г. Казань |
|
28 марта 2018 г. |
Дело N А72-9021/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 марта 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ольховикова А.Н.,
судей Егоровой М.В., Логинова О.В.,
при участии представителей:
заявителей - Государственного учреждения здравоохранения Ульяновская областная клиническая больница - Шакуровой Е.Е. (доверенность от 05.03.2018 N 5-218/ю),
Государственного учреждения здравоохранения Городская поликлиника N 1 им. С.М. Кирова - Шакуровой Е.Е. (доверенность от 05.03.2018 N 02-09/32),
Государственного учреждения здравоохранения "Городская клиническая больница N 1" (Перинатальный центр) - Шакуровой Е.Е. (доверенность от 22.02.2018 N 1),
Государственного учреждения здравоохранения "Старомайнская районная больница" - Шакуровой Е.Е. (доверенность от 22.02.2018),
Государственного учреждения здравоохранения "Детская городская клиническая больница города Ульяновска" - Шакуровой Е.Е. (доверенность от 27.02.2018 N 17),
Государственного учреждения здравоохранения "Майнская районная больница" - Шакуровой Е.Е. (доверенность от 26.02.2018 N 220);
ответчика - Кузьминовой Ю.П. (доверенность от 09.01.2018), Мартиросян Е.И. (доверенность от 22.12.2017),
заинтересованных лиц: 1) Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области - Шакуровой Е.Е. (доверенность от 06.02.2018 N 20),
2) ГУЗ "Ульяновский областной клинический центр специализированных видов медицинской помощи имени заслуженного врача России Е.М. Чучкалова" - Шакуровой Е.Е. (доверенность от 13.03.2018 N 34),
3) ГУЗ Ульяновская областная станция переливания крови - Шакуровой Е.Е. (доверенность от 13.03.2018 N 07),
4) ГУЗ "Ульяновская областная клиническая наркологическая больница" - Шакуровой Е.Е. (доверенность от 28.02.2018 N 158),
5) ГУЗ "Ульяновский территориальный центр медицины катастроф" - Шакуровой Е.Е. (доверенность от 05.03.2018 N 84/1),
6) ГУЗ "Детская специализированная психоневрологическая больница N 2" - Шакуровой Е.Е. (доверенность от 13.03.2018 N 78),
7) ГУЗ Областной кардиологический диспансер - Шакуровой Е.Е. (доверенность от 12.03.2018 N 7),
8) ГКУЗ Ульяновский областной "ХОСПИС" - Шакуровой Е.Е. (доверенность от 13.03.2018 N 123),
9) ГУЗ "Центральная клиническая медико-санитарная часть имени заслуженного врача России В.А. Егорова" - Шакуровой Е.Е. (доверенность от 05.03.2018 N 28),
10) ГУЗ Областной клинический онкологический диспансер - Шакуровой Е.Е. (доверенность от 01.03.2018 N 2),
11) ГУЗ "Большенагаткинская районная больница" - Шакуровой Е.Е. (доверенность от 28.02.2018 N 73-209),
12) ГУЗ "Ульяновская районная больница" - Ульяновская область, Ульяновский района, р.п. Ишеевка - Шакуровой Е.Е. (доверенность от 01.01.2018),
13) ГУЗ "Ульяновский областной клинический медицинский центр оказания помощи лицам, пострадавшим от радиационного воздействия, и профессиональной патологии имени Героя Российской Федерации Максимчука В.М.", г. Ульяновск - Шакуровой Е.Е. (доверенность от 26.02.2018 N 15),
14) ГУЗ "Ульяновский областной клинический госпиталь ветеранов войн", г. Ульяновск - Шакуровой Е.Е. (доверенность от 22.02.2018 N 1),
15) ГУЗ "Кузоватовская районная больница", Ульяновская область, Кузоватовский район, р.п. Кузоватово - Шакуровой Е.Е. (доверенность от 02.03.2018 N 1),
16) ГУЗ "Базарносызганская районная больница", Ульяновская область, р.п. Базарный Сызган - Шакуровой Е.Е. (доверенность от 26.02.2018 N 1),
17) ГУЗ Зерносовхозская участковая больница, Ульяновская область, Мелекесский район, п. Новоселки - Шакуровой Е.Е. (доверенность от 26.02.2018 N 029/18),
18) ГУЗ "Городская больница N 2", г. Ульяновск - 07.03.2018 N 08),
19) ГУЗ "Центральная городская клиническая больница г. Ульяновска", г. Ульяновск - Шакуровой Е.Е. (доверенность от 13.03.2018 N 53-01-13),
20) ГУЗ "Карсунская районная больница", Ульяновская область, Карсунский район, р.п. Карсун - Шакуровой Е.Е. (доверенность от 26.02.2018 N 1),
