г. Казань |
|
02 марта 2018 г. |
Дело N А12-19337/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 марта 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хабибуллина Л.Ф.,
судей Егоровой М.В., Мухаметшина Р.Р.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием системы видеоконференц-связи помощником судьи Галяутдиновым М.Р.,
при участии в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи присутствующих в Арбитражном суде Волгоградской области:
заявителя - Зинченко А.А., доверенность от 22.01.2018,
ответчика - Савенковой О.Л., доверенность от 09.01.2018,
индивидуального предпринимателя Авдеева Н.И - Бируля А.О., доверенность от 24.06.2016,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 11.08.2017 (судья Стрельникова Н.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2017 (председательствующий судья Акимова М.А., судьи Луговской Н.В., Макаров И.А.)
по делу N А12-19337/2017
по заявлению Комитета транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области (ОГРН 1023403453072, ИНН 3444080684) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области о признании незаконным решения и предписания, заинтересованное лицо: индивидуальный предприниматель Авдеев Н.И., г. Волгоград,
УСТАНОВИЛ:
комитет транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области (далее - комитет) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным и отмене решения, предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее - антимонопольный орган, управление) от 19.05.2017 по делу N 16-01-15-03/815.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 11.08.2017 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2017 решение суда первой инстанции оставлено без изменений.
В кассационной жалобе антимонопольный орган просит отменить принятые по делу судебные акты, мотивируя неправильным применением судами норм материального права.
Проверив законность обжалуемых актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как усматривается из материалов дела, индивидуальный предприниматель Авдеев Н.И. (далее - предприниматель) обратился в антимонопольный орган с заявлением о нарушении комитетом антимонопольного законодательства.
Усмотрев в действиях комитета наличие признаков нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции, Закон), выразившихся в издании распоряжения от 30.05.2016 N 235-р "О внесении изменений в реестр межмуниципальных автобусных маршрутов регулярных перевозок Волгоградской области" (далее - распоряжение от 30.05.2016 N 235-р), в соответствии с которым информация об обслуживании предпринимателем маршрута N 196 "г. Волгоград (ТК "Лента") - г. Волжский (магазин "Магнит" через р.п. Средняя Ахтуба)" исключена из реестра межмуниципальных автобусных маршрутов регулярных перевозок Волгоградской области, антимонопольный орган вынес предупреждение о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции путем отмены вышеназванного распоряжения.
В ответ на предупреждение от 10.11.2016 N 03-14/6585 от комитета в адрес управления поступило уведомление об отсутствии оснований для исполнения предупреждения.
Решением антимонопольного органа от 19.05.2017 по делу N 16-01-15-03/815 комитет признан нарушившим пункт 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, что выразилось в издании распоряжения от 30.05.2016 N 235-р, в соответствии с которым информация об обслуживании предпринимателем маршрута N 196 исключена из реестра межмуниципальных автобусных маршрутов регулярных перевозок Волгоградской области.
На основании указанного решения антимонопольным органом заявителю выдано предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства путем отмены вышеуказанного распоряжения.
Комитет не согласился с принятыми антимонопольным органом актами и обратился в арбитражный суд с заявлением.
Удовлетворяя заявление комитета, суды правомерно исходили из следующего.
Закон о защите конкуренции направлен на предупреждение и пресечение недопущения, ограничения, устранения конкуренции, в частности, органами местного самоуправления в целях обеспечения единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защиты конкуренции и создания условий для эффективного функционирования товарных рынков (статья 1 Закона о защите конкуренции).
Пунктом 7 статьи 4 Закона конкуренция определена как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещено необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
Из совокупности приведенных выше норм права и подпункта "д" пункта 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции следует, что антимонопольный орган в рамках частей 1 и 2 статьи 15 Закона о защите конкуренции полномочен вынести соответствующее решение об обнаружении и пресечении выявленного нарушения лишь в том случае, когда нарушение привело либо могло привести к нарушению охраняемого законом баланса экономических интересов хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на одном и том же рынке в соответствующих географических границах.
Данный вывод согласуется с содержанием пункта 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства".
В каждом конкретном случае антимонопольный орган должен провести анализ состояния конкуренции на товарном рынке и доказать, что спорные акты органов власти, действия (бездействия) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
На основании части 2 статьи 25 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ) ведение реестра межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, установившим данные маршруты.
Заявителем, как уполномоченным органом исполнительной власти Волгоградской области, на основании вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-39179/2015 распоряжением от 30.05.2016 N 235-р внесены изменения в реестр межмуниципальных автобусных маршрутов регулярных перевозок Волгоградской области и исключены сведения об обслуживании предпринимателем маршрута N 196.
