г. Казань |
|
18 января 2018 г. |
Дело N А55-19284/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 января 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Александрова В.В.,
судей Нагимуллина И.Р., Нафиковой Р.А.,
при участии представителя:
истца - Шашкина А.А. (доверенность от 28.12.2016),
в отсутствие:
ответчика - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Первая грузовая компания"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 19.06.2017 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2017
по делу N А55-19284/2016
по исковому заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" к акционерному обществу "Первая грузовая компания" о взыскании платы за нахождение вагонов на путях общего пользования,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - истец, ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к акционерному обществу "Первая грузовая компания" (далее - ответчик, АО "ПГК") о взыскании 146 318,82 руб. платы за нахождение вагонов на путях общего пользования.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 19.06.2017, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2017, иск удовлетворен.
Обжалуя принятые по делу судебные акты в кассационном порядке, ответчик просит их отменить, дело направить на новое рассмотрение.
Кассационная жалоба мотивирована нарушением и неправильным применением норм материального и процессуального права, несоответствием выводов судебных инстанций фактическим обстоятельствам дела.
Проверив законность принятых по делу судебных актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, между ОАО "РЖД" и АО "ПГК" заключен договор N 6/124 от 21.05.2015 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования АО "ПГК" при станции Сызрань-1.
В соответствии с пунктом 8 договора вагоны, прибывающие на станцию назначения Сызрань-1 в адрес АО "ПГК" подаются на путь необщего пользования для обработки.
Пунктом 16 договора предусмотрено технологическое время на обработку вагонов: в летний период вагоны обрабатываются 100 минут на эстакаде для обработки цистерн из-под светлых нефтепродуктов, 190 минут - на эстакаде для обработки цистерн из-под темных нефтепродуктов.
В соответствии с пунктом 18.3.2 в случае задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, с владельца, являющегося грузополучателем, взимается плата за время нахождения таких вагонов на путях общего пользования в ожидании их подачи или приема в размере, определенном в приложении N 1 к протоколу согласования разногласий (пункт 18.3.3 договора в согласованной редакции).
03.08.2015 в адрес АО "ПГК" на станцию Сызрань-1 прибыло 46 порожних цистерн из них 7 с просроченным сроком доставки.
В связи с занятостью путей ППС (промывочно-пропарочной станции) на основании приказа N 4365 от 29.07.2015 перевозчик задержал на станции Балашейка продвижение 46 порожних вагонов в связи с занятостью путей ст. Сызрань-1 и путей необщего пользования АО "ПГК" вагонами, прибывшими в адрес ответчика.
30.07.2015 АО "ПГК" направлено извещение о задержке 46 вагонов в пути следования N 283 (уведомление).
В соответствии со статьей 199 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее- Устав) по факту задержки вагонов были составлены акты общей формы N 1658, N 1659 от 29.07.2015, N 1701, N1702 от 03.08.2015.
03.08.2015 на основании приказа N 4194 ранее задержанные на ст. Балашейка 46 вагонов были подняты для отправления на станцию назначения.
Извещением об отправлении ранее задержанных вагонов в пути следования N 291 (уведомление) от 03.08.2015 АО "ПГК" было сообщено об отправке ранее задержанных 46 вагонов.
03.08.2015 46 задержанных вагонов на ст. Балашейка прибыли на станцию Сызрань- 1 (станция назначения), из них 7 с просроченным сроком доставки.
По факту задержки вагонов на станции Балашейка в период с 29.07.2015 по 03.08.2015 после прибытия вагонов на станцию назначения Сызрань-1 составлен акт общей формы N 05/1933 от 03.08.2015, согласно которому время простоя на ст. Балашейка составило 108 часов.
Также согласно накладным ЭГ244815, ЭГ334610, ЭГ160256, ЭГ275466, ЭГ160256, ЭГ126946, ЭГ334610, 48001799, ЭВ951104, ЭГ275466, ЭГ334610, ЭГ212000, 749037, 48001797, ЭГ244815, 01124045, 749023, ЭГ024028, 4S001780, ЭГ179301, 749014, ЭГ188141, 48001798, 20044592 на станцию Сызрань-1 в адрес АО "ПГК" 04.08.2015 прибыло 63 порожних цистерн, из них 16 с просроченным сроком доставки.