21) ГКУЗ "Ульяновская областная клиническая психиатрическая больница имени В.А.Копосова", г. Ульяновск - Шакуровой Е.Е. (доверенность от 01.03.2018 N 28),
22) ГУЗ "Новомалыклинская районная больница, Ульяновская область, Новомалыклинский район, с. Новая Малыкла - Шакуровой Е.Е. (доверенность от 12.03.2018 N 1),
23) ГУЗ "Областной центр профилактики и борьбы со СПИД", г. Ульяновск - Шакуровой Е.Е. (доверенность от 26.02.2018 N 73),
24) ГКУЗ "Областной специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики, г. Ульяновск - Шакуровой Е.Е. (доверенность от 05.03.2018 N 05),
25) ГУЗ "Областной клинический кожно-венерологический диспансер", г. Ульяновск - Шакуровой Е.Е. (доверенность от 26.02.2018 N 2),
26) ГБУЗ "Стоматологическая поликлиника города Ульяновска", г. Ульяновск - Шакуровой Е.Е. (доверенность от 22.02.2018 N 15),
27) ГУЗ Ново-Майнская городская больница, Ульяновская область, Мелекесский район, р.п. Новая Майна - Шакуровой Е.Е. (доверенность от 26.02.2018 N 52),
28) ГУЗ Тиинская участковая больница, Ульяновская область, Мелекесский район, с. Тиинск - Шакуровой Е.Е. (доверенность от 22.02.2018 N 1),
29) ГУЗ "Клиническая станция скорой медицинской помощи г. Ульяновска", г. Ульяновск - Шакуровой Е.Е. (доверенность от 26.02.2018 N 177/01-14),
30) ГУЗ "Новоульяновская городская больница им. А.Ф. Альберт", Ульяновская область, г. Новоульяновск - Шакуровой Е.Е. (доверенность от 27.02.2018 N 170),
31) ГУЗ Никольская участковая больница, Ульяновская область, Мелекесский район, с. Никольское-на-Черемшане - Шакуровой Е.Е. (доверенность от 27.02.2018 N 5),
32) ГУЗ "Городская поликлиника N 6", г. Ульяновск - Шакуровой Е.Е. (доверенность от 27.02.2018 N 13/18),
33) ГУЗ "Городская поликлиника N 5", г. Ульяновск - Шакуровой Е.Е. (доверенность от 02.03.2018 N 15-02-03/18),
34) ГУЗ "Чердаклинская районная больница", Ульяновская область, р.п. Чердаклы - Шакуровой Е.Е. (доверенность от 22.02.2018),
35) ГУЗ Мулловская участковая больница, Ульяновская область, Мелекесский район, р.п. Мулловка - Шакуровой Е.Е. (доверенность от 26.02.2018 N 78),
36) ГУЗ Городская больница N 3, г. Ульяновск - Шакуровой Е.Е. (доверенность от 28.02.2018),
37) ГУЗ "Павловская районная больница имени заслуженного врача России А.И. Марьина", Ульяновская область, Павловский район, р.п. Павловка - Шакуровой Е.Е. (доверенность от 27.02.2018 N 1),
38) ГУЗ "Старосахчинская участковая больница", Ульяновская область, Мелекесский район, с. Старая Сахча - 26.02.2018 N 10),
39) ГУЗ "Областной врачебный физкультурный диспансер", г. Ульяновск - Шакуровой Е.Е. (доверенность от 01.03.2018 N 15),
40) ГУЗ "Радищевская районная больница", Ульяновская область, Радищевский район, р.п. Радищево - Шакуровой Е.Е. (доверенность от 12.03.2018 N 7),
41) ГКУЗ "Ульяновское областное бюро судебно-медицинской экспертизы", г. Ульяновск - Шакуровой Е.Е. (доверенность от 22.02.2018 N 1),
42) ГУЗ "Старокулаткинская районная больница", Ульяновская область, р.п. Старая Кулатка - Шакуровой Е.Е. (доверенность от 12.03.2018 N 519),
43) ГУЗ "Вешкаймская районная больница" - Шакуровой Е.Е. (доверенность от 02.03.2018 N 206),
44) ГУЗ "Николаевская районная больница" - Шакуровой Е.Е. (доверенность от 22.02.2018 N 1),
45) ГКУЗ "Областной клинический противотуберкулезный диспансер" - Шакуровой Е.Е. (доверенность от 05.03.2018)
46) ГУЗ "Городская поликлиника N 4" - Шакуровой Е.Е. (доверенность от 05.03.2018 N 306),
47) ГУЗ "Областной противотуберкулезный санаторий имени врача А.А. Тамарова" - Шакуровой Е.Е. (доверенность от 12.03.2018 N 55),
48) ГУЗ "Костно-туберкулезный санаторий "Сосновка" - Шакуровой Е.Е. (доверенность от 01.03.2018 N 98),
49) ГУЗ "Сурская районная больница" - Шакуровой Е.Е. (доверенность от 15.01.2018 N 1),
50) ГУЗ Рязановская участковая больница Ульяновская область - Шакуровой Е.Е. (доверенность от 26.02.2018 N 11),
