г. Казань |
|
01 марта 2018 г. |
Дело N А65-16366/2017 |
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Закировой И.Ш.,
судей Баширова Э.Г., Мосунова С.В.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СтройСервис"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.09.2017 (судья Хамитов З.Н.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2017 (председательствующий судья Драгоценнова И.С., судьи Филиппова Е.Г., Кувшинов В.Е.)
по делу N А65-16366/2017
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СтройСервис" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан о признании незаконным решения от 08.12.2016 N 68439А об отказе в государственной регистрации юридического лица, с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N19 по Республике Татарстан, Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Татарстан, общества с ограниченной ответственностью "ФИАЛ",
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "СтройСервис" (далее - общество, ООО "Стройсервис") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан (далее - Инспекция, МРИ ФНС N 18 по РТ, регистрирующий орган) о признании незаконным решения от 08.12.2016 N 68439А об отказе в государственной регистрации юридического лица.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.09.2017, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2017, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, а также несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на кассационную жалобу регистрирующий орган просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Стороны о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", однако явку своих представителей в суд не обеспечили.
Принимая во внимание наличие надлежащего уведомления лиц, участвующих в деле, основываясь на положениях части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд счел возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие не явившихся сторон.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, правильность применения судами норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, судебная коллегия установила следующее.
ООО "Стройсервис" 01.12.2016 обратилось в регистрирующий орган с заявлением о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) сведений о прекращении деятельности общества в форме присоединения к обществу с ограниченной ответственностью "Фиал" (далее - ООО "Фиал").
По результатам рассмотрения представленных документов, Инспекцией 08.12.2016 принято решение N 68439А об отказе в государственной регистрации на основании подпунктов "а" и "х" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ (далее - Закон о госрегистрации) ввиду непредставления заявителем определенных настоящим Законом необходимых для государственной регистрации документов и несоблюдения установленного законодательством Российской Федерации порядка проведения процедуры реорганизации юридических лиц.
Заявитель, не согласившись с данным решением, обратился с жалобой в вышестоящий орган.
Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан решением отказало обществу в удовлетворении жалобы.
Заявитель, полагая, что решение МРИ ФНС N 18 по РТ от 08.12.2016 N 68439А об отказе в государственной регистрации не соответствует закону, нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды нижестоящих инстанций, исходя из представленных доказательств по делу, признали подтвержденным факт недостоверности сведений об адресе места нахождения правопреемника заявителя, а также использование адреса без намерения осуществления деятельности.
Кассационная инстанция признает выводы нижестоящих судов соответствующими обстоятельствам спора и основанными на правильном применении норм права.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением единого государственного реестра юридических лиц, регулируются Законом о госрегистрации.
По правилам статей 17, 23 указанного Закона основанием для государственной регистрации юридического лица является надлежащим образом поданное заявление, содержащее всю необходимую достоверную информацию.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица" (далее - постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61), регистрирующий орган на основании пункта 1 статьи 23 Закона о госрегистрации вправе отказать в государственной регистрации юридического лица при наличии подтвержденной информации о недостоверности представленных сведений об адресе юридического лица, то есть о том, что такой адрес был указан без намерения использовать его для осуществления связи с юридическим лицом.
О недостоверности названных сведений может, в частности, свидетельствовать следующее: адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, согласно сведениям ЕГРЮЛ обозначен как адрес большого количества иных юридических лиц, в отношении всех или значительной части которых имеются сведения о том, что связь с ними по этому адресу невозможна (представители юридического лица по данному адресу не располагаются и корреспонденция возвращается с пометкой "организация выбыла", "за истечением срока хранения" и т.п.); имеется заявление собственника соответствующего объекта недвижимости (иного управомоченного лица) о том, что он не разрешает регистрировать юридические лица по адресу данного объекта недвижимости. При наличии хотя бы одного из перечисленных обстоятельств сведения об адресе юридического лица считаются недостоверными, если заявитель не представил в регистрирующий орган иные сведения (документы), подтверждающие, что связь с юридическим лицом по этому адресу будет осуществляться.
Место нахождения юридического лица имеет существенное юридическое значение, им определяется место исполнения обязательств, место уплаты налогов, подсудность споров и т.п.
