г. Казань |
|
28 марта 2018 г. |
Дело N А55-10830/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 марта 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 марта 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Махмутовой Г.Н., Хайбулова А.А.,
при участии представителей:
истца - Широковой Г.А., доверенность от 20.09.20176 N 75-62/05.1,
ответчика - Лазарева М.А., доверенность от 26.03.2018 б/н, Зубцова В.Ю., доверенность от 26.03.2018 б/н,
в отсутствие третьих лиц, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Особая экономическая зона промышленно-производственного типа "Тольятти", Самарская область, Ставропольский район, с. Подстепки
на решение Арбитражного суда Самарской области от 21.09.2017 (судья Ястремский Л.Л.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2017 (председательствующий судья Шадрина О.Е., судьи Балашева В.Т. и Туркин К.К.)
по делу N А55-10830/2017
по иску акционерного общества "Особая экономическая зона промышленно-производственного типа "Тольятти", Самарская область, Ставропольский район, с. Подстепки (ОГРН 1146320007888, ИНН 6321345424) к обществу с ограниченной ответственностью "Тольяттинская бумажная фабрика", Самарская область, Ставропольский район, с. Подстепки (ОГРН 1136382000765, ИНН 6382065449) об обязании заключить договор, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерство экономического развития Российской Федерации, г. Москва, Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, г. Самара,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Особая экономическая зона промышленно- производственного типа "Тольятти" (далее - АО "ОЭЗ ППТ "Тольятти", истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Тольяттинская бумажная фабрика" (далее - ООО "Тольяттинская бумажная фабрика", ответчик) о понуждении к заключению договора по содержанию внутриплощадочных дорог, тротуаров общего пользования и уходу за зелеными насаждениями на условиях, изложенных в проекте договора.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 28.07.2017 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Министерство экономического развития Российской Федерации и Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 21.09.2017, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2017, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, АО "ОЭЗ ППТ "Тольятти" обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей сторон в судебном заседании, судебная коллегия считает жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судом первой и апелляционной инстанций и подтверждается материалами дела, обращаясь с иском в суд с требованием о понуждении к заключению договора, по которому резидент (ответчик) поручает, а управляющая компания (истец) принимает на себя обязательство по оказанию услуг по содержанию внутриплощадочных дорог, тротуаров общего пользования и уходу за зелеными насаждениями, расположенными на территории особой экономической зоны промышленно-производственного типа "Тольятти", истец ссылается на статьи 420, 421, 423, 424, 445 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В случаях, когда в соответствии с ГК РФ или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты. Если сторона, для которой в соответствии с Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда, что установлено пунктами 1 и 4 статьи 445 ГК РФ).
Правовое регулирование отношений в сфере особых экономических зон в Российской Федерации осуществляется Федеральным законом от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 116-ФЗ), актами таможенного законодательства Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, принимаемыми в соответствии с законодательством Российской Федерации об особых экономических зонах.
Согласно статье 2 Федерального закона N 116-ФЗ особой экономической зоной является часть территории Российской Федерации, которая определяется Правительством Российской Федерации и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны.
Особые экономические зоны создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей экономики, развития туризма, санаторно-курортной сферы, портовой и транспортной инфраструктур, разработки технологий и коммерциализации их результатов, производства новых видов продукции (статья 3 Закона).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2010 N 621 "О создании на территории Самарской области особой экономической зоны промышленно-производственного типа" на территории муниципального района Ставропольский Самарской области создана особая экономическая зона промышленно-производственного типа.
По предложению Правительства Самарской области осуществление строительства инженерной, транспортной, социальной и иной инфраструктуры особой экономической зоны промышленно-производственного типа производится за счет средств бюджета Самарской области и бюджета муниципального района Ставропольский Самарской области в размере не менее 774 млн. руб., а также за счет средств внебюджетных источников.
Правительство Российской Федерации, Правительство Самарской области и администрация муниципального района Ставропольский Самарской области заключили Соглашение от 10.09.2010 о создании на территории муниципального района Ставропольский Самарской области особой экономической зоны промышленно-производственного типа N 16997-ОС/Д25 на срок 20 лет.
В дальнейшем, дополнительным соглашением от 24.12.2012 N С-717-ОС/Д25 срок существования особой экономической зоны промышленно-производственного типа продлен до 2055 года.
Министерство экономического развития Российской Федерации и АО "Особые экономические зоны" заключили Соглашение от 21.07.2012 об управлении особой экономической зоной промышленно-производственного типа, созданной на территории муниципального района Ставропольский Самарской области N С-225-ОС/Д/25.