51) ГУЗ "Областная детская инфекционная больница" - Шакуровой Е.Е. (доверенность от 09.01.2018 N 3),
52) ГУЗ "Тереньгульская районная больница" - Шакуровой Е.Е. (доверенность от 05.03.2018 N 18),
53) ГУЗ "Барышская районная больница" - Шакуровой Е.Е. (доверенность от 26.02.2018 N 01),
54) ГУЗ "Ульяновская областная детская клиническая больница имени политического и общественного деятеля Ю.Ф. Горячева" - Шакуровой Е.Е. (доверенность от 05.03.2018 N 438),
55) ГУЗ Городская поликлиника N 3 - Шакуровой Е.Е. (доверенность от 22.02.2018),
56) ГУЗ "Детская специализированная психоневрологическая больница N 1" - Шакуровой Е.Е. (доверенность от 26.02.2018 N 82),
57) ГУЗ "Инзенская районная больница", Ульяновская область, г. Инза - Шакуровой Е.Е. (доверенность от 22.02.2018 N 10),
58) ГУЗ "Сенгилеевская районная больница" - Шакуровой Е.Е. (доверенность от 14.03.2018 N 07),
59) ГУЗ "Новоспасская районная больница" - Шакуровой Е.Е. (доверенность от 26.02.2018 N 2),
60) Министерство развития конкуренции и экономики Ульяновской области - Рейц М.Н. (доверенность от 09.01.2018 N 124);
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2017 (председательствующий судья Корнилов А.Б., судьи Бажан П.В., Засыпкина Т.С.) по делу N А72-9021/2017
по заявлениям Государственного учреждения здравоохранения Ульяновская областная клиническая больница, Государственного учреждения здравоохранения Городская поликлиника N 1 им. С.М. Кирова, Государственного учреждения здравоохранения "Городская клиническая больница N 1" (Перинатальный центр), Государственного учреждения здравоохранения "Старомайнская районная больница", Государственного учреждения здравоохранения "Детская городская клиническая больница города Ульяновска", Государственного учреждения здравоохранения "Майнская районная больница", к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области, заинтересованные лица: 1)Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, 2) ГУЗ "Ульяновский областной клинический центр специализированных видов медицинской помощи имени заслуженного врача России Е.М. Чучкалова", 3) ГУЗ Ульяновская областная станция переливания крови, г. Ульяновск 4) ГУЗ "Ульяновская областная клиническая наркологическая больница", 5) ГУЗ "Ульяновский территориальный центр медицины катастроф", 6) ГУЗ "Детская специализированная психоневрологическая больница N 2", 7) ГУЗ Областной кардиологический диспансер, 8) ГКУЗ Ульяновский областной "ХОСПИС", г. Ульяновск, 9) ГУЗ "Центральная клиническая медико-санитарная часть имени заслуженного врача России В.А. Егорова", г. Ульяновск, 10) ГУЗ Областной клинический онкологический диспансер, 11) ГУЗ "Большенагаткинская районная больница" (с. Большое Нагаткино); 12) ГУЗ "Ульяновская районная больница", Ульяновская область, Ульяновский района, р.п. Ишеевка, 13) ГУЗ "Ульяновский областной клинический медицинский центр оказания помощи лицам, пострадавшим от радиационного воздействия, и профессиональной патологии имени Героя Российской Федерации Максимчука В.М.", г. Ульяновск, 14) ГУЗ "Ульяновский областной клинический госпиталь ветеранов войн", г. Ульяновск, 15) ГУЗ "Кузоватовская районная больница", Ульяновская область, Кузоватовский район, р.п. Кузоватово, 16) ГУЗ "Базарносызганская районная больница", Ульяновская область, р.п. Базарный Сызган, 17) ГУЗ Зерносовхозская участковая больница, Ульяновская область, Мелекесский район, п. Новоселки, 18) ГУЗ "Городская больница N 2", г. Ульяновск, 19) ГУЗ "Центральная городская клиническая больница г. Ульяновска", г. Ульяновск, 20) ГУЗ "Карсунская районная больница", Ульяновская область, Карсунский район, р.п. Карсун, 21) ГУЗ "Инзенская районная больница", Ульяновская область, г. Инза, 22) ГКУЗ "Ульяновская областная клиническая психиатрическая больница имени В.А.