Антимонопольный орган указал на то, что из г. Волжского (ост. магазин "Магнит") до г. Волгограда (ост "ТК Лента") можно добраться только на маршруте N 196. Другие способы приводят к увеличению времени в пути и затратам на поездку. Данные обстоятельства, по мнению управления, свидетельствуют об изменении конкурентной среды и увеличении экономической концентрации на рынке услуг. Количественные показатели и иные данные обосновывающие указанный вывод в обжалованном решении отсутствуют.
Как усматривается из материалов дела, между комитетом (организатор) и предпринимателем (перевозчик) 26.12.2012 был заключен договор N 196-384/2012 на организацию транспортного обслуживания населения на автобусных маршрутах регулярных перевозок в Волгоградской области. По условиям договора организатор поручает, а перевозчик принимает обязательства по организации перевозки пассажиров на автобусном маршруте N 196 г. Волгоград (ТЦ "Лента") - г. Волжский (магазин "Магнит") через р.п. Средняя Ахтуба в объеме, предусмотренном утвержденным организатором расписанием движения автобусов. Согласно пункту 2.1 договора перевозчик был обязан осуществлять пассажирские перевозки на маршруте, определенном договором, согласно утвержденным организатором в установленном порядке паспорту маршрута и расписанию движения автобусов.
Комитет, полагая, что предпринимателем нарушены договорные обязательства, обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с иском к индивидуальному предпринимателю о расторжении договора от 26.12.2012 N 196-384/2012.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 26.02.2016 по делу N А12-39179/2015 исковое требование удовлетворено.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2016 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Поскольку спорный договор был заключён 26.12.2012 до вступления в силу Закона N 220-ФЗ, свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок N 196 предпринимателю не выдавалось, соответственно, правовым основанием осуществления регулярных перевозок являлся заключённый договор от 26.12.2012 N 196-384/2012.
Вступившим в законную силу решениям Арбитражного суда Волгоградской области от 26.02.2016 по делу N А12-39179/2015 данный договор расторгнут.
Судебная коллегия признает обоснованными выводы судов о том, что с учётом вступления в силу Закона N 220-ФЗ исполнить решение Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-39179/2015 возможно посредством исключения сведений о перевозчике из соответствующего реестра. Иное означает, что перевозчик не несёт ответственности за допущенные нарушения.
Таким образом, не исключение информации об обслуживании предпринимателем маршрута N 196 из реестра межмуниципальных автобусных маршрутов лишило предпринимателя возможности осуществлять перевозки по маршруту и привело к препятствованию осуществлению им деятельности на рынке услуг по перевозке пассажиров автотранспортом на пригородных маршрутах регулярного сообщения г. Волгоград - г. Волжский, а вступивший в законную силу судебный акт о расторжении договора на организацию регулярных перевозок по маршруту N 196 в связи с нарушением предпринимателем существенных условий договора.
В связи с этим суды пришли к правильному выводу об отсутствии в действиях заявителя признаков нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и, как следствие, о наличии оснований для признания оспариваемого решения и предписания управления незаконными.
Судебная коллегия считает, что доводы кассационной жалобы сводятся к изложению правовых позиций, которые были предметом рассмотрения судами и получили надлежащую правовую оценку, в связи с чем подлежат отклонению в полном объеме.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судами не допущено. Поэтому оснований для удовлетворения жалобы и отмены принятых судебных актов не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 11.08.2017 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2017 по делу N А12-19337/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.Ф. Хабибуллин |
Судьи |
М.В. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судебная коллегия признает обоснованными выводы судов о том, что с учётом вступления в силу Закона N 220-ФЗ исполнить решение Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-39179/2015 возможно посредством исключения сведений о перевозчике из соответствующего реестра. Иное означает, что перевозчик не несёт ответственности за допущенные нарушения.
Таким образом, не исключение информации об обслуживании предпринимателем маршрута N 196 из реестра межмуниципальных автобусных маршрутов лишило предпринимателя возможности осуществлять перевозки по маршруту и привело к препятствованию осуществлению им деятельности на рынке услуг по перевозке пассажиров автотранспортом на пригородных маршрутах регулярного сообщения г. Волгоград - г. Волжский, а вступивший в законную силу судебный акт о расторжении договора на организацию регулярных перевозок по маршруту N 196 в связи с нарушением предпринимателем существенных условий договора.
В связи с этим суды пришли к правильному выводу об отсутствии в действиях заявителя признаков нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и, как следствие, о наличии оснований для признания оспариваемого решения и предписания управления незаконными."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 2 марта 2018 г. N Ф06-29806/18 по делу N А12-19337/2017