г. Казань |
|
20 марта 2018 г. |
Дело N А72-6219/2017 |
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мосунова С.В.,
судей Баширова Э.Г., Закировой И.Ш.,
при участии представителей:
Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) по Чувашской Республике и Ульяновской области - Игнатьева А.Ф. доверенность от 09.01.2018, Салаевой И.Г. доверенность от 09.01.2018,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Областного государственного бюджетного учреждения "Симбирский референтный центр ветеринарии и безопасности продовольствия"
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2017 (председательствующий Засыпкина Т.С., судьи Бажан П.В., Филиппова Е.Г.)
по делу N А72-6219/2017
по заявлению Областного государственного бюджетного учреждения "Симбирский референтный центр ветеринарии и безопасности продовольствия" (ОГРН 1047300982486, ИНН 7325045977) к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) по Чувашской Республике и Ульяновской области (ОГРН 1052128018986, ИНН 2127019687) о признании незаконными распоряжения от 11.04.2017 N 03-08/УЛ-08 о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица, протокола от 18.04.2017 N 03/021-УЛ, протокола от 18.04.2017 N 03/022-УЛ, действий,
УСТАНОВИЛ:
Областное государственное бюджетное учреждение "Симбирский референтный центр ветеринарии и безопасности продовольствия" (далее - ОГБУ "Симбирский референтный центр ветеринарии и безопасности продовольствия", учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконными действий должностных лиц Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Чувашской Республике и Ульяновской области (далее - Управление Россельхознадзора, административный орган) при проведении внеплановой выездной проверки согласно распоряжению от 11.04.2017 N 03-08/УЛ-08 с учетом требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ).
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 30.08.2017 требования учреждения удовлетворены, признаны незаконными действия должностных лиц Управления Россельхознадзора при проведении внеплановой выездной проверки ОГБУ "Симбирский референтный центр ветеринарии и безопасности продовольствия" согласно распоряжению от 11.04.2017 N 03-08/УЛ-08. С Управления Россельхознадзора в пользу ОГБУ "Симбирский референтный центр ветеринарии и безопасности продовольствия" взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2017 решение Арбитражного суда Ульяновской области от 30.08.2017 отменено, по делу принять новый судебный акт, которым в удовлетворении заявления ОГБУ "Симбирский референтный центр ветеринарии и безопасности продовольствия" отказано.
Учреждение, не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, обратилось с кассационной жалобой, в которой просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе.
В отзыве административный орган, полагая постановление суда апелляционной инстанции обоснованным и законным, просит оставить его без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Стороны о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", однако заявитель явку своего представителя в суд не обеспечил.
Принимая во внимание наличие надлежащего уведомления лиц, участвующих в деле, основываясь на положениях части 3 статьи 284 АПК РФ, суд счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие не явившейся стороны.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав представителей административного органа, проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке статьи 286 АПК РФ, не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения Управления Россельхознадзора от 11.04.2017 N 03-08/УЛ-08 о проведении внеплановой выездной проверки в отношении ОГБУ "Симбирский референтный центр ветеринарии и безопасности продовольствия" была проведена внеплановая выездная проверка с целью исполнения приказа Россельхознадзора от 30.03.2017 N 302, изданного во исполнение поручения заместителя председателя Правительства Российской Федерации Дворковича А.В. от 16.03.2015 N АД-П11-1489.
В ОГБУ "Симбирский референтный центр ветеринарии и безопасности продовольствия" 11.04.2017 поступило распоряжение Управления Россельхознадзора от 11.04.2017 N 03-08/УЛ-08 о проведении внеплановой выездной проверки с указанием срока проведения указанной проверки в период с 12.04.2017 по 28.04.2017. Задачами проверки указаны: оценка соответствия осуществляемой деятельности учреждения обязательным требованиям законодательства Российской Федерации в области ветеринарии, по учету в федеральной информационной системе в области ветеринарии (далее - ФГИС), ветеринарных сопроводительных документов (далее - ВСД), оформленных на бумажном носителе.
