г. Казань |
|
25 декабря 2017 г. |
Дело N А65-4599/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 декабря 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Петрушкина В.А.,
судей Карповой В.А., Ананьева Р.В.,
при участии представителя:
ответчика - Нестеренко А.Г. (доверенность от 15.08.2017),
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу_ Межрегионального Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2017 (председательствующий судья Терентьев Е.А., судьи Балакирева Е.М., Романенко С.Ш.)
по делу N А65-4599/2017
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ТрансКомФлот", г. Казань (ОГРН 1031626805968, ИНН 1658048638) к Межрегиональному Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области, г. Казань (ОГРН 1091690054763, ИНН 1655183653), о признании недействительным уведомления от 20.07.2016 N 04/5871,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ТрансКомФлот" (далее - ООО "ТрансКомФлот") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан (далее - ТУ Росимущества в РТ) о признании недействительным уведомления от 20.07.2016 N 04/5871 об изменении ставки арендной платы на основании отчета общества с ограниченной ответственностью "ФинАктив" (далее - ООО "ФинАктив") от 17.12.2015 N 370-9/11-15 по определению рыночной стоимости величины годовой арендной платы за использование объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером 16:05:210101:0002 площадью 65 966 кв. м, находящегося в собственности Российской Федерации по договору аренды от 14.05.2012 N 12-02з, об обязании ТУ Росимущества в РТ устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "ТрансКомФлот": оплату арендатором ООО "ТрансКомФлот" арендной платы по договору аренды от 14.05.2012 N 12-02з осуществлять на условиях договора аренды, существовавших до нарушения права.
Заявлением от 20.03.2017 истец в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнил исковые требования и просил суд признать недействительным уведомление от 20.07.2016 N 04/5871 об изменении ставки арендной платы на основании отчета ООО "ФинАктив" от 17.12.2015 N 370-9/11-15 по определению рыночной стоимости величины годовой арендной платы за использование объекта недвижимости - земельного участка с кадастровом номером 16:05:210101:0002 площадью 65 996 кв. м, находящегося в собственности Российской Федерации по договору аренды от 14.05.2012 N 12-02з.
Истец в соответствии со статьей 49 АПК РФ вновь уточнил исковые требования и просил суд признать недействительным уведомление от 20.07.2016 N 04/5871 и пункт 3.5 договора аренды от 14.05.2012 N 12-02з (л.д. 114).
Протокольным определением суд первой инстанции заявление удовлетворил частично, отказав в удовлетворении ходатайства о рассмотрении требования о признании недействительным пункта 3.5 договора аренды от 14.05.2012 N 12-02з, поскольку указанное требование является новым и заявлено с нарушением положений статьи 49 АПК РФ.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 02.06.2017 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2017 в связи с преобразованием суд постановил считать правильным наименование ответчика - Межрегиональное Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области (далее - МТУ Росимущества в РТ и Ульяновской области). Ходатайство ответчика о назначении судебной экспертизы оставлены без удовлетворения.
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 02.06.2017 отменено. Принят по делу новый судебный акт. Исковые требования ООО "ТрансКомФлот" удовлетворены частично. Суд признал недействительным уведомление от 20.07.2016 N 04/5871. Взыскал с МТУ Росимущества в РТ и Ульяновской области в пользу ООО "ТрансКомФлот" расходы по оплате государственной пошлины в сумме 3000 руб. В остальной части апелляционная жалоба ООО "ТрансКомФлот" оставлена без удовлетворения. Взыскал с МТУ Росимущества в РТ и Ульяновской области в пользу ООО "ТрансКомФлот" расходы по оплате государственной пошлины в сумме 1500 руб.
В кассационной жалобе МТУ Росимущества в РТ и Ульяновской области просит постановление отменить, решение оставить без изменения, ссылаясь на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального права.
Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 АПК РФ.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ, по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела, Российская Федерация является собственником земельного участка с кадастровым номером 16:05:210101:0002, местоположение земельного участка - Республика Татарстан, Алексеевский район, Куйбышевское водохранилище, акватория реки Кама, площадь земельного участка - 65 966 кв. м, категория земель - земли водного фонда, разрешенное использование - для складирования нерудно-строительных материалов. Данное обстоятельство подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от 03.02.2010.
