г. Казань |
|
19 февраля 2018 г. |
Дело N А06-10391/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 февраля 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Логинова О.В.,
судей Егоровой М.В., Ольховикова А.Н.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Астраханское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 14.07.2017 (судья Аюпова А.Н.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2017 (председательствующий судья Комнатная Ю.А., судьи Кузьмичев С.А., Смирников А.В.)
по делу N А06-10391/2016
по заявлению акционерного общества "Желдорреммаш" в лице Астраханского тепловозоремонтного завода - филиала акционерного общества "Желдорреммаш", г. Москва (ОГРН 5087746570830, ИНН 7715729877) к Государственному учреждению - Астраханское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, г. Астрахань (ОГРН 1023000828058, ИНН 3015010945) о признании решения недействительным,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Астраханской области обратилось акционерное общество "Желдорреммаш" в лице Астраханского тепловозоремонтного завода - филиала акционерного общества "Желдорреммаш" (далее - заявитель, АО "Желдорреммаш", общество) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным решения Государственного учреждения - Астраханское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ГУ -Астраханское РО ФСС РФ, Фонд) о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности от 21.07.2016 N 498 в полном объеме.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 14.07.2017 заявление общества удовлетворено. Суд признал решение ГУ -Астраханское РО ФСС РФ о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 21.07.2016 N 498 недействительным.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2017 решение Арбитражного суда Астраханской области от 14.07.2017 оставлено без изменения.
Фонд, не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить вышеуказанные судебные акты, принять по делу новый судебный акт.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание своих представителей не направили, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьями 156, 284 АПК РФ судебная коллегия рассмотрела кассационную жалобу без участия указанных лиц.
Согласно статье 286 АПК РФ кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых арбитражными судами первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, ГУ - Астраханское РО ФСС РФ проведена выездная проверка Астраханского тепловозоремонтного завода - филиала АО "Желдорреммаш", по результатам рассмотрения материалов которой вынесено решение от 21.07.2016 N 498.
Указанным решением Акционерное общество "Желдорреммаш" в лице Астраханского тепловозоремонтного завода - филиала открытого акционерного общества "Желдоррммаш" привлечено к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ), в виде штрафа в сумме 34 930,42 руб.
Кроме того, указанным решением страхователю предложено уплатить дополнительно начисленные страховые взносы в сумме 174 65,09 руб. и пени в сумме 14 142,08 руб.
Не согласившись с вышеуказанным решением, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, пришли к выводу, что решение Фонда от 21.07.2016 N 498 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах является недействительным, поскольку принято в отсутствие сведений о надлежащем извещении юридического лица.
Судебная коллегия считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права.
В соответствии с пунктом 2 статьи 35 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) решение о проведении выездной проверки выносит орган контроля за уплатой страховых взносов по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица, за исключением случаев, указанных в части 3 данной статьи.
Согласно пункту 3 статьи 35 Закона N 212-ФЗ выездная проверка обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, расчетный счет и начисляющего выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, проводится на основании решения органа контроля за уплатой страховых взносов по месту нахождения обособленного подразделения.
Пункт 4 статьи 35 Закона N 212-ФЗ предусматривает, что решение о проведении выездной проверки должно содержать следующие сведения: 1) полное и сокращенное наименования либо фамилию, имя, отчество плательщика страховых взносов; 2) предмет проверки; 3) периоды, за которые проводится проверка; 4) должности, фамилии и инициалы работников органа контроля за уплатой страховых взносов, которым поручается проведение проверки.
В соответствии с пунктом 1 статьи 37 Закона N 212-ФЗ должностное лицо органа контроля за уплатой страховых взносов, проводящее проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы. Требование о представлении документов может быть передано руководителю (уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма.
Пункт 4 статьи 38 Закона N 212-ФЗ предусматривает, что акт проверки в течение пяти дней с даты подписания этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченному представителю), лично под расписку, направлен по почте заказным письмом или передан в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления акта проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправления заказного письма. Форматы, порядок и условия направления плательщику страховых взносов акта проверки в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются органами контроля за уплатой страховых взносов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 39 Закона N 212-ФЗ руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов извещает о времени и месте рассмотрения материалов проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.
Однако, как установлено судами, Фондом в материалы дела не представлено решение о проведении выездной проверки в отношении акционерного общества "Желдорреммаш" в лице Астраханского тепловозоремонтного завода - филиала открытого акционерного общества "Желдорреммаш".
Кроме того, требования о предоставлении документов от 20.04.2016 N 05-34/3005-3517, от 20.04.2016 N 45 были адресованы Астраханскому тепловозоремонтному заводу - филиалу открытого акционерного общества "Желдорреммаш", а не юридическому лицу - Акционерному обществу "Желдорреммаш".
Также материалы дела не содержат акта проверки, составленного по результатам выездной проверки Акционерного общества "Желдорреммаш" в лице Астраханского тепловозоремонтного завода - филиала открытого акционерного общества "Желдорреммаш", а так же доказательств извещения АО "Желдорреммаш" о времени и месте рассмотрения материалов проверки.
Таким образом, суд кассационной инстанции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции о том, что Фонд не известил АО "Желдорреммаш" о времени и месте рассмотрения материалов проверки и решение от 21.07.2016 N 498 принято в отсутствие сведений о надлежащем извещении юридического лица.
Как верно указали суды, в рассматриваемом случае право АО "Желдорреммаш" участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки, предусмотренное Законом N 212-ФЗ, заинтересованным лицом было нарушено. Данное нарушение является существенным, поскольку препятствует выявлению обстоятельств, исключающих вину лица в совершении правонарушения и (или) смягчающих ответственность и является безусловным основанием для отмены судом оспариваемого решения Фонда.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили заявленные обществом требования.
В кассационной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судами обстоятельства и их выводы, как и не приведено оснований, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ могли бы явиться основанием для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
Нарушений норм материального и процессуального права судами при рассмотрении дела не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 14.07.2017 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2017 по делу N А06-10391/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
О.В. Логинов |
Судьи |
М.В. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пункт 4 статьи 38 Закона N 212-ФЗ предусматривает, что акт проверки в течение пяти дней с даты подписания этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченному представителю), лично под расписку, направлен по почте заказным письмом или передан в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления акта проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправления заказного письма. Форматы, порядок и условия направления плательщику страховых взносов акта проверки в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются органами контроля за уплатой страховых взносов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 39 Закона N 212-ФЗ руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов извещает о времени и месте рассмотрения материалов проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.
...
Как верно указали суды, в рассматриваемом случае право АО "Желдорреммаш" участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки, предусмотренное Законом N 212-ФЗ, заинтересованным лицом было нарушено. Данное нарушение является существенным, поскольку препятствует выявлению обстоятельств, исключающих вину лица в совершении правонарушения и (или) смягчающих ответственность и является безусловным основанием для отмены судом оспариваемого решения Фонда."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 19 февраля 2018 г. N Ф06-28643/17 по делу N А06-10391/2016