Министерство экономического развития Российской Федерации, АО "Особые экономические зоны" (управляющая компания) и ООО "Тольяттинская бумажная фабрика" (резидент) заключили соглашение от 27.08.2013 N С-383-ОС/Д14 об осуществлении промышленно-производственной деятельности в особой экономической зоне, созданной на территории муниципального района Ставропольский Самарской области, предметом которого является ведение резидентом промышленно-производственной деятельности в особой экономической зоне, а именно, создание и эксплуатация производства бумаги для гофрирования и картона для твердых слоев, создание резидентом зданий и сооружений общей площадью не менее 5100 кв. м, создание управляющей компанией объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных Соглашением, характеристики которых отвечают необходимым потребностям резидента.
Министерство экономического развития Российской Федерации и АО "Особые экономические зоны" заключили Соглашение от 28.07.2015 об управлении особой экономической зоной промышленно-производственного типа, созданной на территории муниципального района Ставропольский Самарской области N С-228-АЦ/Д14, определяющего взаимные обязательства сторон.
В соответствии с разделом 3 указанного Соглашения управляющая компания обеспечивает создание объектов инфраструктуры особой экономической зоны и иных объектов, предназначенных для обеспечения функционирования особой экономической зоны и их функционирование, привлекает резидентов и иных инвесторов для осуществления деятельности по созданию инфраструктуры особой экономической зоны..
Согласно пункту 5.6 упомянутого Соглашения создание, содержание и эксплуатация объектов инфраструктуры особой экономической зоны осуществляется за счет уставного капитала управляющей компании и иных средств управляющей компании. В целях определения объема финансовых средств федерального бюджета для обеспечения создания объектов инфраструктуры особой экономической зоны и подготовки проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период управляющая компания в срок до 01.04 года, предшествующего очередному финансовому году, формирует и представляет в Министерство предложения и обоснования по необходимому объему финансирования на очередной финансовый год и плановый период.
Министерство экономического развития Российской Федерации, ОАО "Особые экономические зоны", АО "ОЭЗ ППТ "Тольятти" и ООО "Тольяттинская бумажная фабрика" заключили Соглашение от 28.07.2015 N С-238-Ац/Д14 о замене управляющей компании по Соглашению об осуществлении промышленно-производственной деятельности в особой экономической зоне, созданной на территории муниципального района Ставропольский Самарской области от 27.08.2013 N С-383-ОС/Д14, согласно которому все права и обязанности управляющей компании по Соглашению об осуществлении деятельности передаются от АО "Особые экономические зоны" ОАО "ОЭЗ ППТ "Тольятти".
Статьей 8.1 Федерального закона N 116-ФЗ установлено, что именно управляющая компания обеспечивает создание объектов инфраструктуры особой экономической зоны и иных объектов, предназначенных для обеспечения функционирования особой экономической зоны в соответствии с соглашением о создании особой экономической зоны; обеспечивает функционирование объектов инфраструктуры и иных объектов, предназначенных для обеспечения функционирования особой экономической зоны; привлекает резидентов и иных инвесторов в особую экономическую зону, в том числе для осуществления деятельности по созданию объектов инфраструктуры особой экономической зоны; разрабатывает проект планировки особой экономической зоны; осуществляет иные предусмотренные Законом и соглашением об управлении особой экономической зоны функции.
Обращаясь с требованием о понуждении ООО "Тольяттинская бумажная фабрика" заключить договор на содержание истцом внутриплощадочных дорог, тротуаров общего пользования и уходу за зелеными насаждениями, АО "ОЭЗ ППТ "Тольятти" указало, что плата за пользование объектами инфраструктуры водоснабжения и водоотведения, газоснабжения, электроснабжения регулируется, при этом средства на содержание этих сетей оплачиваются в составе тарифов за потребление ресурсов, порядок расчета и оплаты которых установлен нормативно-правовыми актами Российской Федерации.
Дорожная сеть особой экономической зоны является объектом инфраструктуры, как и названные сети, но в отличие от них, расходы на ее содержание не регулируются нормативно-правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пояснениям представителя истца в суде апелляционной инстанции в установленном порядке АО не обращалось в Министерство с предложением и обоснованием необходимого объема финансирования и выделении денежных средств на содержание внутриплощадочных дорог, тротуаров и уход за зелеными насаждениями.
Как правильно отмечено судами, АО "ОЭЗ ППТ "Тольятти" является собственником объектов инженерной инфраструктуры и транспортной сети особой экономической зоны на территории муниципального района Ставропольский Самарской области. 1 этап. Автомобильные дороги, тротуары, назначение: нежилое, протяженность 8765, адрес объекта: Самарская область, муниципальный район Ставропольский, сельское поселение Подстепки, территория особой экономической зоны. Шоссе N 1-4. Автомобильные дороги, тротуары, что подтверждено Свидетельством о государственной регистрации права от 01.04.2016.
