г. Казань |
|
03 апреля 2018 г. |
Дело N А49-8134/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 апреля 2018 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Закировой И.Ш.,
судей Баширов Э.Г., Мосунова С.В.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Мордовия и Пензенской области
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 27.09.2017 (судья Табаченков М.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2017 (председательствующий судья Драгоценнова И.С., судья Юдкин А.А., Попова Е.Г.)
по делу N А49-8134/2017
по заявлению акционерного общества "Пензенский областной земельный резерв" к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Мордовия и Пензенской области о признании незаконным распоряжения от 05.06.2017 N 544 о проведении внеплановой проверки в отношении земельных участков сельскохозяйственного назначения, принадлежащих на праве собственности обществу; об обязании Управления Россельхознадзора по Республике Мордовия и Пензенской области не осуществлять действия, направленные на проведение внеплановой проверки в отношении земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности общества, до вступления в законную силу решения суда,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Пензенский областной земельный резерв" (далее - заявитель, общество, АО "Пензенский областной земельный резерв") обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Мордовия и Пензенской области (далее - Управление Россельхознадзора, государственный орган) о признании незаконным распоряжения от 05.06.2017 N 544 о проведении внеплановой проверки в отношении земельных участков сельскохозяйственного назначения, принадлежащих на праве собственности обществу; об обязании Управления Россельхознадзора не осуществлять действия, направленные на проведение внеплановой проверки в отношении земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности общества, до вступления в законную силу решения суда.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 27.09.2017 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2017 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе государственный орган, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, а также несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, кассационную жалобу - удовлетворить.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, правильность применения судами норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, судебная коллегия установила следующее.
АО "Пензенский областной земельный резерв" является собственником земельных участков с кадастровым номером 58:15:0522903:124 и номер 58:15:0512901:19.
В результате административного обследования указанных земельных участков должностными лицами Управления Россельхознадзора выявлены признаки зарастания сорной травянистой и древесно-кустарниковой растительностью и неиспользования его в сельскохозяйственном производстве, что является нарушением требований подпункта 3 пункта 2 статьи 13, статьи 42 Федерального закона от 25.01.2001 "Земельный кодекс Российской Федерации" по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также, требований пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон об обороте земель сельхозназначения).
По результатам административного обследования составлены акты, которых указано на невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв; неиспользование земельного участка для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности, что влечет за собой административную ответственность по части 2 статьи 8.7 и части 2 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
По выявленному факту 28.04.2017 должностным лицом составлено мотивированное представление для принятия решения о назначении внеплановой выездной проверки в отношении АО "Пензенский областной земельный резерв".
05.06.2017 руководитель Управления Россельхознадзора издал распоряжение N 544 о проведении внеплановой выездной проверки заявителя, а именно, земельных участков с кадастровыми номерами 58:15:0512901:19 и 58:15:0522903:124.
Заявитель получил копию приказа 20.06.2017, что подтверждено записью на экземпляре заявителя с реквизитами входящей корреспонденции и почтовым уведомлением общества.
05.06.2017 общество обратилось в Прокуратуру Пензенской области с заявлением о согласовании с органом прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки юридического лица.
06.06.2017 Прокуратура Пензенской области приняла решение N 7-25/292-2017 о согласовании проведения внеплановой проверки.
Общество, полагая, что распоряжение о проведении внеплановой выездной проверки противоречит закону и нарушает его права, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, исходили из несоответствия оспариваемого распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки пункту 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (далее - Закон о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), а также Порядку оформления и содержание плановых (рейдовых) заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований и оформления результатов таких плановых (рейдовых) осмотров, обследований, утвержденного приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 16.10.2015 N 475 (далее - Порядок оформления и содержания плановых (рейдовых) заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров).
Судебные инстанции сослались на пункт 4 указанного Порядка, в соответствии с которым плановые (рейдовые) осмотры осуществляются в соответствии с заданием по утвержденным маршрутам. Плановые задания утверждаются приказов руководителя (заместителя руководителя) Россельхознадзора или территориального органа Россельхознадзора (пункт 6 Порядка оформления и содержания плановых (рейдовых) заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров).
Однако, в данном случае указанные задание на проведение плановых (рейдовых) осмотров и приказ компетентного должностного лица территориального органа Россельхознадзора об утверждении такого задания отсутствуют.
Следовательно, как указали суды, отсутствуют законные основания для проведения плановых (рейдовых) осмотров земельных участков заявителя, а в силу этого - для принятия решения о проведения внеплановой проверки.
Суд кассационной инстанции считает выводы судов не соответствующими нормам права, регулирующим спорные правоотношения в силу следующего.
Положение "О государственном земельном надзоре" утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 N 1 "Об утверждении положения о государственном земельном надзоре" (далее - Положение).
Согласно пункту 2 Положения государственный земельный надзор осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и их территориальными органами.
Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением, в том числе требований, связанных с обязательным использованием земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Законом об обороте земель сельхозназначения, для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности (пункт "в" пункта 4 Положения).