В адрес ОГБУ "Симбирский референтный центр ветеринарии и безопасности продовольствия" 28.04.2017 был направлен акт проверки, в котором указано, что учреждением допущено нарушение части 5 статьи 12 Федерального Закона N 294-ФЗ, выразившееся в непредставлении указанных в распоряжении от 11.04.2017 N 03-08/УЛ-08 документов.
В отношении учреждения 18.04.2017 были составлены протоколы N 03/021-УЛ и N 03/022-УЛ об административном правонарушении по статье 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за непредставление документов для проверки, указанных в пункте 13 распоряжения Управления Россельхознадзора от 11.04.2017 N 03-08/УЛ-08.
Вышеуказанный протокол направлен на рассмотрение в судебный участок N 3 Железнодорожного судебного района г. Ульяновска. Постановлением мирового судьи судебного участка N 3 Железнодорожного судебного района г. Ульяновска от 20.06.2017 Учреждение признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.7 КоАП РФ.
Решением Железнодорожного районного суда г. Ульяновска от 16.08.2017 по делу N 12-207/2017 указанное постановление мирового судьи судебного участка N 3 Железнодорожного судебного района г. Ульяновска от 20.06.2017 по делу N 5-384/2017 отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ с мотивировкой, что должностным лицом в протоколе об административном правонарушении не указано, а судебной инстанцией в ходе судебного разбирательства не установлено, какими нормативно-правовыми актами предусмотрена обязанность Учреждения ведения учета истребованных сведений и их представления, а само по себе не представление указанных документов не образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.7 КоАП РФ.
Полагая незаконными действия должностных лиц Управления Россельхознадзора при проведении внеплановой выездной проверки согласно распоряжению от 11.04.2017 N 03-08/УЛ-08 с учетом требований Федерального закона N 294-ФЗ, заявитель обратился в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из следующих обстоятельств.
В настоящее время ФГИС не создана и не введена в эксплуатацию в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2015 N 676 "О требованиях к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем, и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации", поскольку нормативные правовые акты, устанавливающие требования к защите информации, содержащейся в ней, а также методические указания по обеспечению функционирования ФГИС в области ветеринарии, не прошли регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации и в настоящее время отменены, а также отсутствует нормативно-правовой акт федерального органа исполнительной власти о вводе в эксплуатацию информационной системы.
Кроме этого, суд первой инстанции, сославшись на положения части 3 статьи 69 АПК РФ, пришел к выводу, что результаты рассмотрения настоящего спора не могут противоречить выводам, изложенным в решении Железнодорожного районного суда г. Ульяновска от 16.08.2017 по делу N 12-207/2017, и, отметив, что иных нарушений, в том числе, Федерального закона N 294-ФЗ, вопреки доводам заявителя, в действиях проверяющих судом не усматривается, удовлетворил заявленные требования.
Суд апелляционной инстанции указал, что внеплановая выездная проверка в отношении заявителя проводилась на основании распоряжения Управления Россельхознадзора от 11.04.2017 N 03-08/УЛ-08 в соответствии с приказом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 30.03.2017 N 302 "О проведении проверок", которым определен перечень регионов, в которых надлежит провести внеплановые проверки. В данный перечень входит Ульяновская область. Вышеозначенный приказ Россельхознадзора издан во исполнение поручения заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Дворковича А.В. от 16.03.2017 N АД-П11-1489 руководителю Россельхознадзора.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки является приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.
При этом распоряжение Управления Россельхознадзора от 11.04.2017 N 03-08/УЛ-08, как и приказ Россельхознадзора от 30.03.2017 N 302 и поручение Правительства Российской Федерации от 16.03.2017 N АД-П11-1489, в судебном порядке не признаны незаконными.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции указал, что законные основания для проведения проверки у Управления Россельхознадзора имелись.
