г. Казань |
|
25 декабря 2017 г. |
Дело N А65-1931/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 декабря 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Егоровой М.В.,
судей Логинова О.В., Ольховикова А.Н.,
при участии представителей:
Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан - Заляевой Д.Р. (доверенность от 30.06.2017),
в отсутствие:
Муниципального казенного учреждения "Исполнительный комитет Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан" - извещено надлежащим образом,
Гильмутдинова Георгия Закиевича - извещен надлежащим образом,
Республиканского государственного унитарного предприятия "Бюро технической инвентаризации" Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан в лице Межрайонного филиала N 8 - извещено надлежащим образом,
Муниципального казенного учреждения "Исполнительный комитет Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан" - извещено надлежащим образом,
Муниципального унитарного предприятия "Департамент строительства жилищного и коммунального хозяйства г. Нижнекамска" - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 23.06.2017 (судья Хамитов З.Н.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2017 (председательствующий судья Кувшинов В.Е., судьи Засыпкина Т.С., Корнилов А.Б.)
по делу N А65-1931/2017
по заявлению Муниципального казенного учреждения "Исполнительный комитет Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, третьи лица: Гильмутдинов Г.З., г. Нижнекамск, РГУП БТИ РТ в лице Межрайонного филиала N 8, г. Нижнекамск, МКУ "Исполнительный комитет города Нижнекамска", г. Нижнекамск, МУП "Департамент строительства жилищного и коммунального хозяйства г. Нижнекамска", г. Нижнекамск, о признании недействительным решения, предписания,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное казенное учреждение "Исполнительный комитет Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан" (далее - заявитель, Исполнительный комитет, МКУ "Исполнительный комитет Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - антимонопольный орган, Татарстанское УФАС) о признании недействительным решения от 07.11.2016 по делу Т04-279/2016 и вынесенного предписания об устранении нарушений законодательства РФ от 07.11.2016.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле привлечены третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора - Гильмутдинов Г.З., Республиканское государственное унитарное предприятие "Бюро технической инвентаризации" Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан в лице Межрайонного филиала N 8, Муниципальное казенное учреждение "Исполнительный комитет города Нижнекамска", Муниципальное унитарное предприятие "Департамент строительства жилищного и коммунального хозяйства г. Нижнекамска" (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 23.06.2017 по делу N А65-1931/2017 заявленные требования удовлетворены.
Суд признал недействительными решение и предписание Татарстанского УФАС от 07.11.2016 по делу N Т04-279/2016.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2017 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 23.06.2017 оставлено без изменения.
Антимонопольный орган, не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить.
Представитель антимонопольного органа в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
МКУ "Исполнительный комитет Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан", третьи лица в судебное заседание своих представителей не направили, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьями 156, 284 АПК РФ судебная коллегия рассмотрела кассационную жалобу без их участия.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, заслушав представителя антимонопольного органа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как установлено судами предыдущих инстанций и следует из материалов дела, в Татарстанское УФАС России поступила жалоба гражданина Гильмутдинова Г.З. (от 24.10.2016 вх. N 12314) на действия организатора торгов - МКУ "Исполнительный комитет Нижнекамского муниципального района" при проведении торгов в форме открытого конкурса N 061016/0067566/01.
В ходе рассмотрения вышеуказанной жалобы антимонопольным органом было установлено следующее.
Извещение о проведении открытого конкурса размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов - http://www.torgi.gov.ru/ в сети Интернет "06" октября 2016 года под N 061016/0067566/01.
Организатор торгов - МКУ "Исполнительный комитет Нижнекамского муниципального района".
Суть жалобы: по мнению заявителя, организатором торгов размещена недостоверная информация о торгах.
Данная жалоба рассматривалась Татарстанским УФАС в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), по правилам которой антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключения договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
По результатам рассмотрения дела Комиссия Татарстанского УФАС 07.11.2016 вынесла решение:
1. Признать жалобу Председателя Совета Дома собственников помещений дома N 21 по пр.Химиков г. Нижнекамск Г.З. Гильмутдинова на действия организатора торгов - МКУ "Исполнительный комитет Нижнекамского муниципального района" при проведении торгов форме открытого конкурса 061016/0067566/01, обоснованной.
2. Признать в действиях МКУ "Исполнительный комитет Нижнекамского муниципального района" нарушение части 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), части I статьи 17 Закона о защите конкуренции.
3. Выдать организатору торгов - МКУ "Исполнительный комитет Нижнекамского муниципального района" предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов.
4. Передать материалы настоящего дела должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для возбуждения административного производства по фактам, указанным в настоящем решении.