Копосова", г. Ульяновск, 23) ГУЗ "Новомалыклинская районная больница, Ульяновская область, Новомалыклинский район, с. Новая Малыкла, 24) ГУЗ "Областной центр профилактики и борьбы со СПИД", г. Ульяновск, 25) ГКУЗ "Областной специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики, г. Ульяновск, 26) ГУЗ "Областной клинический кожно-венерологический диспансер", г. Ульяновск, 27) ГБУЗ "Стоматологическая поликлиника города Ульяновска", г. Ульяновск, 28) ГУЗ Ново-Майнская городская больница, Ульяновская область, Мелекесский район, р.п. Новая Майна, 29) ГУЗ Тиинская участковая больница, Ульяновская область, Мелекесский район, с. Тиинск, 30) ГУЗ "Клиническая станция скорой медицинской помощи г. Ульяновска", г. Ульяновск, 31) ГУЗ "Новоульяновская городская больница им. А.Ф. Альберт", Ульяновская область, г. Новоульяновск, 32) ГУЗ Никольская участковая больница, Ульяновская область, Мелекесский район, с. Никольское-на-Черемшане, 33) ГУЗ "Городская поликлиника N 6", г. Ульяновск, 34) ГУЗ "Городская поликлиника N 5", г. Ульяновск, 35) ГУЗ "Чердаклинская районная больница", Ульяновская область, р.п. Чердаклы, 36) ГУЗ Мулловская участковая больница, Ульяновская область, Мелекесский район, р.п. Мулловка, 37) ГУЗ Городская больница N 3, г. Ульяновск, 38) ГУЗ "Павловская районная больница имени заслуженного врача России А.И. Марьина", Ульяновская область, Павловский район, р.п. Павловка, 39) ГУЗ "Старосахчинская участковая больница", Ульяновская область, Мелекесский район, с. Старая Сахча, 40) ГУЗ "Областной врачебный физкультурный диспансер", г. Ульяновск, 41) ГУЗ "Радищевская районная больница", Ульяновская область, Радищевский район, р.п. Радищево, 42) ГКУЗ "Ульяновское областное бюро судебно-медицинской экспертизы", г. Ульяновск, 43) ГУЗ "Старокулаткинская районная больница", Ульяновская область, р.п. Старая Кулатка, 44) ГУЗ "Вешкаймская районная больница", 45) ГУЗ "Николаевская районная больница", 46) ГКУЗ "Областной клинический противотуберкулезный диспансер", 47) ГУЗ "Городская поликлиника N 4", 48) ГУЗ "Областной противотуберкулезный санаторий имени врача А.А. Тамарова", 49) ГУЗ "Костно-туберкулезный санаторий "Сосновка", 50) ГУЗ "Сурская районная больница", 51) ГУЗ Рязановская участковая больница Ульяновская область, 52) ГУЗ "Областная детская инфекционная больница", 53) ГУЗ "Новоспасская районная больница", 54) ГУЗ "Тереньгульская районная больница", 55) ГУЗ "Барышская районная больница", 56) ГУЗ "Ульяновская областная детская клиническая больница имени политического и общественного деятеля Ю.Ф. Горячева", 57) ГУЗ "Сенгилеевская районная больница", 58) ГУЗ Городская поликлиника N 3, 59) Министерство развития конкуренции и экономики Ульяновской области, 60) ООО "ОКТАНТ", 61) ООО "Авангард", 62) ГУЗ "Детская специализированная психоневрологическая больница N 1", о признании недействительными решений от 25.04.2017 по делу N 14 107/03-2017 по электронному аукциону N 0168200002417001559; от 02.05.2017 по делу N 14 119/03-2017 по электронному аукциону N 0168200002417001559; - предписания от 25.04.2017 N 21,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение здравоохранения Ульяновская областная клиническая больница, Государственное учреждение здравоохранения Городская поликлиника N 1 им. С.М.Кирова, Государственное учреждение здравоохранения "Городская клиническая больница N 1" (Перинатальный центр), Государственное учреждение здравоохранения "Старомайнская районная больница", Государственное учреждение здравоохранения "Детская городская клиническая больница города Ульяновска", Государственное учреждение здравоохранения "Майнская районная больница" (далее - Заявители) обратились в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании недействительными решение от 25.04.2017 по делу N 14 107/03-2017 по электронному аукциону N 0168200002417001559, решение от 02.05.2017 по делу N 14 119/03-2017 по электронному аукциону N 0168200002417001559, предписание от 25.04.2017 N 21 Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области (далее - УФАС России по Ульяновской области, антимонопольный орган).
