г. Казань |
|
22 марта 2018 г. |
Дело N А65-19385/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 марта 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ольховикова А.Н.,
судей Егоровой М.В., Логинова О.В.,
при участии представителей:
заявителя - Садыковой И.И. (доверенность от 11.09.2017 N 605),
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 31.08.2017 (судья Хафизов И.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2017 (председательствующий судья Попова Е.Г., судьи Юдкин А.А., Семушкин В.С.)
по делу N А65-19385/2017
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Казань" (ОГРН 1021603624921, ИНН 1600000036, Республика Татарстан, г. Казань), к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (ОГРН 1021602866405, ИНН 1653003714, Республика Татарстан, г. Казань), с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица - Барскова В.С., Республика Татарстан, п. Салмачи, о признании незаконным постановления о наложении штрафа по делу от 07.06.2017 N А05-607/2017 в отношении ООО "Газпром трансгаз Казань",
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Казань" (далее - ООО "Газпром трансгаз Казань", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - УФАС России по РТ, антимонопольный орган) о признании незаконным постановления о наложении штрафа по делу от 07.06.2017 N А05-607/2017 в отношении ООО "Газпром трансгаз Казань".
Определением от 04.08.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) привлечен Барсков В.С. (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 31.08.2017, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2017, заявление ООО "Газпром трансгаз Казань" удовлетворено, признано незаконным и отменено постановление УФАС России по РТ от 07.06.2017 по делу N А05-607/2017 о признании общества нарушившим часть 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО "Газпром трансгаз Казань" прекращено.
В кассационной жалобе УФАС России по РТ просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Представители ответчика, третьего лица в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом извещен.
В соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ жалоба рассматривается в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителя заявителя, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, УФАС России по РТ 13.05.2016 принято решение по делу N 05-435/2015 (исх. от 17.05.2016 N ПК-05/6951), в соответствии с которым ИП Галимов А.Ш. признан нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), что выразилось в установлении экономически необоснованной платы за дачу согласия на подключение (технологическое присоединение) жилых домов NN 25, 36, 36а, 32, 32а, 31, 30, 38, 38а, 25, 5, 5а, За, 7, 10, 17, 26, 28, 28а, 49а), расположенных по ул. Черноплодной в пос. Салмачи г. Казани к сетям газоснабжения ООО "Газпром трансгаз Казань" опосредованно через сети ИП Галимова А.Ш.
На основании принятого антимонопольным органом решения ИП Галимову А.Ш. были выданы предписания об устранении нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного в результате нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в сумме 1 179 000 руб.
Апелляционная коллегия ФАС России при рассмотрении жалобы ИП Галимова А.Ш. поддержала сделанный Татарстанским УФАС России вывод о том, что газопровод, строительство которого велось ИП Галимовым А.Ш., отвечает критериям сети газораспределения, а не газопотребления. Кроме того, указанный газопровод не находится в его собственности или ином законном у него основании.
В этой связи ФАС России в своем решении указала, что получение обязательного согласия ИП Галимова А.Ш. при выдаче ООО "Газпром трансгаз Казань" технических условий на технологическое присоединение незаконна в связи с отсутствием у ИП Галимова А.Ш. статуса основного абонента.
При этом ФАС России решением от 02.09.2016 N СП/62782/16 по результатам рассмотрения жалобы ИП Галимова А.Ш. отменила решение и предписания Комиссии Татарстанского УФАС России по делу N 05-435/2015 ввиду неверной квалификации нарушении действующего законодательства.