В соответствии с извещением о проведении открытого аукциона на право заключения договора аренды в отношении объекта федерального земельного участка, находящегося в казне Российской Федерации и расположенного по адресу: Республика Татарстан, Алексеевский район, Куйбышевское водохранилище, акватория реки Кама на торги было выставлено право на заключение договора аренды федерального земельного участка с кадастровым номером 16:05:210101:0002, местоположение земельного участка - Республика Татарстан, Алексеевский район, Куйбышевское водохранилище, акватория реки Кама, площадь земельного участка - 65 966 кв. м, категория земель - земли водного фонда, разрешенное использование - для складирования нерудно-строительных материалов, обременения отсутствуют, срок действия договора аренды 49 лет. Начальная (минимальная) цена договора в размере ежегодного платежа (стартовая ставка арендной платы) установлена 120 000 руб.
Согласно протоколу о рассмотрении заявок на участие в открытом аукционе от 10.05.2012 по окончании срока подачи заявок на участие в аукционе была подана одна заявка на участие в аукционе от ООО "ТрансКомФлот".
Решением комиссии в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 N 808 аукцион на право заключения договора аренды в отношении объекта федерального земельного участка, находящегося в казне Российской Федерации и расположенного по адресу: Республика Татарстан, Алексеевский район, Куйбышевское водохранилище, акватория реки Кама признан несостоявшимся в связи с подачей только одной заявки на участие в аукционе, предписано заключить договор аренды федерального земельного участка с единственным участником аукциона ООО "ТрансКомФлот".
14 мая 2012 года на основании распоряжения ТУ Росимущества в РТ от 14.05.2012 N 190-р между ТУ Росимущества в РТ (арендодатель) и ООО "ТрансКомФлот" (арендатор) был заключен договор аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности N 12-02з, по условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок с кадастровым номером 16:05:210101:0002, местоположение земельного участка - Республика Татарстан, Алексеевский район, Куйбышевское водохранилище, акватория реки Кама, площадь земельного участка - 65 966 кв. м, категория земель - земли водного фонда, разрешенное использование - для складирования нерудно-строительных материалов.
В соответствии с пунктом 2 договора срок аренды установлен 49 лет с момента государственной регистрации договора в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Пунктом 3.1 договора установлено, что размер арендной платы составляет 120 000 руб. в год. В соответствии с пунктом 3.2 договора арендатор оплачивает арендную плату с момента подписания протокола о результатах торгов, а именно с 10.05.2012. В соответствии с пунктом 3.5 договора арендодатель вправе изменить размер арендной платы в бесспорном и одностороннем порядке с учетом прогнозируемого уровня инфляции, предусмотренного Федеральным законом "О бюджете" на соответствующий финансовый год и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Новый размер арендной платы устанавливается с момента получения арендатором уведомления о внесении соответствующих изменений в настоящий договор, заключение дополнительного соглашения при этом не требуется. Момент получения арендатором уведомления определяется в любом случае не позднее 5 дней с даты его отправки заказным письмом по адресу, указанному в настоящем договоре.
Расчет арендной платы в соответствии с приложением N 1 к договору произведен в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", Законом Российской Федерации от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и на основании отчета ООО "Юридическое агентство "ЮНЭКС" от 04.05.2011 N 40/2-11.
Государственная регистрация договора осуществлена 20.06.2012.
Обусловленный договором земельный участок был передан арендодателем арендатору по акту приема - передачи от 14.05.2012.
20 июля 2016 года ТУ Росимущества в РТ направило в адрес ООО "ТрансКомФлот" уведомление N 04/5871 о перерасчете арендной платы, согласно которому истец был уведомлен ответчиком об изменении ставки арендной платы с 01.01.2016 по договору аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности от 14.05.2012 N 12-02з в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", а также отчетом об оценке рыночной стоимости арендной платы от 18.12.2015 N 370-9/11-15. В соответствии с указанным уведомлением сумма арендной платы в год составила 1 014 150 руб. В соответствии с отчетом N 370-9/11-15 по определению рыночной стоимости величины годовой арендной платы за использование объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером 16:05:210101:0002 площадью 65 996 кв. м, находящегося в собственности Российской Федерации на дату оценки 15.12.2015 величина рыночной стоимости годовой арендной платы за использование земельного участка составляет 1 014 150 руб.
Не согласившись с указанным уведомлением, истец обратился с настоящим иском в суд.
Оценив представленные по делу доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, суды, пришли к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований. При этом правомерно руководствуясь следующим.
