г. Казань |
|
21 марта 2018 г. |
Дело N А55-13496/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 марта 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 марта 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хабибуллина Л.Ф.,
судей Логинова О.В., Мухаметшина Р.Р.,
при участии представителей:
заявителя - Эккерт Т.Ю., доверенность от 15.11.2017,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации городского округа Сызрань Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 22.09.2017 (судья Рагуля Ю.Н.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2017 (председательствующий судья Засыпкина Т.С., судьи Бажан П.В., Филиппова Е.Г.)
по делу N А55-13496/2017
по заявлению администрации городского округа Сызрань Самарской области к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Самарской области о признании незаконными и отмене решения и предписания, третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "СтройТрансСервис", г. Самара, общество с ограниченной ответственностью "РемСтройСпец", г. Тольятти Самарской области, Комитет жилищно-коммунального хозяйства администрации городского округа Сызрань, Самарская область,
УСТАНОВИЛ:
администрация городского округа Сызрань Самарской области (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконными и отмене решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - антимонопольный орган, управление) от 21.04.2017 по жалобам N 324-12818-17/4, 314-12485-17/4.
К участию в деле в качестве третьи лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привечены общества с ограниченной ответственностью "СтройТрансСервис" и "РемСтройСпец" (далее - общества "СтройТрансСервис" и "РемСтройСпец"), комитет жилищно-коммунального хозяйства администрации.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 22.09.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2017 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация просит отменить состоявшиеся судебные акты, мотивируя неправильным применением судами норм материального права.
Проверив законность обжалуемых актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Администрацией 28.02.2017 в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении закупки N 0142300001217000014 в форме электронного аукциона на "Капитальный ремонт водовода Д-400 мм Бутырского водозабора".
На участие в электронном аукционе поданы заявки 10 участников.
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 14.04.2017 N 1АЭ051-17 аукцион признан несостоявшимся согласно части 8 статьи 67 Закона N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон).
Заявки обществ "СтройТрансСервис" и "РемСтройСпец" отклонены в связи не соответствием первой части заявки аукционной документации.
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения обществ в антимонопольный орган с жалобой на действия заказчика.
Решением управления от 21.04.2017 администрация признана нарушившим часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
На основании указанного решения управлением заявителю выдано предписание от 21.04.2017 об устранении выявленных нарушений.
Не согласившись с принятым антимонопольным органом решением и предписанием, заявитель обратился в арбитражный суд.
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (пункт 1 статьи 1 названного Закона).
Порядок подачи заявок на участие в электронном аукционе регламентирован статьей 66 Закона о контрактной системе, в части 2 которой предусмотрено, что заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей.
Из положений статьи 66 Закона о контрактной системе следует, что содержание первой части заявки определяется в зависимости от предмета контракта (товар или услуги), и от того, указан ли в аукционной документации товарный знак или иные средства индивидуализации.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В силу части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации, а также в случае несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается (часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе).
В силу части 3 статьи 66 Закона первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должно содержать:
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 указанной части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 данной части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 названной части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
При этом пунктами 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона предусмотрено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
Установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе, не допускается.
Согласно разделу III "Описание объекта закупки" аукционной документации все строительно-монтажные работы выполняются в соответствии с дефектной ведомостью, локально ресурсным сметным расчетом (приложения N 1, 2 к ООЗ) и требованиями указанных нормативных документов.
Пунктом 7.24 инструкции по заполнению заявки аукционной документации предусмотрено: "Конкретные показатели, характеристики товара, используемого при выполнении работ, должны указываться участником в составе заявки в отношении каждого вида (типа) товара, используемого при выполнении работ по предмету аукциона в электронной форме: перечисление характеристики через "/", ";" с использованием союза "или", - означает, что участнику необходимо сделать выбор в пользу одного конкретного товара, материала, или одной конкретной характеристики (указать конкретный показатель только одного выбранного товара, материала, или только одной выбранной характеристики)".
Согласно пункту 9 Ведомости материалов аукционной документации требуются: "Трубы стальные электросварные, наружный диаметр свыше 406,4 мм, толщина стенки не менее 6 мм. Мерной длины, в пределах от 1,5 до 18,0-м; немерной длины, в пределах от 1,5 до 18,0-м; длины, кратной мерной, - в пределах от 1,5 до 18,0-м с припуском на каждый рез по 5 мм. Группы А; Б. С нормированием или без нормирования химического состава стали, с нормированием или без нормирования механических свойств. Класса прочности от КП175 до КП460 или марки стали: СтО; Ст1кп; Ст1пс; Ст1сп; Ст2кп; Ст2пс; Ст2сп; Ст3кп; Ст3пс; Ст3сп; Ст3Гпс; Ст3Гсп; Ст4кп; Ст4пс; Ст4сп; Ст5пс; Ст5сп; Ст5Гпс; Стбпс; Стбсп; 09Г2; 09Г2С; 10Г2С1; 14Г2; 15ХСНД; ЮХНДП; 10Г2Б; ЮХСНД; 15Г2СФ; 12ГС; 12Г2Б; 14Г2; 14ХГС; 14Г2АФ; 15ГФ; 15Г2АФпс; 16ГС; 16Г2АФ; 17ГС; 17Г1С; 18Г2АФпс. Отклонение от прямолинейности труб (для труб ВЧС, ДСФП, ДСФ2П) на любом участке длиной 1-м - 1,5 мм".
Пунктом 19 локального ресурсного сметного расчета N РС-637 аукционной документации требуются: "Трубы стальные электросварные прямошовные и спиральношовные группы А и Б с сопротивлением по разрыву 38 кгс/мм, наружный диаметр 426 мм, толщина стенки 6 мм".
