниципальным маршрутам на территории городского округа Сызрань по лоту N 2, недействительным. Производство по делу в указанной части прекращено. Производство по делу в части требования о признании недействительным конкурса на право заключения договоров об осуществлении регулярных перевозок по внутримуниципальным маршрутам на территории городского округа Сызрань на право заключения договоров об осуществлении регулярных перевозок по внутримуниципальным маршрутам на территории городского округа Сызрань по лоту N 2, проведенного на основании Постановления Администрации городского округа Сызрань Самарской области от 24.09.2016 N 2706, прекращено. В остальной части исковые требования удовлетворены. Признан недействительным конкурс на право заключения договоров об осуществлении регулярных перевозок по внутримуниципальным маршрутам на территории городского округа Сызрань по лотам NN 1, 3 и 4, проведенный на основании Постановления Администрации городского округа Сызрань Самарской области от 24.09.2016 N 2706.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2017 решение от 27.04.2017 в обжалуемой части отменено. В удовлетворении иска о признании недействительным конкурса на право заключения договоров об осуществлении регулярных перевозок по внутримуниципальным маршрутам на территории городского округа Сызрань по лотам N N 1, 3 и 4, проведенного на основании Постановления Администрации городского округа Сызрань Самарской области от 24.09.2016 N 2706, отказано.
Обжалуя постановление апелляционного суда в кассационном порядке, истец просит его отменить, а решение суда первой инстанции оставить в силе.
Кассационная жалоба мотивирована несоответствием выводов судебных инстанций фактическим обстоятельствам дела и примененным нормам права. Заявитель указал, что антимонопольному органу не требуется доказывать недопущение, ограничение или устранение конкуренции действиями ответчика, достаточно доказать возможность наступления указанных последствия; отсутствие жалоб от потенциальных участников конкурса в отношении конкурсной документации в части отсутствия надлежащего порядка оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе не свидетельствует о том, что рассматриваемые действия (бездействия) Администрации городского округа Сызрань Самарской области не повлекли нарушение прав потенциальных участников конкурса.
Проверив законность обжалуемого судебного акта по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, в силу Постановления Администрации городского округа Сызрань Самарской области от 24.09.2016 N 2706 "Об организации и проведении конкурса на право заключения договоров об осуществлении регулярных перевозок по внутримуниципальным маршрутам NN 1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10; 11; 12; 13; 14; 15; 16; 17; 18; 19; 20; 21; 22; 23; 24; 25; 26; 27; 28; 29; 30 на территории городского округа Сызрань в 2015 году" на Отдел транспорта Комитета жилищно-коммунального хозяйства Администрации городского округа Сызрань Самарской области возложена обязанность проведения в 2015 году конкурса на право заключения договоров об осуществлении регулярных перевозок по внутримуниципальным маршрутам на территории городского округа Сызрань.
На официальном сайте Администрации городского округа Сызрань www.adm.syzran.ru 25.09.2015 размещено извещение о проведении конкурса на право заключения договоров об осуществлении регулярных перевозок по внутримуниципальным маршрутам на территории городского округа Сызрань и конкурсная документация. Перечень внутримуниципальных маршрутов, представленных на конкурс, определен в приложении N 1 к конкурсной документации.
Заказчиком конкурса выступила Администрация городского округа Сызрань. Организатором торгов выступил Отдел транспорта Комитета жилищно-коммунального хозяйства Администрации городского округа Сызрань Самарской области.
По результатам конкурса по лоту N 1 между Администрацией городского округа Сызрань Самарской области и ООО "Автогарант" заключен договор об осуществлении регулярных перевозок по внутримуниципальным маршрутам на территории городского округа Сызрань Самарской области от 18.11.2015 N 02-263/4987.
По результатам конкурса по лоту N 2 между Администрацией городского округа Сызрань Самарской области и муниципальным унитарным предприятием городского округа Сызрань Самарской области "Сызранское пассажирское автотранспортное предприятие" заключен договор об осуществлении регулярных перевозок по внутримуниципальным маршрутам на территории городского округа Сызрань Самарской области от 18.11.2015 N 02-263/4988.
По результатам конкурса по лоту N 3 между Администрацией городского округа Сызрань Самарской области и ООО "Реал Транс Сервис" заключен договор об осуществлении регулярных перевозок по внутримуниципальным маршрутам на территории городского округа Сызрань Самарской области от 18.11.2015 N 02-263/4985.
По результатам конкурса по лоту N 4 между Администрацией городского округа Сызрань Самарской области и ООО "Исавто" заключен договор об осуществлении регулярных перевозок по внутримуниципальным маршрутам на территории городского округа Сызрань Самарской области от 18.11.2015 N 02-263/4986.
Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", рассмотрена жалоба ООО "Техсервис" на действия Администрации городского округа Сызрань Самарской области и Отдела транспорта Комитета жилищно-коммунального хозяйства Администрации городского округа Сызрань при проведении конкурса на право заключения договоров об осуществлении регулярных перевозок по внутримуниципальным маршрутам на территории городского округа Сызрань, в которой ООО "Техсервис" указало, что согласно протоколу оценки и сопоставления заявок N 5 от 30.10.2015 победителем конкурса по лоту N 2 признано Муниципальное унитарное предприятие городского округа Сызрань Самарской области "Сызранское пассажирское автотранспортное предприятие" с итоговой оценкой -6,59, а второй участник ООО "Техсервис" получило итоговую оценку -3,83, считает, что по отношению к ООО "Техсервис" занижены баллы по сравнению со вторым участником.
Также в Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области поступили заявления ИП Мцкерашвили Э.Ш. и ИП Салмычева А.С. на действия Администрации городского округа Сызрань при проведении Конкурса.
По результатам рассмотрения заявлений МП Мцкерашвили Э.Ш. и ИП Салмычева А.С., а также жалобы ООО "Техсервис" антимонопольным органом возбуждено дело N 4-4859-15/7 по признакам нарушения Администрацией городского округа Сызрань статей 17 и 15 Закона о защите конкуренции. Принято решение о признании жалобы ООО "Техсервис" необоснованной.
В связи с установлением в действиях заказчика и организатора торгов нарушения порядка организации и проведения торгов, в части несоответствия извещения и конкурсной документации требованиям Постановления Администрации городского округа Сызрань Самарской области от 28.08.2015 N 2416 "Об утверждении порядка проведения конкурсов на право заключения договоров об осуществлении регулярных перевозок по внутримуниципальным маршрутам на территории городского округа Сызрань Самарской области", в адрес организатора торгов выдано предписание об отмене протокола оценки и сопоставления заявок N 5 от 30.10.2015, в части определения победителя по лоту N2. При этом в случае необходимости проведения конкурса, предписано внести изменения в конкурсную документацию с учетом действующего порядка проведения конкурса и решения антимонопольного органа N 159-4859-15/7 от 17.11.2015 и провести конкурс в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.
Вступившим в законную силу Решением Арбитражного суда Самарской области от 10.06.2016 по делу N А55-29664/2015 подтверждена законность указанного решения и предписания.
Суд первой инстанции, сославшись на часть 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, указал на то, что установленные в рамках дела N А55-29664/2015 обстоятельства нарушения порядка проведения конкурса, при рассмотрении настоящего дела, не подлежат повторному доказыванию, в связи с чем оспариваемые в рамках настоящего дела торги по лотам N 1, 3, 4 подлежат признанию недействительными. Суд пришел к выводу, что отсутствие условий определения победителя конкурса, а также надлежащего порядка оценки и сопоставления заявок может повлиять на потенциальных участников конкурса, в части принятия ими решения об участии в таком конкурсе.
Отменяя решение суда первой инстанции, апелляционный суд исходил из того, что сторонами в материалы дела не представлены относимые и допустимые доказательства существенности допущенных нарушений, их влияния на результаты проведенных торгов. Указал, что выводы суда первой инстанции носят предположительный характер о возможности влияния нарушений на результат торгов.
Судебная коллегия соглашается с судом апелляционной инстанции.
Как верно указано апелляционным судом, из положений части 2 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 5 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 101, пункта 71 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 следует, что основанием для признания торгов недействительными являются только такие нарушения правил их проведения, которые, являясь существенными, повлияли на результат торгов, что должно быть установлено судом с учетом конкретных обстоятельств дела. Предположительная возможность влияния нарушений на результат торгов не является основанием для признания торгов недействительными.
Из протокола N 5 оценки и сопоставления заявок от 30.10.2015 следует, что по лотам N 1,3,4 допущено к участию по одной заявке, конкурс по данным лотам считается состоявшимся, договоры заключены с единственными участниками - ООО "Реал Транс Сервис", ООО "Исавто", ООО "Автогарант".
С учетом данного обстоятельства суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу, что отсутствие надлежащего порядка оценки и сопоставления заявок не могло повлиять и не повлияло на результаты оспариваемых торгов в части лотов N 1, 3, 4, поскольку по указанным лотам сопоставление заявок не осуществлялось, договоры были заключены с единственными участниками, в связи с чем результат проведенного конкурса не мог быть иным.
При этом доказательства ограничения возможности участия потенциальных субъектов в материалы дела не представлены.
Так, согласно протоколу вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе от 29.10.2015 по лоту N 1 поступили заявки ООО "Автогарант" и ИП Чечеватова П.Н., по лоту N 3 поступила заявка ООО "Реал Транс Сервис", по лоту N 4 поступили заявки ООО "Исавто" и ИП Михеева А.Н. Согласно протоколу о допуске к участию в конкурсе от 29.10.2015 заявки от ИП Чечеватова П.Н. и ИП Михеева А.Н. были отстранены от участия в конкурсе по причине непредставления полного пакета документов, предусмотренного конкурсной документацией.