К участию в деле привлечены лечебные учреждения Ульяновской области - заказчики товаров медицинского назначения, а также ООО "ОКТАНТ" и ООО "Авангард".
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 26.09.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2017 решение Арбитражного суда Ульяновской области от 26.09.2017 отменено, по делу принят новый судебный акт - оспариваемые решения и предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области признаны недействительными.
В кассационной жалобе УФАС России по Ульяновской области просит отменить постановление апелляционной инстанции, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
На основании статьи 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебное заседание 15.03.2018 проведено с использованием систем видеоконференц-связи, организованной Арбитражным судом Ульяновской области.
В соответствии со статьей 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв с 15.03.2018 до 09 часов 15 минут 21.03.2018.
Судебное заседание, начатое с применением систем видео-конференц-связи, после перерыва продолжено в обычном режиме.
Представители заинтересованных лиц ООО "ОКТАНТ" и ООО "Авангард" в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом извещены.
В соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ жалоба рассматривается в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителей сторон, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемого судебного акта, считает жалобу подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, ООО "Авангард", ООО "ОКТАНТ" обратились в Управление Федеральной антимонопольной службы России по Ульяновской области с жалобой на положения аукционной документации при проведении совместных торгов в форме электронного аукциона N 0168200002417001559 на оказание услуг по обеспечению медицинскими изделиями, начальная (максимальная) цена контракта - 587 870 792 руб. 56 коп., дата и время окончания срока подачи заявок - 28.04.2017 в 09:00), по признакам нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Податели жалоб указывали, что в предмет закупки наряду с услугами по обеспечению медицинскими изделиями включена закупка медицинских изделий, что само по себе приводит к ограничению количества участников закупки, поскольку данные услуги и товары имеют различное функциональное назначение и технические характеристики. Формирование объекта закупки подобным образом, приводит к необоснованному ограничению конкуренции и нарушает часть 2 статьи 8, часть 1 статьи 33 и часть 1 статьи 64 Закона о контрактной системе. При проведении закупки подобным образом не соблюдаются установленные законодательством о контрактной системе обязательные правила (не применяется постановление Правительства РФ от 05.02.2015 N 102). Также не выполняется принцип открытости и прозрачности, предусмотренный статьей 7 Закона о контрактной системе.
Указанные действия заказчиков и организатора торгов ограничивают права участников, которые производят и поставляют медицинские изделия, но не оказывают услуги по хранению и доставке.
По мнению ООО "Авангард", единственным потенциальным участником в указанной закупке является ОАО "Ульяновскфармация", которое имеет соответствующие материальные ресурсы, склады и которое может оказать подобные услуги, "...и как показывает практика, указанное общество является единственным участником закупки в подобных торгах". В указанной ситуации имеет место быть укрупнение лота, что ведет к значительному размеру обеспечения заявки и контракта и нарушает статью 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
ООО "ОКТАНТ" приводило доводы о том, что в нарушение положений статьи 17 Закона о защите конкуренции в предмет закупки включены товары, технологически и функционально не связанные между собой, что приводит к ограничению количества участников закупки, например: антитромбозные чулки и электроды для ЭКГ; реактивы-реагенты для лабораторных испытаний и лезвие хирургическое и т.д.
В рамках проведения закупки заказчиками нарушено положение пункта 2.2 постановления Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 N 102, поскольку закупаются как медицинские изделия, как включенные в перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, например, шприцы, устройства и т.д., так и не включенные в него, например, шовный материал, перчатки и т.д.
