г. Казань |
|
13 декабря 2017 г. |
Дело N А06-812/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 декабря 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хабибуллина Л.Ф.,
судей Егоровой М.В., Мухаметшина Р.Р.,
при участии представителей:
заявителя - Ерофеева В.В., доверенность от 01.01.2017,
ответчика - Яницкой А.А., доверенность от 09.01.2017,
Басниной Е.Н., доверенность от 29.09.2017,
Биймурзаевой Ф.Р., доверенность от 09.01.2017,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Астраханской таможни
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 12.05.2017 (судья Шарипов Ю.Р.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2017 (председательствующий судья Смирников А.В., судей Землянникова В.В., Кузьмичев С.А.)
по делу N А06-812/2017
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Бест Шиппинг" (ОГРН 1143025002911, ИНН 3025012589) к Астраханской таможне о признании недействительным ненормативного акта,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Бест Шиппинг" (далее - общество "Бест Шиппинг", общество) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением о признании незаконным решения Астраханской таможни от 28.12.2016 N 10311000/210/281216/Т0017/001 (с учетом уточнения заявленных требований, принятых судом первой инстанции).
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 12.05.2017 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2017 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Астраханская таможня просит отменить принятые судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 05.12.2017 до 11 часов 20 минут 12.12.2017.
Проверив законность обжалуемых актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, между заявителем (фрахтователь) и фирмой "ЕL-Ijara L.L.C." (Республика Азербайджан) (собственник судна) заключен бербоут-чартер от 17.04.2015, по условиям которого морское грузовое судно "Бест-1", ИМО N 8868537 передано обществу "Бест Шиппинг" в соответствии с актом приема-передачи судна от 17.04.2015 в порту Хавсан, г. Баку Республики Азербайджан. Срок действия бербоут-чартера от 17.04.2015 - до 17.04.2025.
Обществом указанное судно помещено под таможенную процедуру временный ввоз (допуск) по ДТ N 10311020/090915/0002283.
Морское судно оформлено с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с пунктом 23 Решения комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 331 - "Морские суда валовой вместимостью свыше 1000 (коды ТН ВЭД ТС 8901 10 100, 8901 20 100 0, 8901 30 100 0, 8901 90 100 0), находящиеся в собственности иностранных лиц и зафрахтованные лицами государств - членов Таможенного союза по договору тайм-чартера или бербоут-чартера, при условии их дальнейшего использования указанными лицами государств - членов Таможенного союза исключительно в международных перевозках товаров и пассажиров, на срок их временного ввоза".
В ходе проведения проверки соблюдения обществом требований и условий таможенной процедуры временного ввоза товара таможней выявлено неиспользование заявителем судна "Бест-1" в международных перевозках, а также получены сведения о наличии агентского соглашения от 15.09.2014 N 01, в соответствии с которым судовладельцем является компания "Сhartway Holding Inc." (Сейшельские острова), а агентом в портах является заявитель.
По результатам проверки Астраханской таможней составлен акт от 28.12.2016 N 10311000/210/281216/А0017 и принято решение от 28.12.2016 N 10311000/210/281216/Т0017/001 о применении частичного условного освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и довзыскании подлежащих уплате таможенных платежей в отношении товара "морское судно "Бест-1", номер ИМО N 8868537 за весь период нахождения под таможенной процедурой временного ввоза (допуска) по ДТ 10311020/090915/0002283.
Не согласившись с вынесенным решением таможенного органа, общество обратилось в арбитражный суд.
Согласно пункту 1 статьи 283 Таможенного кодекса Таможенного союза обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру временного ввоза, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации.
Ввозные таможенные пошлины подлежат уплате в случае нарушения условий, при которых товары помещались под таможенную процедуру временного ввоза с полным условным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин (подпункт 4 пункта 3 статьи 283 Таможенного кодекса Таможенного союза).
Астраханская таможня в ходе проверки пришла к выводу, что судно "Бест-1" фактически использовалось в целях международной перевозки иностранной компанией "Chartway Holding Inc.", которая выступала в указанных правоотношениях в качестве судовладельца. Основанием для данного вывода послужило агентское соглашение от 15.09.2014 N 01, заключенное между обществом "Бест Шиппинг" (агент) и компанией "Chartway Holding Inc." (Сейшельские острова) (судовладелец), регулирующее взаимоотношения агента и судовладельца при выполнении работ по агентированию судов судовладельца в порту Астрахань и платежные документы за период с 01.03.2016 по 30.06.2016, в котором в качестве оснований платежа было указано на данное агентское соглашение.