На основании указанного решения антимонопольным органом 07.11.2016 организатору торгов - МКУ "Исполнительный комитет Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан" выдано предписание:
1. Организатору торгов - МКУ "Исполнительный комитет Нижнекамского муниципального района.
Устранить выявленные Комиссией нарушения норм действующего законодательства, для чего:
внести изменения в извещение и документацию в соответствии с требованиями действующего законодательства;
продлить сроки подачи заявок на участие в торгах в форме открытого конкурса N 061016/0067566/01.
2. В течение 20 (двадцати) рабочих дней со дня получения настоящего предписания представить в адрес Татарстанского УФАС доказательства исполнения настоящего предписания.
Не согласившись с указанными решением и предписанием, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.
Удовлетворяя требования заявителя, суды предыдущих инстанций правомерно руководствовались следующим.
Закон о защите конкуренции определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.
Его целями являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (статья 1 Закона о защите конкуренции).
Данный Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели (статья 3 Закона о защите конкуренции).
Согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
В соответствии с пунктом 4 статьи 161 ЖК РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Судами установлено, что основаниями для вынесения оспариваемых решения и предписания явились выводы антимонопольного органа о том, что в извещении и документации о проведении конкурса на право заключения договора управления многоквартирным домом указаны недостоверные данные об общей площади многоквартирного дома, что является нарушением требований пункта 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, а также что организатором торгов при проведении открытого конкурса не применена норма Федерального закона от 21.07.2014 N 255-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", что является нарушением части 1 статьи 161 ЖК РФ.
В силу статьи 14 ЖК РФ и пункта 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" осуществление полномочий органов местного самоуправления регламентируемых жилищным законодательством отнесено к ведению городских поселений (не районов субъектов РФ).
В соответствии с частью 4 статьи 161 ЖК РФ обязанность провести конкурс на право заключения договора управления многоквартирным домом закреплена за органами местного самоуправления городских поселений, то есть за МКУ "Исполнительный комитет города Нижнекамска".
Как установили суды, МКУ "Исполнительный комитет города Нижнекамска" является заказчиком проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом.
Конкурсная документация утверждена руководителем МКУ "Исполнительный комитет г. Нижнекамска".
Распоряжением руководителя Исполнительного комитета города Нижнекамска от 01.12.2015 Исполнительный комитет Нижнекамского муниципального района, а именно, сектор по размещению муниципального заказа, является лицом, уполномоченным разместить извещение и провести конкурс, то есть техническим исполнителем, без каких-либо властных организационно-распорядительных полномочий, осуществляющим техническое содействие проведению конкурса.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом" к обязанностям заказчика относится подписание (согласование) конкурсной и иной документации, относящейся к проводимому конкурсу, к обязанностям организатора конкурса относятся: размещение документации, извещения на сайте, проведение процедуры.
Указание антимонопольного органа о внесении изменений в извещение, документацию и о продлении сроков подачи заявок на участие в торгах, отраженное в оспариваемом предписании, неразрывно связано с внесением изменений в конкурсную документацию.
Таким образом, учитывая изложенные обстоятельства, суды предыдущих инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемые предписание и решение антимонопольного органа являются неисполнимыми для МКУ "Исполнительный комитет Нижнекамского муниципального района", так как он не утверждал конкурсную документацию.
Следовательно, оспариваемые решение и предписание вынесены антимонопольным органом в отношении ненадлежащего ответчика, что является безусловным основанием для признания их недействительными.
Положенные в основу кассационной жалобы доводы антимонопольного органа не опровергают обстоятельств, установленных судами предыдущих инстанций и, соответственно, не влияют на законность принятых судебных актов.
Переоценка установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств в кассационной инстанции недопустима в силу требований, предусмотренных статьей 286, частью 2 статьи 287 АПК РФ.
Нормы права при разрешении спора применены судами правильно. Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебных актов (статья 288 АПК РФ), не установлено.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 23.06.2017 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2017 по делу N А65-1931/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.В. Егорова |
Судьи |
О.В. Логинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу статьи 14 ЖК РФ и пункта 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" осуществление полномочий органов местного самоуправления регламентируемых жилищным законодательством отнесено к ведению городских поселений (не районов субъектов РФ).
В соответствии с частью 4 статьи 161 ЖК РФ обязанность провести конкурс на право заключения договора управления многоквартирным домом закреплена за органами местного самоуправления городских поселений, то есть за МКУ "Исполнительный комитет города Нижнекамска".
...
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом" к обязанностям заказчика относится подписание (согласование) конкурсной и иной документации, относящейся к проводимому конкурсу, к обязанностям организатора конкурса относятся: размещение документации, извещения на сайте, проведение процедуры."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 25 декабря 2017 г. N Ф06-27927/17 по делу N А65-1931/2017