г. Казань |
|
08 февраля 2018 г. |
Дело N А12-17722/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 февраля 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Петрушкина В.А.,
судей Муравьева С.Ю., Ананьева Р.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Кузьмина Александра Федоровича
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 15.08.2017 (судья Пономарева Е.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2017 (председательствующий судья Смирников А.В., судьи Землянникова В.В., Кузьмичев С.А.)
по делу N А12-17722/2017
по исковому заявлению индивидуального предпринимателя Кузьмина Александра Федоровича, г. Волгоград, к комитету по управлению государственным имуществом Волгоградской области, г. Волгоград (ОГРН 1053444031299, ИНН 3444054540), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области, г. Волгоград (ОГРН 1043400443074, ИНН 3445071298), при привлечении третьего лица: федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Волгоградской области о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Кузьмин Александр Федорович (далее - ИП Кузьмин А.Ф., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением
о признании незаконными действий комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области (далее - Комитет по управлению государственным имуществом, комитет), выразившихся в снятии с кадастрового учета земельного участка с учетным номером 74-11, кадастровым номером 34:34:07 00 02:819, площадью 2522 кв. м, расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. 64 Армии, рядом с земельным участком N 44,
о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области (далее - Управление Росреестра) о снятии с учета земельного участка с кадастровым номером 34:34:07 00 02:819 площадью 2522 кв. м, расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. 64 Армии, рядом с земельным участком N 44;
об обязании Управления Росреестра восстановить в государственном кадастре недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером 34:34:07 00 02:819 площадью 2522 кв. м, расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. 64 Армии, рядом с земельным участком N 44.
В качестве заинтересованных лиц к участию в деле привлечены Комитет по управлению государственным имуществом и Управление Росреестра.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), привлечено федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Волгоградской области.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 15.08.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2017 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Судебные инстанции, разрешая спор, установили, что доказательств нарушения действиями комитета по снятию с кадастрового учета спорного земельного участка прав и законных интересов предпринимателя материалы дела не содержат; поскольку спорный земельный участок образован из земель, находящихся в государственной неразграниченной собственности, имеет статус сведений - временные, комитет, являющийся лицом, уполномоченным распоряжаться таким земельным участком, правомерно обратился с заявлением об исключения из Единого государственного реестра недвижимости сведений о соответствующем земельном участке, по результатам которого был снят с учета данный земельный участок, кроме того, предприниматель обратился с требованием о понуждении комитет заключить договор аренды земельного участка с иными характеристиками, нежели те, которые указаны в решении министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 04.04.2014 N 2149.
В кассационной жалобе ИП Кузьмина А.Ф., поданной в Арбитражный суд Поволжского округа, судебные акты предлагается отменить как принятые с нарушением норм действующего законодательства.
Заявитель в кассационной жалобе ссылается на злоупотребление комитетом предоставленными ему правами, поскольку в момент подачи последним заявления о снятии с кадастрового учета спорного земельного участка в арбитражном суде рассматривалось дело N А12-11008/2017 по иску предпринимателя об обязании комитета предоставить земельный участок с кадастровым номером 34:34:070002:819 в аренду и заключить договор аренды.
В отзывах на кассационную жалобу Комитет по управлению государственным имуществом и Управление Росреестра возражают против изложенных в ней доводов и просят оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 АПК РФ не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы. Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru в порядке, предусмотренном статьей 121 АПК РФ.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в кассационной жалобе, отзывах на нее, Арбитражный суд Поволжского округа считает, что оспариваемые судебные акты подлежат оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, администрацией Волгограда 11.02.2014 утверждена Схема расположения земельного участка с учетным N 7-4-11, площадью 3749 кв. м на кадастровом плане территории в целях предоставления его для строительства магазина, подготовлен акт от 04.03.2014 N АВ-14-13 о выборе земельного участка для строительства объекта "Магазин по улице 64-й Армии, рядом с участком N 44".
Министерством по управлению государственным имуществом Волгоградской области вынесено решение от 04.04.2014 N 2149 "О предварительном согласовании места размещения объекта "Магазин по улице 64-й Армии, рядом с участком N 44" ИП Кузьмину А.Ф." о предварительном согласовании Кузьмину А.Ф. место размещения объекта "Магазин по улице 64-й Армии, рядом с участком N 44" на земельном участке (учетный номер 7-4-11) ориентировочной площадью 3749 кв. м из категории земель - земли населенных пунктов, местоположением: г. Волгоград, Кировский район, ул. 64-й Армии, рядом с участком N 44, а также об утверждении акта от 04.03.2014 N АВ-14-13 о выборе земельного участка для строительства объекта "Магазин по улице 64-й Армии, рядом с участком N 44", которым утвержден указанный акт.
В установленном законом порядке участок был поставлен на кадастровый учет 27.09.2016, ему был присвоен кадастровый номер 34:34:07 00 02:819, его площадь составляет 2522 кв. м., сведения об участке имеют статус временные, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 27.09.2016 N 3434/300/16-417572.
