г. Казань |
|
08 февраля 2018 г. |
Дело N А57-21125/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 февраля 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Бубновой Е.Н., Хайбулова А.А.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 27.07.2017 (судья Штремплер М.Г.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2017 (председательствующий судья Никольский С.В., судьи Борисова Т.С., Шалкин В.Б.)
по делу N А57-21125/2016
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Центр-Дом", г. Саратов (ОГРН 1106454003370, ИНН 6454101427) к публичному акционерному обществу "Т Плюс", Московская область, Красногорский район, автодорога Балтия (ОГРН 1056315070350, ИНН 6315376946), к муниципальному образованию "Город Саратов" в лице Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов (ОГРН 1026402204950, ИНН 6450049166) о запрете подачи тепловой энергии в горячей воде в многоквартирные дома без циркуляции в тепловых сетях в неотопительный период, с параметрами качества не соответствующими требованиям; а также об обязании восстановить циркуляцию в неотопительный период в тепловых сетях, подающих горячую воду в многоквартирные дома. Третьи лица: Комитет по управлению имуществом муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов; Государственная жилищная инспекция Саратовской области, г. Саратов,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Центр-Дом" (далее - ООО "УК "Центр-Дом", истец) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковыми требованиями, с учетом уточнения, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее- АПК РФ), к муниципальному образованию "Город Саратов" в лице Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - Комитет по ЖКХ), к публичному акционерному обществу "Т Плюс" (далее - ПАО "Т Плюс") об обязании муниципального образования "Город Саратов" в лице Комитета по ЖКХ администрации муниципального образования "Город Саратов" за счет казны муниципального образования "Город Саратов" в течение 6-ти месяцев, с момента вступления решения суда в законную силу, для обеспечения помещений многоквартирных жилых домов бесперебойным горячим водоснабжением с параметрами качества, соответствующими требованиям Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354, и требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09:
- разработать и согласовать проектно-сметную документацию на восстановление внутриквартальных тепловых сетей от ЦТП, расположенных по адресам: г. Саратов, ул. 2-й Детский проезд, д. 9/11 и г. Саратов, ул. Аткарская, д. 12/14, до вводов в жилые дома N 12/14 по ул. Аткарская; N 13/31 по ул. им. Степана Разина; N 52/64 по ул. Клочкова; N 13/17 по 2- му Детскому проезду, с условием обеспечения циркуляции теплоносителя в тепловых сетях;
- разработать и согласовать проектно-сметную документацию на реконструкцию ЦТП, расположенных по адресам: г. Саратов, 2-й Детский проезд, д. 9/11 и г. Саратов, ул. Аткарская, д. 12/14, с условием обеспечения циркуляции теплоносителя в тепловых сетях;
- восстановить внутриквартальные тепловые сети от ЦТП, расположенных по адресам: г. Саратов, 2-й Детский проезд, д. 9/11 и г. Саратов, ул. Аткарская, д. 3 А57-21125/2016 12/14, до вводов в жилые дома N 12/14 по ул. Аткарская; N 13/31 по ул. им. Степана Разина; N 52/64 по ул. Клочкова; N 13/17 по 2-му Детскому проезду, в соответствии с принятыми проектными решениями;
- провести реконструкцию ЦТП, расположенных по адресам: г. Саратов, 2-й Детский проезд, д. 9/11 и г. Саратов, ул. Аткарская, д. 12/14, в соответствии с принятыми проектными решениями.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Комитет по управлению имуществом муниципального образования "Город Саратов", Государственная жилищная инспекция Саратовской области.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 27.07.2017, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2017, по делу N А57-21125/2016 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Комитет по ЖКХ обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Саратовской области от 27.07.2017 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2017 по делу N А57-21125/2016 отменить и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении иска к Комитету по ЖКХ отказать.
В обоснование кассационной жалобы заявитель ссылается неполное выяснение судами обстоятельств, имеющих значение для дела, на несоответствие выводов, сделанных судами, фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В частности, заявитель кассационной жалобы указывает, что Комитет по ЖКХ является ненадлежащим ответчиком по делу. Считает, что правовые основания для удовлетворения иска отсутствуют.
Подробнее доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Поволжского округа, представителей в суд не направили.
Согласно части 3 статьи 284 АПК РФ неявка извещенных надлежащим образом лиц, участвующих в деле, не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие. Суд считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Арбитражный суд Поволжского округа, проверив законность обжалуемых судебных актов, на основании статьи 286 АПК РФ, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения исходя из следующего.
Как установлено судами исходя из материалов дела, ООО "УК "Центр-Дом" является управляющей организацией и исполнителем коммунальных услуг, в частности, горячего водоснабжения для многоквартирных домов N 12/14 по ул. Аткарская; N 13/31 по ул. им. Степана Разина; N 52/64 по ул. Клочкова; N 13/17 по 2-му Детскому проезду.
