г. Казань |
|
21 декабря 2017 г. |
Дело N А57-1706/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 декабря 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Сабирова М.М.,
судей Желаевой М.З., Топорова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием системы видео-конференц-связи помощником судьи Асхадуллиной Э.М.,
при участии в Арбитражном суде Саратовской области представителей:
истца - Худановой Ю.В. (доверенность от 08.11.2017),
ответчика (Министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области) - Сергеева Д.А. (доверенность от 04.09.2017),
в отсутствие:
иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, и муниципального унитарного производственного предприятия "Саратовгорэлектротранс", г. Саратов, на решение Арбитражного суда Саратовской области от 13.07.2017 (судья Сидорова Ю.И.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2017 (председательствующий судья Жаткина С.А., судьи Никитин А.Ю., Шалкин В.Б.) по делу N А57-1706/2017
по исковому заявлению муниципального унитарного производственного предприятия "Саратовгорэлектротранс"
к Министерству транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области, г. Саратов, к государственному казённому учреждению Саратовской области "Дирекция транспорта и дорожного хозяйства", г. Саратов,
о взыскании убытков, с участием в деле в качестве третьих лиц: Министерства финансов Саратовской области, г. Саратов, Правительства Саратовской области, г. Саратов, администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное производственное предприятие "Саратовгорэлектротранс" (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением к Министерству транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области (далее - Минтранс), к государственному бюджетному учреждению Саратовской области "Управление пассажирских перевозок" (далее - Учреждение), к Правительству Саратовской области о взыскании 201 297 250 руб. убытков, возникших в связи с перевозкой льготных категорий граждан городским электрическим транспортом за 2013 год.
Исковое заявление мотивировано причинением Предприятию убытков в результате не полной компенсации затрат, связанных с перевозкой городским электротранспортом льготной категории граждан, не покрытием разницы между стоимостью месячного проездного билета и социального месячного проездного билета.
Минтранс в отзыве на исковое заявление просил отказать в его удовлетворении, поскольку субсидии на компенсацию расходов по оказанию услуг льготной категории граждан выплачены Предприятию в соответствии с договорами в полном объёме, Предприятием пропущен срок исковой давности.
В уточнениях к исковому заявлению Предприятие указало на предъявление требований о взыскании убытков к Саратовской области в лице Минтранса и Учреждения, от иска к Правительству заявлен отказ.
Определением от 11.05.2017 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, привлечены Министерство финансов Саратовской области и Правительство Саратовской области.
Определением от 31.05.2017 в порядке процессуального правопреемства произведена замена государственного бюджетного учреждения Саратовской области "Управление пассажирских перевозок" на государственное казённое учреждение Саратовской области "Дирекция транспорта и дорожного хозяйства".
Определением от 20.06.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, привлечена администрация муниципального образования "Город Саратов" (далее - Администрация).
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 13.07.2017 в удовлетворении требований отказано.
Решение суда первой инстанции мотивировано следующими обстоятельствами: на публично-правовое образование не могут быть возложены затраты не связанные с тарифным регулированием и обусловленные действиями самого Предприятия, законом не предусмотрено возмещение всех затрат, связанных с осуществлением деятельности, сумма компенсации установлена договорами, договора исполнены в полном объёме, установленный тариф и договора в установленном порядке не оспорены, не доказаны противоправность поведения ответчиков и наличие причинно-следственной связи между убытками и действиями ответчиков, актом проверки установлено отсутствие экономической обоснованности расходов Предприятия, Предприятием пропущен срок исковой давности.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2017 решение суда первой инстанции от 13.07.2017 оставлено без изменения.
В обоснование принятого по делу судебного акта апелляционный суд указал на правомерность выводов суда первой инстанции.
Не согласившись с выводами судебных инстанций, Администрация обратилась в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит состоявшиеся судебные акты отменить и удовлетворить исковые требования Предприятия.
В обоснование поданной по делу кассационной жалобы Администрация МО ссылается на незаконность и необоснованность судебных актов. Судебными инстанциями, по мнению Администрации МО, не учтено следующее: недополучение Предприятием денежных средств от перевозки льготной категории граждан подтверждено материалами дела, у субъекта федерации имеется обязанность по компенсации данных средств, материалами дела подтверждена вся совокупность условий для взыскания убытков, судами неправомерно отказано в назначении экспертизы.