Удовлетворяя заявление общества, суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу о том, что таможенным органом не представлены доказательства несоблюдения обществом установленных требований и условий таможенной процедуры временного ввоза в отношении морского судна "Бест-1".
Судебная коллегия находит данные выводы обоснованными в силу следующего.
В соответствии со статьей 211 Таможенного кодекса Таможенного союза по договору фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартеру) судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю в пользование и во владение на определенный срок не укомплектованное экипажем и не снаряженное судно для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания.
Согласно пункту 2 статьи 279 Таможенного кодекса Таможенного союза временно ввезенные товары должны находиться в фактическом владении и пользовании декларанта.
Пунктом 3 статьи 279 Таможенного кодекса Таможенного союза предусмотрено, что допускается передача декларантом временно ввезенных товаров во владение и пользование иному лицу: 1) в целях их технического обслуживания, ремонта (за исключением капитального ремонта и (или) модернизации), хранения, транспортировки, а также в иных целях в случаях, определенных законодательством и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза, - без разрешения таможенного органа; 2) в иных случаях - с разрешения таможенного органа.
Между заявителем (агент) и компанией "Chartway Holding Inc." (Сейшельские острова) (судовладелец) заключено агентское соглашение от 15.09.2014 N 01, регулирующее взаимоотношения агента и судовладельца при выполнении работ по агентированию судов судовладельца в порту Астрахань.
17.04.2015 между заявителем (фрахтователь) и фирмой "ЕL-Ijara L.L.C." (Республика Азербайджан) (собственник судна) заключен бербоут-чартер. По условиям бербоут-чартера собственник судна запретил фрахтователю передавать судно в аренду или продавать.
Исходя из агентского соглашения от 15.09.2014 N 01 и анализа расходов денежных средств заявителя за период с 01.03.2016 по 30.06.2016, Астраханская таможня пришла к выводу о том, что судно "Бест-1" фактически использовалось в целях международной перевозки иностранной компанией "Chartway Holding Inc.", которая выступала в указанных правоотношениях в качестве судовладельца.
Судебная коллегия признает обоснованным выводы судов о том, что агентское соглашение от 15.09.2014 N 01 не содержит указаний на название судов, принадлежащих "Chartway Holding Inc.", в отношении которых заявитель будет осуществлять услуги по агентированию. Дополнительным соглашением от 15.09.2014 N 1 определен порядок расчетов, где пунктом 3 соглашения предусмотрено перечисления авансовых платежей по усмотрению судовладельца. Доводы заявителя о том, что в рамках данного агентского соглашения в 2014 году общество "Бест Шиппинг", как агент по заявке компании "Chartway Holding Inc." совершало обслуживание морского судна "Амур-2528", таможенным органом не опровергнуты.
При этом таможенным органом не оспаривается, что морское судно "Бест-1" зарегистрировано в реестре судов Российской Федерации в соответствии с положениями статьи 33 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, осуществляет перевозки под флагом Российской Федерации.
Из акта камеральной проверки, проведенной Астраханской таможней, следует, что расходы, связанные с выдачей флага Российской Федерации, регистрацией судна, оплатой судового топлива, оплатой портовых сборов, оплатой аренды причальной стенки, сдачей сточно-фекальных вод, ремонту судна и других услуг, оказанных в отношении морского судна "Бест-1", произведены заявителем.
Кроме того, в акте камеральной проверки таможенный орган также подтверждает отсутствие факта передачи морского судна компании "Chartway Holding Inc."
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что заявитель осуществлял международные перевозки. Данное обстоятельство подтверждают имеющиеся в материалах дела коносаменты от 15.02.2016 N 0201-16, от 27.02.2016 N 0301-16, от 05.03.2016 N 0339-16, от 24.03.2016 N 0416-16", в которых в качестве перевозчика указано общество "Бест Шиппинг", судно - "Бест-1"; копия судового журнала судна "Бест-1" N 121 за 2016 год, прошитый и заверенный капитаном морского порта Астрахань, из которого следует, что владельцем судна является общество "Бест Шиппинг" (записи о событиях на судне в период с 18.04.2016 по 23.04.2016) и в котором отсутствуют записи коммерческого использования судна третьим лицом.