Как указывает истец, подача горячего водоснабжения в спорные жилые дома производится в отсутствие циркуляционных внутриквартальных трубопроводов горячего водоснабжения, в связи с чем, необходимо провести работы по восстановлению линий циркуляции горячего водоснабжения. Отсутствие указанных трубопроводов делает невозможным обеспечить круглосуточную (без какого-либо слива) подачу жителям указанных домов услуги по "горячему водоснабжению" соответствующей температуры (в точке водоразбора), требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", утвержденным Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 N 2.
Необходимость проведения работ по восстановлению линий циркуляции горячего водоснабжения послужила основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 8, 12, 209, 210, 215, 307, 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Федерального закона от 08.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 176-ФЗ), Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ), Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), оценив представленные в материалы дела доказательства, в совокупности с заключением судебной экспертизы от 05.06.2017 N 073/2017, пришел к выводу об обоснованности заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции с позицией суда первой инстанции согласился.
Судебная коллегия находит выводы судов законными и обоснованными.
Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающем в таком доме (пункт 1 статьи 161 ЖК РФ).
Согласно пункту 2.4. СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", утвержденного Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 N 2, температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60°С и не выше 75°С.
При рассмотрении настоящего спора, суды, в том числе, исходили из заключения эксперта от 05.06.2017 N 12/16-88, согласно которому существующая система горячего водоснабжения от ЦТП до многоквартирных домов, расположенных по адресам в г. Саратове: ул. Аткарская, д. 12/14, ул. Степана Разина, д. 13/31, ул. Клочкова, д. 52/64, 2-й Детский проезд, д. 13/17, а также в самих многоквартирных домах, не соответствует проектной документации. Циркуляция теплоносителя в тепловых сетях между тепловыми пунктами и обеспечиваемыми ими домами отсутствует: ТП Аткарская 12/14, обеспечивающий многоквартирные дома по адресам: г. Саратов, ул. Аткарская, д. 12/14 и ул. С. Разина, д. 13/31; ТП 2-й Детский проезд, обеспечивающий многоквартирные дома по адресам: г. Саратов, ул. Клочкова, д. 52/64 и 2-й Детский проезд. д. 13/17. Причины отсутствия циркуляции теплоносителя в тепловых сетях: между ТП Аткарская 12/14 и жилым домом N 12/14 по ул. Аткарская - ненадлежащее состояние наружных трубопроводов (подающего и циркуляционного) системы горячего водоснабжения; между ТП Аткарская 12/14 и жилым домом N 13/13 по ул. С. Разина - ненадлежащее состояние наружного циркуляционного трубопровода системы горячего водоснабжения; между ТП 2-й Детский проезд и жилым домом N 13/17 по 2-му Детскому проезду - отсутствие в ТП 2-й Детский проезд оборудования, осуществляющего приготовление и транспортировку горячей воды по закрытой циркуляционной схеме, отсутствие наружного циркуляционного трубопровода системы горячего водоснабжения, отсутствие внутридомового циркуляционного трубопровода системы горячего водоснабжения; между ТП 2-й Детский проезд и жилым домом N 52/64 по ул. Клочкова - отсутствие в ТП 2-й Детский проезд оборудования, осуществляющего приготовление и транспортировку горячей воды по закрытой циркуляционной схеме, отсутствие наружного циркуляционного трубопровода системы горячего водоснабжения.
Исходя из указанного заключения эксперта, для восстановления циркуляции теплоносителя в тепловых сетях, расположенных между ТП (ул. Аткарская, д. 12/14) и жилым домом N 12/14 по ул. Аткарская необходимо произвести следующие работы: восстановить работоспособное состояние наружных трубопроводов (подающего и циркуляционного) системы горячего водоснабжения; привести в соответствие с проектной документацией диаметр внутридомовых трубопроводов системы горячего водоснабжения. Для восстановления циркуляции теплоносителя в тепловых сетях, расположенных между ТП (ул. Аткарская, д. 12/14) и жилым домом N 13/31 по ул. С. Разина необходимо произвести следующие работы: восстановить работоспособное состояние наружного циркуляционного трубопровода системы горячего водоснабжения;привести в соответствие с проектной документацией диаметру внутридомовых трубопроводов системы горячего водоснабжения. До выполнения вышеуказанных работ необходимо разработать и согласовать проектно-сметную документацию: на восстановление внутриквартальных сетей горячего водоснабжения от ТП (ул. Аткарская д.12/14) до жилых домов N 12/14 по ул. Аткарская и 13/31 по ул. С.Разина; на внутридомовые системы горячего водоснабжения, расположенные в вышеуказанных домах. Для восстановления циркуляции теплоносителя в тепловых сетях, расположенных между ТП (2-й Детский проезд, д. 9/11) и жилыми домами N 52/64 по ул. Клочкова и N 13/17 по 2-му Детскому проезду необходимо произвести следующие работы: - установить водоводяные теплообменники в ТП; установить циркуляционные насосы ГВС (необходимость установки будет определяться проектным решением, после получения технических условий от ресурсоснабжающей организации); установить регулятор, предназначенный для необходимого потокораспределения греющего теплоносителя между подогревателями ГВС и системой отопления; восстановить наружный циркуляционный трубопровод системы горячего водоснабжения; привести в соответствие с проектной документацией диаметры внутридомовых трубопроводов системы горячего водоснабжения в жилом доме N 52/64 по ул. Клочкова; восстановить внутридомовой циркуляционный трубопровод горячего водоснабжения в жилом доме N 13/17 по 2-му Детскому проезду. До выполнения указанных работ необходимо разработать и согласовать проектно-сметную документацию: на восстановление внутриквартальных сетей горячего водоснабжения от ТП (2-й Детский проезд) до жилых домов N 52/64 по улице Клочкова и 13/17 по 2-му Детскому проезду, на внутридомовые системы горячего водоснабжения, расположенные в вышеуказанных жилых домах.