В нарушение статьи 25 Закона о контрактной системе заказчиками проводятся совместные торги на оказание услуг по обеспечению медицинскими изделиями, потребность в которых у медицинских учреждений не идентичная - например, потребность в приобретении стоматологического материала (позиция 38) имеется только у одного заказчика - ГУЗ "ЦГКБ г. Ульяновска" и т.д.
Кроме того, заказчиками нарушено положение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, поскольку в описание объекта закупки включены наименования производителей (ОАО Синтез), указания на товарные знаки VOGT MEDICAL, Vitremer, без сопровождения словами "или эквивалент". При этом необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиками, отсутствует. Невозможность более точного и четкого описания характеристик объекта закупки, кроме как с использованием указания на наименование производителя и товарные знаки, отсутствует.
По результатам рассмотрения дела N 14 107/03-2017 по жалобе ООО "Авангард" антимонопольным органом вынесено решение от 25.04.2017, которым действия заказчиков признаны нарушающими части 1 статьи 25, пункта 1 части 1 статьи 33, части 2 статьи 33, части 2 статьи 8, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе. Заказчикам и уполномоченному органу (организатор торгов) выдано предписание об устранении допущенных нарушений.
По результатам рассмотрения дела N 14 119/03-2017 по жалобе ООО "ОКТАНТ" антимонопольным органом вынесено решение от 02.05.2017 которым действия заказчиков признаны нарушающими части 1 статьи 25, пункта 1 части 1 статьи 33, части 2 статьи 33, части 2 статьи 8, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе. Поскольку по делу N 14107/03-2017 было выдано предписание на аннулирование (отмену) электронного аукциона N 0168200002417001559, предписание по делу N 14 119/03-2017 не выдавалось.
Несогласие с принятыми антимонопольным органом решениями и предписанием послужило основанием для обращения в суд с настоящими требованиями.
По результатам анализа норм Закона о контрактной системе, аукционной документации и проекта контракта суд первой инстанции пришел к выводу, что предполагалось заключение контрактов на поставку медицинских изделий.
При этом в объект закупки включены медицинские изделия, входящие в перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 установлены ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (шприцы, подгузники, наборы реагентов, бинты, маски марлевые, иглы хирургические, одежда медицинская и т.д.)
Кроме того, в приложении N 4 к аукционной документации включены, в том числе, дезинфицирующие средства, жидкое мыло, гигрометр, журнал учета проведения генеральных уборок, полотенце бумажное, которые не являются медицинскими изделиями и не зарегистрированы в установленном порядке в таком качестве.
Описание медицинских изделий содержит указание на наименования производителей: устройство полимерное для взятия крови - Синтез ОАО, система для вливания инфузионных растворов одноразовая VOGT MEDICAL, а также указание, в том числе, на товарный знак Vitremer (стеклоиномерная реставрационная система Vitremer) без сопровождения словами "или эквивалент".
Необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаи закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование в аукционной документации не определены.
Описание объекта закупки по некоторым пунктам не содержит указания на максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться, например:
-пункт 5732 "Стоматология" содержит описание "идеально подходит для механической ретракции десенных тканей. Легко пакуется в зубодесневую бороздку. Используется для улучшения качества оттисков, а также при выполнении реставраций"; пункт 5960 "Измеритель артериального давления" не содержит никаких характеристик, пункт 5828 "Отводный кабель" содержит характеристику "набор предназначен для идентификации до вида коринебактерий дифтерии и других коринебактерий" и т.п., в связи с чем не представляется возможным определить соответствие товаров потребностям заказчиков.
Кроме того, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для осуществления закупки путем проведения совместного электронного аукциона, поскольку у заказчиков отсутствовала потребность в одних и тех же товарах: например, по пункту 38 "Стоматологический материал" - потребность в 3 упаковках имеется только у одного заказчика - ГУЗ "Ульяновская областная детская клиническая больница", у остальных 63 заказчиков такая потребность отсутствует; по пункту 479 "Среда" - потребность в 50 упаковках имеется только у одного заказчика - ГУЗ "Ульяновская областная детская клиническая больница", у остальных 63 заказчиков такая потребность отсутствует; по пункту 1177 "Шовный материал" - потребность в 100 штуках имеется только у одного заказчика - ГУЗ Областной клинический онкологический диспансер, у остальных 63 заказчиков такая потребность отсутствует; по пункту 6173 "Устройство полимерное для взятия крови" - потребность в 3000 штук имеется только у одного заказчика - ГУЗ "Ульяновская областная детская клиническая больница", у остальных 63 заказчиков такая потребность отсутствует.
