г. Казань |
|
31 января 2018 г. |
Дело N А57-6328/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 января 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Логинова О.В.,
судей Егоровой М.В., Ольховикова А.Н.,
при участии представителя:
ответчика - Шакуровой Г.В., доверенность от 22.01.2018,
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Саратовской таможни
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 01.08.2017 (судья Огнищева Ю.П.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2017 (председательствующий судья Комнатная Ю.А., судьи Кузьмичев С.А., Смирников А.В.)
по делу N А57-6328/2017
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Маяк-Техноцелл", г. Пенза (ОГРН 1065834025542, ИНН 5834035232), заинтересованное лицо: Саратовская таможня, г. Саратов (ОГРН 1036405207046, ИНН 6452016790) об обязании возвратить излишне уплаченные таможенные платежи,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Маяк-Техноцелл" (далее - заявитель, ООО "Маяк-Техноцелл", общество) с заявлением (с учетом уточнения) об обязании Саратовской таможни (далее - таможенный орган) возвратить ООО "Маяк-Техноцелл" излишне уплаченные таможенные платежи в размере 1 906 010,72 руб., в том числе 398 747,02 руб. таможенной пошлины и 1 507 263,70 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС).
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 01.08.2017 заявленные требования удовлетворены. Суд обязал Саратовскую таможню возвратить ООО "Маяк-Техноцелл" излишне уплаченные таможенные платежи в сумме 1 906 010,72 руб., в том числе 398 747,02 руб. таможенной пошлины и 1 507 263,70 руб. НДС.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2017 решение Арбитражного суда Саратовской области от 01.08.2017 оставлено без изменения.
Таможенный орган, не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить вышеуказанные судебные акты, в удовлетворении требований ООО "Маяк-Техноцелл" отказать в полном объеме.
Представитель таможенного органа в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Общество в судебное заседание своего представителя не направило, о месте и времени судебного заседания извещено надлежащим образом.
До судебного заседания от общества поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя.
В соответствии со статьями 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебная коллегия рассмотрела кассационную жалобу без участия общества.
Согласно статье 286 АПК РФ кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых арбитражными судами первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ, правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права, а также соответствие выводов судов имеющимся в материалах дела доказательствам, Арбитражный суд Поволжского округа не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ООО "Маяк-Техноцелл" на основании договора от 31.08.2011 N 04-386, заключенного с KRONOS TITAN, Германия осуществляло декларирование товара по декларациям на товар (далее - ДТ) 10413090/170214/0000500, 10413090/170214/0000499, 10413090/200214/0000567, 10413090/200214/0000580. Общество ввезло на таможенную территорию Российской Федерации товар - пигмент на основе диоксида титана.
По данным декларациям заявитель в пользу таможни платежными поручениями от 13.02.2014 N 364, от 13.02.2014 N 365 были уплачены таможенные платежи и налоги в сумме 1 906 010,72 руб., из которых: таможенные платежи - 398 747,02 руб., НДС - 1 507 263,70 руб.
После выпуска товаров по указанным декларациям при входном контроле на предприятии выяснилось, что товар не отвечает условиям договора, в связи с чем обществом была направлена претензия поставщику, а товар был возвращен по процедуре реэкспорта по ДТ: 10413090/160414/0001345, 10413090/160414/0001337, 10413090/170414/0001354, 10413090/160414/0001339.
Товары, помещенные под таможенную процедуру реэкспорта, были вывезены 20.04.2014, что отражено в международных товарно-транспортных накладных, декларациях от 16.04.2014, от 17.04.2014 и подтверждено таможней.
В связи с вывозом товара по таможенной процедуре реэкспорта общество обратилось в Саратовскую таможню с заявлениями от 30.12.2015 о возврате излишне уплаченных сумм пошлин и налога.
Письмом от 29.01.2016 N 03-01-27/01209 таможня отказала в возврате сумм таможенных пошлин, налогов в связи с пропуском обществом установленного частью 2 статьей 148 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон о таможенном регулировании) годичного срока подачи заявления.
Отказ в возврате излишне уплаченных таможенных платежей послужил основанием для обращения с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций, учитывая то, что общий трехгодичный срок исковой давности в рассматриваемом случае заявителем не пропущен; требование о возврате таможенных платежей возникло в связи с таможенной процедурой реэкспорта, пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Судебная коллегия считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права.
Статьей 296 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) определено содержание таможенной процедуры реэкспорта, согласно которому реэкспорт - таможенная процедура, при которой товары, ранее ввезенные на таможенную территорию Таможенного союза, либо продукты переработки товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, вывозятся с этой территории без уплаты и (или) с возвратом уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.
Под таможенную процедуру реэкспорта могут помещаться, в частности, товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, если эти товары возвращаются по причине неисполнения условий внешнеэкономической сделки, в том числе по количеству, качеству, описанию или упаковке (пункт 2 статьи 297 ТК ТС).
Статьей 301 ТК ТС предусмотрено, что в отношении товаров, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 297 названного Кодекса, помещенных под таможенную процедуру реэкспорта и фактически вывезенных с таможенной территории Таможенного союза, производится возврат (зачет) уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов в соответствии с главой 13 названного Кодекса (возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств (денег)).
Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов Таможенного союза (часть 2 статьи 90 ТК ТС).