При таких обстоятельствах, представленные на государственную регистрацию документы (сведения) об адресе юридического лица должны содержать достоверную информацию.
Судами установлено, что от общества в адрес регистрирующего органа поступило заявление о государственной регистрации прекращения деятельности в отношении ООО "Фиал" в форме его присоединения к ООО "Карамболь" на основании пункта 3 статьи 17 Закона о госрегистрации.
Принимая оспариваемое решение об отказе в государственной регистрации, Инспекция при проверке достоверности представленных обществом документов установила, что ООО "Фиал" по трем признакам относится к категории фирм "однодневок": "массовый" руководитель, "массовый" учредитель, адрес "массовой регистрации".
Так, как установлено проверяющими и подтверждено судами, ООО "Фиал" создано 18.05.2016, с 30.08.2016 начато 3 процедуры реорганизации путем присоединения к данной организации 8 юридических лиц.
При создании ООО "Фиал" единственным учредителем и лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица являлся Увакин Анатолий Юрьевич. Однако, перед началом реорганизации в ООО "Фиал" произошла смена учредителя и исполнительного органа юридического лица.
В настоящее время единственным участником ООО "Фиал" является компания "Рудивас лимитед", зарегистрированная в Республике Сейшелы. Данная компания обладает признаками "массового" учредителя. Является участником в 49 юридических лицах.
Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ размер доли принадлежащей обществу в уставном капитале составляет 10 000 рублей, доля в уставном капитале принадлежащая компании "Рудивас лимитед" составляет 100 рублей.
Исполнительным органом юридического лица ООО "Фиал" является ООО "Парус", который, в свою очередь, является управляющей организацией в 108 юридических лицах, участником в 29 юридических лицах. Руководителем ООО "Парус" является Галиуллин Эдуард Равилевич, обладает признаками "массового" руководителя, осуществляет полномочия руководителя в 14 юридических лицах и входит в состав участников в 2 неликвидированных юридических лиц. Участниками ООО "Парус" также являются компания "Рудивас лимитед" и товарищество с ограниченной ответственностью "Проэктив мув лп".
Согласно информации представленной Межрайонной ИФНС России N 6 по Республике Татарстан сведения о доходах Галиуллина Эдуарда Равилевича в налоговом органе отсутствуют.
Инспекцией также установлено, что ООО "Фиал" не имеет структурных (обособленных) подразделений, филиалов, представительств. В собственности общества недвижимого имущества, транспортных средств, земельных участков не имеется. Сведения о среднесписочной численности отсутствуют. Справки по форме 2-НДФЛ налогоплательщиком не представлены. Организация с момента регистрации не представляла налоговую отчетность.
В ходе контрольных мероприятий по проверке адреса места нахождения юридического лица ООО "Фиал" проверяющими установлено, что по адресу: ул. Гладилова, д. 27, помещение 1001, зарегистрировано более 78 юридических лиц. Местонахождение данной организации по данному адресу не установлено, вывесок с наименованием или иной информации о местонахождении ООО "Фиал" не имеется, какие-либо представители организации отсутствуют.
При рассмотрении аналогичных дел судами неоднократно было установлено отсутствие каких-либо юридических лиц (потенциальных правопреемников реорганизуемых организаций) по спорному адресу массовой регистрации, на основании протоколов осмотров, представленных налоговым органом.
По состоянию на дату вынесения решения об отказе в государственной регистрации Инспекцией также установлено, что ООО "Стройсервис" создано 22.03.2016, запись о начале процедуры реорганизации в ЕГРЮЛ внесена 31.08.2016. Единственным участником и руководителем ООО "Стройсервис" является ООО "Колибри". ООО "Колибри" также обладает признаками "массовости".
Участником ООО "Колибри" являются Компания "Рудивас Лимитед", зарегистрированная в Республике Сейшельские Острова, и товарищество с ограниченной ответственностью "ПРОЭКТИВ МУВ ЛП", зарегистрированное в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии. При этом, данные организации не имеют аккредитации на территории Российской Федерации и не состоят на налоговом учете на территории Российской Федерации.