Отклоняя доводы заявителей о том, что объединением заявок заказчиков в единый лот обусловлено сокращением трудовых, временных, финансовых затрат, суд указал, что такое объединения лотов не должно входить в противоречие с общими принципами Закона о контрактной системе в части обеспечения потенциальным претендентам гарантий по реализации их права на участие в торгах, эффективность использования бюджетных средств и развитие добросовестной конкуренции; не должно приводить (или создавать возможность) к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов.
Также отклонены доводы заявителей о том, что спорные условия закупки не лишали ООО "ОКТАНТ" и ООО "Авангард", заявителей жалоб в антимонопольный орган, права принять в аукционе.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции признал обоснованными выводы антимонопольного органа о нарушении заказчиками положений части 1 статьи 25, пункта 1 части 1 статьи 33, части 2 статьи 33, части 2 статьи 8, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Отменяя решение суда первой инстанции, Одиннадцатый арбитражный апелляционный указал следующее.
Все заказчики совместного аукциона входят в единую систему здравоохранения г.Ульяновска и Ульяновской области, находятся на её территории, имеют аналогичную потребность в заявленных к закупке медицинских изделиях, применяемых в лечебном процессе. Медицинские изделия функционально и технологически связаны в единой и неразрывной технологической системе оказания пациенту медицинской помощи.
Положения статьи 25 Закона о контрактной системе не содержат указания на то, что у каждого из заказчиков должна быть потребность во всех товарах, (по каждой позиции технического задания) являющихся предметом торгов. Кроме того, именно большие объемы закупки свойственные совместным торгам, приводят к снижению цены на закупаемые товары.
Проанализировав проект контракта, суд апелляционной инстанции заключил, что его предметом является комплекс услуг по обеспечению Заказчиков медицинскими изделиями. Предметом аукциона является не закупка, а оказание комплекса услуг по обеспечению медицинскими изделиями - извещение об аукционе содержит указание на код закупки по ОКПД 2 46.18.11.120 "Услуги по оптовой торговле изделиями применяемыми в медицинских целях за вознаграждение или на договорной основе", что соответствует целям аукциона. Следовательно, квалификация указанных правоотношений по статье 458 ГК РФ как договора купли-продажи не имеет под собой основания.
В этой связи ограничения в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 5 февраля 2015 N 102 неприменимы в отношении объекта закупки невозможно, в связи с тем, что объектом осуществляемой закупки являются "Услуги по оптовой торговле изделиями применяемыми в медицинских целях за вознаграждение или на договорной основе".
Также судом второй инстанции отмечено, что заказчик вправе, а не обязан в необходимой степени детализировать объект закупки.
В отношении включения в состав закупки дезинфицирующих средств, жидкого мыла, гигрометра, журнал учета проведения генеральных уборок, полотенца бумажного сделан вывод, что эти средства технологически и функционально связаны с лечебным процессом заказчиков и обслуживают их основные потребности, обеспечивают чистоту и стерилизацию медицинских манипуляций и операций, в связи с чем правомерно включены в состав закупки.
Апелляционный суд не установил нарушения прав и законных интересов подателей жалоб и пришел к выводу, что оспариваемые решения и предписание антимонопольного органа не соответствуют закону и препятствуют осуществлению деятельности заявителей - лечебных учреждений.
Судебная коллегия кассационной инстанции не соглашается с выводами суда апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Федеральный закон от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (пункт 1 статьи 1 названного Закона).
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Судом первой инстанции проанализированы положения аукционной документации и проекта контракта и, с учетом положений статьи 458 Гражданского кодекса Российской Федерации, сделан вывод, что положения проекта контракта содержат элементы договора поставки.
Толкование судом условий проекта контракта соответствует требованиям статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации, произведено с учетом того, что результатом его исполнения является поставка и передача в собственность заказчика медицинских изделий.
В этой связи не имеет правового значения содержащееся в извещении об аукционе указание на код закупки "Услуги по оптовой торговле изделиями применяемыми в медицинских целях за вознаграждение или на договорной основе".
С выводом суда апелляционной инстанции о квалификации спорных отношений только как отношений возмездного оказания услуг, судебная коллегия не может согласиться, поскольку при оказании услуг не приобретается право собственности на товары.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно заключил, что в рассматриваемом случае необходимо соблюдение ограничений, установленных Постановлением Правительства РФ от 5 февраля 2015 N 102, поскольку осуществлялась закупка для государственных и муниципальных нужд медицинских изделий, происходящих из иностранных государств.
