г. Казань |
|
16 февраля 2018 г. |
Дело N А55-2368/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 февраля 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Коноплёвой М.В.,
судей Карповой В.А., Фатхутдиновой А.Ф.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Левагиной Л.В. (протоколирование ведется с использованием систем видео-конференц-связи, материальный носитель видеозаписи приобщается к протоколу),
при участии представителя:
заинтересованного лица - Пузанова В.В., доверенность от 28.12.2017 N 12-5913,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 17.07.2017 (судья Филатов М.Ф.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2017 (председательствующий судья Апаркин В.Н., судьи Драгоценнова И.С., Попова Е.Г.)
по делу N А55-2368/2017
по заявлению администрации городского округа Тольятти (ОГРН 1036301078054, ИНН 6320001741) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (ОГРН 1046300581590, ИНН 6317053595), третье лицо: федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области, о снятии земельного участка с кадастрового учета,
УСТАНОВИЛ:
администрация городского округа Тольятти (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, с уточнением требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Управление Росреестра) снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 63:09:0101155:603, площадью 2869 кв.м, расположенный по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводской район, ул. Офицерская.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 17.07.2017, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2017, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление Росреестра просит принятые по делу судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, мотивируя неправильным применением судами норм материального права, указывая, что законных оснований для снятия спорного земельного участка с кадастрового учета не имелось, поскольку он не является преобразуемым.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, суд кассационной инстанции оснований для их отмены не находит.
Как установлено судами и следует из материалов дела, муниципальной программой "Развитие транспортной системы и дорожного хозяйства городского округа Тольятти на 2014-2020 г.г.", утвержденной постановлением мэрии городского округа Тольятти от 29.01.2014 N 233-п/1, Планом основных мероприятий по подготовке и проведению празднования 50-летия выпуска первого легкового автомобиля ВАЗ в г.о. Тольятти, в 2018 году предусмотрено финансирование выполнения работ по реконструкции и строительству магистральной улицы общегородского значения Офицерская от Южного шоссе до ул. Ворошилова.
На основании постановления мэрии городского округа Тольятти от 10.06.2013 N 1930-п/1 мэрии городского округа Тольятти предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок с кадастровым номером 63:09:0101155:6632, общей площадью 37 570 кв.м, расположенный по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, I очередь 1 пускового комплекса (от ул. Ворошилова до развязки с Южным шоссе), для строительства магистральной улицы общегородского значения (ул. Офицерской) от ул. Ворошилова до развязки с Южным шоссе.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 22.06.2017 земельный участок с кадастровым номером 63:09:0101155:6632 поставлен на кадастровый учет 15.04.2013, право постоянного (бессрочного) пользования мэрии городского округа Тольятти на указанный земельный участок зарегистрировано 10.01.2017.
Сведения о данном земельном участке были внесены в Государственный кадастр недвижимости 15.04.2013 по заявлению представителя мэрии городского округа Тольятти от 11.03.2013 о постановке на кадастровый учет на основании представленных документов, в том числе межевого плана, подготовленного на основании постановления мэрии городского округа Тольятти от 04.03.2013 N 663-П/1 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории".
Также в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о ранее учтенном земельном участке с кадастровым номером 63:09:0101155:603, расположенном по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, 18 квартал, ул. Офицерская, площадью 2869 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения круглосуточной автостоянки, дата постановки на кадастровый учет - 13.02.2002, граница земельного участка не установлена в соответствии с земельным законодательством.
Сведения об указанном земельном участке внесены в государственный кадастр недвижимости при проведении работ по инвентаризации данных о ранее учтенных земельных участках.
По данным Единого государственного реестра недвижимости на указанный земельный участок 01.12.2015 зарегистрировано право собственности муниципального образования городского округа Тольятти.
При формировании земельного участка с кадастровым номером 63:09:0101155:6632 сведения о регистрации земельного участка с кадастровым номером 63:09:0101155:603 отсутствовали.
Администрация, ссылаясь на то, что имеется пересечение границ земельного участка с кадастровым номером 63:09:0101155:6632 с земельным участком с кадастровым номером 63:09:0101155:603, обратилась в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Содержащиеся в судебных актах выводы соответствуют материалам дела, действующему законодательству и существующей правоприменительной практике.
Согласно положениям статей 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами, также возможно применение иных способов, предусмотренных в законе.
В соответствии с частью 2 статьи 25 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции, действовавшей до 01.01.2017, далее - Закон N 221-ФЗ) орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 Закона N 221-ФЗ особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
Частью 6 статьи 27 Закона N 221-ФЗ установлено, что орган кадастрового учета принимает решение об отказе в снятии с учета земельного участка в случае, если такой земельный участок не является преобразуемым и не подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 того же Закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
Данная норма устанавливает исчерпывающий перечень случаев, предусматривающих возможность снятия земельного участка (как объекта недвижимого имущества) с государственного кадастрового учета, если внесенные в Государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке не носят временный характер.
