г. Казань |
|
26 марта 2018 г. |
Дело N А65-20067/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 марта 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 марта 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ольховикова А.Н.,
судей Егоровой М.В., Логинова О.В.,
при участии представителей:
заявителя - Тарасовой Ю.В. (доверенность от 01.08.2016),
ответчика - Дубровиной Е.О. (доверенность от 09.01.2018 N АГ-02/16),
в отсутствие:
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 04.09.2017 (судья Хафизов И.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2017 (председательствующий судья Засыпкина Т.С., судьи Бажан П.В., Кувшинов В.Е.)
по делу N А65-20067/2017
по заявлению открытого акционерного общества "Азык" (ОГРН 1021603284130, ИНН 1658017358, г. Казань), к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (ОГРН 1021602866405, ИНН 1653003714, г. Казань), третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Просто молоко", об отмене постановления от 16.06.2017 по делу N А05-609/2017 об административном правонарушении по части 1 статьи 14.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Азык" (далее - ОАО "Азык", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - антимонопольный орган, Татарстанский УФАС России) об отмене постановления от 16.06.2017 по делу N А05-609/2017 о привлечении заявителя к административному наказанию в виде штрафа в размере 1 000 000 руб. и о прекращении производства по делу.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 04.08.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) привлечено общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Просто молоко".
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 04.09.2017, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2017, заявление удовлетворено, постановление Татарстанского УФАС России от 16.06.2017 по делу N А05-609/2017 о привлечении ОАО "Азык" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), признано незаконным и отменено в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ ввиду малозначительности совершенного правонарушения, обществу объявлено устное замечание.
В кассационной жалобе Татарстанский УФАС России просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом извещен.
В соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ жалоба рассматривается в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителей сторон, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Татарстанским УФАС России проведена внеплановая документарная выездная проверка соблюдения требований антимонопольного законодательства ОАО "Азык", в результате которой выявлено нарушение ОАО "Азык" части 5 статьи 9 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ, Закон о торговле).
Административным органом 05.04.2017 вынесено определение о возбуждении дела N А05-609/2017 об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении ОАО "Азык", 02.06.2017 в отношении заявителя составлен протокол об административном правонарушении N А05-609/2017, вынесено постановление от 16.06.2017 о наложении штрафа по делу N А05-609/2017 об административном правонарушении по части 1 статьи 14.42 КоАП РФ с применением административного штрафа в размере 1 000 000 руб.
Не согласившись с данным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
При принятии судебных актов суды правомерно исходили из следующего.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Закона N 381 данный закон регулирует отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности.
Под торговой деятельностью в целях Закона о торговле понимается вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров (пункт 1 статьи 2 Закона N 381).
Согласно части 2 статьи 3 Федерального закона от 03.07.2016 N 273-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Закон N 273-ФЗ) условия договоров поставки и иных договоров, регулируемых Законом о торговле и заключенных до дня вступления в силу данного закона, должны быть приведены в соответствие с Законом о торговле (в редакции Закона N 273-ФЗ) до 01.01.2017.
В соответствии с частью 4 статьи 9 Закона о торговле (в редакции Закона N 273-ФЗ) соглашением сторон договора поставки продовольственных товаров может предусматриваться включение в его цену вознаграждения, выплачиваемого хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением им у хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, определенного количества продовольственных товаров. Размер указанного вознаграждения подлежит согласованию сторонами этого договора, включению в его цену и не учитывается при определении цены продовольственных товаров. Совокупный размер вознаграждения, выплачиваемого хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением им у хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, определенного количества продовольственных товаров, и платы за оказание услуг по продвижению товаров, логистических услуг, услуг по подготовке, обработке, упаковке этих товаров, иных подобных услуг не может превышать пять процентов от цены приобретенных продовольственных товаров. При расчете указанного совокупного размера не учитывается сумма налога на добавленную стоимость, предъявляемая хозяйствующим субъектом; осуществляющим поставки продовольственных товаров, к оплате хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением данных товаров, а в отношении подакцизных продовольственных товаров не учитывается также сумма акциза, исчисленная в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
При этом частью 5 статьи 9 Закона о торговле не допускается выплата указанного вознаграждения в связи с приобретением хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, указанных в перечне, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 14.42 КоАП РФ превышение совокупного размера вознаграждения, выплачиваемого хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением им у хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, определенного количества продовольственных товаров, и платы за оказание услуг по продвижению товаров, логистических услуг, услуг по подготовке, обработке, упаковке этих товаров, иных подобных услуг более чем на 5 процентов от цены приобретенных продовольственных товаров либо выплата указанного вознаграждения в связи с приобретением хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, указанных в перечне, установленном Правительством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от одного миллиона до пяти миллионов рублей.
