г. Казань |
|
01 марта 2018 г. |
Дело N А55-11278/2017 |
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Савкиной М.А.,
судей Закировой И.Ш., Мосунова С.В.,
при участии представителей:
Федерального казенного предприятия "Управления заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации" - Брюхова Д.Б. доверенность от 16.02.2017,
134 отдела государственного архитектурно-строительного надзора Министерства обороны Российской Федерации - Титова Г.А. доверенность от 20.02.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального казенного предприятия "Управления заказчика капитального строительства министерства обороны Российской Федерации"
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2017 (председательствующий Семушкин В.С., судьи Попова Е.Г., Драгоценнова И.С.)
по делу N А55-11278/2017
по заявлению федерального казенного предприятия "Управление заказчика капитального строительства министерства обороны Российской Федерации" (ИНН 7704684769, ОГРН 1087746462616) к 134 отделу государственного архитектурно-строительного надзора министерства обороны Российской Федерации об оспаривании постановления о назначении административного наказания,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное предприятие "Управление заказчика капитального строительства министерства обороны Российской Федерации" (далее - ФКП "УЗКС", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления 134 отдела государственного архитектурно-строительного надзора министерства обороны Российской Федерации (далее - административный орган) от 25.04.2017 N 134/16-17 о назначении административного наказания.
Решением Арбитражный суд Самарской области от 31.07.2017 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2017 решение Арбитражного суда Самарской области от 31.07.2017 отменено, принят новый судебный акт.
Отказано в признании незаконным и отмене постановления от 25.04.2017 N 134/16-17 в отношении ФКП "УЗКС" о назначении административного наказания по части 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в сумме 500 000 руб.
ФКП "УЗКС", не согласившись с постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2017, обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить как принятое при неправильном применении норм материального права, указывает, что предприятие не является субъектом административного правонарушения, и оставить в силе решение Арбитражного суда Самарской области от 31.07.2017.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, исходя из требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и доводов, содержащихся в кассационной жалобе, заслушав представителей сторон, арбитражный суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения и отмены постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2017.
Согласно акту проверки от 14.03.2017 N 50, ФКП "УЗКС" в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.03.2008, пункта 10 Устава, статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), государственным контрактом от 27.08.2015 N1518187388512090942000000/ДС-120/155-3 об исполнении функций технического заказчика при строительстве объекта шифр 120/155-3, являясь техническим заказчиком, осуществляет строительство объекта капитального строительства "Комплекс зданий и сооружений объекта 120/155-3" (1 очередь) шифр 120/155-3, расположенного по адресу: Республика Марий Эл, г.Йошкар-Ола.
13 марта 2017 года в ходе проведенной проверки административным органом был установлен факт строительства объекта.
Пунктом 7.1.5 раздела 7 контракта предусмотрено, что заказчик до начала с производства строительно-монтажных работ передает генподрядчику в установленном порядке на период строительства объекта строительную площадку по акту передачи строительной площадки, один экземпляр которого направляет государственному заказчику в течение 3 (трех) дней со дня подписания, а также всю необходимую для строительства объекта документацию (в частности, проектную документацию, прошедшую государственную экспертизу, рабочую документацию, разрешение на строительство объекта).
Административный орган пришел к выводу о том, что в нарушение указанного условия контракта предприятие не передало генеральному подрядчику имеющую положительное заключение государственной экспертизы проектную и рабочую документации.
Кроме того, административным органом установлен факт производства строительно-монтажных работ на основных объектах строительства сооружения с августа 2016 по январь 2017 без разрешения на строительство.
По данному факту в отношении ФКП "УЗКС" составил протокол от 23.03.2017 N 7 об административном правонарушении и вынесено постановление от 25.04.2017 N 134/16-17 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 9.5 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 500 000 руб.
Не согласившись с постановлением административного органа, ФКП "УЗКС" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Признавая незаконным и отменяя постановление от 25.04.2017 N 134/16-17 суд первой инстанции согласился с позицией предприятия, что оно не является субъектом административного правонарушения, поскольку договор подряда на выполнение работ для государственных нужд не заключало; государственным заказчиком (министерством) заключен государственный контракт с ФГУП "ГУССТ N5 при Спецстрое России" (генподрядчик), которое и выполняет строительно-монтажные работы на указанном объекте; административным органом допущена ошибка в определении заказчика (технического заказчика), предприятие является представителем заказчика (министерства), действует на основании договора об оказании услуг и является лишь исполнителем, в связи с чем пришел к выводу о недоказанности административным органом факт вменяемого административного правонарушения.
Суд апелляционной инстанции правомерно посчитал данные выводы суда первой инстанции ошибочными в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 9.5 КоАП РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.
В силу положений статьи 51 ГрК РФ обязанность по получению разрешения на строительство лежит на застройщике.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела документы в соответствии со статьей 71 АПК РФ суд апелляционной инстанции сделал правильный вывод, что ФКП "УЗКС" является застройщиком (заказчиком) объекта.
Так, по условиям пункта 2.5 государственного контракта от 27.08.2015 N 1518187388512090942000000/ДС- 120/155-3 на выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Комплекс зданий и сооружений объекта 120/155-3" (1 очередь), заключенного министерством обороны Российской Федерации (государственный заказчик) и ФГУП "ГУССТ N 5 при Спецстрое России" (генподрядчик), государственный заказчик в целях обеспечения выполнения работ, осуществления контроля и надзора за производством строительных работ передал исполнение части своих функций, определенных в разделе 7 данного контракта, ФКП "УЗКС" (заказчик).
В соответствии с пунктом 7.1.5 раздела 7 "Функции заказчика" данного контракта, заказчик (ФКП "УЗКС") до начала производства строительно-монтажных работ передает генподрядчику в установленном порядке на период строительства объекта строительную площадку, а также всю необходимую для строительства документацию (в частности, Проектную документацию, прошедшую государственную экспертизу, Рабочую документацию, журнал производства работ, разрешение на строительство).