В силу пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Во исполнение указанных положений постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" были утверждены Правила определения размера арендной платы (далее - Правила), а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, регулирующие порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации
Согласно пункту 2 Правил размер арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и расположенных на территории Российской Федерации, в расчете на год определяется федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими в отношении таких земельных участков полномочия собственника, если иное не установлено федеральными законами, одним из следующих способов: на основании кадастровой стоимости земельных участков; по результатам торгов, проводимых в форме аукциона; в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации; на основании рыночной стоимости земельных участков, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Пунктом 8 Правил установлено, что при заключении договора аренды земельного участка федеральные органы исполнительной власти предусматривают в таком договоре случаи и периодичность изменения арендной платы за пользование земельным участком. При этом арендная плата ежегодно, но не ранее чем через год после заключения договора аренды земельного участка, изменяется в одностороннем порядке арендодателем на размер уровня инфляции, установленный в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года начиная с года, следующего за годом, в котором заключен указанный договор аренды. В случае уточнения предусмотренных пунктами 3, 5 и 6 настоящих Правил условий, в соответствии с которыми определяется размер арендной платы за земельный участок, арендная плата подлежит перерасчету, но не чаще одного раза в год.
В случае расчета арендной платы на основании кадастровой стоимости земельного участка (в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 Правил) федеральные органы исполнительной власти предусматривают в таком договоре возможность изменения арендной платы в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка. При этом арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором произошло изменение кадастровой стоимости. В этом случае индексация арендной платы с учетом размера уровня инфляции, указанного в пункте 8 Правил, не проводится (пункт 9 Правил).
Согласно пункту 10 Правил, если арендная плата рассчитывается на основании рыночной стоимости земельного участка (по способу, указанному в подпункте "г" Правил), федеральные органы исполнительной власти предусматривают в договоре аренды возможность изменения арендной платы в связи с изменением рыночной стоимости земельного участка, но не чаще чем 1 раз в год. При этом арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором была проведена оценка, осуществленная не более чем за 6 месяцев до перерасчета арендной платы. В случае изменения рыночной стоимости земельного участка размер уровня инфляции, указанный в пункте 8 Правил, не применяется.
Из содержания пунктов 8, 9 и 10 Правил следует, что в рамках существующего правового механизма регулирования размера арендной платы за земельные участки ее изменение может производиться в связи с изменением размера уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период (пункт 8 Правил), и в связи с изменением кадастровой или рыночной стоимости земельного участка (пункты 9 и 10 Правил).
При этом подход, содержащийся в пунктах 9 и 10 Правил, предполагает отсутствие учета изменений размера уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете только на год, следующий за годом, в котором произошло изменение кадастровой стоимости (либо рыночной) земельного участка. Поэтому при расчете арендной платы за земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, на основании кадастровой или рыночной стоимости должна производиться индексация арендной платы с учетом размера уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. В случае изменения кадастровой или рыночной стоимости участка на год, следующий за годом, в котором произошло такое изменение, индексация арендной платы на размер уровня инфляции не производится.
Статьей 39.7 ЗК РФ установлено, что размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации. В случае заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на аукционе на право заключения договора аренды земельного участка размер ежегодной арендной платы или размер первого арендного платежа за земельный участок определяется по результатам этого аукциона.
В случае заключения договора аренды земельного участка с лицом, подавшим единственную заявку на участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с заявителем, признанным единственным участником аукциона, либо с единственным принявшим участие в аукционе его участником размер ежегодной арендной платы или размер первого арендного платежа за такой земельный участок определяется в размере начальной цены предмета аукциона.
Как следует из материалов дела, договор аренды заключен между сторонами по результатам проведенных публичных торгов в форме аукциона.
На основании пункта 150 Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных приказом Федеральной антимонопольной службой России от 10.02.2010 N 67 (далее - Правила N 67), заключение договора по результатам аукциона осуществляется в порядке, установленном пунктами 92 - 100 настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 148 Правил N 67 в случае если в аукционе участвовал один участник или в случае если в связи с отсутствием предложений о цене договора, предусматривающих более высокую цену договора, чем начальная (минимальная) цена договора (цена лота), "шаг аукциона" снижен в соответствии с пунктом 139 настоящих Правил до минимального размера и после троекратного объявления предложения о начальной (минимальной) цене договора (цене лота) не поступило ни одного предложения о цене договора, которое предусматривало бы более высокую цену договора, аукцион признается несостоявшимся. В случае если документацией об аукционе предусмотрено два и более лота, решение о признании аукциона несостоявшимся принимается в отношении каждого лота отдельно.
