г. Казань |
|
29 марта 2018 г. |
Дело N А12-21825/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 марта 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 марта 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мосунова С.В.,
судей Топорова А.В., Баширова Э.Г.,
при участии представителя:
товарищества собственников жилья "Ельшанка" - Хасановой Н.В. доверенность от 26.05.2017,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 20.09.2017 (судья Стрельникова Н.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2017 (председательствующий судья Комнатная Ю.А., судьи Кузьмичев С.А., Смирников А.В.)
по делу N А12-21825/2017
по заявлению товарищества собственников жилья "Ельшанка" (ОГРН 1053460035276, ИНН 3446018642, 400002, г. Волгоград, ул. Шауляйская, 4А) к Комитету жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области (ОГРН 1143443000986, ИНН 3460012716, 400074, г. Волгоград, ул. Козловская, д. 39А) о признании недействительным предписания,
УСТАНОВИЛ:
товарищество собственников жилья "Ельшанка" (далее - заявитель, ТСЖ "Ельшанка") обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительным предписания Комитета жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области (далее - Комитет ЖКХ и ТЭК Волгоградской области) от 27.04.2017 N 5.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 20.09.2017, оставленным без изменений постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2017, заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным предписание Комитета ЖКХ и ТЭК Волгоградской области от 27.04.2017 N 5, вынесенное в отношении ТСЖ "Ельшанка".
Комитет ЖКХ и ТЭК Волгоградской области обратился с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В своих возражениях ТСЖ "Ельшанка", полагая обжалуемые судебные акты обоснованными и законными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Стороны о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", однако Комитет ЖКХ и ТЭК Волгоградской области явку своего представителя в суд не обеспечил.
Принимая во внимание наличие надлежащего уведомления лиц, участвующих в деле, основываясь на положениях части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие не явившейся стороны.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав представителя ТСЖ "Ельшанка", проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, на основании приказа от 22.03.2017 N 5 Комитетом ЖКХ и ТЭК Волгоградской области проведена проверка в отношении ТСЖ "Ельшанка", в ходе которой установлено, что в соответствии с протоколом общего собрания членов ТСЖ "Ельшанка" многоквартирного дома N 4А по ул. Шауляйской от 05.07.2015, со специального счета на ремонт кровли согласно сметы выделены 280 000 руб.; в соответствии с протоколом от 11.08.2016 N 16 общего собрания членов ТСЖ "Ельшанка" принято решение выделить со специального счета на ремонт кровли согласно сметы 210 000 руб.
По итогам плановой выездной проверки Комитет ЖКХ и ТЭК Волгоградской области пришел к выводу, что списание денежных средств со специального счета произведено в отсутствие оснований, предусмотренных частью 1 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пункта 1 статьи 17 Закона Волгоградской области от 19.12.2013 N 174- ОД "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Волгоградской области"; является нецелевым использованием денежных средств, поскольку данные виды работ не предусмотрены нормативно-правовым актом субъекта Российской Федерации.
Также Комитетом ЖКХ и ТЭК Волгоградской области констатировано, что собственниками многоквартирного дома N 4А по ул. ул. Шауляйской в г. Волгограде решением общего собрания собственников помещений не определены или утверждены: смета расходов на капитальный ремонт; сроки проведения капитального ремонта, что, по мнению контролирующего органа, является нарушением части 5 статьи 189 ЖК РФ.
Результаты проверки отражены в акте проверки от 27.04.2017 N 5, выдано предписание N 5 об устранении нарушений законодательства, регулирующего правоотношения, связанные с целевым расходованием денежных средств, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, и обеспечением сохранности этих средств на территории Волгоградской области, в соответствии с которым на ТСЖ "Ельшанка" возложена обязанность в срок до 29.05.2017 устранить нарушения, выявленные при осуществлении регионального государственного контроля, принять меры к восстановлению денежных средств со специального счета, владельцем которого является ТСЖ "Ельшанка" (средств собственников): в сумме 478 700 руб. на специальный счет (Расчетный счет N 40705810211000000648), открытый в ПАО Сбербанк.
Не согласившись с предписанием, ТСЖ "Ельшанка" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Признавая предписание Комитета ЖКХ и ТЭК Волгоградской области от 27.04.2017 N 5 незаконным, судебные инстанции исходили из того, что все денежные средства, выделенные собственниками многоквартирного дома (далее - МКД) N 4А по ул. Шауляйской и перечисленные ТСЖ "Ельшанка" со специального счета на ремонт кровли, потрачены по назначению, в соответствии с частью 1 статьи 166 ЖК РФЫ, пунктом 1 статьи 17 Закона Волгоградской области от 19.12.2013 N 174-ОД "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Волгоградской области".
Суд кассационной инстанции соглашается с данным выводом судебных инстанций в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в МКД является органом управления МКД.