Таким образом, оценив представленные в материалах дела доказательства, в том числе заключение судебной экспертизы, проведенной в рамках рассматриваемого дела, с участием представителей сторон, суды установили, что причиной предоставления населению услуг горячего водоснабжения ненадлежащего качества является отсутствие внутридомой циркуляции, отсутствие внутриквартальных циркуляционных трубопроводов, надлежащего оборудования и циркуляционного трубопровода в центральном тепловом пункте (ЦТП) по вышеуказанным адресам.
Исходя из изложенного, суды пришли к правильному выводу о наличии основании для удовлетворения исковых требований в изложенной редакции.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что Комитет по ЖКХ является ненадлежащим ответчиком по делу, суды первой и апелляционной инстанции правомерно посчитали необоснованным.
Согласно пункту 1.1 Положения о Комитете по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов", утвержденного решением Саратовской городской Думы от 25.10.2007 N 21-202, Комитет по ЖКХ является отраслевым (функциональным) структурным подразделением администрации муниципального образования "Город Саратов", наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере жилищно-коммунального хозяйства города Саратова. Комитет в пределах своих полномочий представляет интересы администрации муниципального образования "Город Саратов" в отношениях с федеральными органами власти, органами власти субъектов Российской Федерации, предприятиями и организациями города, гражданами по вопросам, отнесенным к компетенции Комитета по ЖКХ.
Основными задачами Комитета по ЖКХ, связанных с решением вопросов местного значения, пунктом 2.1.1. Положения о комитете определены участие в организации электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения. Как верно указали суды, Комитет по ЖКХ в соответствии с возложенными на него задачами обладает следующими полномочиями в сфере участия в организации в границах города в электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения: участвует в организации обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территории муниципального образования, в том числе в принятии мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; участвует в рассмотрении обращений потребителей по вопросам надежности теплоснабжения в порядке, установленном правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации; осуществляет организацию работ по оказанию жилищно-коммунальных услуг (пункт 3.1.1 Положения).
В соответствии с пунктом 3.2.1 Положения Комитет по ЖКХ осуществляет полномочия главного распорядителя и получателя средств бюджета муниципального образования "Город Саратов", осуществляет функции муниципального заказчика, а в соответствии с пунктом 1.3 Положения представляет интересы администрации муниципального образования "Город Саратов" в отношениях с предприятиями и организациями города, гражданами по вопросам, отнесенным к компетенции Комитета по ЖКХ администрации МО "Город Саратов".
В соответствии со статьей 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, у установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии со статьями 158, 159 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств местного бюджета - орган местного самоуправления, бюджетное учреждение, имеющее право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств местного бюджета, определенные ведомственной классификацией расходов соответствующего бюджета.
Исходя из изложенного, надлежащим ответчиком от имени муниципального образования "Город Саратов" является Комитет по ЖКХ администрации МО "Город Саратов".
Доводу заявителя кассационной жалобы о передаче спорного имущества в безвозмездное пользование открытому акционерному обществу "Волжская территориальная генерирующая компания" дана соответствующая оценка.
Данный довод правомерно отклонен, так как из условий договора от 01.01.2006 N 154 и приложений к нему не следует, что циркуляционные линии горячего водоснабжения (трубопровод) переданы в безвозмездное пользование последнему. Каких-либо доказательств, возлагающих бремя содержания указанного имущества на другое лицо, суду не представлено.
Иск правомерно удовлетворен.
В данном случае, необходимость проведения вышеуказанных мероприятий, обязательства заявителя кассационной жалобы по совершению указанных действий, подтверждается материалами дела.
Все доводы заявителя кассационной жалобы были учтены судами первой и апелляционной инстанций при вынесении обжалуемых судебных актов.
Доказательства, опровергающие установленные обстоятельства, свидетельствующие о неправомерности обжалуемых судебных актов, отсутствуют.
Кассационная инстанция считает, что выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права. Приведенные в кассационной жалобе доводы правильность выводов судов не опровергают.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 27.07.2017 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2017
по делу N А57-21125/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.Н. Федорова |
Судьи |
Е.Н. Бубнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 8 февраля 2018 г. N Ф06-28747/17 по делу N А57-21125/2016