г. Казань |
|
01 февраля 2018 г. |
Дело N А12-22851/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 февраля 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ольховикова А.Н.,
судей Егоровой М.В., Логинова О.В.,
при участии представителей:
заявителя - Абрамовой К.В. (доверенность от 03.03.2017 N 11Д),
ответчика - Змеева С.Н. (доверенность от 29.08.2017 N 6765),
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе г. Волгограда
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 11.08.2017 (судья Пильник С.Г.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2017 (председательствующий судья Смирников А.В., судьи Землянникова В.В., Кузьмичев С.А.)
по делу N А12-22851/2017
по заявлению администрации Центрального района Волгограда (г. Волгоград, ОГРН 1023403443579, ИНН 3444048169) к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе г. Волгограда (г. Волгоград, ОГРН 1023403449673, ИНН 3444091238) о признании недействительным ненормативного акта,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилась Администрация Центрального района Волгограда (далее - Администрация) с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе г. Волгограда (далее - Управление Пенсионного фонда) от 21.06.2017 N 1050 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ).
Решением суда первой инстанции от 11.08.2017, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2017, требования заявителя удовлетворены. Суд признал недействительным решение Управления Пенсионного фонда от 21.06.2017 N 1050, обязал орган пенсионного фонда устранить допущенные нарушения прав и законных интересов администрации.
В кассационной жалобе Управление Пенсионного фонда просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебное заседание проведено с использованием систем видеоконференц-связи, организованной Арбитражным судом Волгоградской области.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителей сторон, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Управлением Пенсионного фонда проведена проверка своевременности предоставления Администрацией сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, за январь 2017 года, по результатам которой составлен акт от 24.05.2017 N 1050 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении указанного закона.
В ходе проверки Управлением Пенсионного фонда установлено, что сведения по форме СЗВ-М за январь 2017 года в отношении 2 застрахованных лиц (Горшениной Н.В., Рябчук О.С.) представлены Администрацией с нарушением срока, установленного статьей 11 Закона N 27-ФЗ.
Управлением Пенсионного фонда принято решение от 21.06.2017 N 278 о привлечении Администрации к ответственности по части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, в виде штрафа в сумме 1000 руб.
Несогласие с решением Управления Пенсионного фонда послужило основанием для обращения Администрации в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций установили, что страхователем самостоятельно устранены нарушения, допущенные при предоставлении Администрацией сведений индивидуального (персонифицированного) учета, и пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для применения в отношении страхователя санкций, предусмотренных абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 8 Закона N 27-ФЗ страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
В соответствии с пунктом 2 данной статьи сведения, предусмотренные пунктом 2 статьи 6 данного Закона, представляются в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с утверждаемыми им в установленном порядке формами документов и инструкциями.
В соответствии со статьей 15 Закона N 27-ФЗ страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные этим законом. Страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров (часть 1 статьи 11 Закона N 27-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ (изменения в части срока предоставления сведений от 01.01.2017) плательщики страховых взносов ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчётным периодом - месяцем, представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов сведения о каждом работающем у него застрахованном лице (далее - форма СЗВ-М).
В соответствии с частью 4 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 названного Закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
Таким образом, объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 17 Закона N 27-ФЗ, образует нарушение срока представления сведений в Пенсионный фонд Российской Федерации либо представление неполных (недостоверных) сведений.
Судами установлено, что 13.02.2017 Администрация представила в Управление Пенсионного фонда сведения по форме СЗВ-М за январь 2017 года на 65 застрахованных лиц.
17.02.2017 Администрация подала в Управление Пенсионного фонда дополняющую форму СЗВ-М за январь 2017 года, в которой указала сведения на 2 застрахованных лиц, отсутствующие в исходной форме.
Между тем, статьей 15 Закона N 27-ФЗ также закреплено право страхователя дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п в соответствии с пунктами 2.2 и 4 статьи 11 Закона N 27-ФЗ с 01.04.2016 утверждена форма "Сведения о застрахованных лицах" (СЗВ-М).
В разделе 2 сведений указывается отчетный период, которым в силу пункта 2.2. статьи 11 Закона N 27-ФЗ признается месяц, а в их разделе 3 указывается тип формы.
С 01.01.2017 частью 5 статьи 17 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день считая с даты отправления заказного письма.
В соответствии с пунктом 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н и зарегистрированной в Минюсте России, за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Суды учитывали вышеприведенные нормы права и признал, что страхователь освобождается от ответственности в случае предоставления им в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в орган Пенсионного фонда.
Суды отметили, что в письме Пенсионного фонда Российской Федерации от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ" также указано на возможность не применять финансовые санкции, предусмотренные частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, в случае самостоятельной корректировки страхователем сведений по персонифицированному учету, а также если страхователь в 2-недельный срок исправил обнаруженные территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации ошибки.
Поскольку в рассматриваемом случае страхователь самостоятельно выявил недостатки в представленных сведениях и в течение четырех календарных дней направил дополнительные сведения в адрес органа пенсионного фонда, суды пришли к верному выводу о том, что в действиях Администрации отсутствует состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебных актах, основаны на имеющихся в деле доказательствах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 11.08.2017 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2017 по делу N А12-22851/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.Н. Ольховиков |
Судьи |
М.В. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н и зарегистрированной в Минюсте России, за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
...
Суды отметили, что в письме Пенсионного фонда Российской Федерации от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ" также указано на возможность не применять финансовые санкции, предусмотренные частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, в случае самостоятельной корректировки страхователем сведений по персонифицированному учету, а также если страхователь в 2-недельный срок исправил обнаруженные территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации ошибки.
Поскольку в рассматриваемом случае страхователь самостоятельно выявил недостатки в представленных сведениях и в течение четырех календарных дней направил дополнительные сведения в адрес органа пенсионного фонда, суды пришли к верному выводу о том, что в действиях Администрации отсутствует состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 17 Закона N 27-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 1 февраля 2018 г. N Ф06-28617/17 по делу N А12-22851/2017