г. Казань |
|
21 февраля 2018 г. |
Дело N А12-14379/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена - 20.02.2018.
Полный текст постановления изготовлен - 21.02.2018.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Муравьева С.Ю.,
судей Ананьева Р.В., Карповой В.А.,
в отсутствие:
лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы администрации Волгограда, г. Волгоград, Департамента муниципального имущества администрации Волгограда, г. Волгоград,
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 11.08.2017 (судья Пономарева Е.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2017 (председательствующий судья Землянникова В.В., судьи Комнатная Ю.А., Смирников А.В.)
по делу N А12-14379/2017
по иску индивидуального предпринимателя Петрушиной Марины Петровны (ОГРНИП 304346016100014, ИНН 344602701300), г. Волгоград, к администрации Волгограда (ОГРН 1023403433822, ИНН 3444059139) г. Волгоград, с участием в деле: Департамента по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда, г. Волгоград, Департамента муниципального имущества администрации Волгограда, г. Волгоград, правопредшественник - Департамент земельных ресурсов администрации Волгограда, г. Волгоград, открытого акционерного общества "Молочный завод "Волгоградский" (ОГРН 1033400470454, ИНН 3445901710), г. Волгоград в лице конкурсного управляющего Вершинина Андрея Валерьевича, общества с ограниченной ответственностью "Вектор" (ОГРН 1083460005276, ИНН 3445098405), г. Волгоград, Северина Ивана Ивановича, г. Волгоград, о признании недействительным постановления от 11.02.2016 N 185 "Об утверждении схемы расположения земельных участков с учетными номерами N 5-71-13, 5-71-14, образованных из земельного участка с кадастровым номером 34:34:050058:18, учетным N 5-71-3", обязании администрацию Волгограда совершить действия по исключению из Единого государственного реестра недвижимости сведений о земельном участке площадью 202 кв. м с кадастровым номером 34:34:050058:748, образованного из земельного участка с кадастровым номером 34:34:050058:18,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Петрушина Марина Петровна (далее - предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к администрации Волгограда (далее - администрация) о признании недействительным постановления от 11.02.2016 N 185 "Об утверждении схемы расположения земельных участков с учетными N 5-71-13, 5-71-14, образованных из земельного участка с кадастровым номером 34:34:050058:18, учетным 5-71-3", об отмене постановлении, обязании совершить действия по исключению из Единого государственного реестра недвижимости (далее - реестр) сведений о земельном участке площадью 202 кв. м с кадастровым номером 34:34:050058:748, образованного из земельного участка с кадастровым номером 34:34:050058:18.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 11.08.2017, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2017, признано недействительным постановление администрации от 11.02.2016 N 185 "Об утверждении схемы расположения земельных участков с учетными номерами 5-71-13, 5-71-14, образованных из земельного участка с кадастровым номером N34:34:050058:18, учетным N5-71-3".
Администрация, обжалуя принятые судебные акты, в кассационной жалобе просит их отменить, в удовлетворении заявления отказать, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Предприниматель в отзыве просит в удовлетворении кассационной жалобы отказать, судебные акты оставить в силе.
Арбитражный суд Поволжского округа, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность судебных актов в обжалуемой части, считает их подлежащими оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, постановлением администрации от 04.11.1996 N 874 ОАО "Молочный завод "Волгоградский" предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок с кадастровым N 34:34:050058:18, учетным N 5-71-3 для производственной деятельности предприятия по адресу: г. Волгоград, ул. Рабоче-Крестьянская, д. 38.
Предприниматель приобрела в 2005 году в собственность здание магазина, расположенное на земельном участке площадью 16 831 кв. м с кадастровым номером 34:34:050058:18.
На основании заявления конкурсного управляющего ОАО "Молочный завод "Волгоградский" постановлением администрации от 11.02.2016 N 185 утверждена схема расположения двух земельных участков, образованных в результате раздела земельного участка с кадастровым N 34:34:050058:18, учетным N 5-71-3.
Земельный участок с кадастровым N 34:34:050058:748, учетным N 5-71-14 площадью 202 кв. м, образованный в результате утверждения схемы, расположен по адресу: г. Волгоград, ул. Рабоче-Крестьянская, д. 44б и сформирован в границах предоставленного в постоянное (бессрочное) пользование ОАО "Молочный завод "Волгоградский" земельного участка с кадастровым N 34:34:050058:18, учетным N 5-71-3 с учетом расположенных в непосредственной близости объектов недвижимого имущества по ул. Рабоче-Крестьянской, д. 44 и ул. Иркутской, д. 15а.
Из письма Департамента по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда от 24.01.2017 N ар941-17 предпринимателю стало известно, что под принадлежащим ей на праве собственности объектом недвижимости образован земельный участок площадью 202 кв. м.