В рамках государственного земельного надзора осуществляется организация и проведение плановых и внеплановых проверок соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность (далее - плановые и внеплановые проверки) (пункт 6 Положения).
Таким образом, проверка в отношении заявителя должностным лицом Управления Россельхознадзора осуществлена в пределах предоставленных полномочий.
Судами рассмотрены действия государственного органа на предмет их соответствия Закону о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Между тем судами не принято во внимание, то, что в силу положений пункта 4 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), при осуществлении государственного земельного надзора в отношении органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан применяются положения Закона о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, с учетом особенностей, установленных названным Кодексом.
Согласно пункту 5 статьи 71 ЗК РФ должностные лица органов государственного земельного надзора имеют право осуществлять плановые и внеплановые проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации (подпункт 1).
Внеплановые проверки проводятся по основаниям, установленным ЗК РФ, Законом о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ " Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (пункт 11 Положения).
В подпунктах 2 и 3 пункта 6 статьи 71.1 Земельного кодекса Российской Федерации закреплена возможность проведения внеплановой проверки в случае выявления признаков нарушений требований законодательства Российской Федерации, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, если такие признаки выявлены по итогам проведения административного обследования объекта земельных отношений, а также в случае, если обращения о нарушениях имущественных прав Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, юридических лиц, граждан поступили в орган государственного земельного надзора.
При этом государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (пункт 2 статьи 71 ЗК РФ), а административное обследование объектов земельных отношений проводится в рамках систематического наблюдения за исполнением требований законодательства Российской Федерации должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного земельного надзора (пункт 1 статьи 71.2 ЗК РФ).
Следовательно, выявление признаков нарушений требований законодательства Российской Федерации, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, а также поступление обращений о нарушениях имущественных прав Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, юридических лиц, граждан могут являться основанием для проведения внеплановой проверки в рамках государственного земельного надзора.
Согласно пункту 7 статьи 71.1 ЗК РФ внеплановая проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по основаниям, указанным в подпунктах 2 и 3 пункта 6 названной статьи, проводится органом государственного земельного надзора после согласования с органом прокуратуры по месту нахождения объекта земельных отношений, являющегося предметом внеплановой проверки.
Судами подтверждено, что распоряжение о проведении внеплановой выездной проверки от 05.06.2017 заявитель получил заблаговременно (20.06.2017).
05.06.2017 общество обратилось в Прокуратуру Пензенской области с заявлением о согласовании с органом прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки юридического лица (АО "Пензенский областной земельный резерв").
06.06.2017 Прокуратура приняла решение N 7-25/292-2017 о согласовании проведения внеплановой проверки.
Срок начала проведения проверки установлен с 05.07.2017.
В качестве основания проведения проверки указан подпункт 2 пункта 6 статьи 71.1 ЗК РФ - выявление по итогам административного обследования объекта земельных отношений признаков нарушений требований законодательства Российской Федерации, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.
Порядок оформления и содержания плановых (рейдовых) заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, на который ссылаются суды в своих актах неприменим к данным правоотношениям, поскольку регулируют только плановые мероприятия.
Оценив представленные доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, руководствуясь статьями 198, 200, 201 АПК РФ, постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 N 1 "Об утверждении положения о государственном земельном надзоре", ЗК РФ, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что контрольные мероприятия в отношении заявителя - собственника спорных земельных участков, проводились в рамках реализации административным органом полномочий по контролю за соблюдением юридическими лицами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации в связи с выявлением признаков административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 и частью 2 статьи 8.8 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции отменяет решение суда первой инстанции полностью и, не передавая дело на новое рассмотрение, принимает новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пензенской области от 27.09.2017 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2017 по делу N А49-8134/2017 отменить, кассационную жалобу -удовлетворить.
В удовлетворении заявленных требований акционерного общества "Пензенский областной земельный резерв" о признании незаконным распоряжения Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Мордовия и Пензенской области от 05.06.2017 N 544 о проведении внеплановой проверки в отношении земельных участков сельскохозяйственного назначения, принадлежащих на праве собственности обществу; об обязании Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Мордовия и Пензенской области не осуществлять действия, направленные на проведение внеплановой проверки в отношении земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности общества, до вступления в законную силу решения суда - отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.Ш. Закирова |
Судьи |
Э.Г. Баширов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В качестве основания проведения проверки указан подпункт 2 пункта 6 статьи 71.1 ЗК РФ - выявление по итогам административного обследования объекта земельных отношений признаков нарушений требований законодательства Российской Федерации, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.
...
Оценив представленные доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, руководствуясь статьями 198, 200, 201 АПК РФ, постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 N 1 "Об утверждении положения о государственном земельном надзоре", ЗК РФ, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что контрольные мероприятия в отношении заявителя - собственника спорных земельных участков, проводились в рамках реализации административным органом полномочий по контролю за соблюдением юридическими лицами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации в связи с выявлением признаков административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 и частью 2 статьи 8.8 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 3 апреля 2018 г. N Ф06-31226/18 по делу N А49-8134/2017