Пунктом 151 названных Правил N 67 установлено, что в случае если аукцион признан несостоявшимся по причине подачи единственной заявки на участие в аукционе либо признания участником аукциона только одного заявителя, с лицом, подавшим единственную заявку на участие в аукционе, в случае, если указанная заявка соответствует требованиям и условиям, предусмотренным документацией об аукционе, а также с лицом, признанным единственным участником аукциона, организатор аукциона обязан заключить договор на условиях и по цене, которые предусмотрены заявкой на участие в аукционе и документацией об аукционе, но по цене не менее начальной (минимальной) цены договора (лота), указанной в извещении о проведении аукциона.
По смыслу пункта 4 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) (выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия) размер арендной платы по договору аренды государственного или муниципального имущества не является регулируемым, если размер арендной платы определяется по результатам проведения торгов (абзац 1 пункта 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды").
Объявление публичных торгов несостоявшимися является результатом проведения таких торгов (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.09.2011 N 2436/11).
В данном случае договор аренды от 14.05.2012 N 12-02з заключен по результатам проведения публичных торгов (аукциона), в силу чего размер арендной платы не может быть менее либо более той суммы, которая указана в конкурсной документации.
Условиями аукциона определялась начальная (стартовая) ставка арендной платы в виде размера годовой арендной платы 120 000 руб. На этих условиях и был заключен договор аренды между истцом и ответчиком.
В соответствии с пунктом 3.5 договора арендодатель вправе изменить размер арендной платы в бесспорном и одностороннем порядке с учетом прогнозируемого уровня инфляции, предусмотренного Федеральным законом "О бюджете" на соответствующий финансовый год и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Поскольку спорный договор аренды земельного участка был заключен по результатам аукциона, признанного несостоявшимся в связи с тем, что на аукцион была подана лишь одна заявка, то есть в порядке, установленном пунктом "б" Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, то и соответственно обусловленная договором возможность изменения размера арендной платы по инициативе арендодателя ограничена пунктом 8 указанных Правил.
В силу статьи 431 ГК РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
В силу пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.11.2016 N 54 "О некоторых вопросах применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении" при осуществлении стороной права на одностороннее изменение условий обязательства или односторонний отказ от его исполнения она должна действовать разумно и добросовестно, учитывая права и законные интересы другой стороны (пункт 3 статьи 307, пункт 4 статьи 450.1 ГК РФ).
Пунктом 1 статьи 165.1 ГК РФ предусмотрено, что заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
В соответствии с пунктом 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" с учетом положения пункта 2 статьи 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, осуществляющему предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя или юридическому лицу, направляется по адресу, указанному соответственно в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей или в едином государственном реестре юридических лиц либо по адресу, указанному самим индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом.
Таким образом, действия ТУ Росимущества в РТ по изменению размер арендной платы не основаны на законе, поскольку содержащиеся в уведомлении условия об одностороннем порядке изменения размер арендной платы противоречат условиям определенным сторонами в пункте 3.5 договора.
Учитывая изложенное, а также поскольку условиями заключенного между сторонами договора и нормами действующего законодательства предусмотрена возможность изменения размера арендной платы по инициативе арендодателя в бесспорном и одностороннем порядке только в порядке, установленном пунктом 8 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, а оспариваемое истцом уведомление от 20.07.2016 N 04/5871 устанавливает размер арендной платы в порядке, установленном пунктом 10 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу о том, что данное уведомление противоречит условиям обязательства, в силу чего иск в данной части подлежит удовлетворению.
Приведенные в кассационной жалобе доводы противоречат приведенным нормам и не опровергают выводов судов, свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судами доказательств. Переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 и части 2 статьи 287 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 АПК РФ), не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2017 по делу N А65-4599/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Председательствующий судья |
В.А. Петрушкин |
Судьи |
В.А. Карпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 1 статьи 165.1 ГК РФ предусмотрено, что заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
В соответствии с пунктом 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" с учетом положения пункта 2 статьи 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, осуществляющему предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя или юридическому лицу, направляется по адресу, указанному соответственно в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей или в едином государственном реестре юридических лиц либо по адресу, указанному самим индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 25 декабря 2017 г. N Ф06-28186/17 по делу N А65-4599/2017