Отменяя решение и предписания, Апелляционная коллегия ФАС России указала на наличие в действиях ООО "Газпром трансгаз Казань" признаков административного правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 9.21 КоАП РФ, а в действиях ИП Галимова А.Ш. - признаков преступления, предусмотренного статьей 159 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Основанием для возбуждения дела N 05-435/2015 послужило заявление Барсковой Н.Н. от 13.11.2015 N 14106, которая просила принять меры к ООО "Газпром трансгаз Казань" (ЭПУ "Приволжскгаз") и ООО "Марс-газ" в связи с отказом от выдачи технических условий на присоединение к сетям газоснабжения ООО "Газпром трансгаз Казань" (ЭПУ "Приволжскгаз") жилого дома N 25 заявителя и жилых домов (NN 36, 36а, 32, 32а, 31, 30 38, 38а, 25 5, 5а, 3А, 7, 10, 17, 26, 28, 28а, 49а) иных лиц, расположенных по ул. Черноплодной г. Казань) через имеющиеся сети газоснабжения (объект "Система газораспределения ул. Раздольная, Черноплодная в н.п. Салмачи Приволжского района г. Казани", а также в требовании необоснованной платы в размере 250 000 руб. за выдачу согласия на такое подключение.
Из материалов дела следует, что жители данных домов (собственники объектов капитального строительства) в целях осуществления технологического присоединения к сетям газоснабжения обращались в ООО "Газпром трансгаз Казань", которое перенаправляло их к ИП Галимову А.Ш., который выступал инвестором строительства системы газораспределения ул. Раздольная, Черноплодная в н.п. Салмачи Приволжского района г. Казани.
Один из собственников объектов капитального строительства, Барсков B.C., обратился в ООО "Газпром трансгаз Казань" с запросом от 01.09.2015 о предоставлении технических условий подключения к сетям газораспределения ООО "Газпром трансгаз Казань". Общество письмом от 29.09.2015 N 03/2-7474 фактически отказало Барскову B.C. в предоставлении технических условий, мотивировав свой отказ необходимостью получения согласия по подключению у ИП Галимова А.Ш., поскольку подключение возможно было осуществить только через сети ИП Галимова А.Ш.
По результатам изучения материалов дела антимонопольный орган пришел к выводу о том, ООО "Газпром трансгаз Казань", отказывая Барскову B.C., в предоставлении технических условий на подключение (технологическое присоединение) к сетям газораспределения, нарушило пункт 13 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 1314 (в ред. до 16.11.2016) (далее - Правила N 1314).
Антимонопольным органом составлен протокол 24.05.2017 N А05-607/2017 об административном правонарушении и 07.06.2017 вынесено постановление по делу N А05-607/2017 об административном правонарушении, в соответствии с которым антимонопольный орган признал ООО "Газпром трансгаз Казань" нарушившим часть 1 статьи 9.21 КоАП РФ, с применением меры ответственности в виде административного штрафа в размере 101 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, заявитель обратился в суд.
При принятии судебных актов суды правомерно исходили из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Объективная сторона вмененного обществу правонарушения заключается в нарушении субъектом естественной монополии установленного порядка технологического присоединения к газораспределительным сетям.
Из содержания статьи 3 и пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" следует, что субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, в силу части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции признается доминирующим, а транспортировка газа по трубопроводам в статье 4 Закона N 147-ФЗ отнесена к сфере деятельности субъектов естественных монополий. При этом действия по подключению являются составной частью товарного рынка по транспортировке газа.
Согласно пункту 2 Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 N 317 "газораспределительная организация" - специализированная организация, осуществляющая эксплуатацию газораспределительной системы и оказывающая услуги, связанные с подачей газа потребителям.
Газораспределительной организацией может быть организация - собственник газораспределительной системы, которая получила газораспределительную систему в процессе приватизации либо создала или приобрела ее на других предусмотренных законодательством Российской Федерации основаниях, или организация, заключившая с собственником газораспределительной системы договор на ее эксплуатацию.
Правила N 1314 устанавливают порядок выдачи технических условий на подключение, порядок заключения и исполнения договора о подключении, существенные условия договора, права и обязанности сторон договора и являются обязательными для газораспределительных организаций (далее - ГРО) и лиц, осуществляющих подключение принадлежащих им объектов капитального строительства к сетям газораспределения, находящимся во владении ГРО на праве собственности или на ином законном основании.