ИП Кузьмин А.Ф. обратился в Комитет по управлению государственным имуществом с заявлением от 29.09.2016 N 33706 о предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 34:34:070002:819, общей площадью 2522 кв. м, расположенного по адресу: г. Волгоград, Кировский район, ул. 64-й Армии, рядом с участком N 44, для строительства магазина.
Письмом от 20.10.2016 N 21-23/23038 Комитет по управлению государственным имуществом отказал предпринимателю в предоставлении земельного участка, поскольку границы земельного участка с кадастровым номером 34:34:070002:819 общей площадью 2522 кв. м не соответствуют Схеме расположения земельного участка, утвержденной администрацией Волгограда 11.02.2014, акту выбора земельного участка, кроме того, земельный участок отнесен к функциональной зоне озелененных территорий рекреационного назначения, более того, имеются отрицательные заключения структурных подразделений администрации Волгограда по вопросу о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду.
В свою очередь, в рамках дела N А12-11008/2017, принятого по иску ИП Кузьмина А.Ф. к Комитету по управлению государственным имуществом об обязании комитета предоставить земельный участок площадью 2522 кв. м, кадастровый номер 34:34:070002:819, в аренду без проведения торгов и заключить договор аренды указанного земельного участка для строительства объекта - Магазин по ул. 64 Армии, рядом с участком N 44, предпринимателю стало известно, что спорный земельный участок по заявлению комитета от 20.04.2017 был снят с государственного кадастрового учета 21.04.2017.
Кроме того, решением Кировского районного суда города Волгограда от 09.02.2017 по делу N 2а-227/2017 по иску Кузьмина А.Ф. к Комитету по управлению государственным имуществом о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка в аренду было установлено, что с учетом внесения изменений в Генеральный план Волгограда решением Волгоградской городской думы от 05.12.2014 N 22/699 спорный земельный участок расположен в зоне 3 округа санитарной охраны месторождения минеральных вод, в рекреационной зоне, на нём произрастают зеленые насаждения в количестве более 30 %.
Однако апелляционным определением Волгоградского областного суда от 12.04.2017 по делу N 33а-6341/2017 указанное решение суда общей юрисдикции отменено, производство по делу было прекращено в связи с отказом Кузьмина А.Ф от административного иска.
После чего ИП Кузьмин А.Ф., полагая, что действия Комитета по управлению государственным имуществом по снятию земельного участка с государственного кадастрового учета являются незаконными, нарушают его права и охраняемые законом интересы, обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Содержащиеся в судебных актах выводы соответствуют материалам дела, действующему законодательству и существующей правоприменительной практике.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 5 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) в течение срока действия временного характера внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте недвижимости по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых был образован такой объект недвижимости, сведения о таком объекте недвижимости могут быть аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости.
Закон N 221-ФЗ не позволяет органу кадастрового учета отказать в удовлетворении такого заявления собственника, поэтому необходимо оценить действия последнего по обращению с соответствующим заявлением к органу кадастрового учета.
В отношении сведений, которые носят в соответствии с Законом N 221-ФЗ временный характер, часть 7 статьи 72 Федерального закона от 31.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" содержит правило о том, что временный характер сведений государственного кадастра недвижимости об образованных объектах недвижимости, предусмотренный статьей 24 Закона N 221-ФЗ, сохраняется до момента государственной регистрации права на такой объект недвижимости либо до момента государственной регистрации аренды, если объектом недвижимости является земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, но не позднее 1 марта 2022 года. В течение срока действия временного характера внесенных в Единый государственный реестр недвижимости сведений об объекте недвижимости сведения о таком объекте недвижимости могут быть исключены из Единого государственного реестра недвижимости по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых был образован такой объект недвижимости. В случае, если земельные участки были образованы из земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, исключение из Единого государственного реестра недвижимости сведений о соответствующих земельных участках осуществляется по заявлению представителя уполномоченного на распоряжение такими земельными участками органа государственной власти или органа местного самоуправления.
В соответствии с Законом Волгоградской области от 26.12.2016 N 136-ОД "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления городского округа город-герой Волгоград и органами государственной власти Волгоградской области по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и признании утратившим силу отдельных законов Волгоградской области" и постановлением губернатора Волгоградской области от 26.04.2012 N 222 "Об утверждении Положения о комитете по управлению государственным имуществом Волгоградской области", комитету по управлению государственным имуществом Волгоградской области делегированы полномочия по распоряжению земельными участками, представленными для строительства.
Из анализа имеющихся в деле доказательств следует, что решением Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 04.04.2014 N 2149 предпринимателю предварительно согласовано место размещения магазина на земельном участке (учетный номер 7-4-11) ориентировочной площадью 3749 кв. м и утвержден акт выбора земельного участка от 04.03.2014 N АВ-14-13, при этом земельный участок образован из земель, находящихся в государственной неразграниченной собственности, впоследствии по заявлению предпринимателя 27.09.2016 земельный участок поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером 34:34:070002:819 общей площадью 2522 кв. м, сведения об объекте недвижимости носили временный характер, а впоследствии 21.04.2017 по заявлению комитета указанный земельный участок снят с кадастрового учета.