Руководитель ООО "Колибри" является Мишанин Сергей Александрович, который обладает признаками "массового" руководителя, учредителя, а так же заявителя регистрационных действий в налоговых органах. Мишанин Сергей Александрович является заявителем при государственной регистрации в 1239 организациях. Он же является руководителем 9 юридических лицах, из них 1 юридическое лицо исключено из ЕГРЮЛ, 3 - реорганизованы. Мишанин Сергей Александрович также входит в состав участников в 11 юридических лицах (из них 3 - исключены из ЕГРЮЛ, 534 юридических лица прекратили деятельность при реорганизации).
Объекты имущества, земли, транспорта по данной организации не зарегистрированы, обособленные подразделения отсутствуют. Сведения о среднесписочной численности ООО "Стройсервис": за 2015 год: - 1 человек. Справки по форме 2-НДФЛ налогоплательщиком не представлены. Организация применяет общеустановленную систему налогообложения. Последняя отчетность представлена за 2 квартал 2016 года.
Таким образом, данные факты указывают на исключение ведения совместной деятельности юридических лиц и доказывают действия ООО "Фиал" по проведению "мнимой, массовой" реорганизации в целях прекращения деятельности ООО "Стройсервис".
Учитывая вышеизложенное, а также то, что реорганизация не повлечет увеличения уставного капитала юридического лица правопреемника (ООО "Фиал"), суды пришли к выводу, что предполагаемая реорганизация юридического лица ООО "Фиал" путем присоединения к нему ООО "Стройсервис" проводится не для реальной работы и ведения финансово-хозяйственной деятельности, и имеет все признаки фиктивности и получения заинтересованными лицами не декларируемых доходов. ООО "Фиал" создано для осуществления "мнимой" реорганизации с целью создания видимости перехода прав и обязанностей присоединяемых юридических лиц, с целью уклонения от исполнения налоговых обязательств, погашения кредиторской задолженности.
Поскольку представленные по делу доказательства в совокупности свидетельствуют о несоблюдении заявителем установленного законодательством Российской Федерации порядка проведения процедуры реорганизации, что может нарушить права и интересы как неограниченного количества лиц, в том числе при осуществлении ими предпринимательской деятельности, так и налоговых органов по ведению налогового учета и контроля, и реорганизация не приведет к укрупнению бизнеса, руководствуясь статьями 10, 51, 57, 58, 60 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 1, 2, 9, 23 Закона о госрегистрации, статьей 14 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", а также, принимая во внимание правовую позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении Пленума от 30.07.2013 N 61, суды правомерно признали оспариваемое решение МРИ ФНС N 18 по РТ законным.
Доводы заявителя кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения в суде первой и апелляционной инстанции, направлены на переоценку имеющихся доказательств и установленных судом обстоятельств, поэтому суд кассационной инстанции считает обжалуемые судебные акты подлежащими оставлению без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.09.2017 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2017 по делу N А65-16366/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.Ш. Закирова |
Судьи |
Э.Г. Баширов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица" (далее - постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61), регистрирующий орган на основании пункта 1 статьи 23 Закона о госрегистрации вправе отказать в государственной регистрации юридического лица при наличии подтвержденной информации о недостоверности представленных сведений об адресе юридического лица, то есть о том, что такой адрес был указан без намерения использовать его для осуществления связи с юридическим лицом.
...
Поскольку представленные по делу доказательства в совокупности свидетельствуют о несоблюдении заявителем установленного законодательством Российской Федерации порядка проведения процедуры реорганизации, что может нарушить права и интересы как неограниченного количества лиц, в том числе при осуществлении ими предпринимательской деятельности, так и налоговых органов по ведению налогового учета и контроля, и реорганизация не приведет к укрупнению бизнеса, руководствуясь статьями 10, 51, 57, 58, 60 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 1, 2, 9, 23 Закона о госрегистрации, статьей 14 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", а также, принимая во внимание правовую позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении Пленума от 30.07.2013 N 61, суды правомерно признали оспариваемое решение МРИ ФНС N 18 по РТ законным."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 1 марта 2018 г. N Ф06-30526/18 по делу N А65-16366/2017