Суд апелляционной инстанции отметил, что обжалуемыми действиями должностных лиц Управления Россельхознадзора не были нарушены законные права и интересы заявителя. Само по себе требование о представлении документов на бумажном носителе в рамках законно проведенной проверки не свидетельствует о его незаконности. Более того, исходя из содержания поручения Правительства Российской Федерации, Россельхознадзору было поручено провести проверки количества ВСД, оформленных в бумажном виде на бланках строгой отчетности, врачами на станциях по борьбе с болезнями животных и на обслуживаемых ими объектах в перечисленных регионах (в том числе, в Ульяновской области). Следовательно, необходимость представления документов на бумажном носителе, в частности, корешков ВСД, обусловлена задачей проверки, поставленной Правительством Российской Федерации в поручении от 16.03.2017.
Суд апелляционной указал, что в решении Железнодорожного районного суда г. Ульяновска от 16.08.2017 по делу N 12-207/2017 оценивалась лишь законность привлечения заявителя к административной ответственности по статье 19.7 КоАП РФ; в нем отсутствуют выводы о незаконности проведения Управлением Россельхознадзора проверки. Решение Железнодорожного районного суда г. Ульяновска лишь содержит вывод о недоказанности вины лица, привлекаемого к административной ответственности по статье 19.7 КоАП РФ, в совершении данного правонарушения, и поэтому данный судебный акт не подтверждает заявленные в рамках настоящего дела требования заявителя.
Суд апелляционной инстанции, проанализировав положения статья 20 Федерального закона N 294-ФЗ "Недействительность результатов проверки, проведенной с грубым нарушением требований настоящего Федерального закона" и материалы дела, пришел к выводу, что рассматриваемом случае грубых нарушений при проведении проверки со стороны Управления Россельхознадзора не было допущено, доказательств того, что должностными лицами Управления Россельхознадзора были совершены какие-либо незаконные действия в ходе проверки, в материалы дела не представлено, в связи с чем отсутствуют основания для признания незаконными действий проверяющих и недействительными результатов поверки.
В кассационной жалобе заявитель оспаривает выводы судов первой и апелляционной инстанций, давая свою оценку установленным по делу обстоятельствам и представленным доказательствам, указывая на неисполнимость задач проверки, неисполнимость требований, предъявленных надзорным органом к учреждению, настаивая на своих доводах о нарушениях в ходе проверки административным органом положений Федерального закона N 294-ФЗ.
Все доводы кассационной жалобы были заявлены в судах первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую оценку в оспариваемом судебном акте.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом апелляционной инстанции на основании полного и всестороннего исследования представленных сторонами доказательств. В обжалуемом судебном акте приведены мотивы, по которым суд пришел к таким выводам, с указанием на конкретные доказательства, исследованные и оцененные в их совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ.
Доводы кассационной жалобы не подтверждают неправильного применения судом апелляционной инстанции норм материального или процессуального права, а направлены на переоценку исследованных судом обстоятельств дела, представленных доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу положений статьи 286 АПК РФ не относится к компетенции суда кассационной инстанции.
Нарушений судом апелляционной инстанции норм процессуального права, являющихся самостоятельными основаниями для отмены принятого судебного акта в силу части 4 статьи 288 АПК РФ, при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит основания для отмены обжалуемого судебного акта.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2017 по делу N А72-6219/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
С.В. Мосунов |
Судьи |
Э.Г. Баширов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд апелляционной инстанции, проанализировав положения статья 20 Федерального закона N 294-ФЗ "Недействительность результатов проверки, проведенной с грубым нарушением требований настоящего Федерального закона" и материалы дела, пришел к выводу, что рассматриваемом случае грубых нарушений при проведении проверки со стороны Управления Россельхознадзора не было допущено, доказательств того, что должностными лицами Управления Россельхознадзора были совершены какие-либо незаконные действия в ходе проверки, в материалы дела не представлено, в связи с чем отсутствуют основания для признания незаконными действий проверяющих и недействительными результатов поверки.
В кассационной жалобе заявитель оспаривает выводы судов первой и апелляционной инстанций, давая свою оценку установленным по делу обстоятельствам и представленным доказательствам, указывая на неисполнимость задач проверки, неисполнимость требований, предъявленных надзорным органом к учреждению, настаивая на своих доводах о нарушениях в ходе проверки административным органом положений Федерального закона N 294-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 20 марта 2018 г. N Ф06-30604/18 по делу N А72-6219/2017