В пункте 26 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016 отмечено, что суд может признать незаконным аннулирование и исключение временных сведений из государственного кадастра недвижимости по заявлению органа государственной власти, если будет установлено, что такое исключение сведений осуществлено с целью воспрепятствовать третьему лицу в оформлении права на земельный участок.
Судебные инстанции установили, что обществом не представлены надлежащие доказательства, подтверждающие его право на получение земельного участка в аренду, при этом публичный орган обосновал необходимость аннулирования и исключения временных сведений из государственного кадастра до установленного законом срока, в частности, комитетом представлены доказательства о нахождении участка в рекреационной зоне, схема участка на кадастровом плане, утвержденная администрацией в 2014 году, не соответствует участку поставленному на кадастровый учет, строительство магазина не допускается, в связи с нахождением его в функциональной зоне озеленения территории с особыми условиями использования, земельный участок расположен в пределах территории третьего пояса зоны санитарной охраны.
При таких обстоятельствах действия комитета не нарушают законные права и интересы предпринимателя, поскольку завершение процедуры по предоставлению участка, расположенного в рекреационной зоне, в аренду под строительство магазина могло нарушать требования градостроительного законодательства, в том числе и при наличии отрицательных заключений различных подразделений.
Комитет принял решение от 20.10.2016 N 21-23/23038 об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 34:34:070002:819, указав в качестве оснований несоответствие границ испрашиваемого земельного участка, нахождение участка в зоне с особыми условиями (санитарная охрана месторождения минеральных вод), рекреационная зона, при отрицательных заключениях Комитета дорожного хозяйства.
Указанное решение уполномоченного органа было оспорено Кузьминым А.Ф., решением Кировского районного суда города Волгограда отказ в предоставлении земельного участка признан соответствующим действующему законодательству, однако, на стадии апелляционного обжалования Кузьмин А.Ф. отказался от административного иска и обратился в арбитражный суд.
Таким образом, поскольку указанное решение комитета от 20.10.2016 об отказе не признано незаконным, права и законные интересы Кузьмина А.Ф. снятием с кадастрового учета земельного участка уполномоченным органом, действующим в пределах своей компетенции, не могли быть нарушены.
При этом следует также отметить, что действия Кузьмина А.Ф. по отказу от административного иска на стадии апелляционного обжалования решения Кировского районного суда города Волгограда могли быть направлены на исключение преюдициально установленных обстоятельств, в том числе и для рассмотрения настоящего спора.
С позиции статьи 71 АПК РФ, суды двух инстанций, руководствуясь статьей 24 Закона N 221-ФЗ, статьей 72 Федерального закона от 31.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", установив, что снятие с кадастрового учета осуществлялось по решению уполномоченного органа государственной власти, поскольку объект имел иные характеристики, а также вследствие невозможности завершения процедуры предоставления участка под строительство магазина законные права Кузьмина А.Ф. не могли быть нарушены, отказали в удовлетворении заявленных требований.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы по существу направлены на переоценку выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, что в силу положений главы 35 АПК РФ не относится к компетенции суда кассационной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 15.08.2017 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2017 по делу N А12-17722/2017 оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
В.А. Петрушкин |
Судьи |
С.Ю. Муравьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В отношении сведений, которые носят в соответствии с Законом N 221-ФЗ временный характер, часть 7 статьи 72 Федерального закона от 31.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" содержит правило о том, что временный характер сведений государственного кадастра недвижимости об образованных объектах недвижимости, предусмотренный статьей 24 Закона N 221-ФЗ, сохраняется до момента государственной регистрации права на такой объект недвижимости либо до момента государственной регистрации аренды, если объектом недвижимости является земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, но не позднее 1 марта 2022 года. В течение срока действия временного характера внесенных в Единый государственный реестр недвижимости сведений об объекте недвижимости сведения о таком объекте недвижимости могут быть исключены из Единого государственного реестра недвижимости по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых был образован такой объект недвижимости. В случае, если земельные участки были образованы из земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, исключение из Единого государственного реестра недвижимости сведений о соответствующих земельных участках осуществляется по заявлению представителя уполномоченного на распоряжение такими земельными участками органа государственной власти или органа местного самоуправления.
...
С позиции статьи 71 АПК РФ, суды двух инстанций, руководствуясь статьей 24 Закона N 221-ФЗ, статьей 72 Федерального закона от 31.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", установив, что снятие с кадастрового учета осуществлялось по решению уполномоченного органа государственной власти, поскольку объект имел иные характеристики, а также вследствие невозможности завершения процедуры предоставления участка под строительство магазина законные права Кузьмина А.Ф. не могли быть нарушены, отказали в удовлетворении заявленных требований."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 8 февраля 2018 г. N Ф06-29419/18 по делу N А12-17722/2017