На основании пункта 3 Правил N 1314 подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется в следующем порядке:
а) направление исполнителю (запроса о предоставлении технических условии на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям газораспределения (далее - технические условия);
б) выдача технических условий;
в) направление исполнителю заявки о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения (далее соответственно - договор о подключении, заявка о подключении (технологическом присоединении);
г) заключение договора о подключении;
д) выполнение мероприятий по подключению (технологическому присоединению), предусмотренных техническими условиями и договором о подключении;
е) получение разрешения на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства заявителя (в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации);
ж) составление акта о подключении (технологическом присоединении), акта разграничения имущественной принадлежности и акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон.
При этом заявителем может быть как лицо, являющееся правообладателем земельного участка, намеренное осуществить строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства с последующим его подключением (технологическим присоединением) к существующей сети газопотребления основного абонента, то есть лица, которому принадлежит существующая сеть газопотребления на праве собственности или на ином законном основании и которое не оказывает услуг по транспортировке газа, или подключение (технологическое присоединение) построенного на его земельном участке объекта капитального строительства к существующей сети газопотребления основного абонента, так и основной абонент.
Таким образом, в случае, когда заявитель намерен осуществить техническое присоединение к существующей сети газораспределения, ему необходимо обратиться с запросом на предоставление технических условий в ГРО.
На основании пункта 13 Правил N 1314 при представлении заявителем сведений и документов, указанных в пунктах 7 и 8 Правил N 1314, исполнитель (ГРО) в течение 14 дней со дня получения запроса о предоставлении технических условий обязан определить и предоставить заявителю технические условия либо мотивированный отказ (основания перечислены в пункте 14 Правил N 1314) в выдаче технических условий.
В случае получения технических условий заявителем направляется исполнителю заявка на заключение договора о подключении, далее следует направление исполнителем проекта указанного договора заявителю и заключается договор о подключении в случае отсутствия разногласий.
В соответствии с пунктом 34 Правил N 1314 в случае, если подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства возможно только к существующим сетям газопотребления или газораспределения, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании лицу, которое не оказывает услуг по транспортировке газа, технические условия такого подключения (технологического присоединения) выдаются газораспределительной организацией, к сети газораспределения которой присоединена сеть газопотребления, принадлежащая основному абоненту.
Если заявителем является лицо, являющееся правообладателем земельного участка, намеренное осуществить строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства с последующим его подключением (технологическим присоединением) к существующей сети газопотребления основного абонента, запрос о предоставлении технических условий должен содержать согласие основного абонента на подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства заявителя к своей сети газопотребления.
В рассматриваемом случае ООО "Газпром трансгаз Казань" направило Барского В.С. за дачей согласия на подключение к газопроводу в п. Салмачи к ИП Галимову А.Ш., с которым у ГРО был заключен договор на техническое обслуживание газопроводов, газового оборудования и аварийно-диспетчерское обеспечение от 27.12.2013 N 260 П/1955-13-то (дополнительное соглашение к договору от 25.11.2015 N 928-15-дс).
Однако ИП Галимов А.Ш. не мог являться основным абонентом, исходя из положений пункта 34 Правил N 1314, то есть лицом, согласие которого требуется для выдачи технических условий для присоединения, в силу отсутствия у ИП Галимова А.Ш. в собственности или на ином законном основании сети газораспределения, следовательно, ИП Галимов А.Ш. не мог давать согласие на подключение к сетям газораспределения.
В этой связи указание антимонопольного органа на то обстоятельство, что нахождение объекта газораспределительной системы в собственности индивидуального предпринимателя невозможно в силу закона, правомерно.
Как указано во вступившем в законную силу решении Арбитражного суда Республики Татарстан от 05.08.2016 по делу N А65-5854/2016, для осуществления строительства спорных объектов (системы газоснабжения) ИП Галимов А.Ш. должен был получить разрешение на строительство. Разрешение на строительство у ИП Галимова А.Ш. отсутствует, строительство объектов (газопроводов) осуществлено в отсутствие правоустанавливающих документов на земельные участки, в пределах которых расположены спорные объекты.