Так же с кассационной жалобой на принятые по делу судебные акты в суд округа обратилось Предприятие, которое так же просит отменить судебные акты и удовлетворить исковые требования.
Согласно доводам Предприятия судебные акты нарушают действующее законодательство и право Предприятия на возмещение убытков, ответчиками не оспорено количество перевезённых льготников, Предприятием не получена от льготников предусмотренная плата за проезд, выплаченные субсидии не в полном объёме покрывают выпадающие доходы, судами неправомерно отказано в назначении экспертизы по делу.
Минтранс в отзыве на кассационные жалобы просил оставить судебные акты без изменения, поскольку доводы кассационных жалоб не опровергают выводов судов, судами дана надлежащая оценка всем представленным доказательствам.
В соответствии со статьями 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена судебной коллегией в отсутствие представителей Учреждения и третьих лиц, извещённых надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
В судебном заседании представитель Предприятия поддержала доводы, изложенные в кассационной жалобе. Пояснила, что Предприятие является единственным поставщиком услуг электротранспорта в г. Саратове, убытки доказаны материалами дела, возмещение убытков предусмотрено гражданским законодательством, необоснованно отказано в назначении экспертизы, судом не верно определено начало течения срока исковой давности.
Представитель Минтранса в судебном заседании просил оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, указал, что убытки у Предприятия возникли вследствие нарушения норм закона бухгалтерского учета, Налогового кодекса Российской Федерации и необоснованных затрат, субсидии выплачены Предприятию в полном объеме, довод Предприятия о пропуске срока не основан на действующем законодательстве.
Проверив законность принятых по делу судебных актов, правильность применения норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьёй 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы поданных по делу кассационных жалоб, отзыва Минтранса на кассационные жалобы, заслушав представителей Предприятия и Минтранса, судебная коллегия суда округа не находит правовых оснований для удовлетворения поданных по делу кассационных жалоб.
Из представленных в материалы дела доказательств усматривается следующее.
Предприятие в соответствии с Уставом создано с целью оказания услуг по перевозке пассажиров города электрическим транспортом (трамваями и троллейбусами).
29.12.2012 между правопредшественником Минтранса, Учреждением и Предприятием заключены:
договор N 02-06/382 о предоставлении субсидии на возмещение выпадающих доходов, возникающих от обеспечения равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, на других видах транспорта в 2013 году
и договор N 02-06/385 о предоставлении субсидий на возмещение выпадающих доходов, возникающих от предоставления льготного проезда на городском транспорте общего пользования обучающихся в областных государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального образования, учреждениях среднего профессионального образования в 2013 году.
В соответствии с указанными договорами Предприятие организует перевозку льготных категорий граждан по социальным месячным проездным билетам, организует продажу месячных социальных проездных билетов, Учреждение осуществляет сбор и обработку отчётов, предоставленных Предприятием, а правопредшественник Минтранса предоставляет Предприятию субсидию на возмещение выпадающих доходов.
Согласно подпункту 3 пункта 1 договора порядок предоставления из областного бюджета субсидии утверждён постановлением Правительства Саратовской области.
В 2013 году Предприятие осуществляло перевозку льготных категорий граждан, предусмотренных в вышеуказанных договорах.
Согласно доводам Предприятия, сумма недополученных денежных средств в 2013 году от оказания услуг льготной категории граждан составила 201 297 250 руб.
Претензией от 13.12.2016 N 232/юр Предприятие потребовало от Минтранса, Учреждения и Правительства Саратовской области возместить выпадающие расходы перевозчика.
Уклонение от выплаты компенсации выпадающих доходов за уже оказанные услуги по перевозке льготных категорий граждан явилось основанием для обращения Предприятия в суд с требованиями по настоящему делу.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, судебные инстанции исходили из следующего.
В соответствии с положениями статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причинённых ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чьё право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права.
Согласно положениям статей 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причинённый юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению Российской Федерации, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием. Вред возмещается за счёт соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" отмечено, что по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков.
