г. Казань |
|
29 января 2018 г. |
Дело N А65-11497/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 января 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ольховикова А.Н.,
судей Егоровой М.В., Логинова О.В.,
при участии представителей:
заявителя - Мэссэровой А.Г. (доверенность от 12.01.2018),
ответчика - Фруэнтовой Э.Ф. (доверенность от 18.07.2017 N 2.4-0-25/015027),
третьего лица - Фруэнтовой Э.Ф. (доверенность от 11.07.2017 N 2.1-0-39/46),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны Республики Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.07.2017 (судья Минапов А.Р.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2017 (председательствующий судья Кувшинов В.Е., судьи Бажан П.В., Засыпкина Т.С.)
по делу N А65-11497/2017
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ПАК-Инвест" (ОГРН 1131650009150, ИНН 1650264404, г. Казань) к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны Республики Татарстан (ОГРН 1041616098974, ИНН 1650040002, Республика Татарстан, г. Набережные Челны), третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г. Казань, о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ПАК-Инвест" (далее - общество, ООО "ПАК-Инвест") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны Республики Татарстан (далее - налоговый орган, ИФНС России по г. Набережные Челны РТ, инспекция) о признании незаконным и отмене решения от 20.10.2017 N 1660.
Определением суда первой инстанции, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено - Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан (далее - УФНС России по РТ).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.07.2017 по делу N А65-11497/2017, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2017, заявленные требования удовлетворены. Суд признал недействительным решение ИФНС России по г. Набережные Челны РТ от 20.10.2016 N 1660, как несоответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации (далее - Кодекс).
В кассационной жалобе ИФНС России по г. Набережные Челны РТ просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в судебном заседании объявлялся перерыв с 18.01.2018 до 09 часов 30 минут 23.01.2018.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителей сторон, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, заявитель с момента регистрации организации (28.05.2013) применял упрощенную систему налогообложения (доходы 6%). С 01.01.2015 заявитель перешел на общую систему налогообложения, уведомив об этом налоговый орган 12.01.2015.
20.04.2016 ООО "ПАК-Инвест" представлена в налоговый орган первичная налоговая декларация по налогу на прибыль за 2015 год.
По результатам камеральной налоговой проверки инспекцией составлен акт от 03.08.2016 N 1406 и вынесено решение от 20.10.2016 N 1660 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В ходе проведения камеральной налоговой проверки данной декларации установлено, что заявителем 29.12.2014 получены субсидии из федерального бюджета в размере 42 500 000 руб. (без налога на добавленную стоимость (далее - НДС) и из регионального бюджета в размере 4 498 455 руб. (без НДС), всего на сумму 46 998 455 руб. (без НДС).
Полученные в качестве субсидии денежные средства в полном объеме были перечислены заявителем 29.12.2014 акционерному обществу "Лизинговая компания "КАМАЗ" (далее - лизинговая компания) в соответствии с пунктом 2.1 договора лизинга от 29.12.2014 N Л-21007/14/ЛК: в сумме 44 085 108 руб. 90 коп. в счет погашения авансового платежа по договору лизинга, в сумме 2 913 346 руб. 10 коп. - в счет возмещения расходов по договору лизинга.
Поскольку автотранспортные средства получены 30.07.2015, ООО "ПАК-Инвест" расходы по уплате лизинговых платежей в адрес лизингодателя АО "Лизинговая компания "КАМАЗ" начинает нести в августе 2015 года, инспекция посчитала, что субсидия должна учитываться налогоплательщиком в составе внереализационных доходов 2015 года, в связи с чем доначислила налог на прибыль.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан (далее - Управление) от 21.02.2017 N 2.14-0-18/005228@ апелляционная жалоба общества оставлена без удовлетворения.
Заявитель, не согласившись с оспариваемым решением налогового органа, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды, удовлетворяя заявленные требования, исходили из следующего.
В соответствии со статьей 247 Кодекса объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 Кодекса.
Пунктом 1 статьи 248 Кодекса определено, что в целях главы 25 Кодекса к доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (далее - доходы от реализации), внереализационные доходы.
При определении доходов из них исключаются суммы налогов, предъявленные в соответствии с Кодексом налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав). Доходы определяются на основании первичных документов и других документов, подтверждающих полученные налогоплательщиком доходы, и документов налогового учета.
Согласно статье 249 Кодекса в целях главы 25 Кодекса доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.
Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах. В зависимости от выбранного налогоплательщиком метода признания доходов и расходов поступления, связанные с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, признаются для целей указанной главы в соответствии со статьей 271 или статьей 273 Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 252 Кодекса налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов, под которыми признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
В силу подпункта 10 пункта 1 статьи 264 Кодекса к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся арендные (лизинговые) платежи за арендуемое (принятое в лизинг) имущество, а также расходы на приобретение имущества, переданного в лизинг.
Согласно пункту 10 статьи 258 Кодекса имущество, полученное (переданное) в финансовую аренду по договору лизинга, включается в соответствующую амортизационную группу (подгруппу) той стороной, у которой данное имущество должно учитываться в соответствии с условиями договора лизинга.
Первоначальной стоимостью имущества, являющегося предметом лизинга, в силу пункта 1 статьи 257 Кодекса, признается сумма расходов лизингодателя на его приобретение, сооружение, доставку, изготовление и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов в соответствии с Кодексом.