В связи с занятостью путей ППС (промывочно-пропарочной станции) на основании приказа N 4425 от 31.07.2015 перевозчик задержал на станции Рачейка продвижение 63 порожних вагонов в связи с занятостью путей ст. Сызрань-1 и путей необщего пользования - АО "ПГК" вагонами, прибывшими в адрес ответчика.
01.08.2015 АО "ПГК" направлено извещение о задержке 63 вагонов в пути следования N 289 (уведомление).
По факту задержки вагонов были составлены акты общей формы N N 102, 104 от 31.07.2015, NN 106, 108 от 04.08.2015. 04.08.2015 на основании приказа N 4233 ранее задержанные на станции Рачейка 63 вагонов были подняты для отправления на станцию назначения.
Извещением об отправлении ранее задержанных вагонов в пути следования N 296 (уведомление) от 04.08.2015 АО "ПГК" сообщено об отправке ранее задержанных 63 вагонов.
04.08.2015 63 задержанных вагонов на ст. Рачейка прибыли на станцию Сызрань-1 (станция назначения), из них 16 с просроченным сроком доставки.
По факту задержки вагонов на станции Рачейка в период с 31.07.2015 по 04.08.2015, после прибытия вагонов на станцию назначения - Сызрань-1 составлен акт общей формы N 05/1940 от 04.08.2015, согласно которому время простоя на ст. Рачейка составило 90 часов.
По накладным ЭГ153211, 300046, 300044, 300042, ЭГ235828, 300039, ЭГ080749, ЭВ445691, ЭГ147329, ЭГ178014, 300028, ЭВ940961, 300009, 300007, 300006, 300005, 300003 ЭГ046605, 20138169, 20132124 на станцию Сызрань-1 в адрес АО "ПГК" 08.08.2015 прибыло 29 порожних цистерн, из них 28 с просроченным сроком доставки.
В связи с занятостью путей ППС (промывочно-пропарочной станции) на основании приказа N 4412 от 31.07.2015 перевозчик задержал на станции Инза продвижение 29 порожних вагонов в связи с занятостью путей ст. Сызрань-1 и путей необщего пользования - АО "ПГК" вагонами, прибывшими в адрес ответчика.
31.07.2015 АО "ПГК" направлено извещение о задержке 29 вагонов в пути следования N 288 (уведомление).
По факту задержки вагонов составлены акты общей формы N N 2/2447, 2/2448, 2/2449 от 31.07.2015, NN 2/2506, 2/2507, 2/2508 от 08.08.2015.
08.08.2015 на основании приказа N 4384 ранее задержанные на станции 29 вагонов были подняты для отправления на станцию назначения.
Извещением об отправлении ранее задержанных вагонов в пути следования N 304 (уведомление) от 08.08.2015 АО "ПГК" сообщено об отправке ранее задержанных 29 вагонов.
08.08.2015 29 задержанных вагонов на станции Инза прибыли на станцию Сызрань- 1 (станция назначения), из них 28 с просроченным сроком доставки.
По факту задержки вагонов на станции Инза в период с 31.07.2015 по 08.08.2015 после прибытия вагонов на станцию назначения - Сызрань-1 составлен акт общей формы N 05/1979 от 08.08.2015, согласно которому время простоя на ст. Инза составило 190 часов.
По накладным 01134260, ЭГ509958, ЭГ413976, ЭГ129795, ЭГ414207, 01134275, ЭГ225100, ЭВ702787, 01125008, 01125009, 01125007, 01125010, 01134260, ЭГ509958 на станции Сызрань-1 в адрес АО "ПГК" 08.08.2015 прибыло 42 порожних цистерн, из них 1 с просроченным сроком доставки.
В связи с занятостью путей ППС (промывочно-пропарочной станции) на основании приказа N 4722 от 07.08.2015 перевозчик задержал на станции Инза продвижение 42 порожних вагонов в связи с занятостью путей ст. Сызрань-1 и путей необщего пользования - АО "ПГК" вагонами, прибывшими в адрес ответчика.
08.08.2015 АО "ПГК" было направлено извещение о задержке 42 вагонов в пути следования N 302 (уведомление).
По факту задержки вагонов составлены акты общей формы N 2/2504 от 07.08.2015, N 2/2510 от 08.08.2015. 08.08.2015 на основании приказа N 4385 ранее задержанные на станции Инза 42 вагона подняты для отправления на станцию назначения.
Извещением об отправлении ранее задержанных вагонов в пути следования N 305 (уведомление) от 08.08.2015 АО "ПГК" было сообщено об отправке ранее задержанных 42 вагонов.