Таким образом, ИП Галимов А.Ш. не является основным абонентом и при этом в силу статьи 7 Закона о газоснабжении не может обладать статусом газораспределительной организации.
В соответствии с пунктом 34 Правил N 1314 в случае, если заявитель - лицо, являющееся правообладателем земельного участка, намеренное осуществить строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства с последующим его подключением (технологическим присоединением) к существующей сети газораспределения и (или) газопотребления основного абонента, запрос о предоставлении технических условий должен содержать согласие основного абонента на подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства заявителя к своей сети газораспределения и (или) газопотребления.
При этом в силу пункта 2 Правил N 1314 правовым статусом основного абонента обладает исключительно потребитель газа, владеющий на праве собственности или на ином законном основании сетями газораспределения и (или) газопотребления.
Поскольку право на сети газопотребления не было зарегистрировано в установленном порядке, у ИП Галимова А.Ш. не возникло и не могло возникнуть права собственности на данные сети газопотребления, о чем, с учетом установленных пунктом 8 Правил N 1314 требований к запросу о предоставлении технических условий, не могло не знать ООО "Газпром трансгаз Казань".
При этом положения пунктов 2. 8. 34 Правил N 1314, согласно которым выдача технических условий организацией, оказывающей услуги по транспортировке природного газа потребителям, на подключение к сетям, не принадлежащим такой организации, возможна при получении согласия основного абонента, направлены на защиту прав и законных интересов собственника сетей газораспределения. Поскольку в данном случае собственник сетей газораспределения отсутствует, то ООО "Газпром трансгаз Казань" было не вправе обуславливать выдачу технических условий необходимостью получения согласия от третьего лица - ИП Галимова А.Ш.
Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ административным правонарушением является, в частности, нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к газораспределительным сетям.
Учитывая изложенное, суды признали верным вывод о том, что ООО "Газпром трансгаз Казань", отказывая жителям, домов по ул. Черноплодной в пос. Салмачи г. Казани, в том числе Барскову В.С., в предоставлении технических условий на подключение (технологическое присоединение) к сетям газораспределения, нарушило пункт 13 Правил N 1314.
Поскольку заявителем не были представлены доказательства принятия всех зависящих от него мер по соблюдению вышеуказанных положений законодательства, суды признали обоснованным вывод о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, и вины в совершении данного административного правонарушения.
Вместе с тем, суды пришли к выводу о пропуске антимонопольным органом срока давности привлечения к административной ответственности.
В силу статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ за нарушение антимонопольного законодательства не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Годичный срок давности привлечения заявителя к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ в данном случае следует исчислять с даты ответа на запрос о предоставлении технических условий подключения к сетям газораспределения ООО "Газпром трансгаз Казань" (письмо от 29.09.2015 N 03/2-7474).
При таких обстоятельствах спорное постановление по делу об административном правонарушении от 07.06.2017 N А05-607/2017 было вынесено с пропуском установленного статьей 4.5 КоАП РФ годичного срока.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.
При вынесении обжалуемых решении и постановлении суды всесторонне и полно исследовали материалы дела, дали им надлежащую оценку и правильно применили нормы материального права.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республике Татарстан от 31.08.2017 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2017 по делу N А65-19385/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.Н. Ольховиков |
Судьи |
М.В. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ за нарушение антимонопольного законодательства не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Годичный срок давности привлечения заявителя к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ в данном случае следует исчислять с даты ответа на запрос о предоставлении технических условий подключения к сетям газораспределения ООО "Газпром трансгаз Казань" (письмо от 29.09.2015 N 03/2-7474).
При таких обстоятельствах спорное постановление по делу об административном правонарушении от 07.06.2017 N А05-607/2017 было вынесено с пропуском установленного статьей 4.5 КоАП РФ годичного срока.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 22 марта 2018 г. N Ф06-29798/18 по делу N А65-19385/2017