Согласно пункта 1.1.1 государственного контракта от 22.08.2016 N ДС-ФКП-30/2016 на оказание услуг для нужд министерства обороны Российской Федерации, заключенного между министерством обороны Российской Федерации (государственный заказчик) и ФКП "УЗКС" (исполнитель), под услугами, оказываемыми исполнителем, понимаются услуги заказчика (застройщика) по организации проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта и технического перевооружения строек и объектов министерства обороны Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2.1 указанного контракта, предприятие обязалось по заданию государственного заказчика в сроки, определяемые в государственных контрактах, оказать услуги в отношении объектов, указанных в приложении N 1 к контракту, в объеме, соответствующем качеству и иным требованиям, установленным контрактом.
Исходя из пункта 1.1.3 данного контракта, под государственными контрактами понимаются государственные контракты, заключаемые с исполнителями (генподрядчиками) в целях выполнения работ на объектах.
Согласно пункта 5.4 раздела 5 "Перечень услуг" контракта, предприятие в рамках контроля и организации исполнения заданий государственного заказчика получает разрешение на строительство (подпункт 5.4.1); осуществляет контроль и технический надзор за строительством объектов, указанных в приложении N 1 к контракту (подпункт 5.4.2); осуществляет передачу строительных площадок исполнителям (генподрядчикам) (подпункт 5.4.4).
Разрешение на строительство объекта от 23.11.2016 N 12-000-822-2016-153, разрешение N 153-456-2017 на работы подготовительного периода на объекте капитального строительства выданы ФКП "УЗКС".
Приказом Департамента имущественных отношений министерства обороны Российской Федерации от 21.08.2015 N 1915 под указанный объект строительства ФКП "УЗКС" в безвозмездное срочное пользование предоставлен земельный участок, во исполнение государственного контракта от 27.08.2015 N 1518187388512090942000000/ДС-120/155-3 для строительства объекта и выполнения строительно-монтажных работ (акт приема-передачи строительной площадки от 26.01.2016).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 N 272-р ФКП "УЗКС" определено единственным исполнителем, оказывающим услуги заказчика (застройщика) в части проектирования, строительства, капитального ремонта и технического перевооружения строек и объектов Минобороны России.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.03.2008 N 290-р утвержден Устав ФКП "УЗКС", в пункте 1 которого указано, что предприятие создано в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.03.2008 N 290-р в целях выполнения работ и оказания услуг в сфере проектирования, строительства и организации строительства объектов для нужд обороны и безопасности государства.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 6 Постановления Пленума от 17.02.2011 N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснил, что при рассмотрении дел, связанных с привлечением лиц к административной ответственности за осуществление работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства без разрешения на строительство в тех случаях, когда получение соответствующего разрешения является обязательным, следует исходить из того, что субъектами ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ, могут являться застройщик (заказчик по договору строительного подряда), поскольку в силу статьи 51 ГрК РФ на нем лежит обязанность по получению разрешения на строительство, а также иные лица, осуществляющие соответствующие работы, например, подрядчик или субподрядчик, так как они обязаны удостовериться в том, что застройщик, привлекая их к осуществлению работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, обладает соответствующим разрешением на строительство.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции сделал правильный вывод, что ФКП "УЗКС" в рассматриваемом случае является надлежащим субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции, установив в порядке статьи 71 АПК РФ, что постановление принято уполномоченным органом, порядок привлечения к административной ответственности соблюден, основания для привлечения к ответственности имеются, срок давности привлечения к ответственности не истек, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и основания для признания правонарушения малозначительным отсутствуют, штраф назначен в минимальном размере санкции вменяемой статьи, пришел к выводу об отсутствии оснований для признания назначенного наказания несправедливым и несоразмерным характеру совершенного правонарушения.
Наложение штрафа в сумме 500 000 руб. соответствует всем обстоятельствам дела, имеющим существенное значение для индивидуализации ответственности и наказания за совершенное административное правонарушение, соотносится со степенью общественной опасности совершенного административного правонарушения, обладает разумным сдерживающим эффектом, необходимым для соблюдения находящихся под защитой административно-деликтного законодательства запретов.
Доводы заявителя кассационной жалобы основаны на неверном толковании положений действующего законодательства, свидетельствуют о его несогласии с той оценкой, которую суд апелляционной инстанции дал фактическим обстоятельствам, являлись предметом исследования в суде апелляционной инстанций, получили надлежащую оценку, вновь заявлены в суде кассационной инстанции и подлежат отклонению, поскольку направлены на переоценку представленных в дело доказательств, что противоречит положениям статьи 286 АПК РФ.
При таких обстоятельствах обжалуемое постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2017 соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2017 по делу N А55-11278/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.А. Савкина |
Судьи |
И.Ш. Закирова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 6 Постановления Пленума от 17.02.2011 N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснил, что при рассмотрении дел, связанных с привлечением лиц к административной ответственности за осуществление работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства без разрешения на строительство в тех случаях, когда получение соответствующего разрешения является обязательным, следует исходить из того, что субъектами ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ, могут являться застройщик (заказчик по договору строительного подряда), поскольку в силу статьи 51 ГрК РФ на нем лежит обязанность по получению разрешения на строительство, а также иные лица, осуществляющие соответствующие работы, например, подрядчик или субподрядчик, так как они обязаны удостовериться в том, что застройщик, привлекая их к осуществлению работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, обладает соответствующим разрешением на строительство.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции сделал правильный вывод, что ФКП "УЗКС" в рассматриваемом случае является надлежащим субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 1 марта 2018 г. N Ф06-29915/18 по делу N А55-11278/2017