В силу положений статей 15 и 393 Гражданского кодекса Российской Федерации применение такой меры гражданско-правовой ответственности как возмещение убытков возможно при доказанности совокупности нескольких условий (основания возмещения убытков): наличие и размер понесённых убытков, противоправность поведения причинителя вреда, а также причинно-следственная связь между противоправными поведением причинителя вреда и наступившими неблагоприятными последствиями. Недоказанность хотя бы одного из указанных условий является основанием для отказа в удовлетворении требований о возмещении убытков.
В соответствии со статьёй 790 Гражданского кодекса Российской Федерации за перевозку пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами. Плата за перевозку пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.
Согласно пункту 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесённые в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счёт средств соответствующего бюджета.
Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Законом Российской Федерации от 18.10.1991 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий", Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлены меры социальной защиты для категорий льготников, к числу которых, относится право на бесплатный проезд. Право бесплатного проезда на городском транспорте общего пользования для льготной категории граждан являлось гарантией со стороны государства, носящей компенсаторный характер. Предоставив это право, Российская Федерация взяла на себя соответствующие публично-правовые обязанности в отношении социально незащищенных граждан.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 01.01.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан.
Вместе с тем данный федеральный закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учётом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Пунктом 1 постановления Правительства Саратовской области от 07.04.2009 N 122-П "О социальных месячных и социальных разовых проездных билетах и возмещении перевозчикам выпадающих доходов от осуществления перевозок льготных категорий граждан" в целях возмещения юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим пассажирские перевозки транспортом общего пользования выпадающих доходов от осуществления перевозок льготных категорий граждан, в обеспечение мер социальной поддержки отдельных категорий граждан в Саратовской области на проезд транспортом общего пользования городского и пригородного сообщения, оказание которых относится к ведению Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, на основании Устава (Основного Закона) Саратовской области Правительство области установило стоимость социальных месячных проездных билетов по каждому виду транспорта, право на приобретение, которых предоставляется гражданам льготных категорий в размере 150 руб.
Пунктом 2 вышеуказанного постановления определён размер компенсации от установления льготной цены социального месячного проездного билета для проезда транспортом общего пользования, в том числе включающий затраты, связанные с реализацией социальных проездных билетов, за счёт средств областного бюджета: за каждый проданный по цене 150 руб. социальный месячный проездной билет в городском электрическом транспорте - 100 руб.; за каждый бесплатно предоставленный социальный месячный проездной билет в городском электрическом транспорте - 150 руб.
Указанный нормативный правовой акт является действующим и не признан незаконным в установленном законом порядке.
Саратовская область, устанавливая своим нормативным правовым актом провозную плату - тариф на одну поездку (разовый билет) или месячный проездной билет - как для пассажиров, перевозка которых осуществляется на общих условиях, так и для отдельных категорий граждан, определила фиксированный размер компенсации затрат транспортным предприятиям в связи с перевозкой отдельных категорий граждан.
Решениями Саратовской городской Думы от 28.10.2010 N 56-673 для Предприятия установлена стоимость месячных проездных билетов в городском муниципальном пассажирском электрическом транспорте - для граждан составила 600 руб. за общегражданский проездной билет на два вида транспорта (Трамвай, троллейбус).
Пунктом 3 постановления Правительства Саратовской области от 07.04.2009 N 122-П определено, что основанием для возмещения перевозчикам выпадающих доходов от осуществления перевозок по социальным месячным и социальным разовым проездным билетам льготных категорий граждан, указанных в приложениях N 1-3 к настоящему постановлению, и распределения средств, полученных от реализации социальных месячных проездных билетов являются договоры с перевозчиками, которые определены соответствующими органами согласно настоящему постановлению.
В развитие указанных выше нормативных правовых актов постановлением Правительства Саратовской области от 09.02.2012 N 57-П "Об утверждении Положения о предоставлении из областного бюджета субсидий, предусмотренных подразделами 2.2-2.5, 2.7-2.11 раздела II приложения 10 к Закону Саратовской области "Об областном бюджете на 2012 год" было утверждено Положение о предоставлении из областного бюджета субсидий, предусмотренных подразделами 2.2-2.5, 2.7-2.11 раздела II приложения 10 к Закону Саратовской области "Об областном бюджете на 2013 год" (далее - Положение).