В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно части 2 статьи 35 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 257-ФЗ) реконструкция, ремонт, капитальный ремонт, содержание частных автомобильных дорог осуществляются за счет средств их владельцев и иных не запрещенных законом источников.
Обращаясь с требованием о понуждением резидента заключить договор на оказание истцом навязываемых обществу услуг, АО "ОЭЗ ППТ "Тольятти" необоснованно ссылается на пункт 2.5.11 Соглашения об осуществлении промышленно-производственной деятельности в особой экономической зоне, созданной на территории муниципального района Ставропольский Самарской области.
Исходя из буквального толкования содержания названного пункта Соглашения, резидент заключает с управляющей компанией договоры на обеспечение своих нужд на топливно-энергетические ресурсы, коммунальные услуги и иные услуги, связанные с объектами инфраструктуры особой экономической зоны.
По сути, управляющая компания, являясь собственником дорог, пытается трансформировать свои собственные обязанности в поручение ей резидентом за его собственные средства оказывать услуги по содержанию дорог, тротуаров и зеленых насаждений.
Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, физическими или юридическими лицами, являющимися собственниками таких автомобильных дорог или правообладателями земельных участков, предоставленных для размещения таких автомобильных дорог, что установлено частью 1 статьи 17 и частью 4 статьи 15 Федерального закона N 257-ФЗ.
Анализ содержания статей 8-10 Федерального закона N 116-ФЗ свидетельствует о необоснованности заявленных истцом требованиях.
Ссылка истца на пункт 5.2 двухстороннего Соглашения об управлении особой экономической зоной по форме, утвержденной Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 06.04.2012 N 188, необоснованна и не распространяет свое действие на лиц, его не заключивших.
Суды обоснованно не приняли во внимание ссылку истца на разъяснения Департамента регионального развития от 04.04.2016 N Д14и-872, которые не могут являться правовым основанием к понуждению резидента заключить договор на услуги, которые будет оказывать ему истец.
Для резидента заключение договора на оказание услуг истцом по содержанию собственных дорог, не является обязательным.
В соответствии с пунктом 4 статьи 445 ГК РФ с требованием о понуждении к заключению договора возможно обращаться в суд лишь в том случае, когда Кодексом, иными законами или добровольно принятым обязательством установлена обязанность заключить такого рода договор.
Если обязанность по заключению договора не установлена ни законом, ни договором, то требования о понуждении к заключению договора не подлежат удовлетворению.
Проект договора, заключение которого навязывается резиденту истцом, не относится к числу публичных договоров, следовательно, обязанность ответчика заключить договор с истцом из положений ГК РФ не возникает.
Пункт 2.5.11. Соглашения нельзя оценивать как предварительный договор.
В соответствии с пунктом 1 статьи 429 ГК РФ по предварительному договору стороны обязуются заключить в будущем договор о передаче имущества, выполнении работ или оказании услуг (основной договор) на условиях, предусмотренных предварительным договором.
Пункт 2.5.11 Соглашения не может быть истолкован в качестве предварительного договора, поскольку не содержит условий, позволяющих установить предмет договора, как определенные действия или вид деятельности, направленной на удовлетворение потребностей ответчика.
Выводы судов соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
С учетом изложенного в удовлетворении иска суд первой инстанции обоснованно отказал, с чем согласился суд апелляционной инстанции.
Доводы кассационной жалобы правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций, основанных на нормах права и материалах дела, не опровергают.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 21.09.2017 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2017 по делу N А55-10830/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Т.Н. Федорова |
Судьи |
Г.Н. Махмутова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ссылка истца на пункт 5.2 двухстороннего Соглашения об управлении особой экономической зоной по форме, утвержденной Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 06.04.2012 N 188, необоснованна и не распространяет свое действие на лиц, его не заключивших.
...
В соответствии с пунктом 4 статьи 445 ГК РФ с требованием о понуждении к заключению договора возможно обращаться в суд лишь в том случае, когда Кодексом, иными законами или добровольно принятым обязательством установлена обязанность заключить такого рода договор.
...
Проект договора, заключение которого навязывается резиденту истцом, не относится к числу публичных договоров, следовательно, обязанность ответчика заключить договор с истцом из положений ГК РФ не возникает.
...
В соответствии с пунктом 1 статьи 429 ГК РФ по предварительному договору стороны обязуются заключить в будущем договор о передаче имущества, выполнении работ или оказании услуг (основной договор) на условиях, предусмотренных предварительным договором."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 28 марта 2018 г. N Ф06-30897/18 по делу N А55-10830/2017