Также не опровергнуты выводы о том, что в нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе аукционная документация содержит указание на наименования производителей (устройство полимерное для взятия крови - Синтез ОАО, система для вливания инфузионных растворов одноразовая VOGT MEDICAL), указание на товарный знак Vitremer (стеклоиномерная реставрационная система Vitremer) без сопровождения словами "или эквивалент"; отсутствуют показатели, позволяющих определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиками требованиям (пункты N 5732 "Стоматология", N 5960 "Измеритель артериального давления", N5828 "Отводный кабель").
Кроме того, судом апелляционной инстанции не опровергнуты выводы суда первой инстанции о том, что в предмет закупки включены товары, не являющиеся медицинскими изделиями и не зарегистрированные в установленном порядке в таком качестве (дезинфицирующие средства, жидкое мыло, гигрометр, журнал учета проведения генеральных уборок, полотенце бумажное).
Судом установлено, что потребность в одних и тех же товарах, являющихся предметом закупки, у всех 64-х участников закупки отсутствовала, в связи с чем сделан вывод об отсутствии правовых оснований для проведения совместных торгов.
Данный вывод суда первой инстанции соответствует части 1 статьи 25 Закона о контрактной системе, согласно которой объект закупки для каждого заказчика при проведении совместного электронного аукциона должен быть единым.
Указанная позиция соответствует выводам, изложенным в пункте в пункте 4 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2017, согласно которым для целей проведения двумя и более заказчиками совместных торгов под одними и теми же товарами понимаются товары, которые имеют единые родовые признаки или составляющие комплект таких товаров.
Данный вывод не опровергнут судом апелляции.
Судом первой инстанции установлено, что жалобы ООО "ОКТАНТ" и ООО "Авангард" были поданы в соответствии с положениями статьи 105 Закона о контрактной системе, до окончания установленного срока подачи заявок, податели жалоб указали на нарушения прав в виде ограничения возможности участия в торгах вследствие формирования документации с нарушением норм действующего законодательства.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не может признать выводы суда апелляционной инстанции соответствующими фактическим обстоятельствам дела и нормам материального права и исходя из полномочий, установленных пунктом 5 части 1 статьи 287 АПК РФ, считает, что обжалуемое постановление апелляционного суда подлежит отмене с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
Руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2017 по делу N А72-9021/2017 отменить, оставить в силе решение Арбитражного суда Ульяновской области от 26.09.2017 по настоящему делу.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.Н. Ольховиков |
Судьи |
М.В. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"С выводом суда апелляционной инстанции о квалификации спорных отношений только как отношений возмездного оказания услуг, судебная коллегия не может согласиться, поскольку при оказании услуг не приобретается право собственности на товары.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно заключил, что в рассматриваемом случае необходимо соблюдение ограничений, установленных Постановлением Правительства РФ от 5 февраля 2015 N 102, поскольку осуществлялась закупка для государственных и муниципальных нужд медицинских изделий, происходящих из иностранных государств.
Также не опровергнуты выводы о том, что в нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе аукционная документация содержит указание на наименования производителей (устройство полимерное для взятия крови - Синтез ОАО, система для вливания инфузионных растворов одноразовая VOGT MEDICAL), указание на товарный знак Vitremer (стеклоиномерная реставрационная система Vitremer) без сопровождения словами "или эквивалент"; отсутствуют показатели, позволяющих определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиками требованиям (пункты N 5732 "Стоматология", N 5960 "Измеритель артериального давления", N5828 "Отводный кабель").
...
Судом установлено, что потребность в одних и тех же товарах, являющихся предметом закупки, у всех 64-х участников закупки отсутствовала, в связи с чем сделан вывод об отсутствии правовых оснований для проведения совместных торгов.
Данный вывод суда первой инстанции соответствует части 1 статьи 25 Закона о контрактной системе, согласно которой объект закупки для каждого заказчика при проведении совместного электронного аукциона должен быть единым.
...
Судом первой инстанции установлено, что жалобы ООО "ОКТАНТ" и ООО "Авангард" были поданы в соответствии с положениями статьи 105 Закона о контрактной системе, до окончания установленного срока подачи заявок, податели жалоб указали на нарушения прав в виде ограничения возможности участия в торгах вследствие формирования документации с нарушением норм действующего законодательства."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 28 марта 2018 г. N Ф06-30057/18 по делу N А72-9021/2017