В соответствии с пунктом 27 локального ресурсного сметного расчета N РС-637 аукционной документации требуется: "Трубы стальные электросварные прямошовные и спирально-шовные группы А и Б с сопротивлением по разрыву 38 кгс/мм2, наружный диаметр 426 мм, толщина стенки 7 мм".
В заявках обществ "СтройТрансСервис" и "РемСтройСпец" предложено:
"Трубы стальные электросварные, наружный диаметр 426 мм, толщина стенки 6 мм, мерной длины в пределах 10,0 м. Группы Б. С нормированием химического состава стали, без нормирования механических свойств. Класса прочности КП265".
"Трубы стальные электросварные, наружный диаметр 426 мм, толщина стенки 7 мм, мерной длины 10,0 мм. Группы Б. С нормированием химического состава стали, без нормирования механических свойств. Класса прочности КП265".
Судами установлено, что данными участниками аукциона были представлены конкретные показатели класса прочности трубы согласно инструкции по заполнению заявки аукционной документации. Также предложены показатели мерной длины трубы, соответствующие аукционной документации заказчика, поскольку в инструкции по заполнению первых частей заявок, являющейся неотъемлемой частью аукционной документации, не содержится запрета на использование слов "в пределах".
Следовательно, участниками закупки не допущены нарушения аукционной документации.
Доводы подателя жалобы о неправомерной ссылке антимонопольного органа на ГОСТ 19281-89 и ГОСТ 19281-2014 были рассмотрены судами и им дана надлежащая правовая оценка. Как правильно указали суды, названые ГОСТы классифицируют прокат марки стали по классу прочности.
Судами отклонен довод заявителя о том, что ссылка антимонопольного органа на ГОСТ 19281 недопустима, поскольку ГОСТ 33228-2015 при описании труб группы Б делает прямую отсылку к ГОСТ 19281.
Довод заявителя о том, что класс прочности труб относится к механическим свойствам, которые не нормируются для труб группы Б согласно ГОСТ 33228-2015 и что участники в составе описания труб группы Б представили взаимоисключающие сведения: наличие класса прочности при ненормируемых механических свойствах, также был рассмотрен судами и правомерно отклонен.
Из пункта 9 Ведомости материалов аукционной документации не следует однозначного вывода о том, что класс прочности должен указываться только в отношении труб группы А. Вместе с тем из содержания данного пункта следует, что при описании трубы необходимо указать либо класс прочности, либо марку стали.
При этом согласно пункту 5.6 "ГОСТ 33228-2015. Межгосударственный стандарт. Трубы стальные сварные общего назначения. Технические условия" трубы в зависимости от нормированных показателей изготовляют следующих групп поставки: А - с нормированием механических свойств при растяжении классов прочности КП175-КП460, без нормирования химического состава; Б - с нормированием химического состава из сталей марок по ГОСТ 380, ГОСТ 1050, ГОСТ 9045 и ГОСТ 19281 или другим нормативным документам, без нормирования механических свойств.
То есть ГОСТ 33228-2015 делает прямую отсылку к ГОСТ 19281.
В свою очередь, пунктом 1.1 "ГОСТ 19281-89. Прокат из стали повышенной прочности. Общие технические условия" предусмотрено, что прокат изготовляют классов прочности 265, 295, 315, 325, 345, 355, 375, 390 и 440. В приложении N 4 к данному ГОСТ марки стали классифицируются по классу прочности.
Согласно пункту 4.1 "ГОСТ 19281-2014. Межгосударственный стандарт. Прокат повышенной прочности. Общие технические условия" прокат изготовляют по классам прочности: 265; 295; 315; 325; 345; 355; 375; 390; 440; 460; 500; 550; 600; 620; 650; 700 с обозначением по настоящему стандарту.
Кроме того, при рассмотрении настоящего дела судами учтён и тот факт, что Самарским областным судом постановления антимонопольного органа о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (отклонение заявки на участие в конкурсе, отказ в допуске к участию в аукционе, признание заявки на участие в закупке товара, работы или услуги не соответствующей требованиям конкурсной документации, документации об аукционе, отстранение участника закупки от участия в конкурсе, аукционе по основаниям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) членов аукционной комиссии оставлены без изменения, апелляционные жалобы названых лиц без удовлетворения.
С учетом изложенного выводы судов об отсутствии со стороны обществ "СтройТрансСервис" и "РемСтройСпец" нарушений Закона о контрактной системе следует признать обоснованными.
Дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, оснований для удовлетворения жалобы и отмены принятых по данному делу судебных актов у кассационной инстанции не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 22.09.2017 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2017 по делу N А55-13496/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации городского округа Сызрань Самарской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.Ф. Хабибуллин |
Судьи |
О.В. Логинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 4.1 "ГОСТ 19281-2014. Межгосударственный стандарт. Прокат повышенной прочности. Общие технические условия" прокат изготовляют по классам прочности: 265; 295; 315; 325; 345; 355; 375; 390; 440; 460; 500; 550; 600; 620; 650; 700 с обозначением по настоящему стандарту.
Кроме того, при рассмотрении настоящего дела судами учтён и тот факт, что Самарским областным судом постановления антимонопольного органа о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (отклонение заявки на участие в конкурсе, отказ в допуске к участию в аукционе, признание заявки на участие в закупке товара, работы или услуги не соответствующей требованиям конкурсной документации, документации об аукционе, отстранение участника закупки от участия в конкурсе, аукционе по основаниям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) членов аукционной комиссии оставлены без изменения, апелляционные жалобы названых лиц без удовлетворения.
С учетом изложенного выводы судов об отсутствии со стороны обществ "СтройТрансСервис" и "РемСтройСпец" нарушений Закона о контрактной системе следует признать обоснованными."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 21 марта 2018 г. N Ф06-30829/18 по делу N А55-13496/2017