г. Казань |
|
15 марта 2018 г. |
Дело N А06-4471/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 марта 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 марта 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Глазова Ю.В.,
судей Петрушкина В.А., Ананьева Р.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 15.09.2017 (судья Аюпова А.Н.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2017 (председательствующий судья Землянникова В.В., судьи Комнатная Ю.А., Кузьмичев С.А.)
по делу N А06-4471/2017
по заявлению администрации муниципального образования "Село Ушаковка" (ОГРН 1053002665968, ИНН 3011005743) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области (ИНН 3015067349, ОГРН 1043000718200), о признании незаконным отказа и об обязании устранить допущенные нарушения прав,
УСТАНОВИЛ:
администрация муниципального образования "Село Ушаковка" (далее - администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области (далее - Управление Росреестра по Астраханской области) о признании незаконным отказа от 17.05.2017 N 30/008/003/2017-148 в государственной регистрации права собственности на здание нежилого назначения: Дом Культуры, КН/УН: 30:11:040101:1793, расположенного по адресу: Астраханская область, Черноярский район, с. Ушаковка, пл. Ленина, д. 6 (далее - Дом культуры); об обязании Управления Росреестра по Астраханской области зарегистрировать переход прав на указанное здание.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 15.09.2017, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2017, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Управление Росреестра по Астраханской области обратилось с кассационной жалобой, в которой просит оспариваемые судебные акты по делу отменить и принять новый судебный акт, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом извещены. До начала судебного заседания стороны известили суд о возможности рассмотрения дела в их отсутствие.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в соответствии с инвентарной описью от 01.12.2004 на балансе сельскохозяйственного производственного кооператива "Ушаковский" (далее - СПК "Ушаковский", кооператив) находилось нежилое помещение - Дом культуры, местонахождение: село Ушаковка, Черноярский район, Астраханская область, год постройки: 1984.
В соответствии с решением о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства СПК "Ушаковский" был признан несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство.
Определением от 30.01.2007 в отношении кооператива завершено конкурсное производство.
Между заявителем и конкурсным управляющим СПК "Ушаковский" 10.01.2007 подписан акт приема-передачи нежилого помещения - Дома культуры.
Распоряжением администрации от 10.02.2015 N 8 Дом культуры принят в муниципальную собственность муниципального образования "Село Ушаковка".
Заявитель обратился в Управление Росреестра по Астраханской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на Дом культуры.
17.05.2017 по результатам рассмотрения указанного заявления Управлением Росреестра по Астраханской области принято решение об отказе в государственной регистрации права собственности на спорный объект недвижимого имущества, в связи с тем, что документы, представленные на государственную регистрацию прав, по содержанию не соответствуют требованиям, действующего законодательства.
Полагая, что указанное решение является незаконным, администрация обратилась в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций правомерно пришли к выводу, что в регистрирующий орган был представлен пакет документов, отражающий необходимую информацию о регистрируемом объекте.
Пунктом 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что право собственности на имущество, которое имеет собственника может быть приобретено другим лицом на основании сделки об отчуждении этого имущества.
Статьей 164 ГК РФ предусмотрено, что сделки с землей и другим недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации в случаях и порядке, предусмотренных статьей 131 настоящего Кодекса и Законом о государственной регистрации недвижимости.
В силу статьи 131 ГК РФ переход права собственности на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации.
Согласно пункту 2 статьи 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Порядок государственной регистрации перехода права собственности на основании заявления одной стороны сделки в случае ликвидации другой стороны до подачи заявления о регистрации законодательством о государственной регистрации недвижимости не предусмотрен.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 62 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", покупатель недвижимого имущества, которому было передано владение во исполнение договора купли-продажи, вправе обратиться за регистрацией перехода права собственности. Отказ государственного регистратора зарегистрировать переход права собственности в связи с отсутствием заявления продавца может быть обжалован в суд по правилам главы 24 АПК РФ.
Заявитель обращался за регистрацией в порядке, предусмотренном Законом о государственной регистрации недвижимости, однако получил отказ, поскольку на государственную регистрацию не был представлен протокол общего собрания кредиторов о принятии решения об отказе от принятия имущества должника СПК "Ушаковский" для погашения своих требований, а также документ, подтверждающий отказ учредителей юридического лица на принятие в собственность вышеуказанного имущества.
При этом регистрирующим органом не было учтено следующее.
Из материалов дела следует, что Дом культуры находился на балансе СПК "Ушаковский".
Имущество СПК "Ушаковский" реализовалось конкурсным управляющим Харлановым А.Л. в связи с признанием кооператива несостоятельным (банкротом) и открытием в отношении него процедуры банкротства.
В соответствии с пунктом 5 статьи 132 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" жилищный фонд социального использования, а также социально значимые объекты, не проданные в порядке, предусмотренном пунктом 4 настоящей статьи, подлежат передаче в собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления, о чем конкурсный управляющий уведомляет указанные органы.
Согласно пункту 6 данной статьи передача жилищного фонда социального использования и любых социально значимых объектов, указанных в пункте 5 настоящей статьи, в собственность муниципального образования осуществляется без каких-либо дополнительный условий.
Поскольку Дом культуры является социально-значимым объектом, то он подлежал передаче в собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления, о чем между конкурсным управляющим и муниципальным образованием подписан акт приема-передачи.
Суды первой и апелляционной инстанции сделали правомерные выводы, что Дом культуры получен заявителем на основании акта приема-передачи нежилого помещения от 10.01.2007, имущество находится в фактическом владении заявителя, добросовестно его приобретшего, каких-либо споров относительно принадлежности указанного имущества не имеется.
Передача спорного имущества в собственность муниципального образования не требовала дополнительных условий.
Учитывая, что на момент обращения администрации с заявлением о регистрации перехода права собственности СПК "Ушаковский" ликвидирован, суды первой и апелляционной инстанции пришли к обоснованным выводам о том, что требование регистрирующего органа о предоставлении дополнительных документов правообладателем носило заведомо неисполнимый характер.
На основании изложенного судами первой и апелляционной инстанций сделаны правомерные выводы о том, что в регистрирующий орган был представлен пакет документов, отражающий необходимую информацию о регистрируемом объекте в соответствии с положениями Закона о государственной регистрации.
Кассационная жалоба Управления Росреестра по Астраханской области не опровергает выводов судов первой и апелляционной инстанций, а направлена на переоценку фактических обстоятельств дела, которая в силу статей 286 и 287 АПК РФ не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства судами первой и апелляционной инстанций выяснены, представленным доказательствам дана правильная правовая оценка.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 АПК РФ, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 15.09.2017 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2017 по делу N А06-4471/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Ю.В. Глазов |
Судьи |
В.А. Петрушкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 2 статьи 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
...
Заявитель обращался за регистрацией в порядке, предусмотренном Законом о государственной регистрации недвижимости, однако получил отказ, поскольку на государственную регистрацию не был представлен протокол общего собрания кредиторов о принятии решения об отказе от принятия имущества должника СПК "Ушаковский" для погашения своих требований, а также документ, подтверждающий отказ учредителей юридического лица на принятие в собственность вышеуказанного имущества.
...
В соответствии с пунктом 5 статьи 132 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" жилищный фонд социального использования, а также социально значимые объекты, не проданные в порядке, предусмотренном пунктом 4 настоящей статьи, подлежат передаче в собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления, о чем конкурсный управляющий уведомляет указанные органы."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 15 марта 2018 г. N Ф06-30657/18 по делу N А06-4471/2017