10.08.2015 42 задержанных вагона на ст. Инза прибыли на станцию Сызрань-1 (станция назначения), из них 1 с просроченным сроком доставки.
По факту задержки вагонов на станции Инза в период с 07.08.2015 по 08.08.2015.
После прибытия вагонов на станцию назначения - Сызрань-1 составлен акт общей формы N 05/1972 от 10.08.2015, согласно которому время простоя на ст. Инза составило 10 часов.
По накладным 300948, ЭГ337435, ЭГЗ12331, 300946, 300945, ЭГ442646, 300941, 300939, ЭГ338285, 300938, ЭГ309080, С0134000, ЭГ426445, ЭГ408933, ЭГ363924, 300934, 300928, ЭГ179245, 300923, 300509, ЭГ3001317, ЭГ276895, 300917, ЭГ427385, 300914, ЭГ497225, 300909, ЭГ460822, 300904, 300903, 300901, ЭГ337435, 300895, 750081, 300888, ЭГ418449, 300887, ЭГ276895, ЭГ245532, 20149930, ЭГ556323, ЭГ473429 на ст. Сызрань-1 в адрес АО "ПГК" 10.08.2015 прибыло 53 порожних цистерны, из 28 с просроченным сроком доставки.
В связи с занятостью путей ППС (промывочно-пропарочной станции) на основании приказа N 4663 от 06.08.2015 перевозчик задержал на станции Инза продвижение 53 порожних вагонов в связи с занятостью путей станции Сызрань-1 и путей необщего пользования - АО "ПГК" вагонами, прибывшими в адрес ответчика.
07.08.2015 АО "ПГК" было направлено извещение о задержке 53 вагонов в пути следования N 299 (уведомление).
По факту задержки вагонов составлены акты общей формы N N 2/2491, 2/2493, 2/2494 от 06.08.2015, NN 2/2522, 2/2524, 2/2525 от 10.08.2015.
10.08.2015 на основании приказа N 4462 ранее задержанные на ст. Инза 53 вагона были подняты для отправления на станцию назначения.
Извещением об отправлении ранее задержанных вагонов в пути следования N 308 (уведомление) от 10.08.2015 АО "ПГК" сообщено об отправке ранее задержанных 53 вагонов.
10.08.2015 53 задержанных вагонов на станции Инза прибыли на станцию Сызрань- 1 (станция назначения), из них 28 с просроченным сроком доставки.
По факту задержки вагонов на станции Инза в период с 06.08.2015 по 10.08.2015, после прибытия вагонов на станцию назначения - Сызрань-1 составлен акт общей формы N 05/1981 от 10.08.2015, согласно которому время простоя на ст. Инза составило 93 часа.
Из анализа занятости путей необщего пользования ОАО "ПГК" на станции Сызрань-1, составленного на основании памяток приемосдатчиков, которые подписаны обеими сторонами без разногласий, подтверждает тот факт, что АО "ПГК" в период с 29.07.2015 по 10.08.2015 систематически нарушало технологическое время на обработку вагонов, предусмотренное пунктом 16 договора N 67124 от 21.05.2016.
Занятость путей необщего пользования на станции Сызрань-1 подтверждена памятками приемосдатчиков, которые подписаны обеими сторонами, а занятость путей станции - актами общей формы.
В связи с нарушением АО "ПГК" технологического времени на обработку вагонов, предусмотренного пунктом 16 договора N 6/124 от 21.05.2016, пути необщего пользования ответчика были постоянно заняты, 233 вагона задержаны на промежуточных станциях Балашейка, Рачейка, Инза, вследствие чего 80 вагонов из задержанных прибыли на станцию назначения с просроченным сроком доставки.
На основании статьи 39 Устава и Тарифного руководства (утвержденного приказом ФСТ N 127-т/1 от 29.04.2015) истец начислил ответчику плату за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования.
По расчетам ОАО "РЖД" плата за время нахождения 80 вагонов на путях общего пользования промежуточных станций Балашейка, Рачейка, Инза, и прибывших с просроченным сроком доставки, составила с учетом НДС 146 318,82 руб.
Претензией N 3556 от 01.07.5016 истец предлагал ответчику оплатить начисленную сумму добровольно.
Указанная претензия была оставлена ответчиком без удовлетворения, что послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, судебные инстанции правомерно руководствовались следующим.
