г. Казань |
|
25 декабря 2017 г. |
Дело N А57-1703/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 декабря 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хакимова И.А.,
судей Вильданова Р.А., Мельниковой Н.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гараевым М.А.,
при участии представителей:
истца - Худановой Ю.В., доверенность от 08.11.2017,
ответчика (Министерства социального развития Саратовской области) - Мелковой Н.Б., доверенность от 30.01.2015,
ответчика (Правительство Саратовской области) - Литвинова А.Е., доверенность от 06.10.2015,
в отсутствие:
третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи кассационные жалобы администрации муниципального образования "Город Саратов" и муниципального унитарного производственного предприятия "Саратовгорэлектротранс"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 18.07.2017 (судья Штремплер М.Г.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2017 (председательствующий судья Жаткина С.А., судьи Волкова Т.В., Никитин А.Ю.)
по делу N А57-1703/2017
по исковому заявлению муниципального унитарного производственного предприятия "Саратовгорэлектротранс" (ИНН 6452016487, ОГРН 1026402671228) к Министерству социального развития Саратовской области (ИНН 6452932553, ОГРН 1076450011439), Правительству Саратовской области, г. Саратов, о взыскании убытков, третьи лица: Министерство финансов Саратовской области, Комитет социальной защиты населения города Саратова Министерства социального развития Саратовской области, Министерство транспорта и дорожного хозяйство Саратовской области, администрация муниципального образования "Город Саратов",
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное производственное предприятие "Саратовгорэлектротранс" (далее - предприятие, истец) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с иском к Министерству социального развития Саратовской области, Правительству Саратовской области о возмещении расходов в размере 25 310 616 руб., связанных с перевозкой льготных категорий граждан городским электрическим транспортом в 2016 году.
Предприятие в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявило об уточнении исковых требований, просило взыскать с субъекта Российской Федерации - Саратовской области в лице Министерства социального развития Саратовской области (далее - ответчик) за счет средств казны Саратовской области убытков в размере 25 310 616 руб., возникших в связи с перевозкой в городском электротранспорте льготных категорий граждан за период с 01.04.2016 по 30.06.2016.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечены Министерство финансов Саратовской области, Комитет социальной защиты населения города Саратова Министерства социального развития Саратовской области (далее - Комитет), администрация муниципального образования "Город Саратов" (далее - администрация), Министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 18.07.2017, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2017, в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, предприятие и администрация обратились в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационными жалобами, в которых просят их отменить, исковые требования удовлетворить в полном объеме, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушение норм процессуального права.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание по рассмотрению кассационных жалоб проведено с использованием систем видеоконференц-связи, организованной Арбитражным судом Саратовской области.
Третьи лица явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом извещены, ходатайства не заявлены.
Кассационные жалобы по делу рассмотрены в порядке, предусмотренном статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых арбитражными судами первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационных жалоб, проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права, а также соответствие выводов судов имеющимся в материалах дела доказательствам, Арбитражный суд Поволжского округа не находит оснований для удовлетворения жалоб.
Как следует из обжалуемых судебных актов, рассматриваемый спор возник в связи с тем, что выручка от реализации единых социальных проездных билетов и субсидии, полученные из регионального бюджета, не возместили полностью предприятию расходы на перевозку льготных категорий граждан.
Суды, исследовав и оценив представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 15, 790, 393, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, пришли к выводу об отсутствии оснований для применения к ответчику ответственности в виде возмещения убытков ввиду непредставления доказательств ненадлежащего исполнения Министерством социального развития Саратовской области своих обязанностей, наличия и размера причиненного вреда, причинной связи между действиями (бездействием) уполномоченных органов ответчика и возникновением у истца убытков, а также превышения понесенных истцом расходов по сравнению с бюджетным возмещением на сумму предъявленных убытков.
При этом суды исходили из того, что условиями договора от 01.03.2016 N 10-1-ТТ/2 об осуществлении расходов по реализации мер социальной поддержки по обеспечению перевозки по единым социальным проездным билетам в городском электротранспорте в 2016 году и постановлением Правительства Саратовской области от 30.12.2015 N 678-П "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан на оплату проезда на общественном транспорте на территории Саратовской области" (далее - постановление N 678-П) не предполагалось субсидирование в полном объеме недополученных истцом доходов от осуществления деятельности в сфере перевозки пассажиров, компенсации затрат, превышающих доходы, полученные на основании установленных тарифов.
Постановлением N 678-П установлен размер компенсации за один талон единого социального проездного билета в городском электрическом транспорте, который составляет 9 руб.
Судами установлено, что за период с 01.04.2016 по 30.06.2016 предприятие осуществило перевозку по билетам для льготных категорий граждан в количестве 3 163 827 шт.
На основании заключенных предприятием договоров на перевозку пассажиров за 2016 год последнему перечислена субсидия (компенсация) за апрель - июнь 2016 года в общей сумме 28 474 443 руб.
Как указали суды, истец, осуществляя свою деятельность и получая соответствующую компенсацию, согласился с определенным постановлением N 678-П порядком компенсации.
Кассационная инстанция считает, что выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права.
Установленные судами обстоятельства дела в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предприятием и администрацией в кассационных жалобах не опровергнуты, в том числе ссылками на конкретные документы, имеющиеся в материалах дела.
Изложенные заявителями доводы в кассационных жалобах являлись предметом рассмотрения судов, получили соответствующую правовую оценку и не содержат обстоятельств, которые не были проверены и учтены судами при рассмотрении дела и могли повлиять на обоснованность и законность судебных актов либо опровергнуть выводы судов.
Переоценка установленных судами обстоятельств и имеющихся в деле доказательств в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допускается в суде кассационной инстанции.
Ссылку подателей жалоб на необоснованный отказ судами в проведении экспертизы суд кассационной инстанции считает несостоятельной, поскольку суды в соответствии с положениями статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации разрешали вопрос о назначении экспертизы с учетом обстоятельств дела и представленных доказательств и признали возникшие вопросы выходящими за пределы предмета экспертного исследования.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 18.07.2017 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2017 по делу N А57-1703/2017 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.А. Хакимов |
Судьи |
Р.А. Вильданов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды, исследовав и оценив представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 15, 790, 393, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, пришли к выводу об отсутствии оснований для применения к ответчику ответственности в виде возмещения убытков ввиду непредставления доказательств ненадлежащего исполнения Министерством социального развития Саратовской области своих обязанностей, наличия и размера причиненного вреда, причинной связи между действиями (бездействием) уполномоченных органов ответчика и возникновением у истца убытков, а также превышения понесенных истцом расходов по сравнению с бюджетным возмещением на сумму предъявленных убытков."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 25 декабря 2017 г. N Ф06-28054/17 по делу N А57-1703/2017