Согласно части 2 статьи 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме также относятся:
1) принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе, с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта;
1.1) принятие решений о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, выборе лица, уполномоченного на открытие специального счета в российской кредитной организации, совершение операций с денежными средствами, находящимися на специальном счете;
Статьей 166 ЖК РФ и статьей 17 Закона Волгоградской области от 19.12.2013 N 174-ОД "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Волгоградской области" утвержден перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Судебными инстанциями установлено, что в связи с многочисленными жалобами и обращениями собственников МКД N 4А по ул. Шауляйской, на протекание крыши дома, председателем правления ТСЖ "Ельшанка" на собрание собственников жилья вынесен вопрос о ремонте кровли крыши.
Общим собранием членов ТСЖ "Ельшанка" 05.07.2015 принято решение выделить со специального счета денежные средства на ремонт кровли согласно смете в размере 280 000 руб. (вопрос N 5 протокола от 05.07.2015), в связи с чем между ТСЖ "Ельшанка" и ИП Ватанским В.В. заключен договор подряда на ремонтно-строительные работы от 25.08.2015 N 06/15 на сумму 253 700 рублей и договор подряда на ремонтно-строительные работы от 05.02.2016 N01/16 на 15 000 рублей, всего на 268 700 рублей. Остаток денежных средств в размере 11 300 рублей остался неизрасходованными на спец.счете ТСЖ "Ельшанка". Собственники спорного МКД 11.08.2016 приняли решение выделить со специального счета денежные средства на ремонт кровли согласно смете в размере 210 000 рублей (вопрос N 2 протокола от 11.08.2016), в связи с чем ТСЖ "Ельшанка" заключило договор подряда от 09.09.2016 N43/2016 с ИП Долговым Ю.В. на ремонт кровли, стоимость работ по договору составила 210 000 рублей. Неотъемлемой частью договора является локальный сметный расчет от 09.09.2016 N 39/16.
Таким образом, собственники многоквартирного дома N 4А по ул. Шауляйской, решениями общего собрания от 05.07.2015 и 11.08.2016 определили и утвердили перечень работ по капитальному ремонту и сметы на капитальный ремонт кровли. В соответствии с договорами подряда и на основании подписанных сторонами актов выполненных работ фактически исполнены обязательства по капитальному ремонту кровли многоквартирного дома N 4А по ул. Шауляйской, предусмотренные решениями общего собрания от 05.07.2015 и 11.08.2016.
Судами отмечено, что не указание срока проведения капитального ремонта в решениях общего собрания собственников не означает нецелевое расходование денежных средств ТСЖ "Ельшанка". Тем более, что срок проведения капитального ремонта определен договорами подряда. В решениях общего собрания утверждены сметы доходов и расходов, вид работ, а также определен источник финансирования ремонта кровли. Все договоры подряда по ремонту кровли подрядчиками исполнены, акты выполненных работ сторонами подписаны.
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные в дело документы, руководствуясь положениями частей 1, 2 статьи 44, части 1 статьи 166 ЖК РФ, пункта 1 статьи 17 Закона Волгоградской области от 19.12.2013 N 174-ОД "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Волгоградской области", пунктов 10, 11, 21, 23 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, пункта 4.6.1.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу о признании незаконным предписания Комитета ЖКХ и ТЭК Волгоградской области от 27.04.2017 N 5.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции соглашается с выводами судебных инстанций о том, что предписание Комитета ЖКХ и ТЭК Волгоградской области от 27.04.2017 N 5 является незаконным, поскольку оно нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования представленных сторонами доказательств. В обжалуемых судебных актах приведены мотивы, по которым суды пришли к таким выводам, с указанием на конкретные доказательства, исследованные и оцененные в их совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ.
Доводы кассационной жалобы не подтверждают неправильного применения судами норм материального или процессуального права, а направлены на переоценку исследованных судами обстоятельств дела, представленных доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу положений статьи 286 АПК РФ не относится к компетенции суда кассационной инстанции.
Нарушений судами норм процессуального права, являющихся самостоятельными основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 АПК РФ, при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит основания для отмены обжалуемых судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 20.09.2017 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2017 по делу N А12-21825/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Председательствующий судья |
С.В. Мосунов |
Судьи |
А.В. Топоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные в дело документы, руководствуясь положениями частей 1, 2 статьи 44, части 1 статьи 166 ЖК РФ, пункта 1 статьи 17 Закона Волгоградской области от 19.12.2013 N 174-ОД "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Волгоградской области", пунктов 10, 11, 21, 23 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, пункта 4.6.1.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу о признании незаконным предписания Комитета ЖКХ и ТЭК Волгоградской области от 27.04.2017 N 5."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 29 марта 2018 г. N Ф06-31068/18 по делу N А12-21825/2017