Объектом правонарушений по статье 14.42 КоАП РФ являются общественные отношения, связанные с соблюдением требований к условиям заключения договора поставки продовольственных товаров при ведении торговой деятельности через торговые сети.
Таким образом, объект правонарушений по комментируемой статье - общественные отношения, связанные с соблюдением требований к условиям заключения договора поставки продовольственных товаров при ведении торговой деятельности через торговые сети. Объективная сторона правонарушения по части 1 комментируемой статьи - включение в договор поставки в качестве его условия вознаграждения в размере, превышающем 10% от цены приобретенных продовольственных товаров, за приобретение торговой сетью определенного количества (объема) продовольственных товаров.
Объективная сторона правонарушения по части 1 данной статьи также состоит во включении в договор поставки условия о выплате указанного вознаграждения (от объема) за приобретение торговой сетью отдельных видов социально значимых продовольственных товаров по Перечню (Перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2010 N 530).
Согласно части 6 статьи 9 Закона о торговле выплата хозяйствующими субъектами, осуществляющими поставки продовольственных товаров хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность посредство организации торговой сети, иных видов вознаграждения, не предусмотренных Законом о торговле, либо исполнение (реализация) такого договора в соответствующей части не допускается.
Татарстанским УФАС России установлено, что в части договоров (в том числе действующих с учетом протоколов разногласий и дополнительных соглашений к договорам) установлено вознаграждение, выплачиваемое ОАО "Азык" за приобретение согласованного объема продовольственных товаров, входящих в Перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров.
Так, заявителем заключен договор поставки от 01.02.2017 N 1-07/17 (с протоколом разногласий к договору поставки молочной продукции от 01.02.2017 N1-07/17) с ООО Управляющая компания "Просто молоко", в соответствии с которым поставщик выплачивает ОАО "Азык" вознаграждение в размере 5% от объема закупок без НДС при условии, что объем закупок покупателем превышает согласованный объем в течение месяца. В соответствии с указанным договором ООО Управляющая компания "Просто молоко" поставляет ОАО "Азык", в том числе, молоко, которое входит в названный Перечень.
В этой связи Татарстанское УФАС России пришло к выводу о нарушении обществом части 5 статьи 9 Закона N 381-ФЗ и наличии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.42 КоАП РФ.
Суды, исследовав материалы дела, в соответствии с требованиями, содержащимися в статьях 65, 71 АПК РФ, учитывая, что при рассмотрении дела не выявлено вредных последствий совершенного административного правонарушения, а также существенной угрозы охраняемым общественным отношениям в результате допущенного ответчиком нарушения, пришли к выводу о том, что в рассматриваемом случае при формальном наличии всех признаков состава вмененного правонарушения не причинен существенный вреда интересам государства, в связи с чем квалифицировали данное правонарушение в качестве малозначительного.
В пункте 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 (ред. от 10.11.2011 N 71) "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что оценка вывода арбитражного суда первой и (или) апелляционной инстанции о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного с учетом положений статей 286 и 287 АПК РФ не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов не усматривается.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 04.09.2017 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2017 по делу N А65-20067/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.Н. Ольховиков |
Судьи |
М.В. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Татарстанским УФАС России установлено, что в части договоров (в том числе действующих с учетом протоколов разногласий и дополнительных соглашений к договорам) установлено вознаграждение, выплачиваемое ОАО "Азык" за приобретение согласованного объема продовольственных товаров, входящих в Перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров.
Так, заявителем заключен договор поставки от 01.02.2017 N 1-07/17 (с протоколом разногласий к договору поставки молочной продукции от 01.02.2017 N1-07/17) с ООО Управляющая компания "Просто молоко", в соответствии с которым поставщик выплачивает ОАО "Азык" вознаграждение в размере 5% от объема закупок без НДС при условии, что объем закупок покупателем превышает согласованный объем в течение месяца. В соответствии с указанным договором ООО Управляющая компания "Просто молоко" поставляет ОАО "Азык", в том числе, молоко, которое входит в названный Перечень.
В этой связи Татарстанское УФАС России пришло к выводу о нарушении обществом части 5 статьи 9 Закона N 381-ФЗ и наличии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.42 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 26 марта 2018 г. N Ф06-30480/18 по делу N А65-20067/2017