При этом первоначальная стоимость объектов основных средств включается в расходы через амортизационные отчисления (подпункт 3 пункта 2 статьи 253 Кодекса).
Как установлено судами, заявителем 29.12.2014 получены субсидии из федерального бюджета в размере 42 500 000 руб. (без НДС) и из регионального бюджета в размере 4 498 455 руб. (без НДС), всего на сумму 46 998 455 руб. (без НДС) на основании постановления Исполнительного комитета муниципального образования города Набережные Челны от 29.12.2014 N 8262, а также договора от 29.12.2014 N 13-ф о предоставлении субсидии на финансовое обеспечение (возмещение) затрат, связанных с закупкой автобусов и техники для жилищно-коммунального хозяйства, работающих на газомоторном топливе в рамках программы "Автомобильная промышленность" государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности".
Полученные в качестве субсидии денежные средства в полном объеме были перечислены заявителем 29.12.2014 акционерному обществу "Лизинговая компания "КАМАЗ" (далее - лизинговая компания) в соответствии с пунктом 2.1 договора лизинга от 29.12.2014 N Л-21007/14/ЛК, предметом которого является передача заявителю в лизинг пригородных автобусов НефАЗ 5299-11-31 в количестве 17 штук общей стоимостью 89 969 610 руб. Согласно пункту 9.2 договора общий размер лизинговых платежей составляет 127 979 808 руб. 39 коп., из которых лишь 10 030 руб. составляют выкупную стоимость лизингового имущества.
Автотранспортные средства получены 30.07.2015. Приобретенные в лизинг автотранспортные средства за весь период финансовой аренды использовались заявителем для извлечения дохода.
Выводы налогового органа о необходимости включения субсидий в налоговую базу по налогу на прибыль за 2015 год суды признали неправомерными.
Как верно указали суды, в 2014 году заявитель применял упрощенную систему налогообложения, порядок признания доходов и расходов в рассматриваемом случае подлежит регулированию статьей 346.17 Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 346.17 Кодекса доходы налогоплательщика при упрощенной системе налогообложения подлежат определению по кассовому методу, то есть исходя из даты поступления денежных средств.
Применительно к расходам пунктом 2 статьи 346.17 Кодекса определено, что расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты. При этом материальные расходы учитываются в составе расходов в момент погашения задолженности путем списания денежных средств с расчетного счета налогоплательщика, выплаты из кассы, а при ином погашении - в момент такого погашения.
Учитывая, что субсидии были получены и израсходованы заявителем в декабре 2014 года, учет поступления и выплаты денежных средств должен производиться также в 2014 году, а не в 2015 году после перехода заявителя на общую систему налогообложения.
Данные денежные средства выплачены лизинговой компании авансом в счет уплаты лизинговых платежей, что соответствует условиям договора лизинга и со стороны налогового органа не опровергнуто.
Суды правомерно отклонили ссылку налогового органа на пункт 4.3 статьи 271 Кодекса (в редакции по состоянию на 31.12.2014).
Указанная правовая норма регулирует обязательства налогоплательщика при общем режиме налогообложения, который применяется заявителем начиная с 01.01.2015. В момент же получения и расходования субсидии в 2014 году заявитель применял режим упрощенной системы налогообложения.
Отклоняя доводы налогового органа на наличие оборотно-сальдовой ведомости ООО "ПАК-Инвест" по счету 20 за 2015 год, суды обоснованно отметили, что данный документ не отражен ни в акте проверки, ни в решении налогового органа.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды пришли к обоснованному выводу о наличии совокупности оснований для признания оспариваемого решения инспекции недействительным.
Выводы судов основаны на полном, всестороннем и объективном исследовании фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств и не противоречат им.
Доводы кассационной жалобы повторяют ранее приведенные аргументы, которые были рассмотрены и получили надлежащую правовую оценку судов. Эти доводы не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.07.2017 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2017 по делу N А65-11497/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.Н. Ольховиков |
Судьи |
М.В. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Первоначальной стоимостью имущества, являющегося предметом лизинга, в силу пункта 1 статьи 257 Кодекса, признается сумма расходов лизингодателя на его приобретение, сооружение, доставку, изготовление и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов в соответствии с Кодексом.
При этом первоначальная стоимость объектов основных средств включается в расходы через амортизационные отчисления (подпункт 3 пункта 2 статьи 253 Кодекса).
...
Как верно указали суды, в 2014 году заявитель применял упрощенную систему налогообложения, порядок признания доходов и расходов в рассматриваемом случае подлежит регулированию статьей 346.17 Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 346.17 Кодекса доходы налогоплательщика при упрощенной системе налогообложения подлежат определению по кассовому методу, то есть исходя из даты поступления денежных средств.
Применительно к расходам пунктом 2 статьи 346.17 Кодекса определено, что расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты. При этом материальные расходы учитываются в составе расходов в момент погашения задолженности путем списания денежных средств с расчетного счета налогоплательщика, выплаты из кассы, а при ином погашении - в момент такого погашения.
...
Суды правомерно отклонили ссылку налогового органа на пункт 4.3 статьи 271 Кодекса (в редакции по состоянию на 31.12.2014)."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 29 января 2018 г. N Ф06-28357/17 по делу N А65-11497/2017