Указанное Положение определяет категории юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) и индивидуальных предпринимателей, имеющих право на получение субсидий, предусмотренных подразделами 2.2 - 2.5, 2.7-2.11 раздела II приложения 10 к Закону Саратовской области "Об областном бюджете на 2013 год", цели, условия предоставления и порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Согласно пункту 1.3.3 Положения перевозчикам предоставляется субсидия на возмещение выпадающих доходов, возникающих от обеспечения равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, на других видах транспорта.
Пунктами 1.4 - 1.5 Положения определено, что субсидии предоставляются комитетом транспорта Саратовской области (в настоящее время - Минтранс) в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета за счёт бюджетных ассигнований и в пределах лимитов бюджетных обязательств, утверждённых в установленном порядке комитету.
В развитие пункта 3 постановления Правительства Саратовской области от 07.04.2009 N 122-П пунктом 2.2.1 Положения также установлено, что предоставление перевозчикам субсидии на возмещение выпадающих доходов, возникающих от обеспечения равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, на других видах транспорта осуществляется на основании договоров, заключенных между комитетом, перевозчиками, государственным бюджетным учреждением Саратовской области "Управление пассажирских перевозок" (по согласованию) и уполномоченной организацией на территории соответствующего муниципального образования (при наличии) (по согласованию).
Как следует из пунктов 2.2.2 - 2.2.3 Положения предоставление перевозчикам субсидии осуществляется после представления ГБУ "Управление пассажирских перевозок" (по согласованию) в комитет расчёта потребности в возмещении выпадающих доходов в соответствии с количеством реализованных и бесплатно предоставленных льготным категориям граждан социальных месячных проездных билетов.
Объёмы субсидий определяются в соответствии с методикой, утверждённой приказом комитета, на основании: фактического количества реализованных и бесплатно предоставленных льготным категориям граждан социальных месячных проездных билетов; размера возмещения перевозчикам выпадающих доходов за каждый реализованный и бесплатно предоставленный льготным категориям граждан социальный месячный проездной билет, определённого постановлением Правительства Саратовской области.
Как указано выше, между Минтрансом, Учреждением и Предприятием заключены договора на организацию перевозки городским электрическим транспортом льготных категорий граждан и о предоставлении субсидии на возмещение выпадающих доходов от осуществления перевозок льготных категорий граждан по социальным месячным проездным билетам.
Пунктом 3 указанных договоров предусмотрено, что порядок предоставления из областного бюджета субсидии утверждён постановлением Правительства Саратовской области.
Пунктом 3.2 договора N 02-06/382 предусмотрено, что Минтранс на основании отчётных данных, предоставленных Учреждением, перечисляет Перевозчику выпадающие доходы от осуществления перевозок льготных категорий граждан городским электрическим транспортом по социальным месячным проездным билетам, в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на указанные расходы в областном бюджете текущего года, за исключением сумм выпадающих доходов других перевозчиков и затрат Учреждения на обеспечение выполнения государственного задания, не позднее 5 календарных дней со дня их поступления на расчётный счёт Учреждения.
Пунктом 2.1.5 договора N 02-06/382 предусмотрено, что Предприятие не позднее 7 числа каждого отчётного месяца представляет Учреждению отчёт о количестве проданных (бесплатно предоставленных) социальных месячных проездных билетов на городском электрическом транспорте (трамвай, троллейбус).
На основании отчётов о количестве проданных (бесплатно предоставленных) социальных месячных проездных билетов на городском электрическом транспорте Предприятию за 2013 год Учреждением за счёт средств областного бюджета по всем категориям льготников (региональные, федеральные) по договорам N 02-06/382 и N 02-06/385, перечислены денежные средства в полном объёме в размере 96 332 540 руб.
Предусмотренные договорами обязательства по перечислению Предприятию субсидий исполнены в полном объёме.
Как обоснованно указано судебными инстанциями, действующее законодательство возлагает на публично-правовое образование обязанность по компенсации экономических потерь, возникших вследствие установления тарифа, и не содержит норм, обязывающих компенсировать все затраты, связанные с осуществлением деятельности истца.
Документы, подтверждающие размер всех расходов Предприятия от оказания услуг по перевозке, не могут рассматриваться в качестве доказательств наличия убытков вследствие тарифного регулирования и не полного возмещения дохода.