Администрация письмом от 07.04.2017 N П-2279-1и сообщила предпринимателю об образовании данного участка на основании постановления администрации от 11.02.2016 N 185 "Об утверждении схемы расположения земельных участков с учетными N 5-71-13, 5-71-14, образованных из земельного участка с кадастровым N 34:34:050058:18, учетным N 5-71-3".
Не согласившись с указанным постановлением, предприниматель обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с настоящим заявлением.
Суды двух инстанций, удовлетворяя заявленные требования, пришли к выводу о несоответствии постановления администрации от 11.02.2016 N 185 нормам права и нарушающим права и законные интересы предпринимателя.
Выводы судов закону не противоречат.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, и их должностных лиц.
Такое заявление может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований или возражений. Однако часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возлагает обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Таким образом, именно на администрацию возлагается обязанность доказывания соответствия оспариваемого постановления закону.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Пунктом 13 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено Земельным кодексом Российской Федерации.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.
Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, которая представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории, где указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Судами установлено, что оспариваемым постановлением утверждена схема расположения двух земельных участков, образованных в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 34:34:050058:18, которые поставлены на временный кадастровый учёт в 2016 году с присвоением одному из вновь образованных земельных участков площадью 202 кв. м кадастрового номера 34:34:050058:748, на котором находится здание магазина, принадлежащего на праве собственности предпринимателю.
В силу пункта 4 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки. Не требуется такое согласие на образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям, а также в случаях, указанных в пункте 6 настоящей статьи.
Согласно статьям 38, 39, 40 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" согласование местоположения границ земельного участка является обязательной стадией кадастровых работ, производимых в целях осуществления кадастрового учета.
Наличие данной информации направлено также на соблюдение прав смежных землепользователей (собственников, арендаторов и т.п.), поскольку неправильное определение площади и границ образуемого земельного участка может повлечь нарушение прав и законных интересов обладателей смежных земельных участков.
В связи с чем в случае раздела, выдела земельного участка необходимым условием является письменное согласие землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков.
Согласно части 3 статьи 5 Земельного кодекса Российской Федерации для целей настоящего Кодекса используются следующие понятия и определения: землепользователи - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования; землевладельцы - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения; арендаторы земельных участков - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды.
Судами установлено, что предприниматель владеет на праве собственности (свидетельство о праве собственности от 29.12.2005 N 34АА161795) зданием магазина, расположенным по адресу: г. Волгоград, ул. Рабоче-Крестьянская, д. 44 на земельном участке с кадастровым номером 34:34:050058:18, предоставленном АО "Молочный завод "Волгоградский" на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 552 Гражданского кодекса Российской Федерации при переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник. Собственник здания, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу.
Судами верно отмечено, что не оформление указанных прав не влияет на их наличие и не может лишать предпринимателя закрепленного законодательно права на согласование образования земельного участка путем его раздела. Следовательно, по правилам пункта 4 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации раздел этого участка был возможен только при наличии письменного согласия предпринимателя.
Как установлено судами и не оспаривается кассаторами, в уполномоченный орган не представлено согласие предпринимателя на раздел земельного участка.
Оценив имеющиеся в деле доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их совокупности, суды признали доказанным факт несоблюдения установленных законом требований к образованию земельных участков, в связи с чем, у администрации отсутствовали правовые основания для утверждения схемы расположения земельного участка оспариваемым постановлением.
Отсутствуют в материалах дела доказательства, опровергающие доводы предпринимателя, о необходимости предоставления земельного участка для эксплуатации упомянутого выше объекта недвижимости не менее 443,6 кв. м.
При таких обстоятельствах, суды двух инстанций правомерно удовлетворили требования предпринимателя о признании недействительным постановления от 11.02.2016 N 185 "Об утверждении схемы расположения земельных участков с учетными номерами N 5-71-13, 5-71-14, образованных из земельного участка с кадастровым номером N 34:34:050058:18, учетным N 5-71-3".
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию кассаторов в судах первой и апелляционной инстанций, которым дана надлежащая правовая оценка.
Ссылка кассаторов на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.11.2011 N 825/2011 по делу N А57-12992/09 является ошибочным, поскольку в данном деле рассматривался вопрос о возможности взыскания земельного налога в отсутствии регистрации прав на земельный участок под объектом недвижимости общества.
Обстоятельствам названного дела и настоящего дела различны.
Иных доводов, являющихся в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, в кассационных жалобах не приведено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 11.08.2017 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2017 по делу N А12-14379/2017 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и срок, предусмотренном статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
С.Ю. Муравьев |
Судьи |
Р.В. Ананьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 552 Гражданского кодекса Российской Федерации при переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник. Собственник здания, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу.
Судами верно отмечено, что не оформление указанных прав не влияет на их наличие и не может лишать предпринимателя закрепленного законодательно права на согласование образования земельного участка путем его раздела. Следовательно, по правилам пункта 4 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации раздел этого участка был возможен только при наличии письменного согласия предпринимателя."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 21 февраля 2018 г. N Ф06-28364/17 по делу N А12-14379/2017