г. Казань |
|
31 января 2018 г. |
Дело N А65-5726/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 января 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ольховикова А.Н.,
судей Егоровой М.В., Логинова О.В.,
при участии представителей:
заявителя - Разумовой О.А. (доверенность от 09.01.2018), Гилязева И.А. (сведения из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 23.01.2018)
ответчика - Дубровиной Е.О. (доверенность от 09.01.2018 N АГ-02/16), Гарраповой Г.И. (доверенность от 09.01.2018 N АГ-02/15),
в отсутствие:
третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.07.2017 (судья Хафизов И.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2017 (председательствующий судья Юдкин А.А., судьи Попова Е.Г., Семушкин В.С.)
по делу N А65-5726/2017
по заявлению муниципального унитарного предприятия г. Набережные Челны "Управляющая компания Центральный" (ИНН 1650302868, ОГРН 1151650003086), г. Набережные Челны, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (ИНН 1653003714, ОГРН 1021602866405), г. Казань, при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, акционерного общества "Татэнергосбыт", Иконниковой Елены Александровны, о признании незаконными решения и предписания.
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие города Набережные Челны "Управляющая компания Центральный" (далее - МУП "УК Центральный") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - Татарстанское УФАС России, антимонопольный орган) по делу от 30.12.2016 N 05-216/2016.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены акционерное общество "Татэнергосбыт", Иконникова Елена Александровна.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.07.2017, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2017, требования МУП "УК Центральный" удовлетворены, оспариваемые решение и предписание Татарстанского УФАС России по делу от 30.12.2016 N 05-216/2016 признаны незаконными.
В кассационной жалобе УФАС России по РТ просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом извещены.
В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), жалоба рассматривается в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителей сторон, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, на основании обращения ИП Иконниковой Е.А. на действия МУП "УК Центральный", УФАС России было возбуждено дело N 05-216/2016 по признакам нарушения МУП "УК Центральный" пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
30.12.2016 антимонопольным органом по результатам рассмотрения материалов дела о нарушении антимонопольного законодательства N 05-216/2016 было принято решение, в соответствии с которым в действиях МУП "УК Центральный" установлено нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившееся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при взимании платы за предоставление коммунальной услуги (электроэнергии) на общедомовые нужды.
МУП "УК Центральный" предписано прекратить нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при взимании платы за предоставление коммунальной услуги (электроэнергии) на общедомовые нужды собственникам (пользователям) нежилых помещений в многоквартирных домах, управление которыми осуществляет МУП "УК Центральный".
Не согласившись с решением и предписанием антимонопольного органа от 30.12.2016 N 05-216/2016, МУП "УК Центральный" обратилось в арбитражный суд с требованиями о признании их незаконными.
Удовлетворяя заявленные требования, суды руководствовались следующим.
Согласно пункту 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции установлен запрет на совершение действий (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимо доказать, что на соответствующем товарном рынке он занимает доминирующее положение, совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением, и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению прав других лиц.
Как установлено судами, между МУП "УК Центральный" ИП Иконниковой Е.А. заключен агентский договор от 05.06.2015, в целях создания благоприятных и безопасных условий для экономической/хозяйственной деятельности, осуществляемой в нежилом помещении по адресу: Республика Татарстан, г. Набережные Челны, пр. Чулман, д. 50.
В свою очередь, между АО "Татэнергосбыт" и МУП "УК Центральный" заключен договор энергоснабжения (от 01.07.2015 N 6126Э), в целях оказания коммунальной услуги электроснабжения собственникам жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах, управление которыми осуществляет МУП "УК Центральный".
При расчете платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды потребителю в нежилом помещении, используются цены (тарифы), установленные для населения (абзац 3 пункта 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) в редакции Постановления Правительства РФ от 29.06.2016 N 603).
На основании счетов на оплату коммунальных услуг, выставленных МУП "УК Центральный" для оплаты ИП Иконниковой Е.А., антимонопольный орган пришел к выводу о неправомерном превышении размера тарифа, утвержденного Государственным комитетом Республики Татарстан по тарифам, за октябрь на 4,50 руб., за период с ноября 2015 по апрель 2016 на 3,51 руб.
Признавая необоснованными выводы антимонопольного органа, суды указали, что указанная выше редакция пункта 44 Правил N 354, согласно которой расчеты производятся по тарифам, установленным для населения, применяются только с 01.07.2016 (в соответствии с пунктом 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N603) и не может распространяться на отношения, имевшие место в период с 01.10.2015 по 30.04.2016.
Также судами дана надлежащая правовая оценка выводам антимонопольного органа относительно выставления счетов с применением расчета по неурегулированным тарифам.
Суды учитывали, что в соответствии с заключенным договором энергоснабжения от 01.07.2015 N 6126Э между МУП "УК Центральный" и АО "Татэнергосбыт", заявитель является исполнителем, а не поставщиком данных услуг. В этой связи в рассматриваемом случае, согласно пункту 38 Правил N 354, при расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды пришли к обоснованному выводу о наличии совокупности оснований для признания оспариваемого решения Управления недействительным.
Выводы судов основаны на полном, всестороннем и объективном исследовании фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств и не противоречат им.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.07.2017 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2017 по делу N А65-5726/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.Н. Ольховиков |
Судьи |
М.В. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Признавая необоснованными выводы антимонопольного органа, суды указали, что указанная выше редакция пункта 44 Правил N 354, согласно которой расчеты производятся по тарифам, установленным для населения, применяются только с 01.07.2016 (в соответствии с пунктом 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N603) и не может распространяться на отношения, имевшие место в период с 01.10.2015 по 30.04.2016.
...
Суды учитывали, что в соответствии с заключенным договором энергоснабжения от 01.07.2015 N 6126Э между МУП "УК Центральный" и АО "Татэнергосбыт", заявитель является исполнителем, а не поставщиком данных услуг. В этой связи в рассматриваемом случае, согласно пункту 38 Правил N 354, при расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 31 января 2018 г. N Ф06-28773/17 по делу N А65-5726/2017