При заключении договоров N 02-06/382 и N 02-06/385 о предоставлении субсидий на возмещение выпадающих доходов стороны договоров согласовали предельный размер, подлежащих возмещению денежных сумм, а также способ их вычисления, что соответствует требованиям статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающей возмещение убытков в меньшем размере на основании договора.
Как обоснованно указано судебными инстанциями, располагая информацией о размере установленного тарифа, по которому он будет производиться оплата за проезд пассажирами, и при этом, заключая договора, в которых уже была предусмотрена твёрдая сумма подлежащих возмещению выпадающих доходов и оговорено, что возмещение производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете, Предприятие не обращалось к контрагента по договорам с требованиями о внесении изменений в соответствующие пункты договоров в целях увеличения размера компенсации, а также с предложением о его расторжении в связи с наличием убытков.
Осуществляя перевозку пассажиров в 2013 году по установленным тарифам, а также согласившись с размером выделенных из бюджета субъекта федерации в качестве возмещения выпадающих доходов денежных средств, Предприятие приняло на себя обязательство осуществлять свою деятельность на рынке услуг по перевозке льготных категорий граждан таким образом, чтобы выделенные из областного бюджета средства, с учётом получения самим перевозчиком доходов от этой деятельности, позволяли ему вести её безубыточно.
Кроме того, при осуществлении регулируемой деятельности в целях предотвращения возникновения убытков от своей деятельности Предприятием могли быть скорректированы расходы, которые не запланированы в составе установленного для Предприятия тарифа.
На основании вышеизложенного судебные инстанции правомерно пришли к выводу, что Предприятием не доказана совокупность условий, необходимых для привлечения к гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков.
Обоснованно судебные инстанции при рассмотрении требований по настоящему делу сослались на пропуск Предприятием срока исковой давности.
В соответствии с частью 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьёй 200 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Статьёй 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что годовой бюджет составляется на финансовый год, соответствующий календарному году и длящемуся с 1 января по 31 декабря. Исполнение бюджета завершается 31 декабря.
В соответствии со статьёй 199 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Как правомерно установлено судебными инстанциями, исковое заявление подано в суд Предприятием 30.01.2017, то есть с пропуском срока исковой давности, поскольку о нарушенном праве Предприятию должно было быть известно не позднее 01.01.2014.
Доводы Предприятия о не верном определении судами начала течения срока исковой давности противоречат положениям гражданского законодательства.
Надлежащая оценка дана судебными инстанциями и ходатайству Предприятия о назначении по делу экспертизы.
В соответствии со статьёй 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле.
Судебными инстанциями, по результатам исследования представленных в материалы дела доказательств, учитывая недоказанность Предприятием совокупности оснований для взыскания убытков, правомерно указали на отсутствие правовых оснований для назначения по делу экспертного исследования по вопросам, поставленным Предприятием.
Учитывая, что обязательства по договору по выплате Предприятию компенсации за оказание услуг по перевозке льготной категории граждан исполнены в полном объёме, судебные инстанции правомерно указали, что Предприятием не представлено доказательств наличия на стороне ответчиков виновных противоправных действий и причинно-следственной связи между действиями ответчиков и предъявленными Предприятием ко взысканию убытков, что исключает возможность удовлетворения исковых требований.
При изложенных выше обстоятельствах выводы судебных инстанций об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований соответствуют нормам права и представленным в материалы дела доказательствам, в связи с чем, правовые оснований к отмене обжалованных судебных актов судом округа не установлены.
Расходы по государственной пошлине за рассмотрение кассационных жалоб судебная коллегия в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относит на заявителей кассационных жалоб.
При этом Администрация в силу требований статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождена от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 13.07.2017 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2017 по делу N А57-1706/2017 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
М.М. Сабиров |
Судьи |
М.З. Желаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Статьёй 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что годовой бюджет составляется на финансовый год, соответствующий календарному году и длящемуся с 1 января по 31 декабря. Исполнение бюджета завершается 31 декабря.
В соответствии со статьёй 199 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 21 декабря 2017 г. N Ф06-28055/17 по делу N А57-1706/2017