Согласно статье 291 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон о таможенном регулировании) в отношении товаров, ранее помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления и помещаемых под таможенную процедуру реэкспорта в соответствии с условиями, установленными подпунктом 2 статьи 297 ТК ТС, и фактически вывезенных за пределы таможенной территории Таможенного союза, производится возврат (зачет) уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов в порядке, установленном главой 17 названного Закона (возврат (зачет) таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств).
Указанной главой Закона о таможенном регулировании предусмотрены правила возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств (статья 147), а также иные случаи возврата таможенных пошлин, налогов (пункты 1 - 6 части 1 статьи 148).
Возврат таможенных пошлин, налогов в случаях, указанных в части 1 названной статьи, производится при подаче заявления об этом не позднее одного года со дня, следующего за днем наступления обстоятельств, влекущих за собой возврат уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов, в соответствии с названной статьей применительно к возврату излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей. При этом положения части 9 статьи 147 названного Закона не применяются (часть 2 статьи 148).
Из системного анализа вышеуказанных норм права следует, что для реализации предусмотренного частью 1 статьи 148 Закона о таможенном регулировании права на возврат сумм таможенных платежей необходимо письменное заявление плательщика указанных сумм, которое должно быть подано не позднее одного года со дня наступления одного из обстоятельств, перечисленных в пунктах 1 - 6 части 1 статьи 148 Закона о таможенном регулировании.
Суд кассационной инстанции признает обоснованными выводы судов о том, что в рассматриваемой ситуации днем наступления обстоятельств, влекущих за собой возврат уплаченных сумм таможенных платежей, признается дата помещения товаров под таможенную процедуру реэкспорта в соответствии с условиями, установленными подпунктом 2 статьи 297 ТК ТС.
Для реализации права на возврат ранее уплаченных таможенных платежей таможенным органом общество должно было в течение одного года с даты помещения товара под таможенную процедуру реэкспорта (20.04.2014) фактически вывезти товар с таможенной территории Таможенного союза и подать заявление по установленной форме.
Как верно указали суды, поскольку соответствующее заявление было представлено обществом в таможню 30.12.2015, у таможенного органа не имелось оснований для возврата уплаченных таможенных платежей.
Законом о таможенном регулировании установлена административная процедура возврата таможенных платежей, налогов в случае их излишней уплаты (излишнего взыскания), а также уплаты в отсутствие законных оснований, и предусмотрены сроки на реализацию лицами своих прав во внесудебной процедуре, то есть путем обращения с соответствующим заявлением в таможенный орган.
Вместе с тем закрепление в данном Законе сроков для возврата таможенных пошлин, налогов не препятствует лицу в случае их пропуска обратиться в суд с иском о возврате из бюджета излишне уплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства.
При этом, в отсутствии в таможенном законодательстве положений, устанавливающих срок на обращение в суд с требованием о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей и налогов, такое требование подлежит рассмотрению с применением общих правил исчисления срока исковой давности (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации) и продолжительности срока исковой давности в три года (статья 196 Гражданского кодекса Российской Федерации).
На необходимость применения данного срока в публичных правоотношениях неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации (определения от 21.06.2001 N 173-О, от 03.07.2008 N 630-О-П).
Кроме того, судами правомерно принято во внимание разъяснения, данные в пункте 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" разъяснено, что пропуск установленного частью 2 статьи 148 Закона о таможенном регулировании сокращенного срока обращения в таможенный орган за возвратом таможенных платежей в случаях, не связанных с их излишним внесением в бюджет, не препятствует заинтересованному лицу в защите своего права путем обращения в суд с отдельным имущественным требованием о возложении на таможенный орган обязанности по возврату соответствующих сумм из бюджета, если при этом не истек общий срок исковой давности, составляющий три года.
С учетом изложенного, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, фактические обстоятельства, представленные в материалы дела доказательства, доводы и возражения сторон в их взаимосвязи и совокупности, а также учитывая то, что право на возврат уплаченных таможенных платежей по спорной таможенной декларации возникло у общества на следующий день после даты помещения товара под таможенную процедуру реэкспорта, то есть 21.04.2014, а в арбитражный суд с имущественным требованием оно обратилось 31.03.2017, заявление подано в пределах общего трехгодичного срока исковой давности, суды пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, тождественны тем доводам, которые являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у кассационной инстанции отсутствуют.
По существу доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке выводов судов, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 АПК РФ не допускается в суде кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 01.08.2017 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2017 по делу N А57-6328/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
О.В. Логинов |
Судьи |
М.В. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На необходимость применения данного срока в публичных правоотношениях неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации (определения от 21.06.2001 N 173-О, от 03.07.2008 N 630-О-П).
Кроме того, судами правомерно принято во внимание разъяснения, данные в пункте 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" разъяснено, что пропуск установленного частью 2 статьи 148 Закона о таможенном регулировании сокращенного срока обращения в таможенный орган за возвратом таможенных платежей в случаях, не связанных с их излишним внесением в бюджет, не препятствует заинтересованному лицу в защите своего права путем обращения в суд с отдельным имущественным требованием о возложении на таможенный орган обязанности по возврату соответствующих сумм из бюджета, если при этом не истек общий срок исковой давности, составляющий три года."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 31 января 2018 г. N Ф06-28311/17 по делу N А57-6328/2017