Более того, общество ссылается на то, что временной период, который оценивает таможенный орган (период от 01.03.2016 до 30.06.2016), морское судно находилось в море и агент не мог оказывать услуги в порту г. Астрахань (приход и отход). Нахождение судна в море подтверждается записями в судовом журнале, коносаментами, манифестами, а также средствами объективного контроля и таможенным органом не отрицается. Соответственно, услуги иностранной компании заявителем по морскому судну "Бест-1" не оказаны.
Судами установлено, что перечисление денежных средств осуществлялось на основании дополнительного соглашения к агентскому договору от 15.09.2014 N 1 в счет авансовых платежей. Вместе с тем в рассматриваемый период морские суда компании "Chartway Holding Inc." не осуществляли заход в порт Астрахань.
В связи с этим дополнительным соглашением к агентскому договору от 31.05.2017 N 3 данные счета сторонами аннулированы. Таким образом, стороны подтвердили, что денежные средства были перечислены не в счет обслуживания судна "Бест-1". Стороны достигли соглашения о возврате денежных средств и аннулировании актов выполненных работ, соглашение направлено в банк.
Поэтому суды отклонили ссылку таможенного органа в подтверждении своих доводов на справки о валютных операциях от 23.03.2016, 30.03.2016 и 12.04.2016 и прилагаемые к ним первичные документы (акты выполненных работ, платежные поручения), согласно которым "Chartway Holding Inc." перечислило денежные средства заявителю по агентскому соглашению от 15.09.2014 N 01.
Кроме того, судами установлено, что в январе 2016 года обществом осуществлен платеж за ежегодное освидетельствование судна "Бест-1", ИМО 8868537, при этом в соответствии со статьей 15 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации освидетельствование осуществляется только от имени судовладельца. Доказательств, свидетельствующих о том, что освидетельствование производилось от имени иностранной компании "Chartway Holding Inc.", таможенным органом не представлено.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суды пришли к правомерному выводу о том, что платежные документы за период с 01.03.2016 по 30.06.2016, на которые ссылается таможенный орган в обоснование своей позиции, не могут служить доказательством наличия взаимоотношений между компанией "Chartway Holding Inc." и заявителем по судну "Бест-1" в рамках агентского соглашения от 15.09.2014 N 01. Иных доказательств, подтверждающих наличие у компании "Chartway Holding Inc." прав на морское судно, таможенным органом не представлено.
Судебная коллегия считает, что суды полно, всесторонне исследовали все обстоятельства дела, дали надлежащую правовую оценку всем представленным в деле документальным доказательствам и приняли обоснованные судебные акты.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено. Доводы таможни, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у кассационной инстанции отсутствуют.
Переоценка установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу требований, предусмотренных статьей 286, частью 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поэтому оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 12.05.2017 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2017 по делу N А06-812/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу Астраханской таможни - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.Ф. Хабибуллин |
Судьи |
М.В. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами установлено, что перечисление денежных средств осуществлялось на основании дополнительного соглашения к агентскому договору от 15.09.2014 N 1 в счет авансовых платежей. Вместе с тем в рассматриваемый период морские суда компании "Chartway Holding Inc." не осуществляли заход в порт Астрахань.
В связи с этим дополнительным соглашением к агентскому договору от 31.05.2017 N 3 данные счета сторонами аннулированы. Таким образом, стороны подтвердили, что денежные средства были перечислены не в счет обслуживания судна "Бест-1". Стороны достигли соглашения о возврате денежных средств и аннулировании актов выполненных работ, соглашение направлено в банк.
Поэтому суды отклонили ссылку таможенного органа в подтверждении своих доводов на справки о валютных операциях от 23.03.2016, 30.03.2016 и 12.04.2016 и прилагаемые к ним первичные документы (акты выполненных работ, платежные поручения), согласно которым "Chartway Holding Inc." перечислило денежные средства заявителю по агентскому соглашению от 15.09.2014 N 01.
Кроме того, судами установлено, что в январе 2016 года обществом осуществлен платеж за ежегодное освидетельствование судна "Бест-1", ИМО 8868537, при этом в соответствии со статьей 15 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации освидетельствование осуществляется только от имени судовладельца. Доказательств, свидетельствующих о том, что освидетельствование производилось от имени иностранной компании "Chartway Holding Inc.", таможенным органом не представлено."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 13 декабря 2017 г. N Ф06-27048/17 по делу N А06-812/2017
Хронология рассмотрения дела:
13.12.2017 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-27048/17
08.08.2017 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-7107/17
12.05.2017 Решение Арбитражного суда Астраханской области N А06-812/17
08.02.2017 Определение Арбитражного суда Астраханской области N А06-812/17