ИП Чечеватов П.Н. и ИП Михеев А.Н. с жалобами на протокол от 29.10.2015 не обращались, отстранение от участия в конкурсе не оспаривали.
Из материалов настоящего дела следует, что в Самарское УФАС с жалобами обращались ИП Мцкерашвили Э.Ш., ИП Салмычев А.С., ООО "Техсервис".
Как следует из решения антимонопольного органа от 17.10.2016 заявления ИП Мцкерашвили Э.Ш. и ИП Салмычева А.С. были мотивированы несогласием с формированием лотов и другими доводами, не связанными с отсутствием надлежащего порядка оценки и сопоставления заявок.
При этом комиссией Самарского УФАС по заявлениям ИП Мцкерашвили Э.Ш. и ИП Салмычева А.С. не установлено признаков нарушения антимонопольного законодательства, что отражено в решении УФАС.
ИП Мцкерашвили Э.Ш. и ИП Салмычев А.С. не обращались с заявлениями (жалобами) в связи с отсутствием надлежащего порядка оценки и сопоставления заявок в конкурсной документации.
Жалоба ООО "Техсервис" подана в части нарушения прав ООО "Техсервис" как участника конкурса по лоту N 2.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции правильно указал, что даже при наличии вменяемого нарушения при проведении оспариваемого конкурса, в материалах настоящего дела отсутствуют доказательства того, что такое нарушение ограничило права ИП Мцкерашвили Э.Ш., ИП Салмычева А.С., ООО "Техсервис" ИП Чечеватова П.Н., ИП Михеева А.Н. при проведении торгов в части лотов N 1,3,4.
Кроме того, апелляционным судом также учтено, что решение о выдаче предписания об отмене протокола оценки и сопоставления заявок N 5 от 30.11.2015, принятое антимонопольным органом по результатам рассмотрения жалобы N 159-4859-15/7 ООО "Техсервис", не принималось в части определения победителей по лотам 1,3,4, что свидетельствует об отсутствии доказательств существенных нарушений порядка проведения торгов в части указанных лотов. Данное решение принято в части определения победителя по лоту N 2.
Ссылка суда первой инстанции на обстоятельства, установленные в рамках дела N А55-29664/2015 также обоснованно отклонена апелляционным судом, поскольку ответчики по настоящему делу - ООО "Реал Транс Сервис", ООО "Исавто", ООО "Автогарант" не являлись лицами, участвующими в деле N А55-29664/2015. В рамках указанного дела также не были установлены обстоятельства существенных нарушений порядка проведения торгов в части лотов 1,3,4. Предметом судебного разбирательства в рамках дела N А55-29664/2015 являлась проверка законности решения и предписания антимонопольного органа по делу N 159-4859-15/7, которые приняты в части определения победителя по лоту N 2.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу о недоказанности существенных нарушений, повлиявших на результаты торгов, в части проведения конкурса на право заключения договоров об осуществлении регулярных перевозок по внутримуниципальным маршрутам на территории городского округа Сызрань по лотам N N 1, 3 и 4, проведенного на основании Постановления Администрации городского округа Сызрань Самарской области от 24.09.2016 N 2706
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, свидетельствуют о несогласии заявителя с оценкой, данной судом апелляционной инстанций фактическим обстоятельствам спора и собранным по делу доказательствам. Заявителем жалобы не указано права каких потенциальных участников конкурса могут быть восстановлены при удовлетворении требования о признании недействительным конкурсного отбора перевозчиков на осуществление перевозок.
Материалы дела исследованы судом апелляционной инстанции полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованном судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права. Оснований для отмены обжалованного судебного акта не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2017 по делу N А55-27545/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.Н. Смоленский |
Судьи |
Н.Н. Королева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По результатам рассмотрения заявлений МП Мцкерашвили Э.Ш. и ИП Салмычева А.С., а также жалобы ООО "Техсервис" антимонопольным органом возбуждено дело N 4-4859-15/7 по признакам нарушения Администрацией городского округа Сызрань статей 17 и 15 Закона о защите конкуренции. Принято решение о признании жалобы ООО "Техсервис" необоснованной.
...
Вступившим в законную силу Решением Арбитражного суда Самарской области от 10.06.2016 по делу N А55-29664/2015 подтверждена законность указанного решения и предписания.
...
Как верно указано апелляционным судом, из положений части 2 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 5 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 101, пункта 71 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 следует, что основанием для признания торгов недействительными являются только такие нарушения правил их проведения, которые, являясь существенными, повлияли на результат торгов, что должно быть установлено судом с учетом конкретных обстоятельств дела. Предположительная возможность влияния нарушений на результат торгов не является основанием для признания торгов недействительными."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 12 декабря 2017 г. N Ф06-27312/17 по делу N А55-27545/2016