В соответствии с частями 11, 12 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) в редакции Федерального закона от 31.12.2014 N 503-ФЗ за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени:
ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров;
нахождения вагонов под таможенными операциями, в том числе при выполнении работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора), свыше сроков, установленных для выполнения указанных операций правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом;
задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (далее - расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом;
задержки вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой свыше технологического времени, установленного договорами для выполнения указанных операций.
Если в указанных в части одиннадцатой настоящей статьи случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе акты общей формы, условия договора от 21.05.2015 N 6/124 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования АО "ПГК" при станции Сызрань-1 по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями статей 36, 39 Устава в редакции Федерального закона от 31.12.2014 N 503-ФЗ, пунктом 3.6 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N26, разделом 3 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N45, судебные инстанции пришли к правомерному выводу о доказанности факта несоблюдения ответчиком условий договора, что привело к простою вагонов на путях общего пользования (станция Сызрань-1) по причинам, зависящим от ответчика (грузополучателя), в связи с чем обязан последний уплатить плату, предусмотренную пунктом 18.3.3 договора.
Представленные в материалы дела акты общей формы соответствуют требованиям, установленным Правилами N 45.
При таких обстоятельствах и в соответствии с условиями договора и названными нормами права, судебные инстанции правомерно удовлетворили заявленные исковые в полном объеме.
Доводы кассационной жалобы о том, что судебными инстанциями неправильно применен пункт 22.1 Правил приема груза к перевозке железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 N 28, основан на неверном толковании норм права.
В соответствии с пунктом 22.1 Правил приема груза к перевозке железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 N 28 перевозчик при приеме собственного порожнего вагона для перевозки может представить отправителю мотивированный отказ с указанием технических и/или технологических причин отказа.
Согласно пункту 22.1 Правил приема груза к перевозке перевозчик рассматривает возможность осуществления такой перевозки с владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, по которым будет осуществляться перевозка собственного порожнего вагона, исходя из технических и/или технологических возможностей железнодорожной станции, на которой предполагается прием собственного порожнего вагона к перевозке, а также с учетом иных обстоятельств, влияющих на возможность осуществления перевозки
Таким образом, перевозчик, принимая к перевозке вагон, должен оценить возможности только станции, где принимается вагон к перевозке (станции отправления).
Каких либо указаний о наличии технических и технологических оснований со стороны перевозчика для неприёма вагонов ответчика к перевозке не представлено.
Все необходимые действия, предусмотренные пунктом 22.1 Правил приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом (приказ Минтранса N 258 от 03.10.2011), со стороны Перевозчика были выполнены. Вагоны были приняты к перевозке, поскольку на момент приема груза к перевозке не имелось никаких технических и технологических оснований со стороны перевозчика препятствующих перевозке вагонов.
Доводы кассационной жалобы о том, что ответчик не был извещен о готовности спорных вагонов к подаче, являются несостоятельными.
Материалами дела подтверждается факт уведомления ответчика истцом о времени подачи спорных вагонов в установленном законом и договором порядке.
Переоценка установленных по делу фактических обстоятельств согласно главе 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
При указанных обстоятельствах обжалуемые судебные акты приняты при правильном применении норм материального и процессуального права, оснований для их отмены не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 19.06.2017 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2017 по делу N А55-19284/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
В.В. Александров |
Судьи |
И.Р. Нагимуллин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе акты общей формы, условия договора от 21.05.2015 N 6/124 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования АО "ПГК" при станции Сызрань-1 по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями статей 36, 39 Устава в редакции Федерального закона от 31.12.2014 N 503-ФЗ, пунктом 3.6 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N26, разделом 3 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N45, судебные инстанции пришли к правомерному выводу о доказанности факта несоблюдения ответчиком условий договора, что привело к простою вагонов на путях общего пользования (станция Сызрань-1) по причинам, зависящим от ответчика (грузополучателя), в связи с чем обязан последний уплатить плату, предусмотренную пунктом 18.3.3 договора.
...
Доводы кассационной жалобы о том, что судебными инстанциями неправильно применен пункт 22.1 Правил приема груза к перевозке железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 N 28, основан на неверном толковании норм права.
В соответствии с пунктом 22.1 Правил приема груза к перевозке железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 N 28 перевозчик при приеме собственного порожнего вагона для перевозки может представить отправителю мотивированный отказ с указанием технических и/или технологических причин отказа."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 18 января 2018 г. N Ф06-28257/17 по делу N А55-19284/2016