Иные случаи снятия с кадастрового учета или аннулирования сведений о земельном участке в Государственном кадастре недвижимости законодательством не предусмотрены.
С 01.01.2017 отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
Частью 3 статьи 14 Закона N 218-ФЗ установлено, что кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости.
В силу пункта 33 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если земельный участок, в отношении которого представлено заявление о его снятии с государственного кадастрового учета, не является преобразуемым и не подлежит снятию с такого учета в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Таким образом, Закон N 218-ФЗ аналогично Закону N 221-ФЗ указывает на невозможность снятия с государственного кадастрового учета земельного участка, если он не является преобразуемым и не подлежит снятию с такого учета в соответствии с положениями закона.
В спорном случае основанием для обращения с иском в суд послужило то, что фактически спорный земельный участок с кадастровым номером 63:09:0101155:603 находится в границах земельного участка с кадастровым номером 63:09:0101155:6632, то есть спорный участок фактически находится внутри земельного участка с кадастровым номером 63:09:0101155:6632.
Земельный участок с кадастровым номером 63:09:0101155:603 поставлен на кадастровый учет до принятия Закона N 221-ФЗ, в связи с чем не имеет статус "временный" и не может быть снят с кадастрового учета по заявлению правообладателя.
Системный анализ положений указанных законов позволяет сделать вывод о том, что отсутствует правовое регулирование допустимости снятия с кадастрового учета земельных участков по обстоятельствам, установленным в рамках рассматриваемого спора.
В целях обеспечения гарантии на судебную защиту отсутствие соответствующих норм, определяющих порядок и основания снятия с кадастрового учета земельных участков, имеющих статус "ранее учтенный", не может лишать права обращения в суд заинтересованного лица в случае, если защита его прав не может быть осуществлена специальными исками, в том числе о правах на недвижимость либо при оспаривании действий (бездействий) органов кадастрового учета.
В случае отсутствия спора относительно принадлежности земельных участков, не исключается возможность разрешения данного спора в сфере земельных правоотношений в соответствии со статьей 64 ЗК РФ.
При этом отсутствие установленного законом порядка снятия с кадастрового учета ранее учтенных земельных участков при отсутствии спора о правах на недвижимость не должно служить препятствием участникам гражданского оборота осуществления права на судебную защиту, гарантированного статьей 46 Конституции Российской Федерации.
В письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.04.2010 N Д23-1342 разъяснено, что ранее учтенные земельные участки могут быть сняты с кадастрового учета по основаниям, предусмотренным частями 3, 3.1 статьи 24 Закона N 221-ФЗ, а также на основании вступившего в законную силу судебного акта о снятии земельного участка с государственного кадастрового учета.
Данная позиция нашла свое отражение в определении Верховного Суда Российской Федерации от 21.12.2017 по делу N 305-КГ17-14600.
Учитывая, что в отношении спорного земельного участка отсутствует спор о праве, нахождение этого объекта в государственном кадастре противоречит нормам действующего законодательства и нарушает права и законные интересы Администрации, а также принимая во внимание то, что фактически земельный участок с кадастровым номером 63:09:0101155:603 поглощен земельным участком большей площадью с кадастровым номером 63:09:0101155:6632, и муниципальное образование городского округа Тольятти является правообладателем обоих земельных участков, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Доводы Управления Росреестра в кассационной жалобе об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований в силу положений Закона N 218-ФЗ, предусматривающего исчерпывающий перечень оснований для снятия с учета объектов недвижимости, подлежат отклонению, поскольку в данном случае имеются иные следуемые из приведенных положений законодательства основания.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов, основанных на материалах дела при правильном применении норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 17.07.2017 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2017 по делу N А55-2368/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Председательствующий судья |
М.В. Коноплёва |
Судьи |
В.А. Карпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В случае отсутствия спора относительно принадлежности земельных участков, не исключается возможность разрешения данного спора в сфере земельных правоотношений в соответствии со статьей 64 ЗК РФ.
При этом отсутствие установленного законом порядка снятия с кадастрового учета ранее учтенных земельных участков при отсутствии спора о правах на недвижимость не должно служить препятствием участникам гражданского оборота осуществления права на судебную защиту, гарантированного статьей 46 Конституции Российской Федерации.
В письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.04.2010 N Д23-1342 разъяснено, что ранее учтенные земельные участки могут быть сняты с кадастрового учета по основаниям, предусмотренным частями 3, 3.1 статьи 24 Закона N 221-ФЗ, а также на основании вступившего в законную силу судебного акта о снятии земельного участка с государственного кадастрового учета.
...
Доводы Управления Росреестра в кассационной жалобе об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований в силу положений Закона N 218-ФЗ, предусматривающего исчерпывающий перечень оснований для снятия с учета объектов недвижимости, подлежат отклонению, поскольку в данном случае имеются иные следуемые из приведенных положений законодательства основания."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 16 февраля 2018 г. N Ф06-29718/18 по делу N А55-2368/2017